Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






рабочий класс; вопрос26





-когнитариат

-интеллигенция

-«массовая» интеллигенция;

 

Бомжи» вопрос 27, 28

-социальное дно

-андеркласс

-криминальные слои

 

Креативный класс

креативный класс — группа, занятая в интеллектуальном производстве, для которой творческая самореализация выступает основным социально-статусным показателем. можно отметить, что этот слой обладает вполне верифицируемыми критериями, т. е. нацеленность на профессиональную самореализацию, профессиональный альтруизм, ценности свободы, творчества, развития личности

ИДЕОЛОГИЧНОСТЬ ВОПРОСА идеологических дискуссий, выходящих за рамки академической дискуссии. Креативный класс не наделен классифицирующими социально-атрибутивными признаками. Если происхождением СРЕДНИЙ КЛАСС социологическое сообщество обязано структурному функционализму, реализации концепции социального равновесия, то КРЕАТИВ КЛАСС модернизац запад идеям. Креативный класс имеет право на существование при условии выявления,

1) во-первых, воспроизводства социальных позиций, характеризующих регулярность социального взаимодействия,

2) во-вторых, идентификационных параметров,

3) в-третьих, совместных социальных действий, ориентированных на социальную инновацию и творчество как способ выражения интересов и влияния на социальную жизнь.

СЛОЖНОСТИ: в контексте высокой степени дезинтегрированности российского общества, дефицита социального капитала и расширенного воспроизводства неправовых социальных практик трудно выявить потенциальные точки возникновения и роста креативного класса.

Креативный класс не может квантифицироваться по уровню доходов и оценке неформального социального капитала. Адекватными эмпирическими идентификаторами могут выступить

-- критерии субъективной оценки перспектив модернизации и личного влияния и участия в этом процессе, а также

-- оценка человеческих качеств, которые характеризуют готовность к самореализации, творчеству.

-- субъектно-деятельностная модель обладает преимуществом при совмещении и соотнесении структурного и индивидного аспектов.

При том, что 60% руководствуются интересами своей семьи, сложно ожидать волны креативности, направленной на регулярное социальное участие и массовые инновационные практики. Большинство россиян нацелены на поддержку перемен, но 42 % респондентов не разделяют чувства социального оптимизма

КУРС НА МОДЕРНИЗАЦИЮ: Когда высшее политическое руководство провозглашает курс на модернизацию, на избавление от сырьевой моноэкономики, очевидно, что имеются в виду не только структурные перестройки в экономике, но и взращивание и формирование социальных групп, выступающих и опорой, и локомотивом модернизационного процесса. Чтобы не оказаться в ловушке «догоняющей» или мобилизационной модернизации, следует задействовать интеллектуальный и человеческий капитал общества.

ГРАНТЫ, НАУЧ ПРОЕКТЫ, РАЗВИТИЕ КРЕАТИВА: Принимаемая государством программа строительства российской Силиконовой долины, политика грантов и развитие научно-исследовательских университетов могут только приветствоваться, но их результаты не приведут к желаемым сдвигам, если не будет реализована концепция развития креативного класса.

КК НЕ МОЖЕТ ФОРМИРОВАТЬСЯ ПО ЗАПРОСАМ: Креативный класс не может возникнуть лабораторным способом, быть сконструированным по социальному или политическому заказу. Актуальная общественная потребность в существовании группы, выступающей референтом общественной инициативы и участия, может реализоваться в контексте обратной связи с государством, реальной заинтересованностью государственных структур сформировать базу поддержки модернизации в обществе и способности к самоорганизации инновационных слоев общества.

 

26. Проблемы исследования социальной структуры рабочего класса.

Существуют разные определения рабочего класса, остановимся на определении, которое приводят В.И. Добреньков и Ю.Г. Волков в работе «Социология. Классовая система современных обществ»: Рабочий класс в индустриальных обществах традиционно включает в себя наемных рабочих, занятых физическим трудом в добывающем и производственном секторах экономики, а также тех, кто выполняет низкооплачиваемую, низкоквалифицированную, не охваченную профсоюзами работу в индустрии услуг и розничной торговле.

Существует разделение рабочих на квалифицированных, полуквалифицированных и неквалифицированных, что, естественно, отражается на уровне заработной платы. В целом для рабочего класса характерны отсутствие собственности и зависимость от высших классов в отношении получения средств к существованию – заработной платы. С этими условиями связаны относительно низкие стандарты жизни, ограниченный доступ к высшему образованию и исключение из сфер принятия важных решений.

В осознании нынешнего рабочего класса присутствует некоторый сплав социалистических представлений об особой роли и особом положении рабочего класса, типа, что рабочий класс – это создатель общественных благ, двигатель прогресса, что высвобождает в совокупности труда ресурсы, необходимые для развития науки и техники. А с другой стороны в представлении рабочих рабочий класс сейчас несправедливо унижен. Суть самосознания – это конфликт между остатками идеологии, призывающей гордиться принадлежностью к рабочему классу и нынешним состоянием.

Социальный статус рабочего класса:

Условно современный рабочий класс можно разделить на две группы: квалифицированные и неквалифицированные рабочие, и эти две группы можно разделить еще на несколько подгрупп:

Квалифицированные рабочие, или "синие воротнички"

Квалифицированные рабочие – самый большой по численности социальный слой России. Их в стране примерно 20%. Качество жизни этих современных рабочих в несколько раз выше, чем у рабочих времен СССР.

"Синие воротнички" – самая большая из социально активных групп населения России. К этой категории отнесены люди, сфера деятельности которых преимущественно физический труд, высококвалифицированный и просто квалифицированный. Исходя из уровня квалификации этих рабочих, их уровня образования и дохода выделили три подгруппы – "синие воротнички-1", "синие воротнички-2" и "синие воротнички-3".

"Синие воротнички-1" (2,7%) – малочисленная группа. На 90% состоит из мужчин, которые занимаются высококвалифицированным физическим трудом, переходящим в интеллектуальный. Характерный представитель этой группы – прораб на стройке (а заметная часть группы работает в строительстве) или оператор высокотехнологичного оборудования на любом промышленном предприятии. 70% "синих-1" работает в частном секторе экономики.

Эта группа имеет относительно высокий уровень образования – у 14% высшее, у 76% – среднее специальное.

С материальной точки зрения "синие-1" благополучны. Более явное свидетельство отличного материального положения – способность достаточно легко оплатить образование детей: 52% готовы сделать это. Столь высокий уровень жизни – следствие двух обстоятельств: работа в частном секторе и проживание в городе, сильно вовлеченном в капитализм.

"Синие воротнички-2"(5,5%) – это просто квалифицированные рабочие, преимущественно из частного сектора и преимущественно промышленности. Тоже в подавляющем большинстве мужчины (80% против 20% женщин).

Эту группу отличает довольно низкий уровень образования – доля получивших всего лишь общее среднее образование составляет 70%, что и объясняет их более низкое положение в социальной иерархии. Однако пол, место проживания (по структуре почти такое же, как у "синих-1") и работа преимущественно в частном секторе обеспечивают им относительно высокое качество жизни.

"Синие воротнички-3" (10,8%) – самая большая и наименее благополучная часть квалифицированных российских рабочих. Основные факторы, которые определяют более низкое качество жизни "синих-3", – относительно высокая доля занятых в госсекторе (здесь соотношение 50:50), большая доля женщин и проживание в небольших городах.

"Серые воротнички", или неквалифицированные рабочие

"Серые воротнички" – это люди, которые определяют род своих занятий как низкоквалифицированный физический труд. Таких в России почти 15%. По уровню дохода они делятся на две группы – "серые воротнички-1" (10%) и "серые воротнички-2" (4,8%).

"Серые воротнички-1" – преимущественно мужчины (62% против 38%). Большинство из них имеют общее среднее образование и происходят из семей, где родители тоже не имели специального образования.

Сфера их деятельности – промышленность, торговля, транспорт. Профессии – слесарь, токарь, грузчик, строитель, разнорабочий. Доля занятых в госсекторе здесь несколько выше, чем в частном (55 против 45).

Уровень престижности своей профессии они оценивают низко, но так же оценивают и уровень образования.

"Серые-2" (4,8%) – это крайняя бедность, на грани нищеты. 10% представителей этой группы говорят, что им не хватает денег на еду. Обеспеченность знаковыми предметами у них ниже, чем в среднем по России. Социальные особенности группы следующие. В ней доминируют женщины (60%). В ней много, пожалуй, больше, чем в какой либо другой группе, жителей сельской местности. В ней большинство (60%) работает на государство.

Еще одна психологическая, или, скорее, поведенческая особенность "серых-2" – крайне низкая мобильность. В этой группе максимум людей (почти половина) говорят, что до сих пор живут там же, где жили их родители.

 

27. Исследование возникновения и развития андеркласса в современном российском обществе: основные методологические подходы.

Термин «андеркласс» вошел в употребление в США в конце 50-х годов для обозначения носителей культуры бедности (нищеты). Андеркласс включает в себя тех, кто из поколения в поколение оставался безработным, зависимым от государственной помощи и имел низкий уровень образования. Культур нищеты быстро развивается там, где есть высокая поляризация. Носители культуры бедности не имеют возможности улучшить свою жизнь. Прежде всего, это происходит из-за недостатка образования. Постепенно эта культура становится локальной и наследуемой.

Нет окончательного ответа на то, кого относить к андерклассу.

Существует различие между пониманием андеркласса в нашей литературе и западной. Принято считать, что в западной литературе существует более широкое понимание андеркласса: занятые в теневой экономике, нищие, маргиналы и т.д.

Отечественная литература: андеркласс – это пассивные бедные (безработные длительное время, живущие на социальное пособие, не ищут работу либо перестали ее искать).

Безработицу нельзя считать основным фактором перемещения в андеркласс. Более значимым является отсутствие вертикальной восходящей мобильности.

Фактически андеркласс не вплетен в социальную структуру, особенно в структуру постиндустриального общества. Это «система вне системы».

Ключевые черты андеркласса:

· постоянная депривация

· социальная маргинальность

· зависимость от государственной поддержки

· субкультура фатализма

Андеркласс ≠ бедность

Андеркласс = неприличная бедность

К андерклассу, в отличие от бедных, относят тех, кто потерял человеческий облик.

Бедные – те, кто временно попал в затруднительное социальное положение, но сохранил свое человеческое достоинство. У бедных может быть меньше денег, чем у андеркласса, так как люди, которые к нему принадлежат, могут просить милостыню, участвовать в теневой экономике, криминальной деятельности и т.д. Андеркласс проживает в ночлежках, трущобах и т.д.

Андеркласс является проблемой для государства, так как они живут на пособия (которые фактически им не помогают).

Численность андеркласса определить очень сложно, потому что она зависит от того, какие критерии выбираются.

Половина численности андеркласса - члены семей, которые возглавляют женщины → феминизация андеркласса.

Причины возникновения андеркласса:

· разрушение традиционной морали;

· изменения в культуре;

· конфликт ценностей а. с ценностями общества;

· культурные ценности, поведенческая гомогенность андеркласса;

Взгляд отечественных ученых на андеркласс:

1. Радаев, Шкаратан, Римашевская – избегают понятия «андеркласс»

Римашевская выделяет слой маргиналов, которые характеризуются низкой адаптацией к социальной деятельности + криминалитет, который обладает высокой адаптацией и активностью, но он вне социального порядка.

2. Тихонова, Давыдова – выделяют андеркласс как самый низший уровень бедности. Тихонова: Андеркласс определяется через бедность. В этой страте формируется культура бедности, маргинализация, люмпенизация.

Давыдова: описывает андеркласс через отношение к досуговой активности, ценностям, жизненным установкам, мобильности.

3. Панарин, Мухамель, Заянчковская и др. – связывают проблему возникновения андеркласса с мощными миграционными процессами. Обращают внимание на статус гражданства. Проблема обладания таким статусом по-новому освещает проблему андеркласса.

В отличие от Запада, в России андеркласс возник значительно позже. Огромные территории, богатые природные ресурсы, квалифицированный трудовой потенциал бывшего СССР, относительно закрытый характер этого государства, его активная внутримиграционная и социально ориентированная политика, отсутствие легитимных институтов частной собственности и наемного труда в течение продолжительного времени сдерживали появление андеркласса в российском классово-стратификационном поле.

Другое отличие состоит в том, что России пришлось пережить радикальное изменение своего геополитического статуса в результате распада Советского Союза. Из союзной республики Россия превратилась в самостоятельный субъект международных отношений. Распад СССР дал мощный толчок развитию современных миграционных процессов на его территории.

Незащищенность прав трудовых нелегальных мигрантов перед законом порождает дискриминацию в сфере оплаты труда, беззащитность перед действиями правоохранительных органов, произвол работодателей.

Вместе с тем андеркласс как один из акторов воспроизводства неправовых, в том числе неправовых трудовых, практик стимулирует процесс криминализации общества.

Существование андеркласса представляет собой пример возникновения нового социального института из неформальных практик, той формы сетевых отношений теневого типа, которая рождается из отсутствия у мигрантов статуса гражданства, играющего особую роль с учетом массовых миграций, стимулируемых глобализацией.

 

28. Характерные черты, особенности, субкультура современного андеркласса.

Андеркласс – это пассивные бедные (безработные длительное время, живущие на социальное пособие, не ищут работу либо перестали ее искать).

Безработицу нельзя считать основным фактором перемещения в андеркласс. Более значимым является отсутствие вертикальной восходящей мобильности.

Фактически андеркласс не вплетен в социальную структуру, особенно в структуру постиндустриального общества. Это «система вне системы».

Андеркласс ≠ бедность

Андеркласс = неприличная бедность

К андерклассу, в отличие от бедных, относят тех, кто потерял человеческий облик.

Бедные – те, кто временно попал в затруднительное социальное положение, но сохранил свое человеческое достоинство. У бедных может быть меньше денег, чем у андеркласса, так как люди, которые к нему принадлежат, могут просить милостыню, участвовать в теневой экономике, криминальной деятельности и т.д. Андеркласс проживает в ночлежках, трущобах и т.д.

Причины возникновения андеркласса:

· разрушение традиционной морали;

· изменения в культуре;

· конфликт ценностей а. с ценностями общества;

· культурные ценности, поведенческая гомогенность андеркласса;

Ключевые черты андеркласса:

· постоянная депривация

· социальная маргинальность

· зависимость от государственной поддержки

· субкультура фатализма

В андерклассе формируется специфическая субкультура. Характерные черты этой субкультуры – нежелание что-либо менять в жизни, иметь легальные доходы и занятия; презрение к общественным нормам, моральная деградация. Иногда эта культура формируется поколениями.

Андеркласс – это люди с самым низким в обществе уровнем материального благосостояния; они неспособны обеспечить себя достаточными средствами к существованию и целиком зависят от различных государственных пособий. Представители андеркласса не заканчивают школу, они функционально или абсолютно неграмотны. Неполные семьи для них скорее правило, чем исключение, как и плохие жилищные условия. Все эти характеристики включаются в определение депривации.

Представители андеркласса проживают в трущобах или неблагоустроенных жилищах, ночлежках, приютах и т.д., где нет телефонов; они выключены из общественно-политической жизни, и они не могут надеяться на то, что когда-нибудь их положение реально изменится в лучшую сторону.

Для государства андеркласс – социальные иждивенцы, они находятся под его постоянным патронажем. Существование на государственные пособия, не спасающее от бедности, обычно только засасывает человека на <социальное дно>. Человек привыкает получать государственное пособие, перестает бороться за улучшение своего положения и превращается в <пассивного бедного>. Это состояние хронической, безвыходной бедности. Кроме пособий в структуре доходов андеркласса есть также случайные заработки (кратковременные приработки), а также нелегальные доходы, полученные от участия в преступной деятельности и теневой экономике. Они постоянно недовольны собой и жизнью, агрессивны к окружающим, хотя давно смирились с судьбой. Такое специфически фаталистическое сознание характерно для субкультуры андеркласс. Этой субкультуре присущ особый тип традиций и ценностей. Как правило, субкультура андеркласса территориально локализована (гетто, районы, очаги или кварталы бедности), она является наследуемой.

 

29. Социальное неравенство: гендерный аспект.

Изучается понятие социального неравенства как системы господства/подчинения в рамках гендерных отношений в его различных проявлениях.

Гендерное неравенствохарактеристика социального устройства, согласно которой различные социальные группы (в данном случаемужчины и женщины) обладают устойчивыми различиями и вытекающими из них неравными возможностями в обществе. Гендерное неравенство было осознано исследователями в социальных и гуманитарных науках благодаря возникновению понятия гендер в 1980 году как основы феминистской концепции (Joan Scott). Концептуализация гендера пролила свет на процесс социального конструирования мужественности и женственности как оппозиционных категорий с неодинаковой социальной ценностью.

Гендер вместе с расой и классом является иерархической структурой для предоставления как возможностей, так и угнетения и эффективной структурой идентичности и солидарности. Различия в конструктах "мужское – женское" характеризуют взгляды исследователей, которые социальное в человеке конструируют через биологическое. Традиционный психоанализ признает, что мужская и женская модели диаметрально противоположны по своим качествам (для типичного мужского поведения характерны активность, агрессивность, решительность, стремление к соревнованию и достижению, способности к творческой деятельности, рассудочность; для женского – пассивность, нерешительность, зависимое поведение, конформность, отсутствие логического мышления и устремления к достижению, а также большая эмоциональность и социальная уравновешенность). Сохраняя неизменными базисные психоаналитические парадигмы, К. Хорни обращает внимание на то, что девочка растет, осознавая, что мужчина для социума имеет "большую цену" и в человеческом, и в духовном плане, и, таким образом, причину комплекса маскулинности у женщин следует искать в надиндивидуальных, культурных факторах.

Нет таких обществ, в которых в ряде сфер социальной жизни мужчины не обладали бы большим богатством, влиянием и статусом, чем женщины.

Гендерные различия имеют более глубокие исторические корни, чем классовые системы; мужчины находились в преимущественном положении даже во времена древних охотников и собирателей, то есть в бесклассовых сообществах. Однако в современном обществе классовые различия настолько значимы, что, вне всякого сомнения, “перекрывают” гендерные. Материальное положение большинства женщин, как правило, отражает положение их отцов и мужей, и это дает основания утверждать, что сегодня мы должны объяснить гендерные различия через понятия классов.

Эта точка зрения была весьма удачно сформулирована Фрэнком Паркином:

Безусловно, статус женщин влечет за собой множество минусов в самых разных областях социальной жизни, включая возможности трудоустройства, наличия собственности, размер зарплаты и т.д. Однако рассматривать этих различия, связанные с половой принадлежностью, в качестве одной из составляющих стратификации, не очень полезно. Для подавляющего большинства женщин распределение социальных и экономических благ определяется прежде всего положением их семей и, в особенности, мужей. Конечно, сегодня для статуса женщин характерны общие черты, обусловленные их половой принадлежностью, однако их отношение к социально-экономическим ресурсам определяется, как правило, не их собственным положением или родом занятий, а положением и профессией их отцов и мужей. И если жены и дочери неквалифицированных рабочих имеют что-то общее с женами и дочерьми богатых землевладельцев, то, без сомнения, различия между ними гораздо более очевидны. Только тогда мы с полным правом сможем считать пол важным аспектом стратификации, когда недостатки и ущербность, связанные со статусом женщины. покажутся столь значительными, что превзойдут в наших глазах классовые различия.

Считается, что женщины более ограничены сферой “частной жизни”, их удел — семья, дети и дом. С другой стороны, мужчины в большей степени принадлежат “общественной сфере”, где берут свое начало властные и имущественные различия. Их мир — оплачиваемая работа, производство и политика.

Герсон различает четыре пути, по которым может следовать женщина в своей жизни. Некоторые по-прежнему предпочитают традиционный путь. Они обретают себя в материнстве. Материнство заменяет им карьеру, в нем они находят удовлетворение. Работают они лишь эпизодически, если это вообще случается. Другая часть женщин выбирает промежуточный путь между традиционными ориентациями и хорошо оплачиваемой работой. Они испытывают возрастающее желание работать, и в то же время имеют двойственное отношение к материнству. Как правило, эти женщины выходят замуж в ранней молодости, но затем либо разочаровываются в браке, либо разводятся, и через несколько лет начинают искать работу. Третья группа идет по нетрадиционному пути. Такие женщины с самого начала знают, что они хотят сделать карьеру, поэтому стараются обеспечить себе соответствующие домашние условия. В прежние времена большинство из них отступили бы и пожертвовали карьерными амбициями ради семьи и детей. Сегодня для женщин считается допустимым более решительное мировоззрение, хотя они понимают, что совместить успешную карьеру и семейную жизнь для них гораздо сложнее, чем для мужчин. Четвертый тип представляют женщины, у которых потеряно стремление к работе, дом представляется им раем. В начале трудовой жизни они питали большие надежды, но эти надежды не оправдались, и семья становится утешением. Таким образом, на предпочтения женщин влияет сложный комплекс различных ориентации, чувств и жизненного опыта.

 

30. Социальная мобильность в советском, постсоветском и современном российском обществе.

Виды мобильности: вертикальная (восходящая, нисходящая), горизонтальная (в том числе миграция), меж - и внутрипоколенная.

Советское общество:

· Вертикальная мобильность

В советском (социалистическом) обществе не было экономических классов в точном значении этого слова. В условиях государственной собственности на средства производства отсутствует главный признак экономического класса – отношение к собственности. В советском обществе существовали следующие социальные классы в зависимости от расположения во властной иерархии:

· номенклатуры (правящий);

· бюрократии (исполнительский);

· пролетариат (трудящиеся) – рабочие, служащие, колхозники, в том числе фактические рабы в ГУЛАГе.

Механизм социальной мобильности в советском (политическом) обществе носил государствснно-распределительный характер и включал в себя следующие способы. Во-первых, номенклатурный механизм: значительная часть руководящих работников назначалась парткомами соответствующего уровня и подчинялась им. Так, работники районного звена назначались и подчинялись райкому компартии. Во-вторых, репрессии против «врагов народа» (врагов советского общества) и целых народов, в результате которых происходило быстрое перемещение людей. Сталин прекрасно понимал роль репрессий в качестве механизма социальной мобильности для «изъятия из обращения» «отработанных кадров». В-третьих, «стройки коммунизма», куда перемещались массы людей: целина, БАМ и другие. В годы брежневского «застоя» социальная мобильность замедлилась в результате ориентации на стабилизацию кадров и смягчения репрессий (начатые при Хрущеве). Высокой оставалась социальная мобильность в научно-образовательной сфере, где возникли новые возможности в результате НТР («научно-технической революции»).

Проблемы социальных перемещений стали изучаться советской социологической мыслью в 1960-е гг. В этот период научный анализ проблем социальных перемещений в СССР не мог избежать идеологического давления, поскольку эти проблемы напрямую связывались с оценкой эффективности политического регулирования таких процессов. По политическим соображениям ряд аспектов и характеристик социальной мобильности попросту игнорировался, вне зависимости от того, существовали или не существовали они в действительности. Например, не анализировалась как целостное явление безработица; имел место лишь учет небольшой части «временно неработающих» и «домохозяек».

· Горизонтальная мобильность

Участие России в мировых миграционных потоках приобрело в конце 80-х-90-е годы массовый характер. Так, краткосрочная валовая миграция увеличилась с 1988 г. почти в три раза, при этом частная миграция (т. е. по приглашениям родственников, знакомых, юридических лиц и др.) – более чем в 15 раз. На изменение миграционной картины в российском обществе основное влияние оказал распад СССР.

После Октябрьской революции эмигрировало около 2 млн человек. До середины 80-х годов на постоянное жительство за границу ежегодно выезжало в среднем до 3 тыс. человек. В 1988 г. произошел перелом – практически была разрешена эмиграция евреев, немцев и греков, а также выезд в гости. Если в 1987 г. Россию покинуло 9,7 тыс. эмигрантов, то за последующие три года их число увеличилось более чем в 10 раз и достигло в 1990 г. максимальной величины – 103,6 тыс. В дальнейшем объемы эмиграции не возрастали.

 

Постсовесткое (1991-2006):

· Вертикальная мобильность

Сложившаяся к началу 90-х гг. структура российского общества стала результатом сдвигов в структуре экономики страны. Социальная мобильность в основном носила нисходящий характер, так как уровень доходов в стране резко упал, огромные массы населения остались за чертой бедности. В то же время среди отдельных групп населения, в основном номенклатуры, наблюдалась восходящая мобильность, в результате которой формировались высшие слои политической и экономической элиты.

В настоящее время наблюдается интенсивная восходящая мобильность среди высококлассных специалистов в различных сферах производства, связанная с их профессиональным ростом и востребованностью на рынке труда.

Находит свое подтверждение и общая закономерность межпоколенной мобильности – молодежь из группы работников физического труда в группу работников умственного труда. Внутрипоколенная мобильность носит в основном характер карьерного роста, который теперь в меньшей степени зависит от факторов происхождения, как это было в более стабильном обществе советского периода. В целом женщины мобильнее мужчин, а молодые – мобильнее пожилых. Но мужчины в своей карьере чаще перепрыгивают через несколько ступеней, чем женщины, которые продвигаются постепенно.

Можно выделить следующие факторы, определяющие направления социальной мобильности населения:

1. перестройка экономики;

2. многообразие форм собственности;

3. распад традиционных институтов социальной мобильности (коммунистическая партия);

4. кризис системы образования;

5. миграция между странами бывшего СССР;

6. формирование "социальных сетей" – информационных взаимосвязей, образующихся в результате взаимообмена социальными ресурсами. Это препятствует увеличению безработицы среди некоторых социальных групп (например, директорский корпус).

 

· Горизонтальная мобильность

Отличительная черта миграционного обмена России – его односторонность: от нас уезжает больше, чем к нам приезжает. Так, в 1992 г. в дальнее зарубежье на постоянное жительство выехало в 34 раза больше, чем въехало. Но в 1993-1998 гг. ситуация изменилась. В Россию приезжало больше, чем выезжало. Из бывших советских республик в страну хлынули миллионы русских переселенцев. Их назвали беженцами.

Начиная с 1992 г. миграция населения из стран ближнего зарубежья становится не только одним из главных компонентов общего роста населения России. Она, по существу, играет важнейшую роль в сглаживании демографического кризиса, обусловленного естественной убылью, которая составила за 1992-1997 гг. более 4,1 млн человек. Эмиграционный отток в страны дальнего зарубежья за эти же годы достиг 623 тыс. человек. Таким образом, общая убыль населения России, составившая за 1992-2007 гг. около 4,2 млн человек, была более чем наполовину компенсирована чистой миграцией из стран ближнего зарубежья (3310 тыс.).

Одним из видов международной миграции, специфической для России, выступает так называемая «челночная миграция». Многие российские граждане, получившие возможность свободного выезда из страны по приглашениям и туристическим визам, воспользовались ими в спекулятивных целях, например, для ввоза зарубежной продукции. По данным Центрального банка РФ, только за 6 месяцев 2007 г. из страны эмигрантами и туристами было вывезено соответственно 0,4 и 3,1 млрд долл. (за 1996 г. в целом - 1,2 и 7,9 млрд долл.), в то же время ввезено иммигрантами и туристами соответственно 0,5 и 1,3 млрд долл. (за 1996 г.-1,2 и 3,0 млрд долл.).

Современную эмиграцию из России составляют три основные группы:

- безвозвратные эмигранты, т. е. лица, уезжающие по разным причинам на постоянное место жительства в другую страну, нередко со сменой гражданства;

- лица, мигрирующие в поисках временной работы за границей на контрактной основе и по истечении срока договора обязанные выехать из страны въезда (хотя часть из них пытается продлить контракт или заключить новый, выйти замуж за иностранца, жениться);

- лица, выезд которых за рубеж связан с поездками по частным приглашениям, учебой, туризмом, отдыхом.

Столичные города всегда отличались сфокусированностью миграционного поля. Здесь лучше условия жизни, выше благополучие, больше возможностей заняться бизнесом или подыскать работу. Кроме того, мигранты восполняют численность этих городов, которая без притока иногородних резко пошла бы на убыль. Приезжие дают крупным городам новые рабочие руки и новые таланты.

Крупные города, в которых сосредоточены ведущие научные центры и интеллектуальный потенциал страны, притягивают к себе талантливых бизнесменов, руководителей, политиков, артистов, ученых. Они переселяются сюда, обретают работу и жилье, делают подчас головокружительную карьеру и обогащают духовную жизнь второй родины.

Однако у миграции есть серьезные минусы. Крупные города превратились в отстойники, особенно Москва. Именно здесь скапливаются массы вынужденных мигрантов, беженцев, нелегалов-иностранцев и лиц без гражданства, представителей частного бизнеса, теневой экономики, бомжей, преступников. На вокзалах и в метро множество бесприютных детей, приехавших просить милостыню со всех концов страны. Москва превратилась во всероссийский «бомжатник». Здесь легче затеряться и не попасться на глаза милиции. В криминальных разборках часто убивают приехавших издалека «новых русских». В результате происходит своеобразное выталкивание жителей крупных городов на периферию общественной жизни.

Исследования говорят о том, что современная этническая эмиграция из России не только связана с нерешенностью ряда этнополитических проблем, включая воссоздание национальных территорий в прошлом депортированных народов (немцев и др.), но во многом определяется социально-экономическими факторами – стремлением достичь лучших условий жизни. Высокий уровень этнической эмиграции поддерживается тем, что во многих странах уже сложились довольно многочисленные колонии наших бывших соотечественников, поэтому стремление и возможность воссоединиться с родственниками становятся одной из причин выезда, в результате чего эмиграционные потоки получат ярко выраженную географическую и этническую направленность. Эти группы населения как бы «запрограммированы» на эмиграцию, тем более что квоты на них в случае выезда на этническую родину не распространяются.

Другим основным показателем социальной мобильности является резкая смена социальных ролей и статусов, что связано с неравномерностью доходов, наличием экономической элиты.

Современное российское общество (2006-2015):

В настоящее время наблюдается интенсивная восходящая мобильность среди высококлассных специалистов в различных сферах производства, связанная с их профессиональным ростом.

2008 год стал годом начала всемирного экономического кризиса, который был спровоцирован крахом американской ипотечной системы. Эксперты обращают внимание, что на протяжении десяти последних лет спрос на рабочую силу в России возрастал. Однако ситуация начала меняться летом 2008 года. Экономический рост остановился. Открылось лавинообразное падение на фондовом рынке, где потери составили 76%. Осенью 2008 года начались массовые увольнения.

Сокращения быстро перешли из финансовой, торговой и управленческой сфер в сектор реального производства. Наиболее ощутимые потери во второй части 2008 года понесла строительная отрасль. Пострадала добывающая, обрабатывающая и автомобильная промышленность.

Безработных в стране становится все больше. По данным Министерства здравоохранения и социального развития (Минздравсоцразвития) по состоянию на 25 марта 2010 года, численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, составила 2 млн. 164,7 тысяч человек.

В настоящее время наблюдается рост безработицы и обнищание населения; сведены к минимуму гарантии в области труда и занятости; растет дороговизна; дорожает медицинское обслуживание; обостряются противоречия между бедными и богатыми. Очень много граждан нуждаются в постоянной посторонней помощи и социальных услугах в том числе и в социально-медицинских услугах на дому. Многие пожилые люди нуждаются в особой помощи и уходе в последний год жизни. Динамика нуждаемости в социальном обслуживании неуклонно растет. Среди социальных проблем особо актуальной стала проблема занятости. Ее трактовка радикальна отличается от принятой в советской экономике, когда предприятия испытывали постоянный дефицит рабочей силы. При переходе к рыночной экономике и появление избытка трудовых ресурсов государственные службы оказались неготовыми к устранению или уменьшению уровня безработицы. Сейчас социально трудовые проблемы существенно и в основном негативно сказываются на развитии всего государства.

 

Date: 2016-06-06; view: 879; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию