Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Античные источники о племенах. (конспект 07.10 числа)
Билет № 1 1. Каменный век делится на 3 периода: палеолит, мезолит и неолит. Палеолит делится на ранний и поздний палеолит. Ранний на олдавай (2.6 млн. до 800 тыс.), ашель (800 тыс. до 140 тыс.) и мустье (140 тыс. до 40 тыс.). Поздний палеолит охватывает период с 40 тыс. до 12 тыс. Далее мезолит (12 тыс. до 5 тыс.) и неолит (5 тыс. до 3 тыс.). Американский ученый Морган делит историю развития человечества на 3 части: 1) Дикость - время появления, развития человека в разумного. 2) Варварство - появление земледелия, скотоводства, ремесла. 3) Цивилизация - возникновение письменности. Исторические периоды связывают с развитием материального производства. При изучении каменного века ученые используют геологическую и археологическую переодизацию. Геологическая переодизация представляет собой деление на эры - палеозойская, мезозойская, кайнозойская (которая началась 60-70 млн. лет назад и делится на 2 периода: третичный, во время которого происходило горообразование, и четверичный - период появления человека). Четвертичный период также называют антропогенным. Этот период делят на две части: плейстоцен (до и после оледенения), и голоцен (время таяния ледников). Главная особенность каменного века - появления человека. Так, самый древний человек был найден в Африке, в ущелье Олдавай - австралопитек. Он был назван «человеком умелым» и жил 2-1,5 млн. лет назад. Питекантроп был найден на острове Ява и жил 1 млн. лет назад. Синантроп был найден в Китае (500 тыс. лет назад). Вместе их называют «прямоходящими». Неандерталец найден у р. Неандерталь в Германии 100 тыс. лет назад. Кроманьонец был найден 40 тыс. лет назад во Франции. Назван «человеком разумным». В течение каменного века стали создаваться различные орудия труда, поэтому развивается охота и рыболовство. С этим происходит развитие мышления, появляется речь, а вместе с этим и развитие общественных отношений. Археологические раскопки показывают, что древние люди вели коллективный образ жизни. Обычно первобытные группы состояли из 20-30 человек. Самое первое объединение людей - первобытное стадо, было в период палеолита. Оно состояло из близких кровных родственников. Позже появилась родовая община. Затем союз племен и народность. 2. Антропология - наука, изучающая происхождение и эволюцию человека, изменения его физического и биологического строения. Она определяет, как изменяется организм и строение человека под влиянием различных факторов - географической среды, климата, исторических процессов итд, а также как биологический тип и как участника истории.Человек всегда адаптируется в конкретных географических и природных условиях, и в связи с этим приобретает определенные характерные черты, которые называют антропологическим обликом. Изучение жизни племен, населяющих Казахстан начинается с бронзового века - с изучения андроновцев. Академик Алексеев изучил их, и доказал, что по физическому типу они были европеоидными. Для них характерны - невысокий рост, широкое лицо, большой и прямой нос, лицо было почти без скул, большие глаза. В Кустанайской области был обнаружен женский череп. Ученый Герасимов реконструировал его, и таким оразом доказал, что он принадлежал женщине андроновского типа. В раннем железном веке здесь жили саки, сарматы. Исследование черепов саков показывает, что они похожи на андроновцев. Но при это начали проявляться монголоидные черты (сакские племена проживали здесь с 8 века по 3 - 2 века до н.э.). В трудах Трофимова и Смагулова рассказывается, что они появились с переселением тюркоязычных племен с востока. Ассимиляция гуннов в последствии изменения места населения также привело к появлению монголоидных черт. Во время Тюркского периода (552 г. н.э.) в облике людей появились признаки европейцев и монголов. Исмагулов считает, что внешний вид местных жителей стал более монголоидным на 20%. Интенсивно начал меняться облик уже после монголов. В XVI - XVII веках население относится полностью к монголоидному (казахскому) типу. 3. Авеста - источник зороастризма. Эта религия появилась в Персии приблизительно в XII веке. Бог - Ахурамазда. Пророк - Заратуштра. Он проповедовал высоконравственные качества человека.
Билет №2 1. Период мезолита и неолита в Казахстане. Мезолит (средне-каменный век). Эпоха мезолита в Казахстане 12-5 тыс. лет до н.э. Археолог Формозов нашел первую стоянку эпохи мезолита в 1948 г. на Северном Казахстане. Найдено 20 памятников эпохи мезолита в основном у городов Петропавловск, Кокчетав, Кустанай, Караганда, п-ов. Мангыстау. В эпоху мезолита изобретают лук и стрелы (индивидуальная охота). Микролиты - каменные пластинные, которые вкладывали в костяные или роговые рукоятки. Лезвия 2-3 см.- делали наконечники стрел. Изобретения: бумеранг (серповидная вещь), силки, лодка, плот, рыболовные снасти. В 10 тыс. до н.э. возникает земледелие. Происходит разделение труда по полам и возрасту. Сначала использовали палку-копалку, потом мотыгу. Появляется зернотёрка, серп, топоры, (пест и ступка предмет, чем мололи муку). Первое дом. животное- собака. Неолит (ново-каменный век). Эпоха неолита в Казахстане 5-3 тыс. лет до н.э. Переход от присваивающей экономики к производящей (неолитическая революция). В Казахстане известно около 600 памятников эпохи неолита. Наиболее крупные поселения: Усть-Нарым, Караганда, Иман-Бурук и др. Появляются орудия, сделанные из каменных щепок, рубила, плоские ножи, скребки. Делаются орудия труда из кремния. Основным видом хозяйства оставалась охота. Занимались так же рыболовством и собирательством. У людей эпохи неолита уже была вера в загробную жизнь. Приручали таких животных, как: коров, быков, овец и коз. О зарождение ткачества в период неолита свидетельствуют найденные головки веретена, остатки примитивных ткацких устройств. В начале люди использовали для ткачества крапиву, коноплю, лен, затем хлопок, а позднее – шерсть животных. Изготовляли посуду и керамики. Гончарную посуду обжигали на открытом огне, затем в конце неолита применяли примитивные печи. 2. Формирование казахского народа. Ученые считают, что развитие казахского этноса началось в бронзовом веке. Казахская национальная культура схожа с андроновской, усуньской. С другими – схожи жилища, одежда отношение, представление. Однако формирование казахской народности надо считать началось в среде гуннов и в начале тюркского периода. У многих тюркских народов стали общими обычаи, жилища, продукты из молока и мяса (казахи, киргизы, туркмены, башкиры и т.д.). Постепенно на территории Казахстана создавались условия для формирования народности: 1) единая тер-ия; 2)похожая культура; 3)общий язык; 4)внешний облик; 5) мировоззрение; 6)государство. Слияние народов особенно в эпоху гуннов и монгольское нашествие определило внешний вид казахов. К IV в. Закончилось формирование казахской народности. Глоттогинез – глотть (с греч.) – наука изучающая происхождение. Учение точно не знают, на каком языке разговаривали в бронзовом веке. Саки пользовались руническими письмами. Корни тюркского языка лингвисты видят в языке шумеров. Ученый Аманжолов и поэт Олжас Сулейменов приводят 60 слов, которые почти идентичные к современным казахским словам. После нашествия монголов казахские роды оказались в разных гос-вах: Ак Орда, Могулистан, ханство Абулхаира, но разговаривали на одном языке. В XV в. Появляется Казахское ханство, значит, появились условия для завершения формирования казахской народности. Но ученые не имеют единого мнения о появлении слова казах. Одни считают, что оно появилось от двух слов «каз» и «ак», другие от слов «кас» и «сак». Племена, откочевавшие от узбекского хана Абулхаира, называли узбек казахи. Но постепенно за ними закрепеляется термин «казах». В десятилетии XVI в. Косымхан объединил все казахские племена в одно гос-во 1 млн человек. Казахское ханство начинает получать международное признание. 3. Объяснить ислам. Ислам (араб. – покорность), мусульманство – одна из мировых религий. Ислам возник в Аравии в начале VII в. Вероучение ислама изложено в Коране. Важнейшие понятия мусульманской религии – «ислам», «дин», «иман». Ислам в широком смысле стал обозначать весь мир, в пределах которого установились и действуют законы Корана.
Билет№3 1. Энеолит. Ботайская культура. Энеолит – медно-каменный век – охватывает период времени с 3тыс. до XVIII века до н.э.Первое, чем характеризуется этот период, это использование человеком первого металла – меди. Главным памятником эпохи энеолита является поселение Ботай, найденное на правом берегу р. Иман-Бурук в Северо-Казахстанской области. Его территория занимает площадь 15 га. Здесь найдено около 160 остатков жилищ. Большинство из них – полуземлянки: фундамент высотой до 1м, стены – из глины, которая обшивалась бревнами, крыши – куполообразные, прикрывались ветками, сверху которых клался дёрн, внутри стены покрывались шкурами животных. Особенностью этих домов являлось то, что в центре дома находился очаг, а в крыше – отверстие для выхода дыма. В этом поселении найдено много изделий из камня, глины и костей: ножи, кинжалы, наконечники для стрел и пик, мотыги, топоры, рубила, скребки, шила и иголки. Поселение Ботай является главным центром раннего коневодства, здесь были найдены останки более чем 70 тыс. лошадей. Умерших ботайцы хоронили недалеко от поселений, вокруг могил клали лошадиные черепа, известно, что здесь так же применялась мумификация. Кроме Ботая к эпохе энеолита относятся так же стоянки, найденные на п-ове Мангыстау. Самая известная из них – Шебир. Форма большинства изделий, найденных здесь, имела конусообразную или горшкообразную форму, а посуда – яйцевидную. Края посуды украшались широкой полоской с орнаментом. Жители этого поселения носили ожерелья из моллюсков.Во время энеолита: 1) появляются лук и стрелы, а значит охота из загонной переходит к индивидуальной; 2) появляются промыслы и ремесла, например: гончарное дело, плетение, обработка шкур; 3) племена, населяющие территорию Казахстана, в основном занимаются скотоводством; 4) общество постепенно переходит от матриархального к патриархальному; 5) жители периода относятся к европеоидному типу. 2. Появление казахских жузов. Территория Казахстана издавна делилась на три жуза. У ученых нет единого мнения о времени и причинах их появления: большая часть связывает появление жузов с природно-географическими условиями. Султанов и Вяткин считают, что жузы появились в XVI веке, а Аманжолов – до Монгольского нашествия (X – XII вв.). Появления понятия «жуз» некоторые ученые связывают с арабским словом «джуз» - «часть чего-то».Жуз – природно-экономический район, расположенный на определённой территории. У каждого жуза была своя территория, племена, входившие в жуз, считались родственными, в каждом жузе были свои хан и бий, каждый жуз самостоятельно решал свои проблемы, но перед опасностью все жузы объединялись. Между жузами имелись торговые, хозяйственные связи, были схожи традиции и обычаи, заключались браки между представителями разных жузов. Старший жуз. Территория – Семиречье и юг Казахстана. Разводили здесь в основном овец. Бий жуза – Толе би. Население – 700 тыс. человек, 11 племен (дулаты, жалаиры, канглы, албаны и др.). Средний жуз. Территория – восток, север и центр Казахстана. Разводят здесь крупный рогатый скот и лошадей. Бий жуза – Казыбек би. Население – 1,5 млн, 10 племен (аргыны, наманы, кыпчаки, киргизы, торе и др.) Младший жуз. Территория – запад Казахстана. Разводят верблюдов. Бий жуза – Айтеке би. Население – 1,2 млн, 3 племени (байулы, алимулы и жетиру). 3. Тотемизм. Тотемизм (от «тотем» - знак, герб клана) – вера в сверхъестественную связь или кровную близость рода с каким-либо животным или растением. Тотемизм, как и магия с анимизмом, появился в период позднего (верхнего) палеолита – 40-12 тыс. лет до н.э.
Билет № 4 Бронзовый век на территории Казахстана. Бронзовый век делился на три части: Ранний 18-16 в. до н. э. Средний 15-12 в. до н. э. Поздний 12-8 в. до н. э. В этот период на территории Казахстана существовало две культуры: Андроновская (открыта в 1914 Тугариновым близ села Андронов, города Ачинск) 18-12 в до н.э. Бегазы–дандыбаевская (открыта Маргулан на территории Центрального Казахстана и озера Балхаш) 12-8 в В свою очередь андроновская культура делилась на два периода: нуринский и атасуский. Памятниками нуринского периода в основном являются места захоронений: курганы Акшатау, Бугулы 1, Байбала 1, Косаган, Канаттас и др. Небольшие по размерам захоронения состоят из земляных насыпей, вокруг которых сооружались круглые или прямоугольные ограды из каменных плит. Внутри ограды находилась могила, представлявшая собой прямоугольную яму, стены которой были обложены плитами (циста — так называют такие могильные ямы). Иногда использовались грунтовые ямы и каменные ящики в качестве могильных камер. Сверху, после захоронения, яма перекрывалась плоскими каменными плитами. Нуринскии период характеризуется преобладанием в погребальном обряде кремации. Вероятно, вначале тело ' умершего человека сжигали, а затем его прах хоронили в могиле, потому что в самом могильнике, на украшениях, оружии, оставленных рядом, отсутствуют признаки огня. В могильнике Канаттас, найденном на территории Актогайского района, человек похоронен в сидячем положении с согнутыми руками и ногами. Такой вид захоронения встречается и в других памятниках бронзового века, но очень редко. Могильники атасуского периода имеют такую же форму и строение, что и нуринского периода. Многие традиции прошлого нашли свое продолжение и в данном периоде. Могила атасуского периода представляет собой обычную земляную яму. Иногда также использовали для погребения каменные ящики. Погребенные в могилах ориентированы головой на запад. В данном периоде встречаются останки парных захоронений. Обычно в таких могилах хоронили мужа и жену. Иногда в одном ограждении встречалось несколько погребений, где похоронены потомки одного рода. Преобладающим было положение трупа в скорченном виде на боку. В могильниках при раскопках были найдены орудия труда и оружия из бронзы, золотые украшения и остатки пищи животного или растительного происхожде0ния. При изучении памятников атасуского периода можно отметить возникновение имущественного неравенства среди членов родовых общин. В нуринском периоде верхняя часть керамической посуды была круглой, а в атасуском — место перехода в горловину имело прямоугольную форму. Имелись различия в оформлении посуды. В нуринский период узор, наносимый на посуду, был цельным, а в атасуский — наносился либо на горловину, либо в центре или нижней части посуды. Погребение, в котором отсутствовало тело умершего, в науке называют кенотаф. Переход от эпохи средней бронзы к периоду поздней бронзы характеризуется появлением грандиозных курганов, обнесенных кольцом ограды из монументальных плит. Это были могильные сооружения старейшин, военачальников, родоначальников, выделившихся в отдельную группу, т. е. андроновское общество не было однородным, произошло его расслоение. Бегазы-дандыбаевская культура. Последний период бронзового века Центрального Казахстана относится к бегазы дандыбаевской культуре. Дандыбай находится в долине р. Шерубай, в 60 км от г. Караганды. Раскопки выявили совершенно новые типы сооружений и керамики, несвойственные бронзовой культуре. Ее хронологические границы — XII—VIII вв. до н. э. Главной особенностью памятников бегазы-дандыбаевской культуры считается наличие высокого уровня развития каменной архитектуры. В это время начали строить жилища со стенами, сложенными из камня. Стены домов троились из двух рядов параллельно вкопанных в землю плит, пространство между которыми заполняли глиной, вешанной вместе с мелкими камнями. В XVIII —XIX вв. Дома, в которых казахи жили зимой, строились по такому методу. Большинство поминальных сооружении, относящихся к бегазы-дандыбаевской культуре, — это курганы. Они имеют ограждения круглой, иногда прямоугольной формы, высотой от 70—80 см до 1,5—2 м. Курганы возводили из камней, щебенки и земли, а снаружи покрывали каменными плитами. Бегазы-дандыбаевская культура отличается самобытностью жилых, поминальных и культовых сооружений, сделанных из массивных гранитных плит. Это первые монументальные сооружения, дошедшие до нас. Бегазинские скальные мавзолеи представляют собой редчайшие памятники Евразии эпохи поздней бронзы и свидетельствуют о высоком уровне строительного искусства того времени. Для данного периода также характерно появление новых форм посуды и новых элементов в ее оформлении. Глиняные кувшины, относящиеся к этой культуре, имеют круглую форму с вытянутым горлышком и плоским дном. В оформлении преобладали узоры в виде треугольника и костыля, выдавленные ногтем или специальными палочками. Изготовление керамических и металлических изделий доведено до высшей формы искусства. Это лучшие достижения древних скотоводов и металлургов Центрального Казахстана. Культурные традиции племен. При обследовании памятников эпохи бронзы были найдены многочисленные украшения, сделанные из бронзы: кольца, браслеты, под- Р вески, серьги, бусы. Браслеты и кольца иногда делали из золота. Часто встречались серьги в виде колец, обтянутых листовым золотом. Образцом ювелирного искусства служили золотые височные подвески. Андроновцы носили на шее амулеты из зубов и клыков диких животных. Предметы быта они изготавливали с помощью отбойников и молотков из камня, делали головки для веретена, ручные мельницы и формы для отлива оружия. В бронзовом веке было освоено производство изделий из металлов. Доказательством формирования навыков обработки металлов служили бронзовые ножи, наконечники Ветрел и копий, бронзовые топоры, кинжалы. В эпоху бронзы сосуды отличались совершенством форм, они тонки и изящны. Сосуды украшались лепными валикам, шишечками, «жемчужинами». Скотоводство. Основным источником существования многих племен в бронзовом веке было скотоводство. Животные давали мясо, молоко, шерсть; кость использовали для поделок. Приручение диких животных началось еще в эпоху мезолита. Первым прирученным животным была собака. Затем в эпохи неолита и энеолита были одомашнены коровы, лошади и бараны. Земледелие. С эпохи неолита в Казахстане стало постепенно развиваться земледелие. Свидетельством этого служат находки каменных серпов с острым лезвием в некоторых поселениях. Серпы в основном изготавливались из дерева и кости, в качестве лезвия использовались острые камни — микролиты. Во всех регионах Казахстана были найдены каменные зернотерки, песты для дробления и растирания зерна в муку, каменные ступы. Поселения. В поселениях, относящихся к бронзовому веку, встречаются бронзовые и медные серпы. В поселении Шагалалы, около г. Кокчетава, была найдена бронзовая коса. Таким образом, земледелие развивалось также в других регионах с благоприятными природными условиями На территории Казахстана обнаружено много поселений, относящихся к бронзовому веку. Поселения обычно состояли из 5—10, а иногда 20 домов. Жилища строились двух видов: землянки и дома. Стены землянок наполовину были врытыми в землю, в некоторых случаях укреплялись большими плоскими камнями. Крыши домов закрывали шестами в четыре ряда, между ними укладывали траву или ветки. Общественные отношения. В начале бронзового века племена в основном занимались земледелием, обрабатывали поля и огороды. Дополнительными источниками существования были охота и рыболовство. Со временем основным занятием племен бронзового века стало скотоводство. С его развитием возросла роль мужчины. Это способствовало формированию патриархальных отношений. Общая собственность на продукты производства и социальное единство родовой общины порождали и соответственные им формы организации общественной власти и управления делами общины. В управлении обществом участвовали все взрослые члены рода, как мужчины, так н женщины. Власть, равно как и принуждение, исходила от всего общества в целом. Эту общественную власть принято называть потестарной, это была еще не политическая структура. Разумеется, такая организация знала и властные институты, власть предводителя, совета старейшин. Причем существовали выборность, сменяемость вождей, предводителей, совета старейшин. Потестарная власть предводителя семейной общины базировалась не только на его авторитете, но и на возможности жесткого принуждения. Основной формой существования социальных норм родовой организации являлся обычай. Обычай — это исторически сложившееся правило поведения общего характера, которое вошло в привычку людей в результате многократного повторения. По археологическим материалам, уже в конце эпохи бронзы явно прослеживается имевшее место в обществе имущественная и социальная дифференциация. Становление и укрепление Казахского Ханства. Формирование казахской государственности протекало под эгидой чингизидов, удерживавших власть на обширной территории Казахстана более пяти столетий. Основными причинами откочёвки стали жестокость политики Абулхаира и его неспособность защитить народ от нападений ойратов. Историческую миссию, связанную с дальнейшей судьбой казахского народа, взяли на себя потомки Орыс хана — султаны Жаныбек и Керей. С их именами связано преодоление раздробленности и политической разобщённости частей казахского народа в разных государственных объединениях. Мухаммед Хайдар Дулати в своем труде "Тарих-и-Рашиди", принесшем ему мировую славу, так описывает эти события: "В это время Абулхаир хан властвовал над степями кыпчаков. Он доставлял много неприятностей султанам — потомкам Джучи. Жаныбек хан и Керей хан бежали от него в Могулистан. Есен-Буга хан встретил их радушно и подарил им Козыбасы на побережье реки Чу. Это был западный край Могулистана. Они жили мирно в этом регионе. После смерти Абулхаира его потомки завели распри между собой. Некоторые из них собрались вокруг ханов Керея и Жаныбека. Их число достигло 200 тыс. Они стали называться узбеки-казахи". В1465—1466 гг. было создано Казахское ханство. Провозглашено оно было в западной части Семиречья — на землях усуней, дулатов, канлы. Возглавив уходящие роды и племена, Жаныбек и Керей, конечно, понимали свою ответственность за людей, доверивших им свои судьбы. Таким образом, перед султанами стояла глобальная цель — создание самостоятельного независимого государства. В свою очередь, у большинства представителей простого народа были свои веские причины откликнуться на предложение ханов. Нависшая над казахскими родами и племенами опасность со стороны джунгарских ойратов вылилась в народное недовольство жестокой политикой Абулхаир хана, неспособного оградить население Семиречья от ойратских орд. Появление мощного ойратского государства поставило в тяжелое положение и правителя Могулистана того периода — Есена-Бугу. Поэтому он тепло встретил Жаныбека и Керея, выделив им земли на берегах Чу и всячески поощряя их стремление к созданию на этой территории нового независимого ханства. Правитель Могулистана вступил в союз с казахскими предводителями, надеясь с их помощью обеспечить безопасность границ своего государства и сохранить его территориальную целостность. Стремление ханов Жаныбека и Керея к самостоятельной и независимой политике носило честолюбивый характер. Стремясь к власти, они рассчитывали на поддержку народных масс, совершенно справедливо считая, что простым людям необходимы надежная опора и защита. Образование Казахского ханства. Решение поднять шанырак Казахского ханства в Семиречье Жаныбек и Керей — потомки Джучи хана — не могли принять самостоятельно, без согласия и поддержки родовой и племенной аристократии, упорядочивавшей внутреннюю жизнь казахского общества. Создание системы нового государства —длительный и сложный процесс, и откочевка Жаныбека и Керея в Семиречье во главе “Тысяча Алаша” — лишь одна его сторона. В последующий период первоначальная структура союза “Тысяча Алаша” теряет свое значение, так как ей на смену приходит более сложное образование — государственное объединение. Существует предположение, что система тройного счета (тройственный счет) в “Тысяча Алаша” является прообразом трех жузов того периода. А в составе этого союза, надо полагать, были представители главных родов и племен казахского народа: усуни (усины), дулаты (дуглаты), канлы (канглы), аргыны, найманы, кыпчаки, алшыны и другие союзы племен. После смерти Абулхаира (1468 г.) политический кризис в Узбекском улусе особенно обострился: начались обычные в таких ситуациях ссоры между претендентами на ханскую власть. Неспокойно было и в Могулистане: после смерти Ёсен-Буги (в 1462 г.) в нем фактически наступило полное безвластие. В этих условиях возникновение в Семиречье этнополитического образования — улуса Жаныбека и Керея — было закономерным историческим явдением С1470 г. на берегах Сыр-Дарьи начали появляться казахские отряды. С этого времени стремление казахских ханов подчинить себе кыпчакские степи легло в основу их политической и военной деятельности. В 70—80-х годах XV в. Жаныбас и Керей, а позже их наследник я потомок Бурундук хан все свои усилия направляли именно на расширение территории Казахского ханства. Это являлось политическим стержнем жизни страны и в конце XV в., и в первом десятилетии XVI в. Цель первых казахских предводителей—подчинить себе города вокруг Туркестана. Таким образом, XV в, стал историческим периодом, когда молодое Казахское ханство набирало силы для своего становления и укрепления. Не сумев вернуть себе все земли Абулхаир хана, своего деда, в начале XVI в. Мухаммед Шейбани отвоевал у тимуридов Мавераннахр. Начался новый виток противоборства. В это время могульские правители, владевшие Восточным Туркестаном (Кашгарией), предприняли попытку завоевать Семиречье. Однако Бурундук хан сумел сплотить для борьбы с ними кочевые народы Семиречья, Центрального и Западного Казахстана. Первое десятилетие XVI в. для Казахского ханства началось с защиты от нападок Мухаммеда Шейбани. Походы правителя Мавераннахра на казахские земли в 1503— 1510 гт. не принесли положительных результатов. В конце 1510 г. Мухаммед Шейбани погиб в битве с иранским шахом. В 1511 г. на престол Казахского ханства взошёл Касым хан — преемник Бурундук хана. Воспользовавшись благоприятными обстоятельствами, в 1513 г. он покорил Сайрам, пытался овладеть Ташкентом. Период правления Касым хана вошел в историю как время значительного территориального расширения государства казахов, границы которого доходили до бассейна р. Урал, на юге — до Сыр-Дарьи, включая присырдарьииские города-оазисы, а на севере и северо-востоке простирались далеко за Улытау и оз. Балхаш• Петроглифы (наска́льные изображе́ния) — высеченные изображения на каменной основе. Могут иметь самую разную тематику — ритуальную, мемориальную, знаковую со всеми возможными взаимопересечениями. Традиционно петроглифами называют все изображения на камне с древнейших времён (палеолита) вплоть до средневековья, за исключением тех, в которых достоверно присутствует хорошо разработанная система знаков. Абсолютно однозначного определения не существует. Петроглифами называют как первобытные пещерные наскальные тёсаные рисунки, так и более поздние, например, на специально установленных камнях, мегалитах или «диких» скалах. Подобные памятники не сконцентрированы где-нибудь в одном месте, а широко разбросаны по лицу нашей планеты. Их находили в Казахстане (Тамгалы), в Карелии, в Испании (пещера Альтамира), во Франции (пещеры Фон-де-Гом, Монтеспан и др.), в Сибири, на Дону (Костёнки), в Италии, Англии, Германии, в Алжире, где недавно были открыты и произвели сенсацию во всём мире гигантские многоцветные росписи горного плато Тассилин-Аджер в Сахаре, среди песков пустыни. В основном, это изображения животных — олени, бизоны, кабаны, дикие кони; среди них и такие, которые ныне на земле уже не водятся — длинношерстные мамонты, саблезубые тигры. Лишь изредка попадаются абрисы человеческих фигур и голов, вернее, ритуальных масок. Только позднее, в эпоху неолита, стали изображать сцены из жизни первобытного племени — охоты, сражения, пляски и какие-то малопонятные обряды. Такие композиции приблизительно датируются VI—IV тысячелетиями до н. э.. А самые ранние изображения, где преобладают «портреты» зверей, относятся к верхнему палеолиту, то есть были созданы сорок — двадцать тысяч лет тому назад.
Билет № 5 1. Античные источники о племенах. 2. Правление Касым хана. 3. Объяснить: патриархат. Античные источники о племенах. (конспект 07.10 числа) Ценные сведения о племенах, живущих в Казахстане, дают персидские, греческие и китайские источники. Известный греческий ученый Геродот, которого зовут «Отец истории», родился в г.Галикарнас (п-ов Малая Азия) – 484-425 гг до н.э. Создал труд «История» - 9 томов. В 4-ом писал о племенах, живущих на территории Казахстана: о культуре, взаимоотношениях, обычаях и т.д. Геродот называл саков азиатскими скифами. Есть мнение, что слово «сак» персидское, греческое или китайское. Впервые появляется у персов. В греческих источниках встречаются племена массагеты, аргиппеи, сарматы, исседоны. Массагеты – восточнее Каспийского моря, за р. Сырдарья. Греки считали саков самым справедливым и честным народом («к врагам беспощадны, друзьям верны»). Анахарсис – 605-545 гг до н.э. Сын скифского царя Гнура, государство скифов располагалось на северном берегу Черного моря. Был братом царя Самблия. Мать – уроженка Эллады (гречанка), поэтому Анахарсис, повзрослев, решил посетить Элладу с целью изучения культуры, обычаи, систему управления Афинским государством, законодательства этой страны. В это время уже владел греческим языком. В Греции встретил соплеменника (скифа) Токсариса, который был врачом, знатным человеком, прославился в Афинах как мудрец. Умер и похоронен в Афинах. Во время пребывания Анахарсиса в Грецию одним из правителей был Архонт Салон, который провел реформы – отменил рабство, долги. Причислен к семи греческим мудрецам. Анахарсис прославился мудростью, ученостью, известны 50 его изречений. «Беда в голове от языка», «1 верный друг лучше 100 неверных», «Базар – место, где люди друг друга обманывают». Геродот: «Анахарсис был во многих странах, показал великую мудрость, был сторонником умеренности во всем». Его изречения о поведении людей, о защите собственного достоинства, о зависти, о мореплавании, о гимнастике, о вине. Изобрел усовершенствованный гончарный круг, парус, якорь корабля. Салон говорил о нем, что Анахарсис очень умен и мудр. Он научил многому полезному, дал много советов. Предложил отлить бронзовый бюст Анахарсиса в Афинах. В конце XVII в Москве Новоспасского монастыря мастер Федор Зубов оставил роспись, на которой вместе с Платоном, Аристотелем, Салоном, Плутархом, Птолемеем, Гомером изображен Анахарсис – античные греческие философы. Когда он совершал обряд другого (греч.) народа, царь (Самблий) узнал об этом и убил из лука. Умирая, Анахарсис сказал: «В Элладе меня оберегал ум, а на родной земле я стал жертвой зависти». 2. Правление Касым хана. (конспект 04.02 числа) Касым (сын Жанибека) – правил 1511-1518 (1523) гг. В годы правления Касым хана происходит укрепление Каз. ханства. При нем разработан кодекс законов «Прямой путь Касым хана» (по его приказанию собирали обычаи, традиции каз. народа, объединили их и разработали новые правила поведения в каз. обществе). В этом сборнике регулировались имущественные, земельные отношения, правила поведения воинов. В этом документе определили правила приема послов иностранных государств, проводов послов; правила проведения праздников. Всего в документе 5 разделов. Есимхан продолжит разработку законодательства, добавит раздел об ответственности за воинские преступления. Тауке хан издаст «Жеты жаргы». В период правления Касым хана повысился авторитет государства, тихо было на восточной границе. Границы государства были от правого берега Сырдарьи до Семиречия, на зап. к р. Урал. Число жителей – более 1 млн чел, кавалерия – 300 тыс воинов. Касым установил дипломатические отношения с Московским государством, о нем знали в Зап. Европе. О Касыме есть сведения в персидских источниках – найдено письмо Исмаила I хану Касыму. 1518г. – Касым умер в г.Сарайчик, там его гробница. После него правителем стал его сын Мамаш, потом двоюродный брат Мамаша Тахир, после него – Буйдаш, брат Тахира, потом ханы – Тогуш и Ахмед. 1538г. – Хак Назар, который продолжил политику отца. 3. Патриарха т. Общество, где главную роль играет мужчина. Появляется вследствие разделения труда, так как мужчина выполнял более тяжелую работу, его роль возросла. Билет № 6 1) Сакские племена жили в первом тысячелетии до н.э. (в эпоху железа). Сакские племена: Тиграхауды (жили в семиречье), Парадарайя (побережье Аральского моря), Хаумаварга(Южнее Парадарайя). Они жили на всей территории Казахстана, а еще жили Массагеты (среднее течение р. Сырдарья), западнее Сарматы, восточнее Аргиппеи, восточнее их Исседоны, восточнее их Аримаспы (Сарматы не саки). У саков было имущественное неравенство (это доказывает захоронение "Золотой человек"). Сакское общество представляло собой военную демократию, это значит, что власть принадлежала военачальникам, они были элитой сакского общества. Во главе государства - царь. Созывались народные собрания, в этом и проявлялась демократия. Женщины имели такие же права как и мужчины, это говорит о том, что правители саков были и царицы (Тамирис, Зарина и др.). Саки пленных превращали в рабов, но оно не было распространено, у них было лишь домашнее. Во ll веке до н.э. на казахские земли приходят гунны - начинается смешение племен, это в истории называется "Великое переселение народов".
2) Тауке - сын Жангира (погиб в борьбе с джунгарами). Тауке подняли на белой кошме и провозгласили ханом в 1680 году. Это был мудрый правитель, который оставил за собой свод законов "Жеты Жаргы". Наличие законов урегулировало отношение внутри государства(прекращены междоусобицы, наладились отношения с соседними государствами, благоприятно развивалось хозяйство). Укрепилась ханская власть, укрепились границы. Хан Тауке был последним ханом всех трёх жузов. О хане Тауке писал русский ученый Левшин. Он сказал "Тауке был умным, мудрым,интеллигентным, справедливым. Принимал решения по существующим правилам, поэтому к нему хорошо относились". При хане был впервые введен кун (три систематика - Касымхан, Есимхан, Тауке хан). "Жеты Жаргы" - решал семейные, бытовые, хозяйственные вопросы, вопросы воспитания детей. Например: если проступок совершил сын, то по "Жеты Жаргы" наказание придумывал отец, если же провинилась дочь - придумывала мать. Если человек говорил что-то плохое про бога - его казнили. А если совершили насилие к девушке, то его изгоняли из рода и забирали все имущество. Этот документ сыграл огромную роль в укреплении государства, которое станет централизованым.
3) Батый образовал Золотую Орду в походах. Образована она в 1242 году, а распалось в 1395 году. Тамирлан разрушил Золотую Орду. Она распалась на Магулистан, "Ак Орду", Ногайскую Орду, Маверанахр.
Билет № 7 Культура саков Религиозные представления саков имели ярко выраженную военную окраску. Главными были - культ вождя и царя. Царь считался - избранником богов, посредником между небом и землей, центром мира, носителем земного процветания. Саки поклонялись силам природы - солнцу, ветру, грозе, грому. По их представлениям, боги перевоплощались в различных животных и птиц. Например, конь - бог солнца и огня; кабан - бог грома. Кочевые племена больше поклонялись солнцу, огню, а оседлые племена - священной земле. В святилищах, где находились алтари и жертвенники, приносили жертвы богам, совершали обряды достижения, плодородия, связанные с соблюдением культа предков и культа огня. Археологами обнаружены, что у саков Семиречья существовали «храмы огня». С VII в. до н.э. у населения обширной зоны степей Казахстана, Сибири, Поволжья и юга Европы возник в искусстве так называемый «звериный стиль». Главная тема -изображение зверей и мифологических чудовищ в движении. Ими украшали ювелирные украшения, оружия, одежда, конскую сбрую, бронзовые котлы и жертвенники. Сюжетной основой «звериного стиля» были сохранившиеся с глубокой древности мифы о происхождении людей от различных животных. На развитие сакской культуры большое влияние оказало культура Ахеменидского Ирана. Археологические памятники саков: 1)Иссыкский курган - В 1969-70 гг. археологической экспедицией Акишева К.А. произведены раскопки Иссыкского кургана близ Алматы. Курган состоит из 45 могильников. 2)Бесшатырский курган в долине реки Или. Курган сосоит из 31 могильников. Датировка кургана V-IV вв. до н.э. Самый крупный могильник - Большой Бесшатырский имеет диаметр 104 м, высота - 17 м. 3) Городище Чирик-рабат, мавзолеи Баланды, Бабиш-мулла - памятники Приаралья. Городище Чирик-рабат было столицей саков-апасиаков, развалины находятся в 300 км юго-западнее г.Кызыл-Орды в пустыне Кызыл-кум. 4)Шиликтинский курган в Восточном Казахстане. Курган состоит из 17 могильников. Курган имеет диаметр 100 м.. с высотой 8-10 м. В Шиликтинском кургане обнаружены останки сакского царя и ученые по праву его называют третьим «Золотым человеком». Первый «Золотой человек» - найден из кургана Иссык; второй - найдено в кургане Арал-тобе в Западном Казахстане в 90-е гг. XX в. Шиликтиский курган, самый древний из них, датируется VII-VI вв. до н.э. При раскопках найдены - свыше 524 золотых изделий высшей пробы в зверином стиле. 5)Берельский курган в Восточном Казахстане. В 1999 году археологическая экспедиция Самашева раскопала серию курганов принадлежащее сакам-аримаспам. Курган имеет диаметр - 30 м. и высотой 5 м. Погребальная камера обнаружена в глубине 7 метров в вечной мерзлоте, с захоронением знатного сакского племенного вождя. Также в кургане обнаружены останки 16 пожертвенных лошадей, много ювелирных украшений и изделии из золота в зверином стиле, изделий из бронзы и железа, керамической посуды Датировка кургана примерно IV в.до н.э. 2. 15 век это век образования казахского ханства. Признаки государства: единая территория, единство языка, этническое единство (они получили название "казахи"), хозяйственное единство, культурное единство. Ученые считают, что благодаря появлению таких великих личностей, как Жанибек и Керей, Касымхан, Тауке, Хакназар и другие, и развилось казахское ханство. Во главе - хан. Хана избирали из чингизидов. Когда хана избирали, его поднимали на белой кошме. Хану в правлении помогали бии (судьи), султаны (они управляли улусами), визири, туленгуты. Налоги платили: 1/20 часть богатства, Миль, Иктар, вахтр, тагары (налоги для содержания войска). 3. Племя - это объединение нескольких родов. Сначала был примитивный коллектив, потом родовая община, потом племя, потом союз племени, потом народ, потом нация.
Билет № 8 Усуньское гос-во Годы существования: 8в.д.н.э. – 5в.н.э. Территория: от района Тянь-Шанских предгорий до Алтайских гор Общее у казахов и усуней: скотоводство в сочетании с кочевым образом жизни, юрта в качестве жилища, комплексное хозяйство, мясо - молочное питание Правитель: Гуньмо Язык: тюркский Переселились с с-з Китая в Жетысу Столица: Чегучен (красная долина) – сев. Побережье Иссык-Куля Данные о них есть в «Тайной летописи монголов», в трудах Рашид-ад-Дина. В Усуньском гос-ве существовала система управления, были своя письменность, постоянная армия. Функции верховного суда исполняли двое судей – онка бии или даруга Абыз – верховный религиозный деятель В 177г.д.н.э. гунны подчинили усуней и заставили их платить дань 119 г.д.н.э. – правитель Китая отправил посла к усуням. Посол – Чжан Цянь. Началось сближение между Китаем и усунями – Гуньмо женился на китайской принцессе. Усуни дали выкуп за невесту – 1000 лошадей. Китайцы помогли усуням освободиться от гуннов. Они выступили вместе против гуннов, а в 70-е годы д.н.э. гунны пошли на сближение с усунями, отдали свою девушку в жены правителю усуней. 64-51 гг.д.н.э. – государство усуней разделилось на 2 части: 1. Большой буньмо 2. Маленький буньмо Одно поддерживало китайцев, другое гуннов 5 в.н.э. – усуньское гос-во разгромлено аварами У усуней были керамические сосуды. В ювелирном искусстве использовали полихромный стиль. В каталинском ущелье найдена диадема. Считается, что сделана в 1 в.д.н.э.-2 в.н.э. Ее идея – изображение модели Вселенной. На ней изображены крылатые кони, символизирующие Солнце. 2. Духовная культура: Рядом с покойником усуни ставили в могилу сосуды с пищей и питьем, деревянное блюдо с куском бараньей туши. Здесь же лежали и личные вещи умершего: у мужчины-воина – лук, стрелы, железный нож, у женщины – бронзовое зеркало, туалетная коробочка с красками, булавки для волос, ожерелья, браслеты. Эти вещи, по представлению усуней, были необходимы в загробной жизни. Среди усуней были также распространены такие религиозные представления, как культ природы, культ почитания предков. Они верили в сверхъестественные силы, приносили им в жертву домашних животных. Обожествляли луну, солнце и звезды. Небесные светила служили основой летоисчесления. 3. Антропология – наука, занимающаяся изучением человека, его развития, происхождения, существования в природной и культурной средах. Билет № 9 Государство канглы Канглы появляются в истории во 2 веке до н.э.. Упоминание встречается в китайских летописях. В истории канглы называют по разному. В настоявшее время слово «канглы» в тохарском языке означает «камень». В письменных источниках государство Канглы находилось на территории нынешней Ташкентской области и Южного Казахстана – в юго- западной части Семиречья и в среднем течении Сыр-Дарьи. Внешность канглы была европейского типа. В китайских летописях можно встретить их описание: широко открытые глаза, нос с горбинкой, у мужчин густые бороды. До сих пор не определили к какому языковому типу они относятся одни историки говорят что их языком являлся иранский, а другие считали такое мнение ошибочным так как канглы изначально были тюркоязычными. В результате Великого переселения народа во 2 веке до н.э. появилось государство Канглы. Китайский летописец Сыма Цянь называл его «Кангюй». Кочевой образ жизни очень похож на Больших юэчжи. Войска составляют 90 тыс. человек. У кангюй есть 5 младших князей. Таким образом территория государства Канглы располагалась по нижнему течению реки Сыр-Дарьия. Точное расположение столицы до сих пор не обнаружено. Есть сведения что древняя столица канглов называлась Битянь Бичурин пишет об этом. По этим же сведениям государство Канглы располагалось на территории Средней Азии и состояло из 5 частей. Так как у канглов исторической родиной является соседние с гуннами районы. Гунны потерпели поражение и канглы переселяются на юго-запад в Жетысу. Так же известно что канглы кочуют с одного места на другое, на одном месте долго не задерживаются В 150 г. до н.э. канглы образовывают свое государство на берегу реки Талас. В годы пребывания китайского посла Чжан Цянь в 125 г до н. э. уже было вполне сформировано государство. В 1 в. До н.э. канглы были полностью независимы поэтому происходит расцвет государства. Они отказались посылать своих людей в качестве заложников в Китай. Позже правитель Канглы сближается с гуннами, поддерживает правителя Чжи-Чжи и выдает за него свою дочь, выделив земли на востоке. В 42 г. до н.э. Чжи-Чжи не смогу одержать решительной победы над усунями, объединив силы гуннов и канглов разгромил столицу усуней. Затем последовали походы на Фергану. В долине реки Талас Чжи-Чжи выстроил крепость пригласил туда ферганцев, канглов и бактрийцев попытался создать антикитайский блок. Усиление Чжи-Чжи и его враждебная политика в отношение Китая обеспокоили китайского императора. 40 тыс. объединенных войск Китая и усуни выступили в поход против Чжи-Чжи. Часть войск взяла направление на Фергану. Оставшаяся часть направилась с севера через земли усуней к границе Канглы близ Иссык-Куля. В 36 г.до н.э битва между ЧЖи-Чжи и китайскими войсками у крепости Талас и длилась 2 дня. Вот как описывает китайский летописец: Шаньюй сам одел доспехи и лично сражался. Женщины тоже взяли луки и стреляли по нападавшим войскам. Пуля неприятеля попала в шаньюя. Все женщины тоже погибли. Канглы пытались восставь против политики Китая. Защита своих земель закончилась неудачно. Государство Канглы существовало до 3 века н.э. распад государства ускорили экономические причины связь между южными оседлыми и северными кочевниками, полукочевыми районами была налажено плохо, что мешало образованию единого государства. Казахский фольклор. Мифы- повествование о богах, духах, общественных героях и первопредках. Создание мифов являлось попыткой объяснить различные явления природы, человеческой жизни и взаимоотношение внутри общества. Ранние литературно-эпические произведения тюркский кочевников также носили мифологический характер. К мифам тюркоязычных народов относиться легенды О коркыте. Их главная философская тема отношение человека к смерти бренность человеческого существования. Исследователи считают что эпические произведения «Ер Тостик», «едиль» и другие являются усовершенствованным вариантом древних легенд и сказаний гуннов, усуней и канглы. Во многих эпических произведениях встречается образ бори –волка священного животного у тюркский кочевников. В стиле эпического сказания создана и легенда о могущественном правителе гуннов –шаньюе Модэ. В легенде о Модэ раскрывается одна из основных характеристик кочевого общества строжайшее соблюдение прав собственности на землю как главное богатство кочевых скотоводов. Появление в ранних произведениях народного творчества различных животных связано с тотемизмом. Тотемизм-комплекс верований и обрядов первобытного общества связанных с представлением о родстве между родами и тотемами. Тотем –животное растение предмет или явление природы которое у родовых групп служили обхектом религиозного почитания и поклонения. Каждый род носил имя своего тотема а на родовом гербе обязательно находилось его изображение. Мифы и легенды свидетельствуют о том что уже в эпоху гуннов и усуней стоились первые города зарождалась культура. В древних казахский легендах каждый вид скота имеет своего покровителя. Так «хозяин» баранов –Шопан ата, лошадей – Камбар ата, верблюдов Ойсыл кара, крупного рогатого скота –Зенги баба. По древним легендам сакские гуннские и усуньские воины отправлялись в дальнюю дорогу обязатльно брали с собой серебряный пояс или копыто скакуна. Гуннско-тюрскуими тотемами издревле являлись животные бык волк марал и другие. Считая их своими предками древние кочевники почитали этих животных о чем свидетельствует их многочисленные наскальные изображения самые ранние в истории человечества рисунки – петроглифы. Огромная роль животных в жизни гуннских кочевых скотоводов отражена в их наставлениях и пожеланиях детям. Многие традиции гуннов сохранились в казахских обрядах. Это поклонение Тенгри ритуальное приветствие восходящего солнца и молодого месяца в новолуние принесение в жертву спестрой лошади священный обряд погребания «бет жырту» характеризующий степень утраты скорби и чувство долга перед усопшим по которому вдова покойного в знак неутешности до крови царапала свое лицо, эпические обряды и торжества связанные со сватовстовм и свадьбой. Эти и другие обрядово-ритуальные обычаи и традиции соблюдались вплоть до 19 века. Date: 2016-06-06; view: 5383; Нарушение авторских прав |