Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос 6. Принципы построения и функционирования организационных структур и структур управленияА) Организационные структуры сельскохозяйственных предприятий Предприятие как объект управления имеет организационную структуру. Организационная структура управления это совокупность производственных, вспомогательных и обслуживающих подразделений, которые расположены на территории предприятия и устойчиво взаимно связанны отношениями разделения, специализации и кооперации труда. Подразделениями в сельскохозяйственных предприятиях являются производственные бригады, фермы, отделения, цеха и т.д. Горизонтальная совокупность внутрихозяйственных подразделений, объединенных отношениями разделения, специализации, кооперации труда и последовательно подчиненных друг другу, представляет производственное звено организационной структуры. Вертикальная совокупность отдельных звеньев, объединенных отношениями разделения, специализации, кооперацией труда и последовательно подчиненных друг другу снизу (например, от бригады) доверху (например, до предприятия), представляет ступень организационной структуры. Организационные структуры могут состоять из 2-х, 3х и 4-х ступеней. 1). В небольших и средних по размеру предприятиях преобладает 2-х ступенчатая организационная структура. В ней первой ступенью является производственная бригада, непосредственно подчиненная предприятию. Создается управленческая цепь: предприятие - бригада (ферма). 2). Наиболее распространена 3-х ступенчатая структура, характерная для крупных сельхозпредприятий. В ней опосредствующая вторая ступень, в виде отделений, участков и цехов, создается между бригадой как первой ступенью и предприятием. В итоге создается управленческая цепь: предприятие – отделение(участок, цех) – бригада (ферма). Рост масштаба производства обусловлен: увеличением объемов производства; низким уровнем специализации и концентрации производственных подразделений, большим рас сосредоточением пунктов размещения рабочей силы, поголовья животных, плохими дорожными условиями. 3). 4-х ступенчатая структура используется в агропромышленных объединениях. В них верхней ступенью становиться агропромышленное объединение и в итоге создается управленческая цепь: объединение – предприятия – отделения(участки, цеха) – бригады (фермы). Выбор количества ступеней в организационной структуре зависит от специфики условий деятельности предприятия: глубины специализации и степени концентрации производства; широты ассортимента производимой продукции; размера площади земельных угодий; разбросанности населенных пунктов по территории; обеспеченности рабочей силой; обеспеченности средствами связи и транспортом; обеспеченности хорошей дорожной сетью; размещения источников воды. Например, разбросанность территории, отсутствие хороших дорог и комбинация многих других вышеназванных условий усложняют организационную структуру. По внутрихозяйственному построению выделяют: 1. территориальные или отделенческие, 2. цеховые или продуктовые, 3. бригадные, 4. комбинированные структуры. А). Территориальнаяили отделенческая организационная структура управления типична для крупных хозяйств с многоотраслевой (растениеводство, животноводство и др.) структурой производства и большой территориальной разбросанностью (примерно, 13тыс га). Промежуточной ступенью между производственной бригадой и предприятием является производственное отделение. Здесь управленческая цепь выглядит так: предприятие – производственное отделение (участок) – производственная бригада (ферма). Б). Цеховая или продуктовая организационная структура.В ее основе лежит отраслевой принцип организации производства и управления, при котором производство продукции осуществляется в специализированных производственных подразделениях. Такими производственными подразделениями являются цеха растениеводства, животноводства, овощеводства, строительства и т.д. Руководство группой специализированных производственных подразделений в одной отрасли осуществляется главным отраслевым специалистом (главным агрономом, главным зоотехником и т. п.), которому руководители специализированных производственных подразделений внутри отрасли подчиняются как по административным, так и по технологическим вопросам. Здесь управленческая цепь выглядит так: предприятие – производственный цех – производственная бригада (ферма). Для внедрения цеховой организационной структуры необходимы следующие условия: - узкая специализация предприятия; - компактная территория; - наличие высококвалифицированных специалистов; - надежные средства связи. В). Бригадная организационная структура наиболее простая. Находит применение в небольших по размеру хозяйствах, например, овощеводческих. Может создаваться как на территориальных принципах (комплексные бригады), так и на отраслевых (специализированные бригады). Однако, в условиях управленческой цепи: предприятие - бригады (фермы) у руководителя предприятия, особенно при управлении комплексными бригадами, резко возрастает объем разнообразных работ, поэтому он должен быть не узким специалистом, а специалистом-универсалом. Г). Комбинированная структура управления сочетает отделенческую, бригадную и цеховую структуры управления. Применяется в хозяйствах, где имеются многоотраслевые подразделения с организацией производства как по территориальному принципу, так и по отраслевому принципу в специализированных цехах и бригадах. На построение структуры управления решающее значение оказывают внутренние и внешние факторы. Внутренние: размеры и типы производства, уровень специализации и концентрации, техническая оснащенность производства, уровень квалификации кадров. Внешние: территориальное размещение, национальные, исторические и климатические условия. Организационная структура является основополагающей определения типа и вида структуры управления. Б) Структуры управления сельскохозяйственными организациями. Структура управления выражает состав, соподчиненность и взаимосвязь звеньев или отдельных работников, выполняющих различные функции управления производством. Структуры управления в каждом предприятии делятся по принципу ступенчатости и соподчиненности. В сельскохозяйственном предприятии первой ступенью является управление производственной бригадой (фермой), выполняемое бригадиром. Второй ступенью является персонал управления производственным отделением (цехом, участком), которым руководит управляющий (заведующий). Высшая ступень – общехозяйственный аппарат управления во главе с руководителем предприятия. Структура управления копирует построение организационных структур по числу ступеней. С учетом числа ступеней выделяют 2-х, 3-х, 4-х ступенчатые и смешанные. 1).2-х ступенчатая структура управления распространена в небольших сельхозпредприятиях. В ней взаимоотношения осуществляются по схеме: руководитель предприятия + руководитель внутрихозяйственного подразделения. 2).В крупных сельхозпредприятиях имеют место промежуточные подразделения, через которые осуществляется руководство первичными производственными подразделениями. В этом случае возникает 3-х ступенчатая структура управления. В ней взаимоотношения осуществляются по схеме: руководитель предприятия + руководитель цеха + руководитель внутрихозяйственного подразделения. 3). 4-х ступенчатая структура управления встречается в крупных агропромышленных объединениях, где сельскохозяйственные предприятия объединены с предприятиями по переработке продукции. В ней взаимоотношения осуществляются по схеме: руководитель агропромышленного объединения + руководители предприятий + руководители цехов + руководители внутрихозяйственных подразделений. Взаимосвязи между звеньями и работниками, при однотипной структуре управления, могут строиться на линейной или функциональной основе, либо на их комбинации - линейно-функциональной основах. А). Линейнаяструктура соподчиненности. Используется в небольших предприятиях. Вся административная деятельность сосредотачивается у руководителя и осуществляется непосредственно им (руководитель – подчиненные разных специальностей). В этой системе организации отношений каждый сотрудник любой профессии по всем вопросам подчиняется только своему непосредственному начальнику, распоряжения которого он обязан исполнять. При таком соподчинении обеспечивается принцип единоначалия. Преимущества: - единство и четкость распорядительства исключают дублирование функций, противоречивость и несогласованность в управлении; - оперативно принимаются решения; - повышается ответственность руководителя за текущие и конечные результаты деятельности возглавляемого им подразделения. Недостатки: - требует разносторонних, высококвалифицированных руководителей, число которых ограниченно; - перегрузка информацией, огромный поток бумаг, множественность контактов с подчиненными, смежными организациями Б). Функциональная система соподчинения. Функции управления выполняют несколько начальников-специалистов, каждый из которых осуществляет руководство какой либо одной областью: планированием, агрономией, ветеринарией, транспортным обслуживанием и т.д., а исполнитель по определенным вопросам имеет одновременно несколько функциональных руководителей. Указания последних обязательны для выполнения нижестоящими звеньями и работниками. Преимущества: - высокая компетентность специалистов, отвечающих за выполнение конкретных функций; - улучшение качества работы. Недостатки: - нарушаются взаимосвязи между различными функциональными службами; - длительность процедуры принятия решения; - отсутствие единства действий между работниками функциональных служб разной специализации; - снижение ответственности исполнителей вследствие двое- и трое- властия; - дублирование и несогласованность указаний и распоряжений; - нарушение принципов единоначалия и единства распорядительства. В). Линейно-функциональная(комбинированная) система соподчиненности соединяет преимущества линейного и функционального управления. По административным вопросам, то есть по линии общего руководства, каждый работник подчиняется только одному руководителю (бригадир – управляющему, управляющий - директору и т.д.). Функциональные же звенья должны заниматься вопросами, отнесенными к их специальной компетенции (техническими, технологическими, агрономическими, зоотехническими и т.д.). Преимущества: оперативность работы, качество. Недостатки: количество видов соподчинения возрастает.
Общими недостатками перечисленных структур управления является слабая приспособляемость к динамичным изменениям рыночной конъюнктуры. Эти недостатки снимаются внедрением программно-целевых структур управления.
4). Программно-целевая структура управления характеризуется организацией временных творческих коллективов для выполнения определенных программ или решения конкретных проблем. Предприятия могут внедрять программно целевые структуры, заключая хозяйственные договора с научными учреждениями. Их целесообразно создавать в садоводческих, плодопитомниководческих и других подразделениях, где рынок наиболее нестабилен. 5). Матричная структура управления. Современный и эффективный тип структуры управления. Совмещает линейную и программно-целевую структуры. При линейной структуре строится управление отдельными сферами деятельности организации - производством, сбытом, снабжением. При программно-целевой структуре организуется управление по горизонтали - программами, проектами, темами. При матричной структуре управления руководитель программы определяет: что и когда должно быть сделано по конкретной программе. Линейные же руководители, которым подчинены специалисты, решают, кто и как будет выполнять ту или иную работу. Т.о., в предприятии создается два блока органов управления. Блок, в котором руководитель программы наделяется финансовыми функциями и блок, в котором линейный руководитель формирует коллектив исполнителей программы по уровню их профессионализма и специализации каждого. Преимущества: - значительная активизация деятельности руководителей и работников аппарата управления; - разделение функций управления между руководителями, отвечающих за конечный результат и за эффективное использование имеющихся ресурсов; - вовлечение руководителей и специалистов в процесс технического совершенствования производства.
|