Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Религиоведение как предмет. Структура и функции религииСуществует несколько точек зрения на происхождение слова «религия» (от лат. religio – совестливость, благочестие, благоговение, почитание, святость, богослужение и др.) Так, знаменитый римский оратор, писатель и политический деятель I в. до н. э. Цицерон считал, что оно является производным от латинского глагола relegere (вновь собирать, снова обсуждать, опять обдумывать, откладывать на особое употребление), что в переносном смысле означает «благоговеть» или «относиться к чему-либо с особым вниманием, почтением». Отсюда и самое существо религии Цицерон видел в благоговении перед высшими силами, Божеством. Известный западный христианский писатель и оратор Лактанций считал, что термин «религия» происходит от латинского глагола religare, означающего связывать, соединять. Поэтому и религию он определял как союз благочестия человека с Богом. Подобным же образом понимал существо религии и блаженный Августин, хотя он считал, что слово «религия» произошло от глагола reeligere, то есть воссоединять, и сама религия означает воссоединение, возобновление когда-то утерянного союза между человеком и Богом. Что такое религия? Как и когда она возникла? В чем ее смысл и сущность? Каковы причины живучести этого социального феномена? Ответить на такие вопросы нелегко. На протяжении многих веков лучшие умы человечества стремились найти рациональное объяснение причин возникновения столь специфической, иллюзорно-мистической, иррациональной формы мышления. За это время сложилась, оформилась специальная отрасль знания – религиоведение, не имеющая ничего общего с тематически близкой ей, но принципиально отличной от нее теологией, т. е. апологетикой религии как богооткровения. Цель религиоведения – серьезный анализ всей совокупности проблем происхождения, сущности и функций религии, ее места в обществе, истории, культуре, ее объективной роли на протяжении тысячелетий и в современном мире. Иными словами, цель религиоведения – познать и понять религию как форму общественного сознания, как социальный феномен. Укрепляясь в сознании людей, фиксируясь в памяти поколений, становясь частью культурного потенциала народа, страны или даже многих стран, система религиозных верований – религия – приобретала тем самым определенные социально-политические и культурно-этические функции. В структуре религии выделяют следующие компоненты: · религиозное сознание, которое может быть обыденным (личное отношение) и концептуальным (учение о Боге, нормы образа жизни и т. п.); · религиозная деятельность (подразделяется на культовую и внекультовую); · религиозные отношения (культовые, внекультовые); · религиозные организации. Основные функции религии. · Мировоззренческая – религия, по утверждениям верующих, наполняет их жизни неким особым значением и смыслом. · Компенсаторная (утешительная), психотерапевтическая, также связана с её мировоззренческой функцией и обрядовой частью: суть её состоит в возможности религии возмещать, компенсировать человеку его зависимость от природных и социальных катаклизмов, удалять ощущения собственного бессилия, тяжёлые переживания личных неудач, обид и тяжести бытия, страх перед смертью. · Коммуникативная – общение верующих между собой, общение с Богом, ангелами (духами), душами умерших, святыми, которые выступают как идеальные посредники в обыденной бытовой жизни и в общении между людьми. Общение осуществляется, в том числе, и в обрядовой деятельности. · Регулятивная – осознание индивидом содержания определённых ценностных установок и нравственных норм, которые вырабатываются в каждой религиозной традиции и выступают своеобразной программой поведения людей. · Интегративная – позволяет людям осознавать себя как единую религиозную общность, скреплённую общими ценностями и целями, даёт человеку возможность самоопределиться в общественной системе, в которой имеются такие же взгляды, ценности и верования. · Политическая – лидеры различных общностей и государств используют религию для объяснения своих действий, сплочения либо разделения людей по религиозной принадлежности в политических целях. · Культурная – религия воздействует на распространение культуры группы-носителя (письменность, иконопись, музыка, этикет, мораль, философия и т. п.) · Дезинтегрирующая – религия может быть использована для разъединения людей, для разжигания вражды и даже войн между разными религиозными группами, а также внутри самой этой группы.
Мировые религии. Буддизм Буддизм в отличие от христианства и ислама не несет идеи Бога. Его основатель – Сиддхартха Гаутама – не объявлял себя ни Богом, ни пророком какого-либо Бога, ни его посланником. Он сам называл себя Просветленным (Buddha), учителем. Его проповедническая деятельность создала ему авторитет религиозного деятеля. Достоверных биографических сведений, касающихся жизни Будды, очень мало. В основном история сохранила легендарную традицию и множество притч. Известно, что Сиддхартха Гаутама был царского происхождения, до 29 лет был окружен роскошью и богатством, после знаменитых встреч (с нищим, калекой, похоронной процессией и аскетом) покинул дворец и посвятил себя аскезе. В это период получил прозвище Шакьямуни – великий аскет из рода Шакьев, так как воздержанием от пищи и различными медитативными практиками довел себя до глубокого истощения (легенда гласит, что он питался зернышком проса в день и, дотрагиваясь до пупка, чувствовал позвоночник). В какой-то момент к нему пришло осознание, что аскетизм не приблизил его к пониманию истины и он так же далек от нее, как и тогда, когда жил во дворце. Он прекратил умерщвление плоти. В возрасте 35 лет Шакьямуни погрузился в медитацию, дав обет не двигаться с места до тех пор, пока не откроется ему истинное знание. Из этой медитации он вышел Буддой – пробужденным существом. Всю оставшуюся жизнь он посвятил проповеди тех истин, которые ему открылись и созданию монашеской общины.
|