Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возрастная динамика страхов у мальчиков по А.И. Захарову





 

Категория страхов В возрасте
                   
  Боли         +     +   +
  Больших помещений, улиц             +   +  
  Воды   +                
  Войны     +   +     + +  
  Воспитателей (учителей)                    
  Врачей (кроме зубных) +     +       +   +
  Высоты     +   + +   +    
  Глубины         +   +      
  Животных (волк, собака, паук, змеи др.)   +   +         +  
  Заболеть     +       +   + +
И Каких-то детей                    
  Крови                    
  Маленького, тесного пространства         + +     +  
  Мамы, папы     +              
  Наказания       +   + +   + +
  Нападения       + +         +
  Неожиданных резких звуков (кроме внезапных)         + +     +  
  Огня +                  
  Опоздать в школу         + + +      
  Остаться одному       + +          
  Перед тем как заснуть +   +           +  
  Пожара   +     +     +    
  Потеряться + +                
  Природных явлений (буря, гроза, ураган, наводнение) +       + +        
  Сказочных персонажей (Баба Яга, Кощей Бессмертный) + + +              
  Смерти родителей         + + +      
  Страшных снов   +   +     +   + +
  Темноты + +   +            
  Транспорта (машин, поездов, самолетов)     +         +    
  Уколов +   +   +         +
  Умереть       + +          
  Чужих людей +     +            
  Итого по возрастам                    

 


Возрастная динамика страхов у девочек по А.И. Захарову

 

Категория страхов в возрасте
                   
  Боли     + + +   +   + +
  Больших помещений, улиц     +     +   +    
  Воды   + +   +   +   +  
  Войны       +   +   + +  
  Воспитателей (учителей)                    
  Врачей (кроме зубных) +     + +   +   +  
  Высоты       + +     + + +
  Глубины       + +     + + +
  Животных (волк, собака, паук, змеи др.)     +   +   + +    
  Заболеть     +   +         +
И Каких-то детей                    
  Крови                    
  Маленького, тесного пространства +   +              
  Мамы, папы     + +            
  Наказания   + +   +         +
  Нападения       + + + + + +  
  Неожиданных резких звуков (кроме внезапных)         + +        
  Огня + +     +       +  
  Опоздать в школу         + + +      
  Остаться одному       + +   + +    
  Перед тем как заснуть   + +              
  Пожара   +     +       +  
  Потеряться + +                
  Природных явлений (буря, гроза, ураган, наводнение)     +   +   + +    
  Сказочных персонажей (Баба Яга, Кощей Бессмертный) + +                
  Смерти родителей         + + +     +
  Страшных снов   + +   +         +
  Темноты + +     +   +      
  Транспорта (машин, поездов, самолетов)     +         +    
  Уколов +     + + +     +  
  Умереть       + +          
  Чужих людей   +   + +          
  Итого по возрастам                    

Советы для родителей «Страхи и пути их преодоления в раннем детском возрасте»


 

Страхи Что делать
Боязнь внезапного шума Успокоить малыша, не оставлять его одного. Исключить внезапные резкие звуки
Боязнь быстрых перемещений в пространстве Возникает в тех случаях, когда родители слишком кружат или катают на качелях. Ребенку в раннем возрасте особенно нужна твердая опора кроватка, коляска, объятия родителей.
Страх разлуки, боязнь чужих Игра в прятки, когда мама прячется за креслом или диваном, а потом обязательно появляется, поможет малышу справиться с его опасениями «потерять» маму. Для того чтобы снизить боязнь чужих людей, лучше не оставлять ребенка с незнакомыми ему людьми, а если к вам пришли гости, побудьте вместе с малышом.
Боязнь купания Ребенок боится не воды, а её свойств: текучести, температуры и т. д. Для того чтобы ребенок справился с неприятными переживаниями по отношению к воде, необходимо во время купания брать с собой любимые игрушки, играть с ними в воде - обязательно при активном участии родителей. Если ребенок не проявляет особых симпатий к воде, его не нужно насильно «учить плавать» и т. д. Важно следовать за ребенком, понимать что для него сейчас актуально, готов ли он ос-
Страхи, связанные с опытом Особое внимание родители должны уделить взаимодействия с различным опытом. Поведению на дороге и в других опасных местах, взаимодействию с объектами окружающей среды. Ребенок в это время усваивает новый мир (лестницы, животные) всевозможные препятствия, которые необходимы ему, чтобы преодолевать сложные и опасные ситуации в будущем.
Страх приучения к горшку В это время ребенок считает, что моча и кал, с которыми он расстается, - неотъемлемая его самого, и то, что эти части исчезают. Это сопряжено с переживанием. Чтобы переживания не становились негативными, не следует сразу выливать содержимое горшка в канализацию, лучше сделать это немного позднее. Можно также поддерживать игры ребенка с любимыми игрушками, которые «ходят на горшок». Это позволит малышу «проиграть» ситуации с горшком и избавит его от ненужных опасений.  
Боязнь клоунов и масок В этом возрасте активно формируется фантазия, и ребенок, видя совершенно фантастического персонажа с утрированными частями тела и выражением лица, может сильно перепугаться. Для того чтобы такой страх не появился, важно водить малыша на различные представления и театрализованные мероприятия, где он увидит самых невероятных героев. Помимо этого когда родители или кто-то из знакомых, устраивая детский праздник, надевают костюмы и маски, ребенок по окончании представления должен убедиться, что под маской не скрывается чудище, что это всего лишь переодетый папа или соседка по площадке.  
Страшные сны Единожды увидев страшный сон, малыш может в дальнейшем активно придумывать различные предлоги для того, чтобы вообще не ложиться спать или хотя бы оттянуть этот момент как можно дольше. Он может просить попить, в туалет или чтобы с ним еще немного посидели или прочитали «последнюю сказочку»... Чтобы не снились страшные сны, предложите ребенку заказать хороший сон. А заказ в виде рисунка или записки положить под подушку. Перед сном можно почитать ребенку комикс, добрые сказки.  
Страх перед грозой Громкие раскаты грома, яркие вспышки молнии зачастую пугают и взрослых, а для малыша они просто катастрофически. Важно поговорить с ним, переключить его внимание на что-то приятное. Если гроза случилась ночью, можно разрешить ребенку спать с родителями или просто побыть с ним, пока он не заснет.  
Страх перед чудовищами и темнотой Основная идея такова: важно, чтобы все чудища превратились в неопасных, слабых или хороших. В этом помогут «магические» мечи, снадобья или заклинания, которые делают ребенка неуязвимым. Здорово, если удастся провести параллели с сильными и отважными героями, побеждающими всякую нечисть. Малыш должен поверить в свою силу, храбрость и безопасность. Игрушки-помощники тоже могут помочь. Монстры обычно живут только в темноте, под кроватью или в шкафу, можно неплотно закрывать дверь комнаты или оставлять приглушенный свет.  
Страх перед детским садом Этот страх почти всегда связан с конкретной ситуацией дома или в детском саду. Малыш, возможно, не хочет «отпускать» маму, ему может не нравиться строгая воспитательница, может быть, кто-то из ребят дразнит его, или ему не нравятся занятия и шумная обстановка. Необходимо разобраться в том, что является причиной. Поиграйте с ним, пусть малыш исполняет роль взрослых, а родители роли детей. Конечно, необходимо расспросить и воспитателя и самого малыша. Когда причина ясна, ее легче устранить.  
Страшные сцены в фильмах Телевидение изобилует различными страшными сценами даже в мультфильмах. Чтобы исключить просмотр таких сцен, родители должны тщательно выбирать программу передач и устраивать совместные просмотры. Важно обсудить с ребенком просмотренное, отметив, что происходящие в фильмах события - вымышленные.  
Боязнь животных Чаще всего дети боятся собак. Большую разозлившуюся собаку действительно испугается кто угодно, да и сами родители часто демонстрируют опасения, связанные с собаками. Один из способов избавиться от страха - завести собаку. Но также необходимо рассказывать о повадках животных, о том, как собаки помогают людям и как с ними надо обращаться. И конечно, родителям в первую очередь необходимо справиться со своей неприязнью к животным если она есть.  
       

«Семь шагов по пути преодоления страхов» [21]



Первый шаг навстречу ребенку в борьбе с его страхами это терпение. Терпение потому что многие страхи кажутся глупыми. Терпение и спокойствие. Реакция матери всегда передается ребенку, если мать начинает ругаться, то страх не пропадает, к нему добавляется страх быть наказанным. Ребенок перестает жаловаться, замыкается в себе. Задача родителей не позволить страху Крепиться, и перерасти в психическое расстройство.

Шаг второй - показать свое спокойствие, но в тоже время заинтересованность проблемой малыша. Подробно расспросить чего именно боится ребенок.

Шаг третий - объясните, что это происходит не только с ним (с ней), а и с другими ребятами тоже. Расскажите или придумайте историю про себя. «А вот когда я была маленькой я тоже иногда боялась, но потом я выросла и теперь ничего не боюсь. И у тебя тоже все будет хорошо!»

Шаг четвертый - никогда не наказывайте ребенка, если он продолжает боятся, не пытайтесь его убедить, что он плохой потому что боится.

Шаг пятый - напрягите, фантазию, если не помогает убеждение, ищите другие способы победить страхи. Например, юмор. Разыграйте правдивую сценку, где ребенок будет наблюдатель, а не участник событий. Притворитесь, что чего-то боитесь, а потом, оберните все в шутку «.. это оказывается вон что, а я то думала... Ой ну до чего же я всех насмешила...». Обязательно долго и заразительно смейтесь. Попросите ребенка рассказать эту историю вечером папе, посмотрите, как он это сделает - так же с юмором или с тревогой. Почитайте ему детские книги со схожими сюжетами.

Шаг шестой - настойчивость. Борьба со страхами порой бывает очень долгой и утомительной. Но вы не должны отступать. Главное не запугивать и не вызвать новых страхов. Если ребенок категорически против, отступите, но вернитесь к этому вопросу через некоторое время, но не наказывайте за непослушание.

Шаг седьмой - поощрение, может быть словом, игрушкой, походом в цирк и т.д. В случае если ребенок переборол какой-то пусть даже самый маленький, незначительный страх обязательно похвалите его, вспоминайте этот маленький подвиг еще несколько дней, рассказывайте посторонним или другим людям в присутствии ребенка как смело он поступил. Хвалите его и хвалитесь им перед другими, чтобы он слышал.

Многие страхи рождаются собственным примером мамы. Следите в первую очередь за собой и своим поведением. Нервозность взрослых только вредит ребенку. Если каждый раз кричать, завидев у малыша в руках вилку: «ой что делается, он сейчас выколет глаз», то ребенок в лучшем случае проигнорирует, а в худшем долго будет бояться взять вилку в руки. Возможно, своим детям он также будет кричать: «брось вилку, а то выколешь глаз...».

Если вы видите, что никакими способами ребенку не удает-4 ся справиться со своим страхом, если появились бессонница, заикание, раздражительность или апатия и т.п. нарушения, обращайтесь к психологу или психоневрологу. Помните, что в стрессовой ситуации формируются установки нашего подсознания, которые мы уносим с собой во взрослую жизнь.

 

Однако дорогие родители существует такой страх, который СТРАШНО потерять. Это страх обидеть друга, осудить, страх собственного равнодушия, жадности, черствости, жестокосердия. Не дай вам Бог этот страх утратить!

 

Если же на пороге темной комнаты, перед каким-то важным событием, твое сердце все-таки начинает по-прежнему бешено колотиться, попробуй тогда одними губами от всей души, призвать на помощь своего Ангела - хранителя, и затем спокойно и смело переступай порог иди вперед к своей цели!


Куличковская Елена Владимировна

 

Педагог - психолог высшей квалификационной категории. Стаж психологической работы 11 лет. Проводит консультации с детьми и родителями, коррекционно-развивающие занятия, групповые занятия с дошкольниками и подростками. Сертифицированный мастер сказкотерапевт, арт - терапевт. Автор настольной сказкотерапевтической игры «Путешествие в страну Бумбонию», соавтор книг «Змей Горыныч и Я», «Машкины сказки», «Твой путь», автор-составитель методического пособия для студентов «Сказка, музыка, живопись, танец - источник вдохновения, лечения и обучения».

 

Степанова Оксана Владиславовна

 

Педагог - психолог высшей квалификационной категории. Стаж практической психологической работы 8 лет, педагогический стаж 17 лет. Имеет большой опыт работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Сфера профессиональных интересов - сказкотерапия, сертифицирована Санкт-петербургским институтом сказкотерапии.

 


[1] Т. Шишова Страхи - это серьезно.- М.: Издательский дом «Искатель», 1997, с. 5.

[2] Т. Шишова Страхи - это серьезно.- М.: Издательский дом «Искатель», 1997, с. 7

 

[3] Знаки указывают на вид выполняемого задания.

[4] Фигурки необходимо наклеить на картон, вырезать по сплошным линиям и использовать в процессе игры, медаль вручается после восстановления города, ее можно носить на груди, вдев в нее красивую ленту.

 

[5] Хухлаева О.В Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. - М.: Генезис, 2006.

[6] Яковлева Н. Психологическая помощь дошкольнику. - СПб.: «Валерии СПД», 2001

 

[7] Яковлева Н. Психологическая помощь дошкольнику. - СПб.: «Валерии СПД», 2001.

[8] О.В. Хухлаева Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. - М: Генезис, 2006, с.151.

 

[9] по мотивам стихотворения В. Семерина «Страшный зверь»

[10] Подсказка для ведущего - у малыша и животного одна и та же эмоция

[11] стихотворение Елены Константиновны Придиус, см. Сказкотерапия в помощь родителям.

[12] Можно включить спокойную медитативную музыку.

[13] Тащева А.И., Гриднева С.В. А я не боюсь! Профилактика страха медицинских процедур у детей, с. 53

[14] Тащева А.И., Гриднева С.В. А я не боюсь! Профилактика страха медицинских процедур у детей, с. 49

[15] Тащева А.И., Гриднева С.В. А я не боюсь! Профилактика страха медицинских процедур у детей, с. 61

[16] См. цветное приложение медаль «Почетный Житель Города», медаль вырезается, наклеивается на картон, ее можно носить на ленте

[17] О-В. Хухлаева Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. - М.: Генезис, 2006, с.150

[18] см. Афанасьев, 1995.

[19] Словарь «Славянская мифология», М, 1995.

[20] 20Модификация по А.И. Захарову Дневные и ночные страхи у детей. - СПб., Речь, 2005, с. 83-84.

[21] по материалам Волковой Ирины http://la-vida.ru/child.php?cod=2.

 







Date: 2016-06-07; view: 565; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.034 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию