Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные достижения гендерных исследований 1960 – 1970-х гг





Приведенные выше примеры исследования связей между биологическим и социокультурным аспектом отношений мужчин и женщин показывают важность введения понятия «гендер», которое дает возможность рассматривать маскулинность и фемининность как культурно-исторические переменные, а не как качества, зафиксированные или предопределенные природой. Быть мужчиной или женщиной обозначает разные вещи в разных культурах, причем здесь отражены и другие виды неравенства, такие как классовое или этническое.

Гендер обозначает не просто различие между мужчинами и женщинами, но и иерархические отношения, складывающиеся между ними. Эта иерархия, согласно феминистски ориентированным исследователям, - продукт существующего социального порядка, установленного и поддерживаемого мужчинами.

 

Систематичность мужской доминантности отражается в термине «патриархатность», который является одним из основных концептов в гендерных исследованиях. Он означает «правление отцов», т.е. форму власти, которой обладает по праву мужчина как глава семейства.

 

Еще одним важным аспектом исследований гендер и патриархатности стала их связь с теорией стратификации, основным элементом которой был «класс». Позиция женщины в обществе в большинстве культур и исторических эпох определялась социальным классом ее отца, а затем мужа.

В тех направлениях мысли, где класс считался единственно значимой формой неравенства (в частности, в феминизме «социалистической» ориентации), гендер становился как бы невидим, а доминантная позиция мужчин воспринималась как нечто само собой разумеющееся. Но как только гендер становился «видимым», он сразу же попадал в центр вопроса о социальном неравенстве. На это повлияло и включение в академические исследования таких ранее маргинальных проблем, как сексуальность и телесность.

 

Часто специфические гендерные модели взаимодействия рассматривались как нормальные черты определенных культурных контекстов. В качестве примера можно привести насилие над женщиной как часть повседневной жизни рабочего класса. Но устанавливая связь между насилием и властью, можно рассмотреть насилие в семье не только как культурное явление, но и как симптом властных отношений, лежащих в основе брачного договора, т.е. как явление, имеющее социальную природу.

 

До 1970-х гг. сексуальность рассматривалась лишь в узком контексте семейных отношений, демографии, или как маргинальная область культуры, часто выводящаяся за рамки официальной истории культуры. С введением понятия «гендер» в научный оборот появляются многочисленные исследования сексуальности, которые рассматривают ее как важный аспект культуры и в то же время как одно из проявлений неравенства: гетеросексуальность занимает привилегированное место по отношению к гомосексуальности, т.к. последняя угрожает гендерной иерархии отказом жить в рамках обязательной гетеросексуальности, т.е. отказом связывать секс с воспроизводством и легитимизировать гендерные различия как основу эмоциональной и сексуальной привязанности.

Исторические примеры, показывающие нам обратное, на самом деле вовсе не отменяют гендерной иерархии. Так, в Древней Греции наряду с легитимизированным гомосексуализмом сохранялась четкая властная оппозиция мужчины и женщины, которой было выделено определенное место в социальной и культурной жизни, ограниченное домашним хозяйством и воспроизводством.

 

Т.о., гендер, по мнению большинства представителей феминизма в культурной антропологии, - это социокультурная характеристика, а не продукт развития биологического пола. Он имеет исключительно социокультурное происхождение и позволяет выявить многие экономические, политические и культурные аспекты неравенства женщин и мужчин.

 

 







Date: 2016-05-13; view: 499; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию