Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общественные отношения кочевников
Система ханского правления сложилась в 15-18в, высшая власть принадлежит хану 1) хан — хозяин всей страны, земли, глава народа. Главная задача — охранять своих поданных 2)хан имеет право начинать войну с другими государствами или заключать с ними мир. 3)хан от имени своего народа, заключает договоры и соглашения с другими странами 4) хан вершит суд, обладая высшей судебной властью 5) имеет право казнить и миловать 6) хан составляет законы Избранного хана омывали молоком белой кобылы и поднимали на белой кошме. У хана были советники, помощники, бии и своя гвардия. Жырау явл. создателями духовной культуры, идеалогии кочевников. К их мнению прислушивались ханы. После ханов и членов их семей следующими по значимости социальной группы являются султаны. Они относились к чингизидам или торе (торе- общественно-этническая группа, в которой состоят только потомки Чингиз хана, они относились к аристократам). Султаны не выдавали дочерей замуж за простых казахов. Толенгут — это общественно-этническая группа, которая зачастую прибывала с потомками Чингиз хана. Они обычно пасли скот торе и защищали интересы казахов. В казахском обществе рродственные связи были основой политической, социальной, экономической связей в обществе. 2. Мыслители средневековья: Мухаммед Хайар Дулати. Мухаммед Хайдар Дулати (Дуглат) (1500—1551 гг.) – знаменитый ученый, внесший неоценимый вклад в науку и культуру своего времени. До сегодняшнего дня все, кто интересуется историей Средней Азии и Казахстана, культурой тюрко-язычных народов Евразии, находят какие-либо сведения в его сочинениях. Биографических сведений о Дулати немного. Он родился в Ташкенте. Впоследствии, спасаясь от преследований хана Шейбани, он нашел убежище в Фергане у своего дяди — знаменитого Бабура, будущего основателя империи моголов в Индии. Дулати провел много времени в Индии, а затем жил в Кашмире, занимаясь административной деятельностью. Здесь он завершил главный труд своей жизни – "Тарих-и Рашиди", при-несший ему мировую славу. Это единственная из дошедших до нас книг Мухаммеда Хайдара Дулати. Она была написана на персидском языке в 1544-1546 гг. Это классическое произведение посвящено главным образом истории Могулистана, восточная часть которого находилась на территории Семиречья, занимая берега Таласа. Выдающийся ученый своего времени, Мухаммед Хайдар Дулати внес большой вклад в казахскую историографию, оставив ценные сведения о происхождении казахов, их деятельности на исторической арене, связях с соседними народами, образе жизни и т. д. 3.Объяснить: даруги и баскаки. В города и подчиненные улусы назначались даруги и баскаки. В их обязанности входил сбор налогов и дани.
Билет №13 1. Взаимодействие кочевой и оседлой цивилизаций. Великий шелковый путь. 2. Коркыт. Асан Кайгы. 3. Объяснить: адат 1. Отношение между кочевыми и оседлыми народами в разное время и в различной обстановке менялись. Между ними происходили не только столкновения, но и наблюдались мирное развитие взаимоотношений, торговля, взаимопроникновение культур. Кочевое хозяйство, специализировавшееся на разведение скота, сдавало излишки своего производства: изделия из кожи, продукты питания, сырье для различных ремесел и т.д. Эти излишки предлагались оседлому в обмен на другие предметы: одежду, домашнюю утварь, изделия ремесленников и т.д. В эпоху раннего средневековья кочевники не только воевали с оседлыми народами, но и находились с ними в тесной взаимосвязи. Они заказывали у ремесленникам, мастерам городов и поселений различные виды оружия, украшения к ним, утварь, обеспечивая их сырьем. Великий Шелковый путь служил мостом между обширными территориями Востока и Запада. Свое начало брал из районов в долине реки Хуанхэ в Китае. ВШП начинался в Китае и заканчивался в Риме. ВШП пролегал через западную часть Великой Китайской Стены и по реке Или доходил до озера Иссык-Куль. В Иссык-Куле путь разветвлялся в южном и северном направлениях. Южное шло в Фергану, Самарканд, Иран, Ирак, Сирию и к Среднеземному морю. Северное направление через город Испиджаб разделялось на две ветви: из Испиджаба одна ветвь шла в Среднюю Азию, другая через Туркестан по нижнему течению реки Сырдарьи выходила в Западный Казахстан и обходя северо-восток Черного моря шла в Европу. Протяженность ВШП составляла около 7тыс км. Из Китая везли шелка, лаки, бумагу, зеркала; из стран Ближнего Востока и Византии сурьму, краску для волос, вавилонские ковры, драгоценные камни, кораллы и др. Народы Средней Азии продавали: золотые и серебряные украшения, стеклянные изделия, лекарства, различные краски, ковры. Тюркоязычные племена переняли у согдийцев оседлостью Согдийцы унаучились у тюрков скотоводству. 2.Коркыт- выдающаяся историческая личность средневековья, его произведения стали общим достоянием всей тюркской цивилизации. Коркыт- акын, жырау, оратор, кобызист. Родился Коркыт на территории нынешней Кызылординской области, в г. Жанакенте, на берегу Сыр-Дарьи, в конце VIII-в начале IX в. В этот период территорию в среднем течении Сыр-Дарьи занимали племена огузов. Коркыт прожил 95лет, пережив несколько ханов в эпоху огуз- кыпчаков. И при всех он состоял главным визирем. Он создал музыкальный инструмент- кобыз, сам играл на нем и сочинял музыкальные произведения. Асан Кайгы- знаменитый акын, философ, персонаж легенд и сказаний. Родился предположительно в Поволжье, жил в период распада Золотой Орды. В период политической борьбы в ханстве Абулхаира он находился на стороне ханов Жаныбека и Керея- основателей Казахского ханства. Он- автор множества произведений, стихотворений, запечатлел в своем творчестве сложную и проиворечивую эпоху, когда создавалось Казахское ханство, отразил процесс формирования казахского этноса. Главной задачей ханской власти Асан считал защиту родины. 3.Адат(от араб. адат-"обычай")- обычное право, охватывающее традиции и обычаи народов в странах распространения ислама.
Билет 14 Тюрский каганат Первый тюрск каганат появился в 552 г на территории Сев Монголии. Родоначальником кагана был Бумын. Первые каганы госуд-Тумен,Мукан,Естеми, Кара Еске. В годы правления кагана Мукана Тюрск каган достиг полит господства в Цент Азии подчинив себе земли Южной Сибири,часть Юго Запад Маньчжурии.Кит источники свидетельствуют,что при кагане Мукан (552-554) младшем брате Бумына были разгромлены их враги жужане(авары),и он стал правителем Ср Азии. Естеми двинулся на запад и покорил Семиречье,степные районы Казахстана, долины Сырдарьи Приаралье. В 580 г ТК достиг апогея своего развития. В 581 в Китае к власти пришла династия Суй и госуд стало крепнуть. А в каганате разразился джут,что очень ослабело тюрков. В 582-603 г происходит распад ТК на 2 части. В течение 20 лет тюрки вели войны между собой. В 603 г. Тюркский каганат распался на 2 части: Вост-Тюркский каганат,территория Монголии и сев. Часть Монголии. Правитель –Шад. Западно-Тюркский каганат Казахстан иСр.Азия) Вост.-тюрский каган назывался «синие тюрки «; а Западно-Тюрский каган назывался «страна десяти стрел». В 558 г- Западно-Тюрск.каган захватил побережье Волги и уральских гор.Особого рассвета это госуд достигло при каганах Жегуй и Тон,торговля была по ВШП. Основные племена: нушеби и дулу. В 657г.- напали китайцы и тюрки потерпели поражение. Каган тюрков бежал в г. Шаш. Китайцы господствовали здесь 29 лет,перенимали на свои стороны тюрских аристократов. В 679-689 г. ВТК(Вост.-Тюрск. каганат) избавился от китайцев,здесь были каганы: Елтерис и Тоньюкук и они создали второй тюрск каганат и стали называть себя «тюрки кыпчаки», это написано на памятнике Билге –каган. Тоньюкук в 711 г захватил Тюргешей. В 716 г каган Билге разгромил кит.войско. Культегин и Белге – братья. Сейчас на берегу р.Орхон есть памятник «огонь братьям»,где высочена история каганата. Культегин в 16 лет 702 год разгромил кит,706 г дошел до р Хуанхэ осадил столицу Китая (Пекин). В 745 г появился уйгурский каганат (это территория Монголии и некоторые земли зап Монголии) впоследствии был разбит Енисейскими киргизами и уйгуры переселились в ср Азию. Слово «тюрк» впервые появилось в 542 г в кит летописях. Date: 2016-06-06; view: 2906; Нарушение авторских прав |