Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социологические подходы к пониманию сущности успеха и успешной личности





Социальную реальность современной России характеризует распространение идеи социального успеха, утверждение как особой ценности социальной успешности личности. Безусловно, стремление достигнуть определенных высот было присуще любому типу общества, в том числе и советской системе. Но тогда такие успехи человека связывались с понятиями «карьера» и «карьерист» и несли в себе скорее негативные оценки. [Якутина О.И. Социальный успех: основные направления исследования феномена и понятия.// Материалы научной конференции в г. Донецк, 15 мая 2009 г. - Ростов-на-Дону: Изд-во НОУ ВПО ИУБиП, 2009. – 0,5 п.л.]. Исследования конца XX века указывают нам на противоречивое отношение к феномену успеха, и опять же негативные оценки. «На уровне социальных представлений личности семантика восприятия образа успешного человека характеризуется тем, что образ успешного человека воспринимается как противоречивый-достойный уважения, но при этом не вызывающий симпатию, причем вне зависимости от социокультурных детерминант» [Белых В.А. Зависимость восприятия образа успешности от индивидуально-психологических особенностей личности в студенческом возрасте].

Но как мы уже сказали, в современном Российском обществе присутствует ориентация на успех. А все потому, что в условиях быстро трансформирующейся современной реальности общество нуждается в особом типе личности – личности, которая не просто приспосабливается к существующим условиям, а стремится к достижению успеха, проявляя активность, инициативность и ответственность. Переход к новой системе социально-экономических отношений вызвал кризисные изменения, сопровождающиеся стрессами в жизни людей. Значительная часть молодого поколения вступая в жизнь испытывает трудности в процессе социализации, что проявляется в виде личной неуспешности, проблемах в профессиональной ориентации и переориентации, самоопределения, невыраженной ответственности перед самим собой и семьей. В связи с этим изучение представлений об успешном человеке приобретает особую актуальность. [ психологические аспекты успешности личности студентов вуза]

И в связи в этим такой феномен как успех довольно часто выступает предметом научного анализа, но чаще всего данный анализ проводится не применительно к проблеме общественного бытия социального субъекта в целом, не как понятие, описывающее и структурирующее жизненное пространство как индивидуального, так и группового социального субъекта, не как показатель эффективности социальной системы в целом. Чаще успех рассматривается в более узком плане: как успех конкретного действия, успех деятельности, как правило, производственной или учебной. Большой спектр работ посвящен рассмотрению успеха в контексте различных этических проблем, есть ряд работ, посвященных проблематике политического успеха. [якутина о.и.] [] [] [работы конкретной успешности].

Нам в своем исследовании представляется важным рассмотреть успешность личности в общем смысле, а для этого мы обратимся к пониманию успеха в различных методологических подходах, философском, культурно-антропологическом, психологическом и социологическом. Так как феномен успеха имеет сложную, многогранную природу.

Множество подходов и концепций к исследованию личностных целедостижений свидетельствует о дискуссионном характере проблемы жизненного успеха. [бекботаев СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЖИЗНЕННОГО УСПЕХА УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ].

В рамках психологического подхода к изучению успеха основным является положение о том, что каждому человеку среди прочих потребностей присуща потребность в достижениях, побуждающая его стремиться к наилучшим результатам. Это означает, что появление и развитие потребности в достижениях соотносится с собственными возможностями, а ожидаемый результат деятельности с образом «Я» и самооценкой. [галюк особенности представления молодежи о жизненном успехе в современной России]. В самом общем, упрощенном виде отношение самооценки и успеха описывается у У. Джеймса, только он использует категорию самоуважение. «Наше довольство собой в жизни обусловлено всецело тем, к какому делу мы себя предназначим. Самоуважение определяется отношением наших наличных способностей к потенциальным, предполагаемым – дробью, в которой числитель выражает наш действительный успех, а знаменатель наши притязания». [Вильям Джемс ПСИХОЛОГИЯ W.James. Psychology: Briefer Course. N.Y.: H.Holt & Co, 1893 М.: "Педагогика" 1991]. Здесь фиксируется важный момент оценка человеком своей успешности связана с уровнем тех требований, которые он предъявляет к себе. Исследования Т. Дембо, К. Левина, Ф. Хоппе в дальнейшем подтверждают и развивают это положение. [], [], [].

К. Левин выделяет несколько аспектов в изучении уровня притязаний. Среди них связь формирований уровня притязаний индивида с постановкой и трансформацией целей достижения. При достижении цели человек переходит из состояния наличия потребности в удовлетворительное состояние. Достигая цели или превышая ее расценивается как успех, недостижение – неудача. Также выявляются различные детерминанты при исследовании уровня притязаний: ситуационные и устойчивые; объективные и субъективные.

То есть весь процесс целедостижения результат двух разновидностей факторов.

Дж. Аткинсон и Х. Хекхаузен рассматривая вопросы о мотивации индивида, выводят положение о двух разнонаправленных тенденциях: мотивации достижения успеха и мотивации избегания неудачи. [][]

Отечественные исследователи в своих работах опираются на методологические и методические принципы анализа успеха, разработанные их иностранными коллегами. []

Важность психологического подхода представляется в инструментальности, для них успех – это состояние, воздействующее на регуляцию и результативность деятельности индивида. Поэтому в центре внимания оказываются стили поведения, к которым приводят успех или неудача. []

И таким образом, данный подход, наделяя успех индивидуальными значениями, не позволяет анализировать построение стратегии достижения как отражения взаимодействия социокультурных факторов и личностных смыслов. []

Культурно – антропологический подход в свою очередь обращен к рассмотрению жизненной стратегии в рамках обусловленности стремления человека к достижениям культурными образцами.[]

В функционалистской теории данного подхода как и в психологическом говорится о взаимодействии субъективных и объективных, в данном случае имеется ввиду культурных факторов, в поведении человека. []

Но есть и теория культурного детерминизма. Ф. Боас, Р. Бенедикт и М. Мид придерживаются мнения о человеке как о «чистом листе». Табула расса. Они считают что все представления, качества, потребности человека формируются под воздействием культурной среды. И модель успешного человека будет зависеть от того, какой общности принадлежит человек. []

Исследования этих ученых позволяют прийти к выводам об иерархичности социокультурных детерминант, которые определяют стремление человека к успеху.

Интерпретативная теория уделяет внимание знаковым системам, и вводит категорию смысла. Смыслы в культуре это результат интерпретации и переинтерпретации культурных значений, это обеспечивает понимание культуры. []

В данной теории объективные факторы это смыслы культуры, надындивидуальные конструкты, посредством усвоения которых личность интегрируется в социум. Смыслы воплощены в успехе, а достижение предполагает их воспроизводство. []

В рамках этого подхода рассматриваются категории «идеал достижений», «социокультурная модель достижения». Они даже являются основанием для типологий культур и культурно-исторических типов человека. [Мид]

Нам представляется важным философский подход. Проблематика смысла жизни одна из ведущих в философии, и успех рассматривается как решение проблемы смысла жизни и смысл жизни как выражение представлений об успехе. Как мы уже отмечали в предыдущих подходах иерархичность целей и их достижение, поэтому в рамках этого подхода важно рассмотреть категории «цель жизни» и «смысл жизни». Цель является средством осуществления смысла, а смысл является сверхцелью. А сущность успеха заключается в рассмотрении его как операционализации смысложизненных задач, в качестве своеобразной методологической программы личности по осуществлению смысла своей жизни. []

Здесь «успех» является основанием оценки себя, своей жизни, своей роли в рамках всего общества. []

Но самое главное для нас в философском подходе это категория «смысла жизни», так как мы считаем наличие его у индивида обязательным атрибутом успешного человека.

В рамках социологического подхода любое целенаправленное действие представляется как ориентированное на успех. Но не всякое достижение цели мы можем рассматривать как «успех». Поэтому в социологии изучается не только эффективность деятельности, но и прежде всего ценности, в соответствии с которыми он ставит и достигает цели.

М. Вебер в своей теории социального действия затрагивает вопрос цели. Он выделяет четыре типа действий: целерациональное, ценносторациональное, традиционное и аффективное. Он считает, что именно первые два социология должна изучать. Мы знаем, что ученый говорил об идеальных типах, то есть целерациональность в чистом виде на практике невозможна, и он сам подчеркивал, что чаще всего она в различной степени связана с ценностнорациональной ориентацией. []

Поэтому мы можем сказать, успешным для личности будет результат, имеющий ценностную значимость. В индивидуальном сознании ценности содержатся в виде иерархии, ценность семьи, материального благополучия, самореализации и т.д. А Успех это достижение всех этих пунктов.

Представления личности о жизненном успехе, детерминированы иерархической структурой жизненных ценностей личности, которая, в свою очередь, закономерно отражает господствующую в том или ином обществе систему ценностей как показателя развития культуры и общества.

Это вновь отражает субъективное и объективное в успехе. С одной стороны он связан с воспроизводством идеалов того или иного общества, образа к которому стремится большинство, приверженное ценностям той или иной общности. С другой стороны успешность связана с субъективным ощущением себя. Также объективность и субъективность выражается и в неповторимой совокупности факторов, воздействующих на человека при формировании его иерархии ценностей, участвующих затем в формировании образа успешного человека. С одной стороны факторы внешней среды объективны, но их неповторимая совокупность рождает собственный набор реакций и представлений у каждого человека, что выражает субъективность. []

Многие исследователи раскрывают этот вопрос, на необходимость различать объективные и субъективные критерии указывает Н.Д. Творогова. С одной стороны, успех – это событие, получившее социальную или общественную оценку, с другой – важно, что сам человек понимает под успехом. На необходимость различать объективные и субъективные критерии указывают также В.И. Моросанова и В.И. Степанский. Они указывают на то, что результат может быть представлен как в соответствии с заданными параметрами (объективная результативность), так и в соответствии с субъективно-приемлемыми параметрами (субъективная результативность) [Социальные и психологические критерии успешности деятельности как проблема позитивной психологии].

Мы считаем, для определения успешного человека одинаково важным рассмотрение, как объективных признаков, связанных с культурными идеалами, нормами, ценностями представленных в общности, в которой состоит индивид, так и субъективных признаков, самоощущения человека, так как мы считаем, что лучше успешному человеку быть счастливым, иметь адекватную самооценку, получать удовлетворение от того, что он имеет. Мы предполагаем, что стремление к такому идеалу имеет большие позитивные социальные последствия.

В настоящее время в СМИ, книгах и фильмах тиражируется образ успешного человека, успешной личности, задаются некие стандарты и критерии успешности. Появилось огромное количество пособий, предлагающих различные технологии достижения успеха (например, Свет А.Б. Алхимия успеха. Метод управления ситуациями. – СПб: Питер, 2001; Кудинов А.А. От кризиса к успеху.Практическое пособие. – М.: Анкил, 2003; Мальханова И.А. Найди себя: стратегия успеха. – М.: Академический проект,2004 и многие др.). [якутина о и].

Успех постулируется как идеал, как модель удавшейся жизни, а с ним и набор ценностей и атрибутов успешного человека. Е.П. Никитин, и Н.Е. Харламенкова в своей концепции самоутверждающегося человека говорят о ценностной лестнице. Человек стремится подняться выше, т. е. достигнуть, обладать теми ценностями, которые имеют большую значимость для него. А содержание ценностей задает группа. И поэтому успешность определяется группой, к которой принадлежит, или стремится принадлежать личность. А для человека как социального существа принадлежность к группе очень важная потребность, А. Маслоу пишет: «любое общество с благоприятными условиями должно удовлетворять эту потребность тем или иным путем, если оно хочет выжить и остаться здоровым». [Мотивация и личность. Указ. Изд. С. 66] Он считал, что групповая принадлежность является доминирующей целью человека. Также М. Дауголл, З. Фрейд, Э. Мэйо разрабатывали проблему установки на принадлежность группе. [Платонов Ю. П. Социальная психология поведения: Учебное пособие. — Спб.: Питер, 2006. — 464с.: ил. — «Серия учебное пособие). С 221. ]

Мы считаем важным обратить внимание на амбивалентность успеха. Если мы посмотрим на стратификационные критерии, то можно предположить, что материальное благополучие, престиж, уважение это одни из основных ценностей предъявляемых группой к человеку, ценностей, которыми человек стремится обладать. Но не забудем и про субъективную строну успеха, о самооценке индивида.

Например, Н.В. Лейфрид полагает, что следует различать понятия «успех» и «успешность». Если в понятии «успех» фиксируют объективные достижения, то в понятии «успешность», как полагает Н.В. Лейфрид, отражено чувство переживания успеха. Н.В. Лейфрид пишет о том, что объективные показатели (материальное благополучие, социальный статус) с психической точки зрения часто бывают недостаточными для признания человека успешным или неуспешным. В качестве основных субъективных критериев успешности он предлагает рассматривать ответственность, удовлетворенность, самореализацию, самоэффективность. []

Мы также хотим взять во внимание категорию «счастье», то есть общеаксилогическую оценку в форме удовлетворения. То есть «счастье» индивида должно наступать, когда его ценности воплощенные в потребностях удовлетворяются. А значит, наличие всех тех атрибутов, заявляемых группой как ценности необходимые успешной личности, должно делать человека счастливым.

Но на протяжении длительного времени мы можем заметить оппозицию материальных ценностей и состояния удовлетворенности человека. Даже русский фольклор может стать тому примером. В наших пословицах и поговорках мы можем заметить противоречивость идей, например «не имей сто рублей, а имей сто друзей», «с милым рай в шалаше», с другой стороны «были бы деньги, а женихи найдутся», «дружба дружбой, а денежки – врозь». [ПОСЛОВИЦЫ В «АКСИОЛОГИЧЕСКОМ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКОМ СЛОВАРЕ РУССКОГО ЯЗЫКА: СЛОВАРЕ ЦЕННОСТЕЙ И АНТИЦЕННОСТЕЙ»].

Такая двойственность, как нам кажется, наблюдается постоянно, объективные критерии вступают в противоречие с субъективными.

Поэтому, в своем исследовании, мы будем опираться на методологию А. Маслоу, поскольку, в его концепции преодолевается дихотомия внутреннего и внешнего в оценке успешности человека.

Один из ценнейших вкладов этого ученого в науку это его модель иерархии потребностей человека. Самая главная его концепция – самоактуализация, высший уровень потребностей. [Фрейджер Р., Фэйдимен Д. Теории личности и личностный рост].

Он считал любые болезни следствием неудовлетворения каких-либо потребностей, лучше всего это видно на физиологическом уровне, но и неврозы он считал следствием неудовлетворения потребностей, только более высокого порядка. [там же]

Потребности, по его мнению, возникают согласно установленной иерархии, то есть, если ты сыт, и находишься в безопасности, то для тебя ценны друзья и любимые, но если вновь актуализируется потребность в обеспеченности, стабильности, то потребности в любви и принадлежности отходят на второй план. []

«Высшая природа человека опирается на его низшую природу, нуждаясь в ней, как в основании, и рушится без этого основания. Таким образом, большая часть человечества не может проявить свою высшую природу без удовлетворения базовой низшей природы» [Maslow, A. (1968). Toward a psychology of being (2nd ed.). New York: Van Nostrand.]

Для Маслоу человек от рождения имеет стремление к развитию, к совершенствованию себя, но затем различные факторы приглушают этот стимул. []

Мы считаем важным рассматривать природу человека в позитивном ключе, так как если рассматривать в ключе негативном, как например у Фрейда, то все отрицательные проявления человека принимаются за норму. Точка зрения Маслоу нам кажется более предпочтительной так как, человек здесь актор, способный удовлетворяя свои потребности освобождаться от своих неврозов.

Маслоу, описывая самоактулизирующихся людей, говорит скорее о «лучших представителях человечества». Все люди, должны стремится к этому, и в каждом человеке заложено это стремление. Человек должен раскрыть себя, достичь такого развития личности, можно путем узнавания себя, своих потребностей. []

«Вы хотите выяснить, кем вам следует быть? Тогда выясните, кто вы! «Стань тем, кто ты есть!» Описание того, каким индивид должен быть, — это почти то же самое, что и описание того, каким он в глубине является 9. стр 31 Здесь «ценность» в смысле греческого telos, конечной цели, к которой вы стремитесь, существует уже сейчас. То Я, за которое борется индивид, уже существует во вполне реальном смысле (точно так же, как реальное образование — это не диплом, который человек получает в конце четырехлетнего пути, а непрерывный процесс учения, восприятия, мышления).»

Личность, лучше узнавая себя, распознает ценности, которые необходимы именно ей, не навязанные группой. Таким образом, человек гарантированно получает удовлетворение. Мы, ни в коем случае, не говорим об отказе от материальных благ, не смотря на то, что они с одной стороны приходят извне, с другой стороны они основа удовлетворения первичных потребностей человека, а чувство принадлежности, уважение и признание, также находят место в пирамиде потребностей. Человек не оказывается оторван от социума, его представления об успехе формируются в рамках представлений той группы, в которую он входит, но они поддаются определенной трансформации сквозь призму его субъективных самоощущений.

«Обычно самоактуализирующиеся люди смотрят на жизнь более свободно. Они не слишком эмоциональны и более объективны, они не позволят надеждам, страхам, а также попыткам защитить свое «я» разрушить те представления, которые они вынесли из своих наблюдений. Маслоу обнаружил, что все они без исключения полностью отдают себя своей работе или делу. Для личностного роста важны два требования: посвящение себя чему-то более высокому, чем собственное «я», и успешное выполнение поставленной задачи.» []

Здесь мы можем вспомнить формулу У. Джеймса, поставленные задачи это притязания, и стремление к успешному их выполнению является ценностью для такой личности. То есть такому человеку присуще стремление к успеху.

Также, говоря о посвящении себя чему-то более высокому, Маслоу затрагивает вопрос о ценностях. Он выделяет бытийные ценности, как основные для самоактуализирующихся личностей, он пишет, что каждое дело, которому посвящает себя такой человек преследует такую ценность, для адвоката это может быть истина, для художника красота, и т.д. Такими ценностями он считает: истину, доброту, красоту, целостность, дихотомическую трансцендентность, живость, уникальность, совершенство, неизбежность, завершенность, справедливость, простоту, яркость, легкость, игривость и самодостаточность. []

В своем исследовании, опираясь на теорию Маслоу, исследуя представления об успешной личности, мы выявим, какие ценности приписываются успешному человеку. Также узнаем о том, как представляется респондентам, должна ощущать себя такая личность. Конечно рассмотрим, какие представлены критерии традиционно выделяемые, касающиеся оценки успешности со стороны группы, в которой она находится. И затронем смысложизненную ориентацию.

Таким образом мы исследуем как отражены в представлениях студенческой молодежи и объективные и субъективные характеристики успешной личности. Изучение данного вопроса позволяет выявить адаптивность, определить инновационный потенциал, студенческой молодежи, который детерминирует состояние и развитие общества в будущем.

И мы хотим рассмотреть, существует ли взаимосвязь между представлениями об успешной личности и переживаниями, которые испытывают респонденты. Маслоу одной из характеристик самоактуализирующихся личностей называет вершинные переживания. «Вершинные переживания — это очень краткие моменты в самоактуализации» (Maslow, 197.1, р. 48). Мы более цельны, собраны, больше знаем о себе и о мире во время этих вершинных моментов. В таких случаях мы думаем, действуем и чувствуем более ясно и точно. Мы сильнее любим и ближе принимаем других, у нас слабее внутренние конфликты и тревога, и нам легче направить нашу энергию на творчество. Некоторые люди чаще испытывают вершинные переживания, чем другие. []

Об этом и о других подобных явлениях пойдет речь в следующем параграфе.

Date: 2016-06-06; view: 1943; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию