Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Личная концепция автора





− Психолого-педагогическое сопровождение является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с воспитанниками, но выступает как комплексная технология поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, адапиации и социализации.

− Интеграция диагностической, коррекционно-развивающей, консультативной, профилактической, просветительской, экспертной, организационно-методической работы.

− Вовлечение в модель сопровождения всех участников учебно-воспитательного процесса: воспитанников, педагогов школы-интерната, учителей городских общеобразовательных школ, родителей, педагогов дополнительного образования школы-интерната и городских образовательных школ.

− Психолого-педагогическое сопровождение выступает реальным воплощением гуманной педагогики (личностно - ориентированного образования, педагогики сотрудничества, оптимизации учебно-воспитательного процесса), проявлением инновационных процессов, обеспечивающих внесение новых тенденций в деятельность образовательных учреждений.

Технология опыта

 

Сущность опыта состоит в создании модели психолого-педагогического сопровождения развития воспитанников интернатного учреждения в условиях образовательной интеграции, обеспечивающей их успешную адаптацию к обучению в современных образовательных условиях и повышение качества образования.

Целью психолого-педагогического сопровождения воспитанников школы-интерната является обеспечение их нормального развития в условиях образовательной интеграции и создание предпосылок для успешной социализации.

В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:

- диагностика развития воспитанников в условиях современной образовательной среды, выявление проблем, связанных с адаптацией;

- оказание им помощи в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми в новой среде обучения и др.);

- формирование психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) воспитанников, родителей, педагогов школы-интерната и городских школ;

- психологическая помощь семьям детей групп особого внимания.

Направления работы по психолого-педагогическому сопровождению:

- профилактика;

- диагностика (индивидуальная и групповая);

- консультирование (индивидуальное и групповое);

- развивающая работа (индивидуальная и групповая);

- коррекционная работа (индивидуальная и групповая);

- психологическое просвещение: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности воспитанников, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей;

- экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды);

- организационно-методическая работа.

Разработан мониторинг адаптации воспитанников к обучению в новых условиях, который позволяет отслеживать динамику уровня тревожности, самооценки, школьной мотивации, интереса к учебным предметам, эмоционального самочувствия воспитанников в новой образовательной среде, их удовлетворенности школьной жизнью, общением со сверстниками городских школ, а также проблем, связанных с процессом адаптации.

Показателями результативности являются также мониторинги уровня воспитанности, состояния здоровья, микроклимата в учреждении, отношения воспитанников к ПАВ.

Данные диагностических исследований являются базой для проведения коррекционной и развивающей работы с воспитанниками (индивидуальной и групповой). Разработаны психологические программы и занятия, направленные на развитие познавательных процессов и учебной мотивации воспитанников («Развитие личности младшего школьника в условиях образовательной интеграции», «Игровой тренинг развития познавательной сферы младших школьников», индивидуальные программы развития познавательных процессов воспитанников, имеющих проблемы в данной сфере). Разработаны программы и занятия, направленные на развитие личностной и социальной компетенции, совершенствование навыков общения, снижение конфликтности, развитие навыков сопротивления давлению сверстников, снятие повышенного психоэмоционального напряжения («Мостик дружбы» для младших школьников; «Тренинг общения с основами этикета» и «Тренинг по профилактике асоциального поведения с основами правовых знаний» для воспитанников подросткового возраста; «Чем закончится завтра? Тебе выбирать!»- для старшеклассников).

В процессе коррекционно-развивающих и тренинговых занятий используются различные интерактивные методы: игры различных видов (дидактические, развивающие, сюжетно-ролевые, игры-драматизации), мозговой штурм, элементы изотерапии, музыкотерапии, точечного массажа, мышечной релаксации, дыхательной гимнастики, визуализации и др.

Регулярно проводимое психологическое консультирование воспитанников, педагогов школы-интерната и учителей городских школ, родителей (лиц, их заменяющих) позволяет своевременно оказывать психологическую помощь всем участникам учебно-воспитательного процесса в решении проблем, связанных с обучением, воспитанием, развитием, адаптацией воспитанников к обучению в новых условиях.

Задачами профилактической и просветительской работы является содействие полноценному психическому развитию личности воспитанников и профилактика актуальных социальных проблем: конфликтов между воспитанниками школы-интерната и обучающимися городских школ, между воспитанниками и новыми учителями; профилактика депрессий и суицидов; пропаганда здорового образа жизни и профилактика употребления ПАВ, профилактика ВИЧ/СПИДа; подготовка воспитанников к осознанному выбору профессии. С этой целью разработаны и проводятся внеклассные мероприятия и психологические часы для воспитанников (устный журнал «Здоровый образ жизни - основа долголетия», практикум «Умей сказать: «Нет!», лекция с элементами тренинга «СПИД – чума XXI века», вечер-встреча «Мой род - моя крепость» и др. с приглашением медицинских работников, родителей, работников ЗАГС-а; вечер-встреча «Знакомство с профессиями», «Ярмарка учебных мест» и др.).

Разработан цикл психолого-педагогических семинаров для учителей городских школ с целью ознакомления их с психологическими особенностями воспитанников интернатных учреждений, особенностями социального состава контингента учреждения и спецификой работы с воспитанниками интернатных учреждений и их родителями. Это дало возможность учителям городских общеобразовательных школ внести коррективы в методику преподавания и построение взаимоотношений с воспитанниками школы-интерната и их родителями.

Проведение педагогического лектория для родителей и участие в проведении родительских собраний позволяло своевременно знакомить родителей с наиболее актуальными проблемами адаптации детей и делать их участниками психолого-педагогического сопровождения.

Методическая работа была направлена на решение таких задач, как накопление банка психодиагностических методик; составление программ и разработку материалов для проведения занятий и тренингов, внеклассных мероприятий, семинаров для педагогов и родителей; подготовку памяток в помощь педагогам и родителям.

Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников в условиях образовательной интеграции осуществляется педагогом-психологом в тесной взаимосвязи с социальным педагогом учреждения, учителем-логопедом, администрациями и педагогами школы-интерната и школ города Кирсанова, родителями, медицинскими работниками.

Опыт работы в данном направлении в соавторстве с социальным педагогом Шавриной Н.Н. публиковался на сайте Кирсановской школы-интерната, а также представлялся на областных научно-практических семинарах и совещаниях.

В нашем опыте находят отражение идеи демократизации и гуманизации педагогического процесса, реализация современных педагогических технологий: технологии психолого-педагогической поддержки и сопровождения ребёнка в учебно-воспитательном процессе (О.С. Газман), технологии личностно-ориентированного обучения и воспитании, здоровьеберегающие, игровые технологии, проектные, творческие, информационно-коммуникационные технологии.

Новизна опыта заключается в разработке вариативной модели психолого-педагогического сопровождения развития воспитанников школы-интерната в условиях образовательной интеграции.

Опыт может быть использован другими интернатными учреждениями области и страны, вступившими в эксперимент по выводу процесса обучения воспитанников из стен школ-интернатов в общеобразовательные школы города или села.

Результативность

Мониторинговое исследование уровня адаптации воспитанников ТОГОУ «Кирсановская общеобразовательная школа-интернат СПОО» в условиях эксперимента, проводимое с октября 2008 года по ноябрь 2010 года показали, что процесс адаптации в условиях образовательной интеграции проходит достаточно успешно.

По результатам итогового контроля отмечается положительная динамика по всем изучаемым параметрам (самооценка воспитанников, уровень тревожности и эмоциональное самочувствие в школе, удовлетворенность школьной жизнью, учебная мотивация, интерес к учебным предметам, удовлетворенность уровнем преподавания, общением со сверстниками в городских общеобразовательных школах).

Следует заметить, что показатели адаптации по двум школам, где обучаются воспитанники, аналогичны, т.е. основная масса детей достаточно комфортно чувствует себя как в МОУ СОШ №1, так и в СП №2 МОУ ООШ №3 г. Кирсанова.

Результаты мониторинговых исследований можно представить следующим образом:

Начальное звено:

Число воспитанников, полностью удовлетворённых школьным обучением, увеличилось за годы эксперимента на 19,4%.

Рисунок 1. Динамика удовлетворённости школьным обучением

 

Данные изучения динамики эмоционального самочувствия воспитанников свидетельствуют об увеличении количества воспитанников с преобладающим хорошим настроением в школе на 19,4% и снижении воспитанников с преобладающим плохим настроением на 23,5%.

Рисунок 2. Динамика эмоциональной удовлетворенности школой

 

Отношение к новому школьному учителю менялось на протяжении двух лет то в одну, то в другую сторону, но в течение последнего года наметился стабильный рост удовлетворенности воспитанников начального звена учителем: количество детей, которым нравится учитель городской школы, увеличилось на 17,4% по сравнению с сентябрем 2009 года.

Рисунок 3. Динамика отношения к учителю в новой школе

 

Число младших школьников, удовлетворённых общением со сверстниками городской школы увеличилось за два года на 16,8%, неудовлетворённых общением – снизилось на 21,2%

 

 

Рисунок 4. Динамика удовлетворенности общением со сверстниками в МОУ СОШ №1

 

Средний уровень школьной мотивации вырос на 1,7 балла по сравнению с началом обучения в СОШ №1 (окт. 2008 г.), но снизился на 1,3 балла по сравнению с апрелем 2010 года. Возможно, это связано с возрастанием сложности учебных программ, и предстоит дальнейшее совершенствование работы, направленной на повышение учебной мотивации воспитанников.

       
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
  Рисунок 5. Динамика уровня школьной мотивации   За два года обучения снизилось число младших школьников с высокой самооценкой на 22,9% и с низкой на 1,1%, но возросло количество воспитанников со средней (адекватной) самооценкой на 24,2%, т.е. дети стали более реально оценивать свои возможности.     Рисунок 6. Динамика самооценки   Среднее и старшее звено Для основной массы воспитанников (87,8%) мотивацией учебной деятельности является приобретение знаний, причем в ноябре 2010 наметилась тенденцию к повышению данной учебной мотивации; для 17,6% - мотивацией учебной деятельности служит оценка, хотя ее роль снижается;4,1% воспитанников, обучающихся в СП 2 МОУ ООШ №3, в ноябре 2010 года выражают нежелание учиться, их число имеет тенденцию к снижению; среди воспитанников МОУ СОШ № 1 нет детей, выражающих нежелание учиться. Рисунок 7. Мотивация учебной деятельности   Большинство воспитанников среднего и старшего звеньев (68,9%) школы – интерната в ноябре 2010 года имеют среднюю (адекватную) самооценку, на 5,8% возросло число воспитанников с завышенной самооценкой; наблюдается тенденция к снижению числа воспитанников с заниженной самооценкой. Рисунок 8. Уровень самооценки Наблюдается положительная динамика уровня личностной тревожности воспитанников школы – интерната. Средний балл уровня личностной тревожности в ноябре 2010 года по МОУ СОШ №1 составил 42 б., по СП № 2 МОУ СОШ № 3 составил 41,8б., что соответствует умеренному уровню тревожности. Рисунок 9. Уровень личностной тревожности   Основная масса воспитанников среднего и старшего звена удовлетворена школьной жизнью: 91,9% воспитанников имеют высокую и среднюю степень удовлетворенности. В ноябре 2010 года уровень удовлетворенности возрос по сравнению с апрелем 2010 года на 22,3%. Средний балл удовлетворенности школьной жизнью среди воспитанников МОУ СОШ №1 составил 2,8 б., что соответствует средней степени удовлетворенности школьной жизнью. Средний балл удовлетворенности школьной жизнью среди воспитанников СП №2 МОУ ООШ №3 составил 2,7 б., что соответствует средней степени удовлетворенности школьной жизнью.     Рисунок 9. Удовлетворенность школьной жизнь Следует отметить, что за годы эксперимента возросла общественная и творческая активность воспитанников школы-интерната: повысились показатели их участия в мероприятиях разного уровня; число призовых мест увеличилось на 18%.      
             

Рисунок 9. Участие и победы в городских, региональных и федеральных конкурсах

Отмечается положительная динамика числа воспитанников, состоящих на внутришкольном учете: их количество снизилось с 10 человек на конец 2008 -2009 учебного года до 7 на конец марта 2010 – 2011 учебного года). Число воспитанников, состоящих на учете в ОДН и КДН остается неизменным в течение трех последних лет, и составляет 3 человека (1,8% от общего числа воспитанников на конец марта 2011 года).

Рисунок 10 Динамика числа воспитанников, состоящих на различных видах учета

Показателем результативности является и динамика трудоустройства выпускников.

 

Рисунок 11. Показатели трудоустройства выпускников

Таким образом, проведенный мониторинг показал, что воспитанники школы-интерната в новых условиях научились более адекватно оценивать свои возможности, воспринимать новые требования учителей и выстраивать взаимоотношения как в кругу сверстников, так и среди взрослых, общаться с широким кругом ребят из других образовательных учреждений, повысилась их общественная и творческая активность, улучшились показатели трудоустройства выпускников.

Date: 2016-05-13; view: 321; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию