Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Окружающая маркетинговая макросреда образовательных услуг





Маркетинг образовательных услуг

 

1. Содержание и функции маркетинга образовательных услуг.

2. Окружающая маркетинговая макросреда образовательных услуг.

3. Комплекс маркетинга образовательных услуг.

 

Содержание и функции маркетинга образовательных услуг

 

Маркетинг образовательных услуг – это находящаяся на стыке многих сфер знаний научно-практическая дисциплина, изучающая и формирующая философию, стратегию и тактику цивилизованного мышления и действия, поведения и взаимоотношений субъектов рынка образовательных услуг – образовательных учреждений, организаций-потребителей, личностей обучающихся, а также органов государственного и муниципального управления и посреднических структур, которые производят (оказывают), продают (предоставляют), приобретают и потребляют эти услуги и сопутствующие им услуги и продукты.

В функции маркетинга входит исследование и прогнозирование конъюнктуры рынка образовательных услуг, выявление перспективных образовательных услуг и необходимости обновления, определение оптимальных значений объема, качества, ассортимента и сервиса образовательных услуг, ценообразование, коммуникационная деятельность, продвижение и продажи образовательных услуг, а также их сопровождение в процессе потребления. Маркетинг образовательных услуг должен обеспечивать и собственное воспроизводство и развитие, решая проблемы персонала для осуществления маркетинговой деятельности в образовании.

К принципам маркетинга образовательных услуг относятся:

1. Сосредоточение ресурсов учреждения на изготовлении таких образовательных услуг, которые реально необходимы потребителям в избранных учреждением
сегментах рынка.

2. Понимание качества образовательных услуг как меры удовлетворения потребности в них. Ненужные образовательные услуги не могут быть качественными. Более того, любое качественное отличие данной услуги от другой значимо не само по себе, а в зависимости от значимости той потребности, на удовлетворение которой нацелено измеряемое свойство, характеристика услуги.



3. Рассмотрение потребностей не в узком, а в широком смысле, в т.ч. за рамками традиционных, известных способов их удовлетворения. Более широко этот принцип иллюстрируется известной в маркетинге фразой: «Потребителю нужна не буровая коронка, а скважина». Перефразируя ее, можно сказать, что в сфере образования клиенту нужен не диплом и даже не сумма знаний, а возрастание ценности личности - для определенных социальных групп и коллективов, для самой личности.

4. Ориентация на сокращение совокупных затрат потребителя (прежде всего
затрат по потреблению образовательных услуг) и учет их в ценообразовании, т.е. доминирование цены потребления над ценой продажи.

5. Предпочтение методов не реактивного, а предугадывающего и активно формирующего спрос типа.

6. Доминирование ориентации на долгосрочную перспективу рынка, на
решающих направлениях.

7. Непрерывность сбора и обработки информации о конъюнктуре рынка и его реакциях.

8. Использование различных вариантов прогнозов, оценок и решений на мультифакторной основе.

9. Комплексность, взаимоувязка конкретных проблем, а также способов и инструментов их решения.

10. Оптимальное сочетание централизованных и децентрализованных методов управления – центр управленческих решений переносится возможно ближе к потребителю.

11. Ситуационное управление – принятие решений не только в установленные сроки, но и по мере возникновения, обнаружения новых проблем, изменений ситуации.

Целевым результатом маркетинговой деятельности учебного заведения является обеспечение рентабельности через наиболее эффективное удовлетворение потребностей:

- личности – в образовании (для извлечения доходов);

- учебного заведения – в развитии и благосостоянии сотрудников;

- фирм – в росте кадрового потенциала;

- общества – в расширенном воспроизводстве интеллектуального потенциала.

Маркетинг как философия участников рыночных отношений – это не философия понятий или учений. Это скорее образ мышления, новое мировоззрение, стиль жизни. Для работников образования – это переход от производственной ориентации к рыночной, маркетинговой ориентации (табл. 4.6).

Таблица 4.6

Сопоставление производственной и рыночной ориентации

образовательных учреждений

Производственная ориентация Рыночная ориентация
1. Оказываются те услуги, которые определены вышестоящей организацией 1. Оказываются только те услуги, которые пользуются спросом
2. Перечень специальностей крайне узок, традиционен. Учебное заведение не заинтересовано в его изменении 2. Перечень специальностей широк и постоянно обновляется с изменениями конъюнктуры рынка
3. Цены формируются, исходя из нормативных затрат, из утвержденного приема и величины финансирования 3. Цены за образовательные услуги определяются конъюнктурой рынка, действиями конкурентов, величиной спроса
4. Реклама и другие связи с потребителями не развиты, так как распределение выпускников централизовано 4. Коммуникационная политика ведется активно. Продвижение и продажа образовательных услуг децентрализованы
5. Руководят образовательными учреждениями, как правило, специалисты (ученые) какой-то отрасли знаний 5. Руководство образовательными учреждениями должно быть компетентно в бизнесе, в коммерции. Его научные интересы отходят на второй план.
6. Научные исследования, как правило, не ориентированы на изучение потребителей образовательных услуг 6. Приоритеты в НИР направлены на изучение конъюнктуры рынка образовательных услуг
7. Руководство коммерческими отношениями возложено на людей далеких от основного профиля учебного заведения 7. Коммерческая работа является прерогативой всего ректората

Окружающая маркетинговая макросреда образовательных услуг



 

Окружающая маркетинговая среда представля­ет собой совокупность факторов, активно действующих и влияющих на конъюнктуру рынка и эффективность деятельности субъектов маркетинга. Окружающая маркетинговая среда образовательных услуг имеет ярко выраженные особенности:

Политическая среда характеризуется в последние годы нестабильностью внутренней конфликтностью. Здесь мож­но выделить несколько основных групп факторов:

а) первая группа характеризуется центробежными тенденциями – развалом СССР, образованием новых суверен­ных государств, что в принципе разрушило старую систе­му образования;

б) вторая группа – особенно сильно затрагивает выс­шее образование с точки зрения смены его содержания не только предметного, но и духовного;

в) отход от образования на одном русском языке (уже все бывшие союзные республики преподают на национальных языках, а это проблема и для преподавателей, и для студентов);

г) децентрализация органов управления образованием (закрепленная в Законе РФ «Об образовании»;

д) критический период формирования рыночных отношений – часть вузов финансируется из бюджета, часть полностью работает на коммерческой основе, часть имеет смешанное финансирование.

Экономическая среда

В развитых странах уже не подвергается сомнению, что инвестиции в сферу образования являются одними из самых надежных и высокоокупаемых.

Из американских источников известно, что 1 доллар затрат на образование даст от 3 до 6 долларов прибыли. Однако в нашей стране такие цифры вызывают сомнения.
Дело в том, что в нашей стране таких отдач быть не может, но то, что образование является прибыльным, не вызывает ни у кого сомнений.

По абсолютным показателям подготовки специалистов РФ занимает второе место в мире после США. По выпуску специалистов на 10 тыс. населения РФ занимает четвертое место в мире после США, Канады и Японии.

В США на высшее образование расходуется 40 млрд. долл., а в России – 800 млн. долл., т.е. в 50 раз меньше.

В 1992 г. на одного российского студента приходилось всего 4600 руб. стоимости основных фондов, в США – 70 тыс. долл. В целом расходы на подготовку 1 специалиста в России находятся на 1 – 1,5 порядка ниже, чем в развитых странах. Существенно отстает материально-техническая база учреждений высшего образования. Особенно это сказалось в последние годы, когда большинство заводов учебного оборудования оказались на грани банкротства. Экономическая политика в области оплаты труда профессорско-преподавательского состава направлена на дискредитацию престижности высшего образования. Если в США заработная плата преподавательского состава превышает заработную плату квалифицированного рабочего в 2 – 2,5 раза, то в России все наоборот.

Все это способствует оттоку грамотных людей из сферы образования в другие структуры и ведет к быстрому старению профессорско-преподавательского состава. Нарушается преемственность научных и педагогических школ.






Date: 2016-06-06; view: 124; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2018 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию