Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 8. Групповая динамика. Классификация групп, этапы развития





А) Классификация групп. Групповая динамика и групповые нормы.

I). Группа — это ограниченная общность людей, объединенных любым признаком: деятельностью, целями, экономическими, демографическими, психологическими и другими характеристиками. Члены группы взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо влияет на другое и испытывает на себе его влияние.

Группы классифицируются: а) по размеру: большие и малые; б) по общественному статусу: формальные и неформальные; в) по характеру взаимоотношений между членами: первичные и вторичные; г) по уровню развития: низкого уровня развития (ассоциации и корпорации) и высокого уровня развития (коллективы); д) по значимости: референтные (сообщающиеся) и членства.

II). Совокупность внутри групповых процессов и явлений называется «групповая динамика». Динамика характеризует цикл жизнедеятельности любой группы и его этапы: образование, функционирование, прогресс, стагнацию, регресс, распад. К процессам групповой динамики относятся: руководство и лидерство; принятие групповых решений; выработка групповых мнений, правил и ценностей; формирование функционально-ролевой структуры группы; сплочение; конфликты; групповое давление.

III). Правила, регулирующие поведение членов группы, называются групповыми нормами. Важнейшая характеристика группы — нормативная обусловленность протекающих в ней процессов. Групповая норма — это межличностное предписание относительно того, как должен вести себя и относиться к определенным явлениям человек, принадлежащий к группе. Индивид психологически не является членом группы, пока не принимает групповые нормы как стандарты, которые управляют его поведением. Это касается всех членов группы, независимо от их позиций, статусов и ролей.

Нормы способствуют достижению групповых целей, поддерживают существование группы, предопределяют необходимую активность ее членов. Норма называется групповой, если ею руководствуются несколько человек. Норма базируется на деятельности, общей для некоторого числа людей, связана с групповыми ценностями и сформулирована на их основе.

Групповые нормы включают в себя общезначимые социальные нормы и специфические нормы, выработанные именно данной группой. Они формируются в процессе коммуникации как равнодействующая социального опыта членов группы. Все они в совокупности регулируют социальное поведение, упорядочивают положение различных групп в социальной структуре общества. Групповые нормы облегчают социальный контроль.

В зависимости от характера регулируемых отношений, нормы делят на идеологические, политические, религиозные, культурные, правовые, нравственные, моральные. Различают нормы формальные (институциональные) и неформальные. Формальные вырабатывают и утверждают специальные органы. Они устанавливаются законодательным путем. Нормы могут быть ритуальными. Их роль социально-психологическая: укрепление внутри групповых связей, тренировка коммуникативных каналов, налаживание контактов.

4). Коллектив играет огромную роль в жизни человека. Он удовлетворяет потребность в общении и деловом взаимодействии, здесь человек обретает поддержку и защиту, получает признание своих успехов. Коллектив способствует изменению человека. В нем индивидуум оценивает себя и свою роль в обществе; приспосабливает свои желания, стремления, интересы к другим людям. Коллектив стимулирует творческую активность, пробуждает к совершенствованию, первенству в соревновании. Однако, в зависимости от характера коллектива его влияние на личность может быть как позитивным, так и негативным.

В свою очередь, человек тоже воздействует на коллектив. Сильная личность может подчинить себе коллектив, а слабая, напротив, сама подчиняется коллективу, растворяется в нем.

Идеальная ситуация с точки зрения управления располагается посередине и характеризуется доверительными отношениями коллектива и его членов, не теряющих собственных позиций, но уважительно относящихся к целям и нуждам коллектива.

Б) ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ

И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯРАБОТОСПОСОБНОГО КОЛЛЕКТИВА

I). Образование официального коллектива оформляется юридически, а неофициальный обычно образуется в результате какого-либо чрезвычайного события, толкающего людей на объединение. После возникновения коллектива идет длительный процесс его организации, состоящий из 3-х этапов. На первом - в поведении людей преобладает индивидуализм. Они знакомятся, наблюдают окружающих и демонстрируют им собственные возможности. На втором - происходит сближение людей, между ними устанавливаются контакты, складываются общие нормы поведения. На третьем - коллектив стабилизируется, формируются цели, налаживается сотрудничество, позволяющее получать высокие результаты.

Руководитель, формирующий официальный коллектив, должен использовать проверенные практикой методы отбора работников.

Социографический метод. Успешно используется, если работники знают друг друга продолжительное время. Всем работникам предлагается из состава коллектива выбрать двух человек, с которыми они готовы сотрудничать. На основе полученной информации составляется социограмма или схема предпочтений в данном коллективе. Используя схему, менеджер определяет крут людей, готовых работать вместе на основе доверия и симпатий. Этот метод помогает определить также антипатии и этим предупредить развитие конфликтов.

Матрица взаимоотношений. Для составления матрицы каждому сотруднику предлагается дать оценку своим коллегам: —1; 0; +1 (отрицательно, нейтрально, положительно). Результаты опроса сводят в таблицу, где считают набранные баллы каждым сотрудником. Менеджеру не следует данные таблицы оглашать, используя её только для своей работы.

Если трудовой коллектив сплочен и организован, то возможен третий подход к формированию на его основе нового коллектива. Работники в этом случае высказываются открыто, предлагая или отвергая ту или иную кандидатуру. Сформированная группа сразу приступают к реализации поставленных целей.

II). Работоспособному, сплоченному коллективу предшествует длительный процесс становления, определяемый рядом условий, которые необходимо учитывать менеджеру.

1). установление ясной для себя и работников цели, соответствующей внутренним стремлениям людей, в достижении которой каждый может найти себе достойное место;

2) наличие даже незначительных достижений в процессе совместной деятельности, демонстрирующих ее явные преимущества перед индивидуальной. Достижения необходимо поощрять;

3) добровольный подбор в коллектив необходимых и совместимых специалистов, распределение между ними обязанностей в соответствии со способностями и желаниями, учет мнения каждого из них о способах достижения целей и задач;

4) официальному коллективу необходим сильный руководитель, а неофициальному — лидер, за которыми люди пойдут к поставленной цели, несмотря на трудности;

5) регулярно проводить совещания и беседы с сотрудниками, подводить итоги работы на собраниях коллектива и заслушивать отчеты о проделанной работе в индивидуальном порядке;

6) не противопоставлять членов коллектива друг другу, справедливо и вовремя поощрять работников, достигших лучших результатов;

7) не вести никаких «закулисных» дел и действий, не обманывать надежды людей, делать то, о чем уже заявлено, не давать заведомо невыполнимых обещаний

Date: 2016-06-06; view: 355; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию