Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Старый и новый средний класс





Согласно Э. Гидденсу, внутри СК можно выделить две основные категории. Первая – «старый средний» класс (мелкие предприниматели), который характеризуется непостоянством численности, хотя его удельный вес довольно высок (это является результатом того, что постоянно выбывают разорившиеся предприниматели, которые уравновешиваются притоком новых людей). Вторая – «новый средний» класс (высокооплачиваемые наемные работники, занятые интеллектуальным трудом). В свою очередь слой делится на высший слой (менеджеры и высокооплачиваемые специалисты, работающие в сфере крупного бизнеса) и низший слой (учителя, врачи, конторские служащие и т.д., группа схожа с рабочим классом).

Четко выраженных границ между этими категориями не существует. Более того, между ними наблюдается интенсивная диффузия. Так, численность «старого среднего» класса (класса собственников) неуклонно сокращается и, наоборот, увеличивается количество «новых средних» слоев. Сейчас большинство среднего класса – это люди, источником дохода которых служит их личный труд, профессиональные навыки, а не владение частной собственностью, как было раньше.

Исследования среднего класса в России проводились такими учеными, как Л.А. Беляева «Социальная стратификация и средний класс в России: 10 лет постсоветского развития» 2001г., Т.И. Заславская, З.Т. Голенкова, А.Г. Здравомыслов «Российский средний класс – проблема границ и численности» 2001 г., М.К. Горшков, Н.Е. Тихонова, Р.Х. Симонян, И.П. Попова.

Заславская. 4 общепризнанные характеристики среднего класса развитых обществ запада:

1 – это совокупность средних групп, выполняющих роль соц.медиатора.

2 – это обеспеченная, владеющая собственностью группа, характ высоким качеством жизни, уверенностью в настоящем и будущем

3 – это элемент соц. структуры, который включает в себя наиболее профессиональные, квалифицир кадры, отличающиеся, деятельностным потенциалом, гражданской активностью. Имеют социальный престиж.

4 – составляют большинство населения и выступают носителями общественных интересов и национальной культуры, распространяет стили жизни. Культурный интегратор общества

Заславская считает, что средний класс в России, бесспорно, существует, что до августовского кризиса 1998г. в него входило примерно 25% занятого населения, а после кризиса он включал в себя около 18% и что, следовательно, слухи о его гибели сильно преувеличены.

Симонян Р.Х. Средний класс: социальный мираж или реальность?

Особенность среднего класса заключается в его положении в центре социальной системы, что делает ее стабильной, если этот класс является достаточно многочисленным. Средний класс составляют обладатели не просто определенного размера собственности, но носители базовых ценностей гражданского общества – независимости, самостоятельности в оценках, общественно-политической активности, и др. составляющих, которые делают его основой гражданского общества. К началу 90-х годов сложился не очень многочисленный но представительный средний класс, не только активный политически, но и обеспеченный экономически.

Попова И.П. Концепции определения среднего класса. Применимость критериев среднего класса развитых постиндустриальных обществ к России:

- общим местом становится условность самого понятия «средний класс».

- в России «классический» средний класс практически отсутствует или масштабы его невелики.

- существуют различные критерии выделения среднего класса, среди которых важнейшие – доход, собственность, высокий уровень образования и профессионализма, мировоззренческие установки.

- основная проблема – «выращивание» среднего класса как образца постиндустриального общества из российских средних слоев, использование их инновационного, деятельностного потенциала.

Другая тенденция – фактическое отождествление среднего класса и средних слоев. Профессионально-должностной состав средних слоев представляют три основные группы – специалисты с высшим образованием, квалифицированные рабочие и технические служащие. Представители среднего класса имеют больший доход на фоне средних слоев.

Здравомыслов Г.А. Российский средний класс - проблема границ и численности

Радаев В.В. Обращает внимание на образ среднего класса в массовом сознании и пытается охарактеризовать этот образ: для чего нужен "средний класс?

Специфическая особенность: значительная часть среднего класса чрезвычайно мобильна в профессиональном и социальном плане.

Беляева Л.А. Выделяет две различные группы: "идеальный средний класс" (наиболее приближен к среднему классу западных стран), "российский средний класс" (является средним по российским критериям).

Социально-профессиональный портрет и квалификационные характеристики среднего класса:

Различия между «старым» и «новым» средним классом: «старый» СК объединяет мелких и средних частных собственников, «новый» включает массовую интеллигенцию, служащих, менеджеров, руководителей разного уровня и.т.д.

Особенности профессиональных позиций СК: степень профессиональной автономии их труда.

Специфика самоидентификаций и социального самочувствия городского среднего класса России:

Представители СК выражают готовность идентифицироваться с предложенными для самоопределения групп чаще, чем другие слои. Это означает, что социальное пространство, в котором представители СК потенциально готовы проявлять себя и действовать как на «своей» территории, шире, чем у других слоев.

Это проявляется в пространстве частной жизни, в профессионально-трудовой сфере (представители СК выделяют своих коллег в качестве близких групп), а так же в области самоидентификации по признаку успеха и достижений.

Особенности экономического сознания и поведения среднего класса

Городской СК России отличается успешностью. Ценностные ориентации отличаются нацеленностью на достижение результатов, рациональность, ценностями самореализации и т. д. Особенно четко эти особенности прослеживаются в среде молодых представителей СК.

Date: 2016-06-06; view: 1030; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию