Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Повторение изученного в 8 классе





(игра «Самый умный»)

Цели: закрепить основные лингвистические понятия, изученные в курсе русского языка в 8 классе, умения опознавать их в тексте, грамотно ставить знаки препинания в простом предложении.

Типы уроков: повторительно-обобщающие.

Ход урока

I. Лингвистический марафон.

I тур

1. Главные члены предложения – это… (Подлежащее и сказуемое.)

2. Подлежащее отвечает на вопросы… (Кто? Что?)

3. Сказуемое отвечает на вопросы… (Что делает предмет? Каков он? Что он есть?)

4. Подлежащее чаще всего выражено в предложении… (Существительным.)

5. Существительное в косвенном падеже выполняет синтаксическую роль… (Дополнения, обстоятельства.)

6. Сказуемое чаще всего выражено в предложении… (Глаголом, кратким прилагательным, причастием.)

7. Подлежащее подчеркивается… (Одной чертой.)

8. Дополнение подчеркивается… (Пунктирной линией.)

9. Определение отвечает на вопросы… (Какой? Чей?)

10. Определение подчеркивается… (Волнистой линией.)

11. Обстоятельство отвечает на вопросы… (Наречия: где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как? сколько?)

12. Сказуемое подчеркивается… (Двумя линиями.)

13. Дополнение отвечает на вопросы… (Косвенных падежей.)

14. Наречие выполняет синтаксическую функцию… (Обстоятельства, определения.)

15. Числительное может быть в предложении… (Любым членом предложения.)

16. Местоимение может быть в предложении… (Любым членом предложения.)

17. Если подлежащее и сказуемое выражены инфинитивом, то… (Между ними ставится тире.)

18. Если перед сказуемым стоит частица не, то… (Тире не ставится.)

19. Сказуемое, состоящее из двух слов, одно из которых глагол, называется… (Составным именным.)

20. Сказуемое, состоящее из одного слова, называется… (Простым глагольным сказуемым.)

21. Сказуемое, состоящее из двух глаголов, называется… (Составным глагольным.)

22. Иногда между подлежащим и сказуемым может стоять знак… (Тире.)

23. Хочу спать – это сказуемое… (Составное глагольное.)

24. Определения бывают… (Согласованные и несогласованные.)

25. Дополнения бывают… (Прямые и косвенные.)

26. Определение, выраженное существительным, называется… (Приложением.)

II тур

1. Предложение с двумя главными членами называется… (Двусоставным.)

2. Предложение с одним главным членом называется… (Односоставным.)

3. Предложение, в котором пропущен какой-либо член предложения, легко восстановимый из контекста, называется… (Неполным.)

4. Предложение с главным членом подлежащим называется… (Назывным.)

5. В односоставном предложении сказуемое выражено безличным глаголом. Это предложение… (Безличное.)

6. В односоставном предложении сказуемое выражено глаголом прошедшего времени мн. ч. Это предложение… (Неопределенно-личное.)

7. В односоставном предложении сказуемое выражено глаголом 1-го лица ед. ч. Это предложение… (Определенно-личное.)

8. В односоставном предложении сказуемое выражено наречием. Это предложение… (Безличное.)

9. В односоставном предложении сказуемое выражено глаголом 3-го лица мн. ч. Это предложение… (Неопределенно-личное.)

10. Предложение«Поспешишь – людей насмешишь» является … (Обобщенно-личным.)

11. Предложение без второстепенных членов называется… (Нераспространенным.)

12. Предложение «В коридоре шумно» является… (Безличным.)

13. Предложение «Не ждали» является… (Неопределенно-личным.)

14. Предложение «Весна» является… (Назывным.)

15. Предложение «Молчи!» является… (Определенно-личным.)


III тур

1. Члены предложения, отвечающие на один вопрос и относящиеся к одному и тому же слову, называются… (Однородными.)

2. Определения бывают однородные и… (Неоднородные.)

3. Однородными могут быть… (Любые члены предложения.)

4. ОЧП могут соединяться при помощи… (Союзов и перечислительной интонации.)

5. Иногда при ОЧП могут быть… (Обобщающие слова.)

6. Стол, стул, кровать – обобщающее слово… (Мебель.)

7. Если обобщающее слово стоит перед ОЧП, то ставится… (Двоеточие.)

8. Если обобщающее слово стоит после ОЧП, то ставится… (Тире.)

9. Если обобщающее слово стоит перед ОЧП, а дальше предложение продолжается, то ставится… (Двоеточие и тире.)

10. Сочинительные союзы делятся на… (Разряды: соединительные, разделительные, противительные.)

11. Союз но(Разряд: противительный.)

12. Союз или(Разделительный.)

13. Союз ни…ни(Соединительный.)

14. Союз однако(Противительный.)

15. Союз либо(Разделительный.)

16. Союз то…, то… (Разделительный.)

17. Союз как…, так и(Соединительный.)

18. Союз зато(Противительный.)

19. Союзы в предложении бывают одиночные и… (Повторяющиеся, двойные.)

20. Если в предложении повторяющийся соединительный союз, то ставится… (Запятая.)

21. Если в предложении двойной союз, то запятая ставится… (Перед второй частью союза.)

22. Если в предложении фразеологический оборот, то запятая… (Не ставится.)

23. Если в предложении одиночный противительный союз, то запятая… (Ставится.)

24. Если в предложении одиночный разделительный союз при ОЧП, то запятая… (Не ставится.)

25. Если в предложении повторяющийся разделительный союз при ОЧП, то запятая… (Ставится.)


IV тур

1. Причастный оборот – это обособленное… (Определение.)

2. Деепричастный оборот – это обособленное… (Обстоятельство.)

3. Что еще может быть обособленным? (Приложение, дополнение.)

4. Какими знаками препинания выделяются обособленные члены предложения? (Запятыми.)

5. Могут ли обособляться одиночные деепричастия? (Да.)

6. Как называется оборот с союзом как? (Сравнительный.)

7. Всегда ли перед как ставится запятая? (Нет.)

8. Чем, помимо деепричастия и ДО, может быть выражено обособленное обстоятельство? (Существительными с предлогами.)

9. Обособленное приложение подчеркивается… (Волнистой линией.)

10. Предложение «Утром, часов в пять, запели петухи» содержит… (Уточнение.)

11. Приложение на письме выделяется… (Запятыми, дефисом.)

12. Ставится ли запятая в предложении «Озеро как зеркало»? (Нет.)

13. Если сравнительный оборот входит во фразеологизм, то запятая… (Не ставится.)

14. Всегда ли обособляются деепричастия лежа, сидя, стоя? (Нет.)

15. Назовите один предлог, при котором происходит обособление. (Несмотря на.)

V тур

1. Название лица, к которому обращаешься. (Обращение.)

2. Обращение на письме выделяется… (Запятыми, восклицательным знаком.)

3. Синтаксическая роль обращения. (Нет.)

4. Вводные конструкции на письме выделяются… (Запятыми, тире, скобками.)

5. Вводные конструкции могут в предложении находиться… (В любом месте.)

6. Синтаксическая роль вводных конструкций. (Нет.)

7. Определите смысловую группу вводного слова конечно. (Большая степень уверенности.)

8. Определите смысловую группу вводного слова возможно. (Меньшая степень уверенности.)

9. Определите смысловую группу вводного слова к счастью. (Чувства.)

10. Определите смысловую группу вводной конструкции по сообщению метеоцентра. (Источник сообщения.)

11. Определите смысловую группу вводного слова во-первых. (Последовательность изложения.)

12. Определите смысловую группу вводного слова итак. (Последовательность изложения.)

13. Определите смысловую группу вводного слова несомненно. (Большая степень уверенности.)

14. Вводные предложения на письме обычно выделяются… (Скобками, тире, запятыми.)

15. Междометия относятся к самостоятельным или служебным частям речи? (Ни к тем, ни к другим.)

16. Междометия выделяются на письме… (Запятыми, восклицательным знаком.)

17. Междометия подразделяются на… (Производные и первообразные.)

18. Обращения могут стоять… (В любом месте предложения.)

19. Обращения бывают… (Распространенные и нераспространенные.)

20. Междометие О от обращения запятой… (Не отделяется.)

VI тур

1. Чужая речь в предложении оформляется при помощи… (Прямой речи, диалога, косвенной речи, вводных конструкций.)

2. Прямая речь всегда заключается в… (Кавычки.)

3. В предложениях с прямой речью могут стоять… (Тире и двоеточие.)

4. Если прямая речь стоит перед словами автора, то ставится… (Тире.)

5. Если прямая речь стоит после слов автора, то ставится… (Двоеточие.)

6. В диалоге каждая реплика начинается со знака… (Тире.)

7. Прямую речь можно перевести в… (Косвенную.)

8. При косвенном вопросе вопросительный знак… (Не ставится.)

9. Дословная выдержка из произведений называется… (Цитатой.)

10. Если реплики диалога даются каждая с нового абзаца, то они заключаются… (В кавычки.)

11. Косвенная речь представляет собой простое или сложное предложение? (Сложноподчиненное.)

12. Предложение с косвенной речью – это предложение по цели высказывания… (Повествовательное.)

13. Какие способы цитирования существуют? (Дословное и выборочное цитирование.)

14. Можно ли использовать цитаты в сочинениях? (Да.)

15. При цитировании художественного текста необходимо указывать …, иначе это будет являться плагиатом. (Автора.)

II. Итоги игры.

Победителем признается тот, кто набрал наибольшее количество баллов.

Урок 102

Резервный

ЛИТЕРАТУРА

1. Балашова, Л. В. Курс русского языка / Л. В. Балашова, В. В. Дементьев. – Саратов: Лицей, 2005.

2. Блинов, Г. И. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации: 5–9 кл.: кн. для учителя / Г. И. Блинов, В. А. Антохина. – М.: Просвещение, 1992.

3. Богданова, Г. А. Уроки русского языка в 8 классе: кн. для учителя / Г. А. Богданова. – М.: Просвещение, 2003.

4. Варианты контрольно-оценочных текстов и заданий с ответами для Единого государственного экзамена по русскому языку, сгруппированные по классам / сост. Г. М. Вялкова, Т. Ф. Сивокозова. – Волгоград: Учитель, 2004.

5. Великие мысли великих людей: антология афоризма: в 3 т. / сост. И. И. Комарова, А. П. Кондрашов. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 1999.

6. Козулина, М. В. Русский язык. Тесты для повторения и подготовки / М. В. Козулина. – Саратов: Лицей, 2007.

7. Охременко, Н. В. 400 диктантов и тестов по русскому языку. 8–9 классы / Н. В. Охременко, О. В. Федина. – М.: Аквариум, 1999.

8. Программа М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского// Сборник рабочих программ по русскому языку: 5–9 классы: прил. к журн. «Учебный год». № 75. – Волгоград: Изд-во ВГИПКРО, 2007. – (Серия «Рабочие программы». Вып. 5).

9. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык:5–9 кл. / М. Т. Баранов [и др.]. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 46 с. – (Программы общеобразовательных учреждений).

10. Рахимкулова, Г. Ф. Как сдать ЕГЭ по русскому языку на 100 баллов / Г. Ф Рахимкулова [и др.]. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003.

11. Розенталь, Д. Э. Справочник по русскому языку: правописание, произношение, литературное редактирование / Д. Э. Розенталь. – М.: Айрис-пресс, 2005.

12. Русский язык: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / Т. М. Воителева [и др.]. – М.: Дрофа, 2000.

13. Русский язык. 5–9 классы: изучение речеведческих понятий: конспекты уроков, измерительные и дидактические материалы / авт.-сост. А. А. Фешина [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2009.

14. Русский язык. 5–9 классы: правила орфографии в таблицах и схемах. Упражнения, практические задания / авт.-сост. Н. Ю. Кадашникова. – Волгоград: Учитель, 2009.

15. Тростенцова, Л. А. Русский язык:учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова; под ред. Н. М. Шанского. – М.: Просвещение, 2009.

 

Date: 2016-06-06; view: 1997; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию