Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Три драгоценности буддизма





1. Будда – учитель;

2. Дхарма – учение;

3. Сангха – монашеская община.

Буддийский канон: Трипитака («Три корзины») найден на Шри-Ланке в I в. н. э., состоит из трех частей.

1. ВИНАЯ – дисциплинарный устав сангхи.

2. СУТРЫ – проповеди и поучения Будды.

3. АБХИДХАРМА – философское учение.

Будда сформулировал 10 бесполезных вопросов, на которые не стоит искать ответа: вечен ли мир? Или не вечен? Конечен ли мир? Или он бесконечен? Может ли душа существовать отдельно от тела? Или не может? Бессмертен ли познавший истину? Или смертен? Или он смертен и бессмертен одновременно? Или он и ни бессмертен, и ни смертен? Стремящегося искать ответы на подобные вопросы Будда уподоблял человеку, раненому отравленной стрелой, который при этом отказывается от помощи врача, пока ему не ответят, кто в него выстрелил, каким ядом отравлена стрела, из перьев какой птицы сделано оперение стрелы и так далее. Он умрет, просто задавая эти вопросы. Единственное, что действительно необходимо человеку – это избавление от страданий. Сам Будда повторял: «Я не учу ничему, кроме четырех благородных истин».

Четыре Благородные Истины буддизма

1. Духкха (dukkham) – истина о страдании.

2. Духкха - самудая (dukkhasamudayo) – истина о причине страданий

3. Духкха - ниродха ( dukkhanirodho) – истина о прекращении страдания

4. Духкха - ниродха гамини патипада (dukkhanirodhagāminī paṭipadā) – истина о пути, ведущем к прекращению страдания.

Все есть страдание. Рождение – страдание, болезнь – страдание, смерть – страдание. Соединение с неприятным – страдание, разлучение с приятным – страдание. Поистине все пять групп привязанности суть страдание. Такими словами обычно формулируется первая Благородная Истина. Буддизм в значительно большей степени, чем другие религии, подчеркивает связь жизни со страданием. Более того, в буддизме страдание есть фундаментальная характеристика бытия как такового. Это страдание не есть результат некоего грехопадения и утраты изначального рая. Подобно самому бытию, страдание безначально и неизменно сопровождает все проявления бытия. Конечно, буддисты отнюдь не отрицают того обстоятельства, что в жизни есть и приятные моменты, сопряженные с удовольствием, однако само это удовольствие (сукха) не является противоположностью страданию, а как бы включено в страдание, являясь его аспектом. Дело в том, что ни одно из возможных «мирских» состояний не является для нас полностью удовлетворительным. Мы находимся в постоянной неудовлетворенности, постоянной фрустрации. Мы можем испытать сильное физическое или даже духовное (например, эстетическое) наслаждение, но это лишь мгновения, по мысли буддистов. Мгновение быстротечно, наслаждение заканчивается, и мы страдаем, оттого что оно ушло, стремимся вновь испытать его, но безуспешно, отчего мы страдаем еще сильнее. Или, наоборот: мы стремимся к чему-то, возможно, посвятив этому всю свою жизнь. И вот мы достигли цели, но нас постигает горькое разочарование – плод оказался не столь сладким, как нам представлялось, а жизнь утрачивает смысл, потому что цель достигнута, а более стремиться не к чему. И, наконец, всех нас ждет смерть, которая делает все наши удовольствия и наслаждения конечными и преходящими. Вот смысл первой истины.

Буддизм учит, что все в мире подчинено закону причин и следствий – кармическому закону. Все имеет свою причину и свое следствие. Страдание также. Буддизм приводит 12 причин (нидан), которые приводят к страданию.

1. Авидья (неведение).

2. Самскар (следы прошлой жизни).

3. Виджняна (сознание).

4. Нама-рупа (имя и форма).

5. Шад-аятана (6 органов чувств).

6. Спарша (контакт).

7. Ведана (опыт приятных переживаний).

8. Тришна (жажда наслаждений).

9. Упадану (привязанность к объекту).

10. Бхава (стремление жить).

11. Джати (рождение).

12. Джала-марана (страдание и смерть).

Постараемся раскрыть эту цепь с конца. Страдание и смерть имеют своей причиной рождение. Если бы человек не рождался, он бы не страдал и не умирал. Рождение происходит из-за стремления к существованию, жажды жизни. Человек имеет желание жить и в этой жизни и в последующей. Причина стремления к жизни в привязанности к материальным объектам, которые приносят наслаждения. Жажда наслаждений возникает из предшествующего опыта. Человек желает наслаждений, так как испытывал их в прошлом и желает повторения. Таким образом, причина жажды наслаждений – опыт, чувственный опыт, возникающий в результате контакта органов чувств с материальными объектами. Чтобы существовали 6 органов чувств, должен быть психофизический организм, устроенный надлежащим образом. Имя – психическая составляющая, форма – физическая. Чтобы психофизический организм сформировался, материя должна быть упорядочена сознательным началом. Сознание к моменту нового воплощения определяется совокупностью накопленных за время прошлых воплощений действий и мыслей. Все, что человек делает, говорит или думает, предопределяет новое рождение в данном конкретном теле, конкретном месте, конкретной семье. Мысли и деяния человека обусловлены незнанием. Незнание предполагает, что человек считает собственное Я и окружающий мир реально существующими, а это не так. Более того неведение – это незнание четырех благородных истин.

Итак, карма – закон, определяющий следующее рождение. Круговорот рождений и смертей – сансара. Быть в сансаре, значит быть в неведении относительно истинной природы реальности, следовательно, – страдать. Примечательно, что только человек способен создавать карму. Все остальные формы существования пассивно терпят последствия чьей-то кармы. Это смысл второй истины.

Состояние прекращения страданий Будда называет нирваной (nirvāṇa – «угасание»). Нирвана не имеет ничего общего с обычным человеческим опытом, следовательно, не может быть адекватным образом описана. Единственное, что можно сказать, что это конец страданий и круговорота рождений и смертей. При этом не надо принимать ошибочное мнение, что нирвана тождественна небытию. Скорее это инобытие. Буддисты используют такую метафору: когда мы видим, как капля воды растворяется в глади океана, мы не можем сказать, что капля исчезла, перешла в небытие, но она уже и не капля. Подобным образом возможно мыслить переход из сансары в нирвану. Это смысл третьей истины.

Достичь нирваны можно следуя восьмеричному благородному пути. Весь буддийский путь делится на три большие этапа: этап мудрости (праджня), этап нравственности, или соблюдения обетов (шила), и этап сосредоточения (самадхи), то есть психопрактики. Первый этап включает в себя две ступени, остальные – по три, всего восемь ступеней.

I. Этап мудрости.

1. Правильное воззрение. На этом этапе человек должен усвоить и освоить Четыре Благородные Истины и другие базовые положения буддизма, внутренне пережить их и сделать основой мотиваций своих поступков и всего своего поведения.

2. Правильная решимость. Теперь человек должен решиться раз и навсегда встать на путь, ведущий к освобождению, руководствуясь принципами буддийского учения.

Date: 2016-06-06; view: 790; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию