Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовые особенности участия государств как субъектов МП в инвестиционных отношениях





 

В соответствии с теорией международного права существующий в настоящее время миропорядок организован на основе принципа суверенитета государств. Международное право возникает как следствие согласования воли суверенных государств, которые сознательно ограничивают свои права, соглашаясь тем самым на верховенство норм международного права в регулировании своих отношений друг с другом. Иными словами, нормы и принципы международного права возникают только по согласию всех участников международных отношений, причем участники выступают в этом процессе как равноправные субъекты. Согласно этой же теории суверенное государство в пределах своей территории осуществляет полное верховенство. "Верховенство государства означает, что власть данного государства является высшей властью по отношению ко всем лицам и организациям, находящимся в пределах его территории, и, кроме того, на территории государства исключается деятельность публичной власти другого государства".

Позитивистская теория международного права, превалирующая на протяжении первой половины XX столетия, рассматривала источником возникновения международного права суверенную волю наций. Одним из атрибутов государственной власти является исключительная юрисдикция государства на собственной территории. Только государство своими властными полномочиями может разрешать какую-либо деятельность на своей территории, устанавливать запрет на осуществление иной деятельности и предусматривать наказание за нарушения данных властных предписаний на основе своих законов. В состав государственной территории входят суша и воды с находящимися под ними недрами и лежащее над сушей и водами воздушное пространство, пределы которых определяются государственной границей. Никто не вправе вмешиваться во внутренние дела государства. Статья 2 п. 4 Устава ООН предусматривает: “Все Члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой и её применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, не совместимым с Целями Объединенных Наций”. Обязанность государств не вмешиваться во внутренние дела других государств была еще раз подтверждена в Декларации принципов международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами 1970 г., в которой провозглашается неотъемлемое право государств “выбирать свою политическую, экономическую, социальную и культурную систему без вмешательства в какой-либо форме со стороны какого бы то ни было другого государства”. Доктрина экономического самоопределения наций нашла свое закрепление в документах Генеральной Ассамблеи ООН, в которых еще раз гарантировалось право каждого государства определять свое экономическое развитие без вмешательства извне. Доктрина неотъемлемого суверенитета над природными богатствами также устанавливает схожие принципы, но в части, касающейся добычи природных ресурсов.

В этом контексте в экономической сфере данные принципы означают, что, как только иностранный хозяйствующий субъект допускается для осуществления своей деятельности на территорию государства, его деятельность тем самым подпадает под действие исключительной юрисдикции принимающего государства. Поэтому все способы и механизмы административного контроля, устанавливаемые государством в отношении иностранных частных лиц, признаются законными в соответствии с существующими международно-правовыми принципами.

Однако здесь следует заметить, что в современных условиях получают все большее распространение и иные международно-правовые теории, касающиеся роли суверенитета государства в мировом сообществе государств.

Одной из таких теорий является теория универсальной юрисдикции. Согласно указанной теории в рамках системы международного права признается существование высших принципов, которые имеют верховенство над суверенитетом государств и которые в таком качестве принимаются мировым сообществом. Эти принципы по существу являются новыми, не названными в Уставе ООН среди основных принципов международного права, хотя многие международно-правовые документы ссылаются на них, указывая их международно-моральную основу. Особенно это заметно в аспекте соблюдения прав человека. В документе Московского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ 1991 г. подчеркивается, что "вопросы, касающиеся прав человека, основных свобод, демократии и верховенства закона, носят международный характер, поскольку соблюдение этих прав и свобод составляет одну из основ международного правопорядка". В этом же документе государства-участники заявили, что "обязательства, принятые ими в области человеческого измерения СБСЕ, являются вопросами, представляющими непосредственный и законный интерес для всех государств-участников, и не относятся к числу исключительно внутренних дел соответствующего государства".

Указанная выше теория имеет некоторое применение и в области международно-правового регулирования экономических отношений. Появление международного права прогрессивного развития и установление нового международного экономического порядка были вызваны необходимостью защитить национальное богатство и естественные ресурсы развивающихся стран. Система норм в данной области международного права построена на признании более высоких моральных принципов развития мирового сообщества, в частности таких, как плата развитыми странами "справедливой цены" за природные ресурсы развивающихся стран или положения проектов кодексов поведения ТНК, требующих от последних осуществления своих действий в соответствии с экономическими целями развивающегося государства пребывания.

Для полноценного участия в международных отношениях государство как субъект международного права помимо суверенитета должно обладать дееспособностью и равноправием. Однако все три элемента тесно связаны между собой, отсутствие одного из этих свойств лишает государство возможности быть международно-правовым субъектом. Действительно, если государство лишено суверенитета, т.е. находится в зависимости от другого государства, то в своих действиях оно связано волей последнего. Отсутствие дееспособности означает отсутствие суверенитета, т.к. дееспособность, с точки зрения международного общения, предполагает суверенитет. Наконец, отсутствие равноправия означает, что данное государство не пользуется такими же правами, как другое государство, а это неизбежно приводит к подчинению этого государства воле последнего.

В качестве члена международного экономического общения каждое суверенное государство обладает способностью быть носителем международных прав и обязанностей, или, иными словами, — быть правоспособным субъектом. Международная правосубъектность суверенного государства, объединяя правоспособность и дееспособность, есть, прежде всего, способность государства приобретать международные права и принимать на себя международные обязанности, что наглядным образом проявляется в способности государства заключать международные политические и экономические договоры.

В экономической сфере суверенное государство может не только вступать с другими государствами в международные договоры и соглашения об установлении экономических отношений, но и непосредственно заключать коммерческие сделки. В условиях открытой рыночной экономики государства становятся хозяйствующими субъектами и активно вступают в коммерческие отношения с иностранными частными физическими и юридическими лицами. Для достижения определенных целей своей экономической политики государства создают монополии в определенных секторах национальной экономики (например, добычи стратегических природных ресурсов, железнодорожного транспорта, почты и т.д). Однако совершение этих действий не лишает государства его суверенитета. Таким образом, суверенное государство, обладая международной правосубъектностью, совершает свои действия независимо от чьей бы то ни было воли.

Из неподчинения суверенного государства чьей бы то ни было воле вытекает его юрисдикционный иммунитет в экономических отношениях. Как отмечает проф. Вельяминов «государственный иммунитет есть одно из выражений национального суверенитета, а в частности, и международно-правовых принципов невмешательства во внутренние дела других государств и уважения прав, присущих суверенитету. Соответственно государственный иммунитет – институт международного публичного права. Государство в своем внутреннем правопорядке не пользуется таким иммунитетом в гражданско-правовых отношениях, будучи равным партнером с другими субъектами таких отношений. Это положение закреплено, например, в Российской Федерации в ст. 124 Гражданского кодекса РФ».

 

Date: 2016-06-06; view: 816; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию