Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные навыки и умения, отработанные в ходе тренинга
Часть II
Аудиозапись и видеосъемка Аудиозапись и видеосъемка не включены в программу данного тренинга. Однако их проведение во многом помогает развитию профессиональных качеств консультантов: участники учатся анализировать сессии своих коллег, а при просмотре или прослушивании получают уникальную возможность взглянуть на себя со стороны. Для того чтобы аудиозапись и видеосъемка проходили успешно, необходимо подготовить участников к этому процессу и продумать его в деталях. На первых порах, чтобы снизить волнение консультанта, можно предложить ему самому выбрать клиента. Пространство желательно организовать так, чтобы консультант сидел спиной к участникам, наблюдающим за его работой. 260 Глава 4. Программа тренинга Участникам, не вовлеченным в процесс аудиозаписи или видеосъемки, можно дать задание наблюдать за работой консультанта по определенному плану. План можно записать на доске или раздать участникам специально приготовленные бланки, где они будут отмечать используемые консультантом техники и степень эффективности их применения. Например, можно использовать бланки по супервизии (см. приложение 9 — для первой части тренинга и приложение 17 — для второй части тренинга). После окончания сессии каждый участник, используя свои записи, дает обратную связь консультанту, придерживаясь заранее оговоренного плана, к примеру следующего: О Наиболее удачные моменты в работе консультанта. П Что можно было бы сделать по-другому. П Чему научился супервизор у консультанта или что бы он взял себе на вооружение. Тренер также участвует в обсуждении, делая свои комментарии к отдельным эпизодам сессии, при желании обращаясь к просмотру или прослушиванию фрагментов записи. ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1 «ДНЕВНИК ОБУЧЕНИЯ» (образец одной страницы) Сегодня я работала в паре с Д*. Когда я была консультантом, я использовала эхо-технику, перефразирование и резюмирование, и, как мне показалось, довольно успешно. Я также попыталась вставить самораскрытие, но, к сожалению, момент был выбран недостаточно удачно, и я знаю почему. Мне очень хотелось использовать новую технику, поскольку мне казалось, что она настолько простая, что ее можно применять не задумываясь. Но, как показала практика, данная техника работает только в определенном контексте. В обратной связи Д* сказала мне, что в тот момент она не нуждалась в моей поддержке. Ну что же, в следующий раз буду более внимательной к клиенту. В данной сессии я также попыталась использовать стратегии, ведущие к изменениям. Я задала клиенту очень простой вопрос: «У тебя есть какие-нибудь идеи о том, как изменить ситуацию»? Она подумала и неожиданно произнесла: «Да». В своей обратной связи она сказала мне, что такой незамысловатый вопрос помог ей осознать, что она уже давно вынашивает план о том, как поступить в ее ситуации, но просто боялась себе признаться в этом. По-видимому, она ждала, что кто-то предложит ей вариант решения. В ходе данной сессии я осознала, что в консультировании всему есть свое место. Блестящее самораскрытие, вставленное не к месту, не работает вообще, а самый простой вопрос, использованный умело, может оказать блестящую услугу. Также я поняла, что иногда клиент бывает слишком пассивным, он надеется, что кто-то решит за него, как ему поступать, и порой трудно удержаться от соблазна дать совет. «Журнал» (образец одной страницы) Обратная связь; как всегда, прошла оживленно. В этот день шел сильный дождь и многие мои коллеги испытывали неприятные эмоции, добираясь до колледжа: кто-то попал в пробку и боялся опоздать, кто-то не мог выйти из дома. Я все еще испытывала неприятные чув- 264 Тренинг начинающего консультанта: ведение доверительной беседы ства от переполненного автобуса, где все кашляли и чихали. Проговорив об этом, мы немного успокоились и перешли к делу. Мы начали с практикума по консультированию. Это была ролевая игра. Я работала в тройке с С* и П*. Сначала я была клиентом, который употреблял слишком много алкоголя. Честно говоря, мне было немного трудно в течение десяти минут нести всякую чушь о том, чего со мной никогда не происходило, но С*, надо отдать ей должное, делала очень удачное резюмирование и задавала подходящие вопросы, что немного меня подбадривало. Когда мы поменялись ролями, П* жаловался нам на свое финансовое положение. Как я поняла, ему тоже было трудно сочинять на ходу, и он делал много пауз. Иногда паузы были небольшими, но несколько раз они затягивались, и я не знала, что делают в этом случае в рамках интегративного консультирования. Я пыталась использовать техники рефлексивного слушания и задавать вопросы. У меня возникало желание применять мой предыдущий опыт, но опять-таки я не знала, насколько он уместен в данной ситуации. Когда сессия закончилась, я вздохнула с облегчением и сказал об этом П*. Он извинился и ответил, что ничего не приходило на ум. С* — мой супервизор, отнеслась к происходящему с пониманием. Вопреки моим ожиданиям, ей понравились многие моменты из сессии. Во время обратной связи я поделилась своими трудностями, и теперь я знаю, что делать с паузами. Далее мы говорили о теории Маслоу и выполняли упражнение. Я работала в паре с Л*. Я получаю настоящее удовольствие, когда мы работаем вместе. Я чувствую себя очень комфортно с ней. Она действительно интересный человек, и я все больше и больше убеждаюсь в этом. Мне нравится, что она не задает лишних вопросов в процессе выполнения упражнений и внимательно слушает, проявляя искренний интерес к сказанному. Я думаю, что эти качества во многом помогут ей в дальнейшей работе с клиентами. Снова практикум по консультированию. Когда я была в роли клиента, М* был моим консультантом. Он достаточно умело использовал технику рефлексивного слушания и задал мне несколько вопросов, которые мне показались довольно удачными. Что мне нравится в его консультировании, так это то, что он не дает никаких советов. В данной конкретной ситуации они мне вовсе были не нужны. Я хотела, чтобы меня просто послушали и поняли. Так оно и вышло. Приложения Время пролетело быстро, и к концу нашего занятия я совсем забыла о переполненном автобусе. Я немного устала, но была мотивирована продолжать обучение. Об этом я сказала в своей обратной связи. Д* обещала подбросить меня до дома, так что я уходила из колледжа в хорошем настроении. Приложение 2 НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ПАТТЕРНЫ ОБЩЕНИЯ Перед вами список некоторых образцов проявления мимики и демонстрации поз, жестов, которые используют в общении. Прочтите внимательно этот список и решите, насколько он полный. Если он недостаточно полон, добавьте, пожалуйста, несколько своих примеров невербального общения. Выражение лица: 1. Постоянная веселая улыбка на лице. 2. Нахмуренные брови. 3. Взгляд сверху вниз. 4. Взгляд «глаза в глаза». 5. Взгляд в сторону. 6. «Бегающий» взгляд. 7. Пристальный взгляд в лицо собеседника. 8. Пристальное разглядывание деталей одежды собеседника. Позы, сидя на стуле или в кресле: 1. Легкий наклон корпуса вперед или по направлению к собесед 2. Поза «нога на ногу». 3. Корпус откинут назад, тело полностью расслаблено. 4. Корпус откинут назад, руки за головой. 5. Застывшая, неподвижная поза. Жесты: 1. Руки скрещены на груди. 2. Руки расположены за спиной. 3. Жест «пирамида». 4. Жест «Рука к лицу» (рука закрывает часть лица). 5. Консультант держит перед собой предмет двумя руками. 6. Неоднократное использование жеста «указующий перст». Приложения Другие паттерны невербального поведения: 1. Консультант постоянно поглядывает на часы. 2. Консультант постоянно вздыхает. 3. Консультант постукивает пальцем или ладонью по колену. А теперь оцените, пожалуйста, все жесты с точки зрения целесообразности их использования в общении «консультант—клиент» по следующим критериям: «+» — жесты, позы и мимика, способствующие созданию доброжелательной атмосферы; «—» — жесты, позы и мимика, не способствующие созданию доброжелательной атмосферы; «Н» — нейтральные жесты, позы, мимика. Комментарии к упражнению. Из приведенного списка паттернов эффективными являются № 4 и 9, а неэффективными — № 3, 5, 6, 7, 8, 14, 17, 19, 20, 21 и 22. Остальные паттерны по усмотрению группы можно отнести как к нейтральным, так и к неэффективным. Приложение 3 ОБРАЗЦЫ КАРТОЧЕК К УПРАЖНЕНИЮ «ИСПОРЧЕННЫЙ ВИДЕОТЕЛЕФОН» — «Загляни сегодня вечерком. Попьем чайку с пирожками и — «Я улетаю завтра на юг. Пожалуйста, поливай мои цветы на — «Я хочу пригласить тебя в воскресенье в театр на оперу «Вой — «Завтра обещали дождь и ветер. Давай отложим наш поход — «Вчера я купила новую мебель из Италии. Приходи с мужем — «Честно тебе скажу, работа психолога-консультанта — дело Приложение 4 ОКНО ДЖОХАРИ
Приложение 5 ВАРИАНТЫ СИТУАЦИЙ К УПРАЖНЕНИЮ «КАК ПОКАЗАТЬ КЛИЕНТУ, ЧТО МЫ ЕГО ПОНИМАЕМ» 1. Мой муж вылил мне вчера на голову стакан томатного сока, а 2. У меня сегодня болит голова. А все потому, что вчера мой ребе 3. Моя свекровь звонила мне вчера шесть раз и каждый раз она 4. Моя соседка, с которой я уже не разговариваю полгода, поздра 5. Как только я сажусь писать диссертацию, мой двухлетний сын 6. Мой друг пригласил меня в ресторан, а сам не пришел. Вечером, 7. Моя подруга заняла деньги у моего мужа, а мне об этом ничего Приложение 6 СПИСОК ВЫСКАЗЫВАНИЙ К УПРАЖНЕНИЮ «ГИМНАСТИКА УМА» — «Как я вас понял...» — «Вы сказали, что...» — «Если я понял вас правильно...» — «Как я понимаю, речь идет о...» — «Вы говорите, что...» — «По вашему мнению...» Приложение 7 СПИСОК ПОСЛОВИЦ К УПРАЖНЕНИЮ «ГИМНАСТИКА УМА» — «Любишь кататься — люби и саночки возить». — «Семь раз отмерь, один раз отрежь». — «Кто много спорит, тот ничего не стоит». — «Из двух зол выбирают меньшее». — «Плохому танцору всегда туфли жмут». — «Слово — серебро, а молчание — золото». — «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». — «Делу время, а потехе — час». — «Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь». - «Следуй своей дорогой, и пусть люди говорят что угодно». — «Кашу маслом не испортишь». — «Большому кораблю — большое плавание». Приложение 8 ПРИМЕРЫ СИТУАЦИЙ К УПРАЖНЕНИЮ «ТЕХНИКИ ПОСТАНОВКИ ВОПРОСОВ» Ситуация 1 «Когда я захожу в метро, у меня начинает кружиться голова. Люди снуют, путаются под ногами, кричат друг на друга. Эта ситуация просто раздражает меня, и я начинаю кричать на других». Вопросы, которые можно задать к отрывку: П Что больше всего раздражает вас в метро? (Уточняющий вопрос.) П Что особенно раздражает вас? (Уточняющий вопрос.) П Что бы вы хотели изменить в данной ситуации? (Поисковый вопрос содержательного характера.) П Когда вы раздражены, что происходит с вами? (Поисковый вопрос эмоционального характера.) Ситуация 2 «Вы не представляете, что было в этот день. Бугай начал замахиваться на пьяницу, тот кричит: "Уйди, я ничего не делал!" В электричке шум, переполох. Моя соседка кричит как ошпаренная: "Да кто-нибудь вызовите вы милицию, в конце-то концов!"». Вопросы, которые можно задать к отрывку: П А что делали вы в это время? (Поисковый вопрос.) П А как вы отреагировали на данную ситуацию? (Поисковый вопрос.) П И что произошло потом? (Поисковый вопрос.) О Что вы чувствуете сейчас, вспоминая данную ситуацию? (Поисковый вопрос эмоционального характера.) Приложения Ситуация 3 «Мои родители сказали, что я обязательно должна окончить этот институт, а для меня это просто пытка. Им легко говорить, они устроили меня по знакомству и спокойны, а теперь заставляют делать то, что мне совсем не нравится. И я даже пикнуть не могу. Может быть, хоть вы мне поможете?» Вопросы, которые можно задать к отрывку: П Что произойдет, если вы начнете отстаивать свою точку зрения? (Гипотетический вопрос.) О Не могли бы вы привести пример одного из ваших разговоров с родителями? (Поисковый вопрос.) П Вы достаточно подробно описали мне ситуацию, давайте вместе подумаем, что можно изменить. (Переломный вопрос.) Приложение 9 БЛАНК ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКУМА ПО СУПЕРВИЗИИ Дата проведения практикума ФИО консультанта______ ФИО супервизора_______
Наиболее удачные моменты в работе консультанта: Что можно было бы сделать по-другому: Чему научился супервизор от консультанта: Приложение 10 ОТРЫВОК ИЗ СЕССИИ НАЧИНАЮЩЕГО КОНСУЛЬТАНТА И ОБРАЗЕЦ ЗАПОЛНЕННОГО БЛАНКА ПО СУПЕРВИЗИИ Консультант. О чем бы ты хотела поговорить со мной, Роза? Клиент. Честно говоря, о многом. В последнее время со мной такое происходит... ожидание сплошных перемен в жизни... Я не могу сказать, что плохих... разных. Я постоянно думаю об этом, и я жду, жду хороших перемен... Я хочу верить, что они будут... Прости, пожалуйста, мысли постоянно путаются в моей голове... Честно говоря, я не знаю, как мне лучше начать. Может быть, ты хочешь задать мне вопрос? Мне так было бы легче. Консультант. Да, да, конечно. Я бы хотела тебя спросить, о чем ты думаешь в данный момент? Клиент. Я думаю, что жизнь в Англии слишком трудна для меня... Консультант. Ау тебя здесь есть друзья, парень, родственники? Клиент (удивленно). Ну да, мой бойфренд... мой самый дорогой друг... еще есть подруги... знакомые, приятели... Мама приезжает иногда... Они все меня поддерживают... Консультант. Все поддерживают? Клиент. Ну да... Нет, конечно, не все в одинаковой мере. Но мой бойфренд — да. Он просто замечательный, и ты знаешь, мы очень любим друг друга... Ну это я так, к слову... Да, я пришла... я хотела тебе пожаловаться... Можно? Консультант. Ну конечно. Клиент. Я стала замечать, что у меня часто болит голова и горло... Горло тоже... Это очень выматывает... Консультант. Ты стала замечать, что не очень хорошо себя чувствуешь... Клиент. Да, именно... Консультант. Не могла бы ты рассказать об этом подробнее? Клиент. Я попробую. Английская погода очень изменчива... когда я просыпаюсь, светит солнце... Я надеваю свое легкое 276 Тренинг начинающего консультанта: ведение доверительной беседы африканское платье, я чувствую себя королевой в нем... Но неожиданно погода меняется... дождь... я, как правило, забываю зонт дома... Когда я прихожу с работы, я не могу согреться... и все начинается с начала. Консультант. Ты не могла бы пояснить,что именно начинается с начала? Клиент. Я простываю... снова болит голова... Мне нужно солнце... Я не могу это передать словами... Консультант. Что ты чувствуешь сейчас? Клиент. Я чувствую, что жизнь в Англии делает меня сумасшедшей... я чувствую, что я схожу с ума. Понимаешь, я люблю мою работу, я люблю мою квартиру, моих друзей, но погода... погода... Это не для меня... Понимаешь? Консультант. Мне кажется, что я понимаю, насколько тебе трудно. А ты не пробовала обратиться к врачу? Клиент. К врачу? Зачем? Консультант. Ну может быть, он тебе посоветует, как лечить твое горло или как избавиться от головной боли... Клиент. Нет. Понимаешь, головная боль — это очень плохо, но это не самое главное, наверное... Я прежде всего хочу посоветоваться с тобой... Консультант. Посоветоваться именно со мной? Клиент. Да... я хочу, чтобы ты помогла мне, чтобы ты подсказала, что мне делать в моей ситуации... Консультант. Ну может быть, у тебя есть какие-либо идеи, как изменить ситуацию? Клиент. Да... да... у меня есть очень хорошая идея, но она невыполнима... к сожалению... Консультант. Есть хорошая идея? Клиент. Да, мой бойфренд уезжает во Францию... я хочу тоже уехать с ним, но я знаю, что мои родители будут против этого... Они всю жизнь хотели, чтобы я жила в Англии... мои родители... понимаешь, если я уеду, я буду чувствовать вину перед ними... Консультант. Роза, можно я проверю, насколько правильно я поняла тебя? Клиент. Да, да, пожалуйста... Приложения Консультант. Если я скажу что-нибудь не так, поправь меня, хорошо? (клиент кивает головой). Роза, ты рассказала мне о том, что жизнь в Англии тебе кажется трудной. Погода очень изменчива, и ты часто простываешь и неважно себя чувствуешь. Твой друг уезжает во Францию, и ты хотела бы уехать с ним, но ты боишься, что твои родители не одобрят твой выбор. Так? Клиент. Да. Все правильно. Я не могу принять решение, потому что оно зависит не только от меня... Я даже боюсь говорить с родителями о моих планах на будущее... Ну о том, что мне бы хотелось уехать с Фрэнком... Подскажи, пожалуйста, что мне делать? Консультант. А как ты думаешь, что может произойти, если ты расскажешь им о своих планах? Date: 2016-05-25; view: 983; Нарушение авторских прав |