Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Пиковые переживания и потоковые состояния в современных концепциях развития личности и общества
Вершинные переживания описываются и называются по-разному, экстаз, удовлетворение, мистический опыт, духовные, трансперсональные переживания. Но они имеют общее качество – преобразование личности. Изучая выдающихся людей, А. Маслоу обнаружил, что они в той или иной форме сообщают о том, что он назвал пиковыми переживаниями, – о моментах, когда они чувствовали, что достигли вершины, моментах благоговения, интенсивного счастья, восторга, блаженства или экстаза. Постепенно стало ясно, что пиковые переживания случаются не только у психологически здоровых людей: их испытывает, по-видимому, большинство индивидов. Маслоу обнаружил, что наилучший способ побудить людей сообщить о пиковых переживаниях – это попросить их рассказать о "...наиболее радостном, наиболее счастливом моменте всей вашей жизни". [Абрахам Маслоу ДАЛЬНЕЙШИЕ РУБЕЖИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА Перевели Г.Балл и А.Попогребский A.H.Maslow. The Farther Reaches of Human Nature. Harmondsworth: Penguin, 1971 А.Маслоу. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999 Терминологическая правка В.Данченко К.: PSYLIB, 2003] Пиковое переживание – это момент в жизни индивида, когда он функционирует наиболее полно, чувствует себя сильным, уверенным в себе, полностью контролирующим ситуацию. Здесь можно привести сравнение с внезапно четко заработавшим двигателем, который раньше только шипел и пробуксовывал. Изобретатели, выдающиеся атлеты, лидеры, администраторы демонстрируют этот тип поведения, когда действуют "на пике" своих возможностей. Человек в такой момент решительнее, сильнее, определеннее, более способен противостоять тем, кто оказывается на его пути. Со стороны этот человек представляется более надежным и заслуживающим доверия. Моменты пиковых переживаний иногда удается обнаружить в процессе психотерапии. Карл Роджерс назвал их "полноценным функционированием". В этот период целостности и единства индивид становится более непосредственным, все более и более экспрессивным, чувствующим себя свободным от прошлого и будущего. В эти моменты счастья отсутствуют сомнения, страхи, торможения, соблазны, равно как и чувство неловкости или застенчивости. Пиковые переживания могут порождаться многими стимулами: слушанием великой музыки, крупными спортивными достижениями, хорошим сексуальным опытом, даже танцами. "Похоже, – пишет Маслоу, – что любая встреча с подлинным совершенством, любое движение к подлинной справедливости, к подлинным ценностям вообще обладает тенденцией производить пиковые переживания." Важным конструктом в концепции Маслоу является интеграция. Он определяет пик как эпизод или прорыв, в котором все силы личности чрезвычайно эффективно сливаются воедино, доставляя интенсивное удовольствие, когда человек обретает единство, преодолевая разорванность, больше открыт ощущениям, отличается неповторимостью, экспрессией и спонтанностью, обладает большими творческими способностями, способен подняться над эго, более независим от своих низших потребностей. [Маслоу А., Психология бытия / А. Маслоу. – М., 1997.] Интеграция и гармония очень важный аспект, человеку постоянно приходится делать выбор, и часто сложность вызывает противоположность вариантов, и не способность человека объединить элементы мешает ему. И он часто находится в таком состоянии. Э. Фромм утверждает, что человеку присущ страх, оказаться в положении, отличающем его от других, поэтому мнение толпы приобретает для него подчас большее значение, чем его собственные суждения. Санкционируемые обществом нормы и правила, разделяемые подавляющим большинством его членов, — вот что определяет, по мнению Э. Фромма, содержание и направленность социальной деятельности человека, «То, что человек часто принимает за истинное, реальное, разумное, — считает Э. Фромм, — есть не что иное, как клише, принятые в обществе, и все то, что не подходит под это клише, исключается из сознания, является бессознательным». [Осипов Г. История социологии в Западной Европе и США глава 19]. В концепции Маслоу данные противоречия преодолеваются. Этот вопрос актуален при рассмотрении модели успешной личности. Ведь там часто в противоречия могут вступать субъективная сторона, тот чувственно-переживаемый опыт человека, и объективная – требования общества. Человек, возможно, построил бы свои представления иначе, но страх перед изоляцией и остракизмом не дает ему этого сделать. А интегративный процесс, как сходным образом с А. Маслоу его описывает К. Роджерс, может проявляться в построении взаимоотношений между людьми, результируется в усилении нас самих и в новом состоянии сознания себя и мира вокруг нас. По-другому воспринимая ситуацию, человек в момент пикового переживания наиболее тождественен сам себе. И он может сделать выбор, естественно правильный для него самого, наиболее близкий к своему истинному «я». Каждый акт взаимодействия со сложными живыми системами, творческий акт интеграции, трансформации объекта и самого субъекта творчества, дает возможность перейти человеку в новое качественное состояние, чем больше таких переживаний, тем больше способностей испытывать их чаще, и позитивных последствий распространяющихся на все сферы деятельности индивида. [] Опираясь на исследования людей, достигших успехов в жизни, Маслоу показал взаимосвязь успеха, самоактуализации и пиковых состояний, вывел ряд общих характеристик феномена пикового переживания. В ходе личных бесед м 80 респондентами, анализа письменных ответов 190 студентов колледжа, 50 писем Маслоу составил своего рода композитный синдром пиковых переживаний. 1. Во время пикового переживания человек чувствует себя более единым (целостным), чем в любое время. Наблюдающему за ним со стороны он также представляется более единым в самых разных аспектах, например, менее раздираемым конфликтами и противоречиями, меньше борющемся с собой, более целенаправленным, более гармонично собранным, организовавшим более эффективное и слаженное функционирование всех своих частей, более «синергичным» 2. По мере того, как человек становится более единым и более «чистым», увеличивается его способность слиться с миром, с тем, что до того было «не он». Творец становится одним целым со своим творением, мать ощущает свое единство с ребенком, слушающий музыкальное произведение сам становится музыкой. 3. Во время пиковых переживаний индивид, как правило, чувствует себя на вершине своих сил, максимально используя все свои способности. Он больше не тратит силы на борьбу с самим собой, вся его энергия идет в действие. 4. Непринужденность, легкость. То, на что в другое время тратится множество сил и стараний, в пиковом переживании выполняется без всякого усилия, как бы «само по себе». Зачастую у человека появляется ощутимая грациозность во время этого беспрепятственного, легкого, не требующего усилий идеального функционирования. В это время люди выглядят спокойными, уверенными в себе и своей правоте, словно они точно знают, что ни делают, и делают это без оглядки, искренне, не сомневаясь, не колеблясь. Великие спортсмены, художники, творцы, лидеры и руководители ведут себя именно так, когда функционируют наилучшим образом. 5. В время пиковых переживаний, больше, чем в любое другое время, человек чувствует себя ответственным, активным, творческим центром своей деятельности и своего восприятия. Точно также воспринимает индивида наблюдающий за ним со стороны, которому он представляется более решительным, более сильным, более целеустремленным, более способным презирать или преодолевать преграды, более ожесточенно уверенным в себе, внушающим мысль о бесполезности любого сопротивления ему. Он словно не сомневается в своей ценности и своей способности выполнить любое свое решение. Наблюдающему со стороны он также кажется достойным доверия, надежным, тем человеком, на которого «можно поставить». 6. В это время человек наиболее свободен от страхов, опасений, сомнений, самокритики, всевозможных оков и тормозов. 7. В это время в человеке больше спонтанности, экспрессии, он ведет себя более непосредственно (наивно, честно, откровенно, по-детски, безыскусно, беззащитно, несдержанно, простодушно), более естественно, меньше контролирует себя и действует незамедлительно (автоматически, импульсивно). В такие моменты человек становится более творческим. 8. Пиковые переживания можно определить и по-другому – как высшую точку уникальности, индивидуальности, индивидуальности или неповторимости. Если каждый человек отличается от всех остальных в принципе, то больше всего он отличается от них во время пикового переживания. Если во многих отношениях люди (их роли) взаимозаменяемы, то во время пиковых переживаний человек отбрасывает свою роль и становится почти незаменяемым. 9. Во время пикового переживания индивид в наибольшей степени свободен от прошлого и будущего и пребывает в настоящем. В такие моменты он слышит гораздо острее, он в наибольшей степени расстается со своими привычками и ожиданиями, он может слушать, не загрязняя свой слух ожиданиями, основанными на ситуациях из прошлого, или надеждами, основанными на планировании будущего. 10. В этот момент человек в большей мере есть чистая psyche и в меньшей – мирская вещь, подчиняющаяся законам мира. То есть он больше подчиняется интрапсихическим законам, чем законам не-психической реальности, поскольку они отличаются друг от друга. 11. Не-желание и не-стремление может быть выделено в качестве центральной точки (или центра организации) пикового переживания. В разных описанных выше формах и в более широком, чем обычно, смысле, поведение индивида во время пикового переживания становится немотивированным (или нестимулируемым), особенно с точки зрения потребности в ликвидации дефицита. Во время пикового переживания все получается само по себе, не требует усилий, напряжения воли, целенаправленности. Индивид максимально использует все свои силы, он не руководствуется стремлением удовлетворить свои потребности, избежать боли, неприятных переживаний или уйти от смерти, он живет не ради будущего и его целью является только он сам. Его поведение и переживание становятся самоценными и самообоснованными. Поднявшегося на этот уровень человека Маслоу называет богоподобным, поскольку считается, что боги не имеют потребностей и желаний, не испытывают нужды и дефицита и находят удовлетворение во всех вещах. 12. Во время пиковых переживаний человек зачастую склонен изъясняться поэтическим, мифологическим или возвышенным языком, словно такое состояние можно выразить только так. 13. Все пиковые переживания можно правильно понимать как «завершенные действия», или как «замыкание», о котором говорят гештальтпсихологи, или как полный оргазм Рейха, или как полную разрядку, катарсис, кульминацию, свершение или облегчение. Многие люди, испытавшие пиковые переживания говорили, что эти переживания чем-то напоминали им прекраснцю смерть, словно наиболее насыщенное существование содержит в себе и парадоксальное стремление к смерти. Маслоу предполагает: любое совершенство, завершенность или свершение является смертью в мифологическом, метафорическом или архаическом смысле. 14. Пиковым переживаниям свойственно своеобразное бытийное веселье. Его неотъемлемыми свойствами являются легкость, непринуждённость, изящество, меткость, освобождение от комплексов и сомнений, умение смеяться вместе с кем-то, бытийное познание, уход от сосредоточенности на эго, на средствах, выход за пределы времени и пространства, за пределы истории и любого рода «местечковости». Пиковое переживание само является «интегратором», таким же, как и красота, любовь и творчество. Именно в этом смысле оно является разрешением дихотомии и неразрешимых проблем. 15. Во время пиковых переживаний и как последствие у людей возникает характерное чувство счастья, успеха, избранности. Как правило, после пикового переживания следует чувство благодарности. Очень часто чувство благодарности ведет к безграничной любви ко всему сущему, к восприятию мира как исполненного красоты и добра и зачастую к желанию сделать для мира что-то хорошее. 16. Пиковое переживание является основой особого бытийного познания со следующими чертами: Индивид имеет тенденцию воспринимать ощущение или объект как целое, в отрыве от ее связей, возможной полезности, целесообразности и предназначения. Бытийное познание, уникальное, поглощенное, завороженное, всецело задействующее наше внимание, всестороннее понимание объекта. Мир воспринимается безотносительно к себе и ко всем человеческим существам вообще, как существующий сам для себя. В моменты пикового переживания человек субъективно находится вне времени и пространства, появляется способность к абстрагированию без отказа от конкретности, и способность к конкретизации без отказа от абстракции. Многие дихотомии, полярности и конфликты приходят к единству, преодолеваются или разрешаются. В целом, Маслоу одним из первых предложил интегральную концепцию пиковых переживаний в контексте развития индивидуальности, создав теоретическую и эмпирическую почву для комплексного изучения многообразия религиозных, трансовых, экстатических феноменов, их влияние на функционирование и развитие человеческих существ. Пиковое переживание с одной стороны созвучно трансперсональным переживаниям (выход за пределы профанного к сакральному: космическое сознание, обожествление, духовная трансформация, мистический опыт..) с другой – связано и с гуманистической темой развития человека, его целостности, успешности, функциональности и творческости. Близкую методику к изучениям пиковых переживаний применил другой психолог Михайи Чиксентмихайи, его исследования подтвердили основные результаты Маслоу. Чиксентмихайи провел ряд исследованиий, в результате которых была создана концепция «потокового состояния». Такие состояния сопровождаются следующими особенностями: 1. «Вызов ситуации», поставленная перед собой задача должна быть достаточно трудна и требовать мастерства. Он говорит об определенном пороге сложности при вхождении в деятельность. 2. Сосредоточенность. Концентрация внимания – ключ к потоковым состояниям. 3. Совершенная ясность цели. Как правило, поток приходит тогда, когда перед человеком стоят ясные цели, требующие определенной реакции. Понятные «правила игры», знание набора действий, осуществляя которые, вы достигните результата. 4. Немедленное ощущение отдачи. 5. Полное погружение в работу, не требующее специальных усилий. Человеку ясны цели и задачи, он сконцентрирован на работе, и при вхождении в поток концентрация поддерживается как бы «сама по себе». Нет лишних мыслей в голове, которые могут отвлечь. 6. Чувство контроля над ситуацией. Потоковое состояние обычно возникает тогда, когда человеку требуется все мастерство для того, чтобы справиться с задачей, путем баланса между способностями человека действовать и предоставленными возможностями для реализации действия. 7. Исчезновение восприятия себя. Самосознание человека исчезает по мере того, как он чувствует себя сильнее, чем обычно. 8. Остановка времени. Изменяется ощущение времени: кажется, что часы летят как минуты. Когда цели ясны, результат очевиден, а задачи и мастерство находятся в балансе друг с другом, человек концентрирует свое внимание и полностью погружается в свое дело. Когда все существо человека сконцентрировано на полной работе тела и сознания, то что бы человек ни делал, это становится ценным само по себе; существование оправдывает само себя. Гармоническое соединение физической и психической энергии приводит к тому, что жизнь наконец-то становится жизнью. М. Чиксентмихайи устанавливал важное различение между стремлением к удовольствию и удовлетворению. Удовольствия даются легко, но ведут к депрессии, удовлетворение, как результат потокового состояния, требует мастерства и напряжения сил. Ценность работ Чиксентмихайи заключается, на наш взгляд, в выделении условий возникновения потока, демонстрация распространенности данного состояния в современной культуре. Но некоторые его выводы другие исследователи считают спорными или обобщенными, поскольку не учитываются нелинейные отношения многих факторов. Например, пассивные виды деятельности – идеальный фон для инсайтов, происходящих в конце инкубационного периода. Но все таки, его конкретизация условий появления потока позволяет предположить, что так как любой вид деятельности может вызвать поток при наличии определенных условий, то это значит, что возможно улучшить качество своей жизни, если добиться, чтобы в повседневной жизни присутствовали четкие цели, немедленные результаты и баланс между профессиональными навыками и возможностями их реализации. Авторы Г. Бенсон и У. Проктор предлагают свое видение вопроса, и на основании многолетних исследований биохимических, физиологических, ментальных процессов, происходящих в моменты пиковых переживаний, разработали специальную методику, которая позволяет в какой-то степени управлять их возникновением. Возникающие переживания они называют «состояния Озарения». Они включают в себя три этапа: 1. Процесс начинается с борьбы, стресса, сложности, какой-то проблемы. 2. Второй этап – включение механизма Озарения. «Уход», «самоутранение», «освобождение», важность полностью очистить сознание от прежних мыслей и эмоциональных установок. В этот момент происходит включение характерных универсальных реакций на биологическом уровне. 3. Следующий этап, само состояние Озарения, ярко выраженное чувство облегчения и эйфории, часто приводит к различным проявлениям пикового опыта, описанного у А. Маслоу. 4. Последний этап, возвращение к «новому нормальному» состоянию, которое подразумевает выход на более высокий уровень физической формы, интеллектуальных возможностей, что также соответствует концепции самоактуализации Маслоу. Также ученые выделяют шесть видов «пиков»: самосознания, творческих способностей, производительности, атлетизма, омоложения, трансцендентных состояний. Авторы предлагают возможность узнать и совершенствовать свой стиль включения механизма озарения. Итак, мы рассмотрели различные концепции «вершинных переживаний», имеющих общие черты. Мы построили свое исследования, основываясь на методологии этих ученых. Мы ставим вопрос, какими качествами характеризуется успешная личность, в представлениях человека, испытывающего подобные переживания. Влияет постоянство получения удовлетворения на идеал, к которому может стремится человек. Или модель успешности предстает в виде набора атрибутов, характеризующих высокий статус человека в обществе. Или же успешный человек должен и сам ощущать себя таковым, сам определять смысл своей жизни, ставить цели и среди ценностей иметь не только материальные блага.
Date: 2016-06-06; view: 658; Нарушение авторских прав |