Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция 6. Цена и ценовая политика предприятияЦена является объективной экономической категорией и в соответствии с Законом Республики Беларусь «О ценообразовании» цена представляет собой денежное выражение стоимости товара. Стоимость – воплощённый и осуществлённый в товаре общественно необходимый труд. Цена в маркетинге представляет собой ту максимальную цену, которую потребитель готов заплатить за товар, исходя из субъективной оценки его полезности, и одновременно – ту минимальную цену, по которой производитель согласен продать свой товар, исходя из уровня издержек на его производство и реализацию. Таким образом, в рыночной экономике цена складывается под воздействием спроса и предложения. Функции цены: 1. информационная; 2. распределительная; 3. стимулирующая; 4. учётная; 5. сбалансированности спроса и предложения. Цены, действующие в экономике страны, взаимосвязаны и образуют определённую систему. Цены различных товаров связаны между собой в силу их взаимозаменяемости и взаимодополняемости. Кроме того, цены связаны между собой и по линии издержек – рост цен на сырьё обязательно, рано или поздно, приведёт к росту цен на готовую продукцию. В зависимости от обслуживаемого оборота все цены подразделяются на: 1. оптово-отпускные (цены предприятия-производителя): ООЦ=С+П+Н, где С – себестоимость, П – прибыль, Н – налоги; 2. цены оптового предприятия: ЦОП=ОЦЦ+ОН, где ОН – оптовая надбавка (уменьшенный вариант ООЦ); 3. розничные: РЦ=ЦОП+ТН, где ТН – товарная надбавка. В зависимости от степени воздействия государства на процесс ценообразования различают 3 вида цен: 1. фиксированные; 2. регулируемые; 3. свободные. В зависимости от обслуживаемой сферы деятельности (отраслей) различают следующие виды цен: 1. оптово-отпускные цены на промышленную продукцию; 2. розничные цены в торговле; 3. закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию; 4. сметные цены в строительстве; 5. тарифы на платные услуги населению и перевозку грузов. При формировании цены должны учитываться следующие факторы: 1. собственные издержки предприятия; 2. объём спроса и поведение потребителей; 3. уровень конкуренции; 4. цели предприятия; 5. состояние экономики; 6. государственное регулирование цен. Формирование цены представляет собой довольно сложный процесс и включает следующие этапы: 1. исследование типа рынка; 2. постановка целей и задач ценообразования; 3. определение спроса на товар (формирует максимальную цену); 4. оценка собственных издержек (формирует минимальную цену); 5. анализ цен и товаров конкурентов; 6. выбор метода ценообразования; 7. выбор стратегии ценообразования; 8. установление окончательной цены (модификация и адаптация цен). В совокупности цена конкретного товара определяется взаимным действием 3-х групп факторов, которые и послужили основанием для классификации методов ценообразования. Различают 3 группы методов ценообразования: 1. на основе издержек («средние издержки + прибыль», «безубыточность + целевая прибыль», агрегатный, структурной аналогии); 2. на основе спроса и конкуренции (ощущаемый ценности товар, следования за лидером, открытых торгов, закрытых торгов – тендеров); 3. на основе качества товара (метод удельной цены, балловый, корреляционно-регрессионный). Стратегии рыночного ценообразования позволяют предприятию учитывать как текущие, так и перспективные цены. Их также можно объединить в 3 большие группы: 1. стратегии конкурентного ценообразования (проникновение на рынок, «снятие сливок», стабильных цен, конкурентных цен, сигнализирование ценами); 2. стратегии дифференцированного ценообразования (льготных, дискриминационных, дифференцированных цен, периодической либо случайной скидки); 3. стратегии ассортиментного ценообразования (престижных цен, «убыточного лидера», комплектного ценообразования). Модификация цен осуществляется при помощи психологического ценообразования (цена устанавливается немного меньше круглой цифры) и при помощи системы скидок: 1. количественная – за объём покупок, за преданность, за оборот; 2. скидка «сконто» – за платёж наличными или за платёж раньше установленного срока; 3. сезонная скидка; 4. дилерская (торговая) скидка; 5. экспортная скидка; 6. специфическая скидка.
|