Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ представлений студентов СФУ об успешности во взаимосвязи с их опытом пиковых переживаний, потоковых состояний





В данном разделе будут приведены результаты факторного анализа, контент анализа и анализа корреляций. Которые помогут в опровержении или подтверждении гипотезы нашего исследования.

Факторный анализ:

По переменной 4 «Представьте деятельность, от которой Вы испытываете удовлетворение, Вы забываете о времени, находитесь в состоянии потока. С какими характеристиками и в какой степени у вас ассоциируется такое состояние?» был проведен факторный анализ. Выделено 4 фактора. В совокупности они описывают 64% общей вариации признаков.

1 фактор составляет 27% общей дисперсии признаков. Наиболее тесно связан с такими переменными как, ясное понимание цели (0,8), правила, которые нужно выполнять для достижения цели (0,7), погружение в работу (0,7), чувство контроля над ситуацией (0,7), интерес (0,7), всё идет как по-маслу (0,65), успешность (0,6) сосредоточенность (0,6), по окончании вы испытываете лёгкость, энергию для новых дел(0,6). Этот фактор характеризует способы достижения потокового состояния, собственно сами характеристики потока, но сюда также попадает успешность и интерес, видимо, действия, необходимые для потока также являются и условиями успеха, если мы понимаем его как достижение цели, успех в каком-либо деле.

2 фактор составил 18% % общей дисперсии признаков. Представлен такими переменными как, добро (0.9), здоровье (0.9), красота (0.9), успешность (0.5). Этот фактор отражает ценности, связываемые с потоковыми состояниями в представлениях респондентов. Возможно, связан с менталитетом русского человека.

3 фактор составляет 11% общей дисперсии признаков. Соотносится с такими характеристиками, как исчезновение восприятия себя (0.85), остановка времени (0.85), немедленное ощущение отдачи (0.4). Он характеризует измененные состояния сознания, характерные для данного переживания.

4 фактор составляет 7% общей дисперсии признаков. Связан с переменной, начало деятельности сопряжено с трудностями (0.9). Эта характеристика нами взята из методологии других ученых, нежели предыдущие, она представляет условия вхождения в потоковое состояние.

По переменной 8 «Какие сферы жизни приносят Вам счастье, удовлетворение?» был проведен факторный анализ. Было выделено 5 факторов, которые описывают 61% общей вариации признаков.

1 фактор составляет 16% общей дисперсии признаков. Связан с переменными семья (0.65), спорт (0.65), друзья (0.6). Фактор межличностного общения, спорт возможно тоже связан с общением со сверстниками, единоличниками.

2 фактор составляет 14% общей дисперсии признаков. Связан с переменными рисование (0.8), прогулки на природе (0.6), танцы (0.6), отдых в экзотических условиях (0.55). Этот фактор описывает виды деятельности связанные с творчеством, условия и ситуации связанные с вдохновением, особыми «романтическими, поэтическими» переживаниями.

3 фактор составляет 11% общей дисперсии признаков. Представлен такими переменными как, компьютерные игры (0.8), просмотр фильмов (0.7), прослушивание музыки (0.5). Это пассивные занятия, требующие минимум усилий от субъекта, но от них тоже в некоторой степени испытывают удовлетворение.

4 фактор составляет 10% общей дисперсии признаков. Он представлен переменными обучение (0.85) и работа (0.75). Это деятельность наоборот требующая максимум усилий, имеющая определенные правила и условия, не всегда связанные с тем, что нравится человеку, но тем не менее способна доставлять удовлетворение как минимум от выполненной работы.

5 фактор составляет 9% общей дисперсии признаков. В него входят переменные чтение книг (0.8) и отрицательно коррелирующая переменная экстремальные условия (-0.6). Чтение книг особый вид деятельности, требующий одновременно и приложения умственных усилий, сосредоточения со стороны индивида, и работы его воображения, домысливания прочтенного. Экстрим??

По переменной 11 «Какие характеристики у Вас ассоциируются с успешной личностью» был проведен факторный анализ. Было выделено 4 фактора, которые описывают 64% общей вариации признаков.

1 фактор составляет 23% общей дисперсии признаков. Связан с переменными саморазвитие (0.8), достижение совершенства в деле, которым занимаешься (0.8), переживание увлеченности процессом (0.7), целостность (0.65), интерес к работе (0.65), уникальность (0.55). Он описывает отношение к работе, говорит о том, что успешный человек должен «найти своё призвание».

2 фактор составляет 17% общей дисперсии признаков. Связан с переменными семья, дети (0.8), надежные друзья (0.75), здоровье (0.6), уважение в среде своего круга общения (0.6), свобода (0.5). Этот фактор описывает ближайшее окружение, успешный человек должен чувствовать себя комфортно, знать что его уважают, любить и быть любимым, быть ценным для кого-то, здоровье и свобода также важные условия комфорта.

3 фактор составляет 12% общей дисперсии признаков. Связан с переменными активная гражданская позиция (0.75), вера религиозность (0.7), достижение целей, полезных для окружающих (0.7), возможность что-то изменять в окружающем мире (0.6). Это фактор описывает активность индивида, направленную вовне. Преобразование мира, помощь, активная позиция, представление о том, что он не только объект но и субъект, он может и должен влиять на то, что его окружает.

4 фактор составляет 12% общей дисперсии признаков. Связан с переменными популярность, известность (0.8), престижная работа (0.65), важная роль (0.65), возможность жить не хуже других (0.45). Фактор касающийся социальных атрибутов успешности, можно назвать его материальным, достаток, престиж, узнаваемость, модус «обладания».

Переменная 12 «Как, по Вашему мнению, влияют на способности человека состояния потока, когда он так сильно увлечен своей деятельностью, что забывает обо всем и теряет ощущение времени?». Выделяется только один компонент и в нем все признаки. 47%. Его тогда не описывать?

Корреляционный анализ:

После проведения корреляционного анализа, нами были получены такие результаты:

Самоощущения студентов касательно успешности и удовлетворенности жизнью коррелируют между собой (0,44). Кроме этого есть положительные корреляции с частотой проявления пиковых переживаний с самооценкой себя как успешного человека (0,2) и удовлетворенностью жизнью (0,32), и между частотой потоковых состояний и удовлетворенностью жизнью (0,21).

Переменная 3 «Были ли Вы когда-нибудь так сильно увлечены своим делом, что забывали обо всем и теряли ощущение времени?» коррелирует с характеристиками пиковых переживаний и потоковых состояний: вам легко, все происходит само по себе (0,24), вы уверены в себе (0,17), находитесь в настоящем моменте (0,18), едины со своим окружением (0,17), чувствуете свою уникальность (0,16). Это говорит о том, что респонденты действительно испытывали подобные переживания, они понимают их позитивные последствия для саморазвития, поднятие самооценки, интегрированность, развитие творчества или уникальности.

Также, опыт потоковых состояний коррелирует с такими переменными из вопроса о сферах жизни, доставляющих удовлетворение, как друзья (0,16), работа (0,13), чтение книг (0,16), прослушивание музыки (0,16).

Частота пиковых переживаний и потоковых состояний коррелирует между собой (0,57). Так же, как и переменная 3, коррелирует с характеристиками подобных состояний (0,31), с ценностями, которые респонденты ассоциируют с подобными состояниями добро, здоровье красота (0,28), с измененными состояниями сознания, нахождение в настоящем моменте (0,26), слияние с миром (0,38). Чем чаще респонденты испытывают подобные состояния, тем в лучше осознают их особенности и положительные последствия.

Частота потоковых и пиковых переживаний связывается с такими сферами жизни как друзья (0,27 и 0,18), работа (0,35 и 0,27), учеба (0,27 и 0,22), семья (0,26 и 0,24), музыка (0,26 для потоковых переживаний), спорт (0,27 и 0,24), фильмы (0,22 и 0,18), танцы (0,21 и 0,24). Друзья в данный период взросления являются источником положительных эмоций, а перечисленные виды деятельности стоит считать наиболее благоприятными для достижения потоковых состояний, М. Чиксентмихайи так же называл в своих работах «потоковыми», чего нельзя сказать о пассивного рода источниках удовольствий, таких как просмотр фильмов или компьютерные игры.

Таким образом, мы видим, что существует положительная связь между опытом пиковых переживаний и потоковых состояний, характеристиками подобных состояний, самооценкой респондентов своей успешности и их удовлетворенностью жизнью в целом. Также просматривается связь между частотой появления таких состояний и определенными видами деятельности, а именно занятиями, требующих от индивида усилий, концентрации, но которые вознаграждаются большим удовлетворением чем, пассивное времяпровождение. Хотя мы не утверждаем, что человек всегда должен быть собранным и занятым, расслабление отдых и восстановление также необходимы наравне с усиленным трудом.

Что касается характеристик успешной личности, чем чаще студенты испытывают подобные состояния, тем чаще они считают их верным признаком самореализации человека (0,29).

Частота опыта коррелирует с факторами, выделенными нами с помощью факторного анализа в вопросе о характеристиках успешной личности. С фактором отношения к деятельности (0,2), с фактором ближайшего окружения и комфорта (0,26 и 0,19), с фактором социальных атрибутов успешности (0,26 и 0,15). Нет корреляции с фактором направленным вовне, но это скорее всего связано с возрастными особенностями, в данный период развития индивид скорее направляет свою активность и внимание на себя, так как идут активные процессы саморефлексии, формирование мировоззрения, идентификация, индивид пытается занять место в этом мире, и главнее считает себя а не мир.

Рассмотрим подробнее корреляции характеристик успешной личности с другими переменными. Успешный человек может жить не хуже других, связана с переменными: во время пикового состояния человек находится на вершине своих возможностей (0,17), сливается с окружающим миром (0,17), чувствует свою уникальность (0,13). Частота пиковых переживаний (0,17), потоковых состояний (0,28). Пиковые переживания это верный признак самореализации человека (0,18). Друзья (0,14), работа (0,15), семья (0,27), фильмы (0,16), танцы (0,15), прогулки на природе (0,22), отдых (0,13).

Успешный человек испытывает интерес к своей работе, эта характеристика коррелирует с переменными, во время пикового переживания человек находится на вершине своих возможностей (0,26), все происходит само по себе (0,22), чувство уверенности в себе (0,38), чувство целостности, отсутствия противоречий (0,42), ощущение настоящего момента (0,24), слияния с окружающим миром (0,29), уникальность (0,34), опустошение после переживания (0,13). Частота потоковых состояний (0,26), пиковых переживаний (0,19). Пиковые переживаний верный признак самореализации (0,25). Друзья (0,28), работа (0,15), обучение (0,15), семья (0,22), книги (0,18), музыка (0,29), спорт (0,22), фильмы (0,15), танцы (0,22), прогулки на природе (0,23), отдых (0,3), экстремальные условия (0,21). Компьютерные игры отрицательная корреляция (-0,18).

Успешный человек имеет престижную работу, эта характеристика коррелирует с переменными, во время пикового переживания человек чувствует уникальность (0,13), опустошение после переживания (0,15). Частота потоковых состояний (0,22). Друзья (0,15), семья (0,23), фильмы (0,15), прогулки на природе (0,14), отдых (0,2).

Успешный человек имеет надежных друзей, эта характеристика коррелирует с переменными, во время пикового переживания человек находится на вершине своих возможностей (0,28), все происходит само по себе (0,19), чувство уверенности в себе(0,35), чувство целостности, отсутствия противоречий (0,17), ощущение настоящего момента (0,14), слияния с окружающим миром (0,21), уникальность (0,33). Частота потоковых состояний (0,27), пиковых переживаний (0,17). Пиковые переживаний верный признак самореализации (0,26). Друзья (0,45), работа (0,2), семья (0,27), музыка (0,34), спорт (0,23), фильмы (0,27), танцы (0,22), прогулки на природе (0,33), отдых (0,41), экстремальные условия (0,26).

Успешный человек имеет семью и детей, эта характеристика коррелирует с переменными, во время пикового переживания человек находится на вершине своих возможностей (0,25), все происходит само по себе (0,13), чувство уверенности в себе(0,2), чувство целостности, отсутствия противоречий (0,13), слияния с окружающим миром (0,17), уникальность (0,27), опустошение после переживания (0,13). Частота потоковых состояний (0,27), пиковых переживаний (0,2). Пиковые переживаний верный признак самореализации (0,3). Друзья (0,27), семья (0,47), спорт (0,16), фильмы (0,16), прогулки на природе (0,35), танцы (0,14), отдых (0,36), экстремальные условия (0,17).

Успешный человек имеет популярность известность, эта характеристика коррелирует с переменными, во время пикового переживания человек чувствует уникальность (0,19), опустошение после переживания (0,21). Частота потоковых состояний (0,16). Друзья (0,14), работа (0,22), музыка (0,18), экстремальные условия (0,14).

Успешный человек имеет уважение в среде своего круга общения, эта характеристика коррелирует с переменными, во время пикового переживания человек находится на вершине своих возможностей (0,33), все происходит само по себе (0,20), чувство уверенности в себе(0,33), чувство целостности, отсутствия противоречий (0,23), слияния с окружающим миром (0,18), уникальность (0,28). Частота потоковых состояний (0,26), пиковых переживаний (0,2). Пиковые переживаний верный признак самореализации (0,27). Друзья (0,37), работа (0,22), семья (0,39), музыка (0,26), спорт (0,18), фильмы (0,2), танцы (0,17), прогулки на природе (0,22), отдых (0,21), экстремальные условия (0,17).

Успешный человек религиозен, верит, эта характеристика коррелирует с переменными, ощущение своей успешности (0,15), удовлетворенность жизнью в целом (0,16). Частота потоковых состояний (0,18), пиковых переживаний (0,16). Пиковые переживаний верный признак самореализации (0,16). Работа (0,13), обучение (0,13), семья (0,18) прогулки на природе (0,14),отдых (0,15). Музыка отрицательная корреляция (-0,19).

Успешный человек имеет активную гражданскую позицию, эта характеристика коррелирует с переменными, частота потоковых состояний (0,22), пиковых переживаний (0,15). Пиковые переживаний верный признак самореализации (0,24). Друзья (0,21), работа (0,23), обучение (0,15), семья (0,19), танцы (0,16), прогулки на природе (0,28), отдых (0,18), экстремальные условия (0,19).

Для успешного человека ценно здоровье, эта характеристика коррелирует с переменными, во время пикового переживания человек находится на вершине своих возможностей (0,25), все происходит само по себе (0,2), чувство уверенности в себе (0,32), чувство целостности, отсутствия противоречий (0,18), ощущение настоящего момента (0,15), слияния с окружающим миром (0,14), уникальность (0,31). Частота потоковых состояний (0,27), пиковых переживаний (0,16). Пиковые переживаний верный признак самореализации (0,28). Друзья (0,33), работа (0,22), семья (0,3), музыка (0,18), спорт (0,26), фильмы (0,23), прогулки на природе (0,21), отдых (0,29), экстремальные условия (0,15).

Для успешного человека ценным является достижение целей, полезных для окружающих, эта характеристика коррелирует с переменными, во время пикового переживания человек находится на вершине своих возможностей (0,14), чувство целостности, отсутствия противоречий (0,14), слияния с окружающим миром (0,23), опустошение после переживания (0,14). Частота потоковых состояний (0,29), пиковых переживаний (0,16). Пиковые переживаний верный признак самореализации (0,25). Друзья (0,35), работа (0,22), обучение (0,18), семья (0,18), спорт (0,21), танцы (0,15), прогулки на природе (0,26), отдых (0,1), экстремальные условия (0,19). Компьютерные игры отрицательная корреляция (-0,15).

Для успешного человека ценностью является возможность изменять что-то в окружающем мире, эта характеристика коррелирует с переменными, во время пикового переживания человек находится на вершине своих возможностей (0,14), чувство уверенности в себе (0,21), чувство целостности, отсутствия противоречий (0,25), ощущение настоящего момента (0,24), слияния с окружающим миром (0,29), уникальность (0,21), опустошение после переживания (0,14). Частота потоковых состояний (0,3), пиковых переживаний (0,17). Пиковые переживаний верный признак самореализации (0,22). Друзья (0,2), обучение (0,18), семья (0,24), книги (0,17), музыка (0,19), спорт (0,18), танцы (0,17), прогулки на природе (0,36), отдых (0,16), экстремальные условия (0,2). Компьютерные игры отрицательная корреляция (-0,15).

Для успешного человека важно достигать совершенства в деле, которым он занимается, эта характеристика коррелирует с переменными, во время пикового переживания человек находится на вершине своих возможностей (0,31), все происходит само по себе (0,14), чувство уверенности в себе (0,36), чувство целостности, отсутствия противоречий (0,24), ощущение настоящего момента (0,19), слияния с окружающим миром (0,21), уникальность (0,36). Частота потоковых состояний (0,19). Пиковые переживаний верный признак самореализации (0,13). Друзья (0,28), работа (0,21), семья (0,26), музыка (0,35), спорт (0,29), фильмы (0,26), танцы (0,15), отдых (0,17), экстремальные условия (0,24).

Успешный человек обладает уникальностью, эта характеристика коррелирует с переменными, во время пикового переживания человек находится на вершине своих возможностей (0,24), все происходит само по себе (0,17), чувство уверенности в себе (0,36), чувство целостности, отсутствия противоречий (0,2), слияния с окружающим миром (0,2), уникальность (0,41). Частота потоковых состояний (0,23). Пиковые переживаний верный признак самореализации (0,16). Друзья (0,13), работа (0,14), семья (0,21), музыка (0,15), фильмы (0,14), отдых (0,19), экстремальные условия (0,18).

Успешный человек играет важную роль, эта характеристика коррелирует с переменными, во время пикового переживания человек находится на вершине своих возможностей (0,2), все происходит само по себе (0,18), чувство уверенности в себе (0,23), чувство целостности, отсутствия противоречий (0,19), ощущение настоящего момента (0,15), слияния с окружающим миром (0,22), уникальность (0,4), опустошение после переживания (0,15). Частота потоковых состояний (0,24). Пиковые переживаний верный признак самореализации (0,24). Друзья (0,14), работа (0,28), семья (0,26), музыка (0,17), фильмы (0,21), танцы (0,17) отдых (0,24), экстремальные условия (0,14). Компьютерные игры отрицательная корреляция (-0,18).

Успешному человеку важно переживать увлеченность процессом, эта характеристика коррелирует с переменными, во время пикового переживания человек находится на вершине своих возможностей (0,24), все происходит само по себе (0,15), чувство уверенности в себе (0,24), чувство целостности, отсутствия противоречий (0,27), ощущение настоящего момента (0,21), слияния с окружающим миром (0,27), уникальность (0,33), опустошение после переживания (0,15). Частота потоковых состояний (0,19). Пиковые переживаний верный признак самореализации (0,21). Друзья (0,23), работа (0,31), обучение (0,23), семья (0,15), книги (0,14), музыка (0,28), спорт (0,17), фильмы (0,18), танцы (0,22), рисование (0,17), прогулки на природе (0,27), отдых (0, 18), экстремальные условия (0,19).

Для успешного человека ценностью является саморазвитие, эта характеристика коррелирует с переменными, сильная увлеченность делом, даже теряли ощущение времени (0,15). Во время пикового переживания человек находится на вершине своих возможностей (0,35), все происходит само по себе (0,23), чувство уверенности в себе (0,52), чувство целостности, отсутствия противоречий (0,38), ощущение настоящего момента (0,3), слияния с окружающим миром (0,3), уникальность (0,44). Частота потоковых состояний (0,26), пиковых переживаний (0,18). Пиковые переживаний верный признак самореализации (0,21). Друзья (0,34), работа (0,21), семья (0,32), книги (0,23), музыка (0,44), спорт (0,36), фильмы (0,24), танцы (0,24), прогулки на природе (0,27), отдых (0,27), экстремальные условия (0,23).

Успешный человек обладает целостностью, эта характеристика коррелирует с переменными, во время пикового переживания человек находится на вершине своих возможностей (0,29), чувство уверенности в себе (0,3), чувство целостности, отсутствия противоречий (0,25), ощущение настоящего момента (0,18), слияния с окружающим миром (0,28), уникальность (0,35). Частота потоковых состояний (0,28), пиковых переживаний (0,17). Пиковые переживаний верный признак самореализации (0,28). Друзья (0,29), работа (0,3), семья (0,37), музыка (0,21), спорт (0,23), прогулки на природе (0,21), отдых (0,16), экстремальные условия (0,13).

Для успешного человека ценностью является свобода, эта характеристика коррелирует с переменными, сильная увлеченность делом, даже теряли ощущение времени (0,16). Во время пикового переживания человек находится на вершине своих возможностей (0,19), все происходит само по себе (0,25), чувство уверенности в себе (0,23), ощущение настоящего момента (0,15), слияния с окружающим миром (0,25), уникальность (0,34),. Частота потоковых состояний (0,2), пиковых переживаний (0,16). Друзья (0,19), работа (0,17), музыка (0,13), спорт (0,16), фильмы (0,2), отдых (0,21), экстремальные условия (0,22). Здесь надо сделать короткий общий вывод как связаны представления об успешности и частота проявлений пиковых переживаний, потоковых состояний.

Контент-анализ:

Результаты ответов на открытые вопросы показывают, что ассоциации респондентов со словом «успех» можно разделить на несколько категорий. Чаще всего студенты называют категории счастье, радость, эмоции, улыбка (37%), на первое и второе место эту категорию ставят в 14% и 12% выборов. Следующая категория деньги, материальная обеспеченность, достаток (25%). На первое место также ставят в 14% случаев. Категорию работа называют 23% опрошенных, но в этот показатель вошли такие ответы как работа, трудолюбие, достижение, упорство, то есть все то, что характеризует отношение человека к труду, работе, деятельности как ответственное и увлеченное. Категорию карьера, в которой работа понимается как источник дохода, формальное отношение к результату, выбирают 8% респондентов. С самореализацией, развитием, саморазвитием успех ассоциируют 22%, на первое место ставят 10%. С категорией цель успех связывают 18%, в эту категорию вошли такие ответы как, цель, мотивация, целеполагание, стремление, целеустремленность. В первую очередь с целью ассоциации возникают у 10% опрошенных. Категорию ценности выбирают 14%, в нее вошли такие понятия как, любовь, красота, уникальность, свобода, мудрость, вечность. Здоровье выбирают 6% опрошенных. А вдохновение 4%. С победой ассоциируют успех 11%, с удачей 10%. С семью успех ассоциируется у 10%, а первым этот показатель ставят только 3%. 11% считает, что успех подразумевает признание, уважение среди родных, коллег. 7% считают, что для успеха необходима уверенность в себе, 8% что успех включает в себя удовлетворенность. 8% ассоциируют успех с престижем, и прочими социальными атрибутами успеха. 4% выбирают компонент влияния на окружающий мир, возможность что-то изменять, влиять на решения других, власть. 3% считают веру компонентом успеха. Успех это покой и умиротворенность говорят 2%. 1% имеет негативные ассоциации со словом успех.

Таким образом, мы видим, что ассоциации студентов со словом успех разнятся, но можно выделить общие направления, это материальная обеспеченность; престиж; самореализация; ответственное, заинтересованное отношение к труду; семья и здоровье (своё и близких); общечеловеческие ценности; самоощущения (удовлетворенность и уверенность); эмоции (счастье, радость).

Респонденты, ассоциирующие успех в основном с материальными ценностями, по шкале частоты переживания пиковых и потоковых состояний средний балл 5,1 и 5,9. Те, кто включает в ассоциации фактор отношения к труду, имеют средний балл выше 6,9 и 7. Респонденты ассоциирующие успех с семьей имеют самый высокий средний балл по частоте переживаний 6,9 и 7,7. Связывающие успех с самореализацией имеют значения 6,8 и 7, со счастьем 6,7 и 6,8.

Мы можем сказать, что опыт пиковых переживаний и потоковых состояний связан с ассоциациями студентов со словом успех. Положительная тенденция от предпочтения материальных факторов к категориям, имеющим положительные социальные последствия, при условии стремления респондентов реализовать представляемую ими модель успешности, это ответственный подход к трудовым обязанностям и конечно семья.

Кроме этого, респонденты, которые чаще испытывают подобные переживания, в своих ассоциациях чаще выбирают характеристики, принадлежащие разным категориям, что представляет их как более амбициозных, интегрированных, гармоничных личностей, что тоже имеет положительные социальные последствия.

Контент-анализ ответов на вопрос «Три ассоциации со словом самореализация?» показал, что 29% респондентов связывают самореализацию и успех. И эти респонденты имеют средний балл 4 по переменной 7 («Считаете ли вы, что такие состояния верный признак самореализации?», 5-ти бальная шкала). А это снова показывает взаимосвязь пиковых состояний и потоковых переживаний с успехом, в данном вопросе через самореализацию. Большинство респондентов (80%) связывают самореализацию не только с материальным достатком, и профессиональной реализацией, но и выделяют другие сферы реализации. 5% связывают самореализацию с творчеством, вдохновением. 16% ассоциируют самореализацию с удовлетворенностью, уверенностью, то есть важную роль играет самоощущение.

Таким образом, у студенты связывают в своих представлениях понятия успеха и самореализации, а 68% считают, что пиковые переживания и потоковые состояния всегда или часто являются признаком самоактуализации. Также, для студентов самоощущения являются компонентом успеха и самоактуализации, а частота пиковых состояний и потоковых переживаний коррелирует с самооценкой успешности респондентами, удовлетворенностью собственной жизнью. Это указывает на связь опыта пиковых переживаний и потоковых состояний у студентов с их представлениями об успешности.

Кроме этого, студенты, которые чаще испытывают подобные переживания, ориентированы на характеристики успеха и успешной личности, одобряемые обществом, полезные для его развития. Студенты более амбициозны и интегрированы, что имеет положительные полезные последствия для развития личности и общетсва.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная работа была посвящена анализу представлений студентов Сибирского федерального университета об успешности личности во взаимосвязи с их опытом пиковых переживаний и потоковых состояний.

Были получены следующие результаты:

Студенты в целом положительно оценивают себя с точки зрения успешности и удовлетворенности жизнью.

Большинство студентов часто или иногда испытывают состояния увлеченности процессом, так что даже забывают обо всем и теряют ощущение времени (потоковые переживания).

Характеристики пиковых состояний и потоковых переживаний, отмечаемые студентами, позволяют судить о достоверности результатов, полученных ретроспективно, относительно действительности/интенсивности их опыта пиковых переживаний, потоковых состояний.

Сферы жизни и виды деятельности доставляющие больше удовлетворения студентам это друзья, семья, музыка, спорт, танцы, прогулки и отдых. Почти все эти виды деятельности, кроме отдыха положительно коррелируют с частотой потоковых состояний и пиковых переживаний. Также работа и учеба относятся к видам деятельности, связанным с состояниями потока.

Студенты напрямую связывают состояния потока и пиковые переживания с самореализацией. А самореализацию связывают с успехом, успешной личностью.

Студенты, чаще испытывающие подобные переживания, более удовлетворены своей жизнью и считают себя более успешными.

Существует взаимосвязь между представлениями студентов относительно значимых и позитивных для общества характеристик успешности личности (материальный достаток, ответственное отношение к труду, увлеченность трудом, наличие семьи, ориентация на общечеловеческие ценности) и частотой переживания пиковых переживаний, потоковых состояний. В целом такие студенты в большей степени ориентированы на семейные ценности.

Таким образом, нам удалось подтвердить гипотезу-основание о существовании взаимосвязи между опытом пиковых переживаний и потоковых состояний у студентов и их представлений об успешной личности.

Данное исследование показывает, что опыт обсуждаемых состояний положительно сказывается на становлении значимых и позитивных для общества и личности ценностей на которые ориентированы студенты. Изучение пиковых состояний и потоковых переживаний необходимо, а также информирование и обучение студентов данным практикам.

Date: 2016-06-06; view: 388; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию