Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретико-методологические подходы к изучению взаимосвязи пиковых переживаний и потоковых состояний и представлений об успешной личности





ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

040100.62 «Социология»

 

Социологический анализ представлений студентов СФУ об успешности личности во взаимосвязи с их опытом пиковых переживаний и потоковых состояний

 

 

Научный руководитель __________ П.А.Стариков

доцент, кандидат философских наук

 

Выпускник __________ Е.Ю. Моисеенко

 

 

Красноярск 2015

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ВЗАИМОСВЯЗИ ПИКОВЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ И ПОТОКОВЫХ СОСТОЯНИЙ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ УСПЕШНОЙ ЛИЧНОСТИ............7

1.1 Социологические подходы к пониманию сущности успеха и успешной личности.....................................................................…………………………….7

1.2 Пиковые переживания и потоковые состояния в современных концепциях развития личности и общества …...………………………..……..20

2. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНТОВ СФУ ОБ УСПЕШНОЙ ЛИЧНОСТИ ВО ВЗАИМОСВЯЗИ С ОПЫТОМ ПИКОВЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ, ПОТОКОВЫХ СОСТОЯНИЙ …………..…31

2.1 Общие характеристики студентов СФУ, их представлений об успешности личности………………………………………………………..….31

2.2 Анализ представлений студентов СФУ об успешности во взаимосвязи с их опытом пиковых переживаний, потоковых состояний..…………………44

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...

ПРИЛОЖЕНИЕ А………………………………………………………………


 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы

Современное общество постоянно меняется, поэтому изучение вопросов его трансформации и будущего состояния всегда актуально. А, как известно, ситуация в обществе прямым образом зависит от тех ценностей, на которые ориентированы его члены. Как в плане их смыслового содержания, так и в аспекте их иерархической принадлежности.

На ценности, существующие в российском обществе, имеется влияние извне. И последнее время, составляющей частью модернизации российского общества выступала экспансия идеалов и стереотипов западной модели общества потребления. И в этих стереотипах переплетаются стандартные представления об успехе, заданные индустрией кино, СМИ и рекламы, связанные с желанием обладания различного рода потребительскими ценностями. Стереотипическим также может быть само восприятие успешного и счастливого человека. При этом надо отметить, что большая часть молодежи все же не рефлектирует общество потребления в терминах «овеществленного сознания» высокой социально-философской критики, а воспринимает его в качестве естественного желания собственной лучшей доли как стремление к счастью. Тем самым, мы видим актуализацию у индивидов потребностей обладать, и обязательно демонстративно. Эти показатели порой и становятся критерием успешности. А модель успешного человека, успешность ставится все теми же СМИ, и прочими источниками формирования ценностно-мотивационной структуры личности, на вершину этой пирамиды ценностей.

Ссылаясь на исследование социального капитала Красноярского края В. Г. Немировского, мы можем сказать, что в ценностно-смысловых типах социального капитала края, также, преобладает ориентация на обладание. Предпочтительным «модусу обладания» исследователи называют «модус бытия» (Э. Фромм), культурно-нравственную, религиозно-альтруистическую направленность. А существующая, ориентированная на обладание, содержательно смысловая основа социального капитала населения региона не может быть названа благоприятной для его эффективного формирования и развития. Ориентации на ценностные переживания, выступают важным показателем уровня развития социального капитала. Таким образом, ценности, которые индивид связывает с успешностью, на которые он будет ориентироваться в будущем, так как модель успешного человека позиционируется как идеал, к которому нужно стремиться, также являются важным показателем уровня развития социума, поэтому их изучение является актуальным.

И в этом аспекте важным представляется изучение такой социальной группы как студенческая молодежь, в нашем исследовании объектом станут студенты Сибирского Федерального Университета, так как этот, крупнейший за Уралом Вуз объединяет большую часть студенческой молодежи Красноярского Края. Студенческая молодежь является важным объектом и субъектом социальных преобразований. Период ранней взрослости (18-25 лет) характеризуется высоким уровнем развития самосознания, способности к рефлексии. Существенной его характеристикой является стремление к самостоятельному планированию своей жизни, к личностной идентичности, а также потребности в самореализации в интимно-личностной, учебной, профессиональной деятельности. В этот период закладываются представления, которые в способны оказывать влияние на становление и развитие как самого индивида, так и в общества в целом. Студенты обладают мобильностью, инновационностью, инициативностью, они способны активно участвовать в изменениях, происходящих в обществе. И от того, какие представления и ориентации существуют у них, зависит трансформация современного социума. Поэтому мы считаем важным изучение представлений студентов СФУ об успешности и успешной личности.

С социально-психологической точки зрения успех – это оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами ее деятельности [Белкин А.С. Ситуация успеха: как ее создать – М.: Просвещение, 1991. – 176 с. С.30]. Именно продуманный и подготовленный целенаправленными действиями ожидаемый, прогнозируемый, а не случайный результат, приводит к успеху. Понятие «ожидания» предполагает, что в массовом сознании существует набор характеристик соответствующих образу успешного человека. И существуют ценности, которые являются системообразующими в смысложизненных ориентациях успешного человека. Деньги, власть, престиж, работа, друзья, семья, здоровье, красота, истина, самореализация, и т.д. Опираясь на методологию В. Г. Немировского, согласно которой, ценностно-эмоциональные переживания образуют иерархию из семи уровней, мы можем и ценности, которые специфичны для успешного человека, представить иерархически. И то, какие ценностные ориентации преобладают в представлениях индивидов, также может быть индикатором уровня развития индивидов и общества.

Мы предполагаем, что эти представления студентов связаны с их опытом ценностно-эмоциональных переживаний. В аспекте переживаний мы опираемся на концепции А. Маслоу и М. Чиксентмихайи, пиковых переживаний и потоковых состояний. Так как они провели ряд исследований с достаточно большим числом респондентов и активно разрабатывали этот вопрос. Последующие исследователи, социологи, психологи получают результаты сходные с показателями этих ученых, что позволяет говорить о повторяемости, степени научности данной методологии. Мы считаем, что опыт подобных переживаний способствует ориентации на ценности более высоких уровней, В. Г. Немировский утверждает, что только на четвертом уровне в обществе усиливается гармония, начинают эффективно действовать нравственные нормы и ценности, реально удовлетворяются потребности человека. Мы считаем, что подобные переживания могут быть инструментом изучения в социологии образования, должны исследоваться в рамках различных проектов для повышения креативности, и в образовательном процессе, чтобы способствовать развитию социального капитала личности и общества.

Таким образом, проблемную ситуацию мы видим, во-первых, в недостаточной информированности значительной части общества, о характеристиках пиковых переживаний и потоковых состояний, их важности для личности и общества, во-вторых, в малоизученности связи опыта пиковых переживаний и потоковых состояний, с ценностными ориентациями в представлениях индивидов касаемо успешности, и в-третьих, в целом влияния опыта подобных переживаний на развитие личности и общества.

Цель: изучить представления студентов СФУ об успешности личности во взаимосвязи с их опытом пиковых переживаний и потоковых состояний

Объект: Студенты СФУ.

Предмет: взаимосвязь между представлениями студентов СФУ об успешности личности и опытом пиковых переживаний, потоковых состояний.

Задачи:

1) Рассмотреть Социологические подходы к пониманию сущности успеха и успешной личности в современном обществе.

2) Проанализировать теоретические и экспериментальные подходы к изучению взаимосвязи опыта пиковых переживаний и потоковых состояний с развитием личности и общества.

3) Выявить представления студентов об успешности, успешной личности. (Если у нас в 2.1 описательная статистика, то может и задачу и параграф назвать просто как «общие характеристики результатов исследования» или студентов, участвующих в опросе, и задачу тоже «дать общие характеристики студентов сфу, или результатам». А то про представления об успешности несколько вопросов.) Да, можно.

4) Изучить взаимосвязь между интенсивностью проявлений у студентов СФУ пиковых переживаний, потоковых состояний и их представлений об успешности, успешной личности.

Гипотеза-основание: Существует взаимосвязь между представлениями студентов СФУ об успешности личности и опытом пиковых переживаний, потоковых состояний.

Операционализация понятий

Успешность – это характеристика и индикатор переживания результата индивидом собственных действий и усилий; – показатель своеобразия его положения среди других людей и, следовательно, специфики его социальных связей и отношений.

К.Мангейм обозначает успех как реализацию социальных (межличностных) отношений

Успешность определяется как ценностная ориентация

Успешность личности – успешность, которую человек достигает в ходе жизненного пути, познавая и актуализируя свои возможности. Оценка успешности должна включать как внешний критерий (оценки даваемые людьми), так и внутренний (собственная оценка успешности своей деятельности).

По А. Маслоу, пиковое переживание – это эмоционально-когнитивно-экспрессивное состояние, «в котором все силы личности чрезвычайно эффективно сливаются воедино, доставляя интенсивное удовольствие, когда человек обретает единство, преодолевая разорванность, больше открыт ощущениям, отличается неповторимостью, экспрессией и спонтанностью, более полно функционирует, обладает большими творческими способностями и большим чувством юмора, способен подняться над эго, более независим от своих низших потребностей» [6, с.132]. Маслоу А. Психология бытия. М.: Ваклер, 1997. 300 с.

Дать ссылку на источник

Пиковое переживание – момент в жизни индивида, когда он функционирует наиболее полно, чувствует себя сильным, уверенным в себе, полностью контролирующим ситуацию. Дать ссылку на источник

Потоковое состояние – процесс максимальной вовлеченности в деятельность

Потоковое состояние – психическое состояние, в котором человек полностью включён в то, чем он занимается, что характеризуется деятельным сосредоточением, полным вовлечением и нацеленностью на успех в процессе деятельности. Дать ссылку на источник

процесс подразумевающий ясность целей, концентрацию внимания, искажение восприятия времени, себя и пространства, незамедлительная обратная связь (видны результаты деятельности), равновесие между уровнем способностей субъекта и сложности задания, легкость процесса.

В первой главе приводятся теоретико-методологические подходы к изучению успешности и представлений об успешности личности. Подходы к изучению влияния пиковых переживаний и потоковых состояний на успешность личности.

Вторая глава посвящена социологическому анализу представлений студентов об успешности и успешной личности, взаимосвязи этих представлений с опытом пиковых переживаний и потоковых состояний у студентов СФУ.

В качестве методологической основы мы считаем целесообразным использовать системный подход.

Метод сбора данных. Сбор эмпирических данных будет осуществляться с помощью анкетирования среди студентов СФУ.

Методы анализа данных. В первую очередь будет применена традиционная статистика, которая даст общую информацию о респондентах.

Так же при обработке данных будут применены факторный анализ и корреляционный анализ. Для обработки ответов на открытые вопросы контент-анализ.

Структура дипломной работы определяется задачами исследования и состоит из двух глав, введения и заключения на.. страницах, а также включает в себя список используемых источников и приложения.

 


ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ВЗАИМОСВЯЗИ ПИКОВЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ И ПОТОКОВЫХ СОСТОЯНИЙ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ УСПЕШНОЙ ЛИЧНОСТИ.

Date: 2016-06-06; view: 571; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию