Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные навыки и умения, отрабатываемые в ходе первой части тренинга 3 page
Данное упражнение может носить не только обучающий, но и диагностический характер. Если участники сделали большое количество записей, это может говорить о том, что они овладели навыками внимательного слушания. Упражнение «Советы тети Клавы и дяди Коли» Цель. Предоставление участникам возможности осознать и понять, насколько неэффективными бывают советы, которые мы даем другим людям. 216 Глава 4. Программа тренинга Содержание. Данное упражнение является продолжением практикума по консультированию в парах предыдущего дня. Перед началом упражнения тренер рассказывает участникам примерно следующее: «Давайте представим, что у нас с вами есть знакомая тетя Клава. Это положительная со всех сторон женщина, душа всех компаний, умный и проницательный человек. Одним из ее недостатков (а может быть, и достоинств) является то, что она любит давать другим советы. Ее советы носят глубокомысленный характер, и люди прислушиваются к ним и стараются их выполнять. Дядя Коля — ее муж. Он тоже любит давать советы другим людям, но, в отличие от тети Клавы, он не является положительным человеком, и его советы, как правило, неконструктивны. Люди предпочитают либо не слушать его, либо игнорировать все, что он им посоветует». После рассказа тренера группа делится на несколько подгрупп по 2—3 человека. Каждой подгруппе дается задание составить по три совета. Это будут советы от тети Клавы и от дяди Коли, то есть «умные и конструктивные» и «бесполезные» советы. Каждая подгруппа получает карточку, на которой написано, какие именно советы надо придумать: сколько советов от тети Клавы, а сколько от дяди Коли. Когда советы придуманы, все участники, кроме участников первой подгруппы, закрывают глаза. Один из участников первой подгруппы читает первый совет. Остальные должны определить, чей это совет — тети Клавы или дяди Коли. Если это совет от тети Клавы, они должны поднять правую руку, если совет от дяди Коли — левую. Затем зачитываются остальные советы. Участник первой подгруппы записывает количество правильно отгаданных ответов по каждому вопросу, но не называет это число для остальных участников, а также не разглашает тайну о том, чьи советы были прочитаны. Упражнение проходит с закрытыми глазами, чтобы участники не ориентировались друг на друга. Когда первая подгруппа прочитает все свои советы, а остальные участники молча отгадают, чьи они, можно открыть глаза. Слово передается второй подгруппе. Участники снова закрывают глаза. Один из представителей второй подгруппы по очереди читает советы, участники остальных подгрупп определяют, чей это совет (тети Клавы или дяди Коли), поднимая соответственно правую или левую руку, в это время другой представитель второй подгруппы записывает число правильно отгаданных ответов и т. д., пока все подгруппы не закончат свои представления. Часть II. «Структура сессии» 217 После этого тренер просит участников в свободной форме высказать свое мнение о тех советах, которые были зачитаны: О какие из них были наиболее жизненно важными; П какие из них были бесполезными. После окончания обсуждения тренер просит представителей каждой подгруппы объявить число правильно отгаданных ответов и зачитать задание на карточке (число советов от тети Клавы и от дяди Коли). На всех карточках дано одно и то же задание: «Придумать три совета от тети Клавы». Обсуждение. Как правило, обсуждение данного упражнения перерастает в дискуссию. Участники в свободной форме говорят о своих эмоциях, которые у них возникли в ходе упражнения, и о том, почему часть советов тети Клавы не была воспринята на должном уровне. Насколько трудно давать универсальные советы, которые были бы одинаково хороши для каждого отдельно взятого человека. Комментарии для тренера. Если в ходе проведения упражнения участники не придут к единому мнению о целесообразности давать советы другим людям в процессе консультирования, можно оставить дискуссию открытой и вернуться к ее продолжению позже. Мини-лекция «Фокус на мыслях клиента (новый взгляд на проблему)» Цель. Подготовка участников к овладению практическими навыками, необходимыми на этапе оказания помощи клиенту в активизации его внутренних резервов. Содержание. Тренер рассказывает участникам о следующей стадии психологического консультирования, выделенной К. ГельдардиД. Гель-дардом. На данной стадии участники помогают клиенту активизировать его внутренние резервы для решения проблемы или разрешения сложившейся ситуации. На этой стадии консультант продолжает использовать техники активного слушания и техники постановки вопросов. Так как на данной стадии возникает особый соблазн дать клиенту совет, тренер знакомит участников с некоторыми стратегиями, позволяющими тактично отказать клиенту в том случае, если тот настоятельно просит дать совет. 218 Глава 4. Программа тренинга Материалы для мини-лекции можно взять из разделов «Фокус на мыслях клиента (новый взгляд на проблему)», «Совет», «Гипотетические вопросы» (при необходимости). Практикум по консультированию (работа в тройках) Цель. Отработка навыков, необходимых на стадии «Фокус на мыслях клиента». Время. Продолжительность каждой сессии — 15 минут, затем обратная связь супервизора 2-3 минуты. Тема. Одна из предложенных ниже. П «Клиент хочет поменять профессию, но боится, что это отнимет у него много сил». П «Клиент хочет поменять квартиру, но никак не может начать обмен». П «Клиент не может решить, ехать ли ему в командировку на три месяца в другую страну». Содержание. Группа делится на тройки: консультант, клиент и супервизор. Клиент выбирает одну из предложенных тем. Он пришел за советом к консультанту. Консультант составляет контракт с клиентом, не тратя на это много времени. При проведении сессии он демонстрирует навыки активного слушания и эмпатического понимания, умение следовать за клиентом, выявляет основную проблему, активизирует внутренние резервы клиента, помогая ему увидеть в себе позитивные паттерны поведения, которые помогут клиенту в решении проблемы, за три минуты до окончания сессии сообщает об этом, в конце сессии делает резюмирование. Супервизор наблюдает за консультантом, отмечая используемые им стратегии в ходе консультирования и их эффективность в данном контексте. По окончании сессии и выступления супервизора, как обычно, участники меняются ролями. Обсуждение. Проходит в кругу. Часть II. «Структура сессии» 219 Обратная связь Проходит по аналогии с предыдущими встречами. Встреча 14 «Фокус на поведении клиента» План 1. Обратная связь. 2. Практикум по консультированию (работа в парах). 3. Мини-лекция «Фокус на поведении клиента». 4. Практикум по супервизии. 5. Практикум по консультированию (работа в тройках) — исполь 6. Упражнение «Большой контейнер». 7. Обратная связь. Обратная связь По аналогии с предыдущими встречами. Практикум по консультированию (работа в парах) Цель. Развитие активного слушания, отработка техники постановки уточняющих и гипотетических вопросов, развитие умения понимать и осознавать свои индивидуальные особенности. Время. По десять минут на каждого участника в роли клиента и по две минуты на обратную связь клиента консультанту. Тема. «Как мои привычки помогают и мешают мне жить». Содержание. Группа делится на пары — консультант, клиент. Клиент рассказывает консультанту о своих привычках: П о том, как он относится к ним; П о том, как они помогают и мешают ему в жизни; П какие привычки ему нравятся, а от каких он бы хотел избавиться. 220 Глава 4. Программа тренинга Консультант использует техники нерефлексивного и рефлексивного слушания, задает уточняющие и гипотетические вопросы, активизирует сильные стороны клиента, в конце сессии делает резюмирование. По окончании сессии клиент дает обратную связь консультанту о том, что ему понравилось в его работе, а что можно было бы сделать лучше. Какие вопросы, по его мнению, были эффективными, а какие следовало бы заменить или убрать совсем. Обсуждение. Участники возвращаются в круг и рассказывают о том, как прошли сессии, что удалось сделать, какие вопросы удалось задать, насколько это было эффективным и что вызвало определенные трудности. Мини-лекция «Фокус на поведении клиента» Цель. Подготовка участников к овладению практическими навыками, необходимыми на этапе оказания помощи клиенту в принятии решения. Содержание. В ходе мини-лекции тренер знакомит участников со следующей стадией сессии: «Фокус на поведении клиента», с ее основной целью и с теми стратегиями, которые можно применять на данной стадии, чтобы помочь клиенту принять решение. Тренер также объясняет, какие вопросы эффективны на данной стадии и что следует делать консультанту в случае, если клиент затрудняется принять какое-либо решение. В конце мини-лекции тренер рассказывает о технике информирования клиента в процессе консультирования. Материалы для данной лекции можно найти в разделах «Фокус на поведении клиента», «Информирование», «Вопросы содержательного и эмоционального характера», «Эффективные и неэффективные типы вопросов». Практикум по супервизии Цель. Развитие умения анализировать сессии своих коллег и распознавать приемы, используемые консультантом. Часть II. «Структура сессии» 221 Содержание. Тренер раздает бланки по супервизии каждому участнику группы и просит участников ознакомиться с ними. (Образец бланка дан в приложении 17.) Затем тренер предупреждает участников о том, что он будет читать отрывок из сессии начинающего консультанта, а участникам предстоит индивидуально заполнить бланк, а затем обсудить свои записи в группе. Заполненные бланки никто, кроме автора, читать не будет, поэтому можно использовать любые сокращения, знаки, иностранные слова, символы и т. д. Бланки могут заполняться как во время прочтения отрывка, так и после прочтения (на это будет отведено немного времени). Тренер также предупреждает участников о том, что необходимо отметить только самые важные моменты в ходе сессии, не вдаваясь в подробности. Отрывок из сессии начинающего консультанта и образец заполненного бланка даны в приложении 18. После прочтения отрывка и заполнения бланков каждым участником группа делится на две подгруппы, где проходит дальнейшее обсуждение. Затем представители подгрупп (по одному от каждой) делают краткое заключение, отмечая положительные и отрицательные моменты в работе консультанта. После этого тренер раздает каждой подгруппе по нескольку распечатанных отрывков из той же сессии начинающего консультанта (см. приложение 18) и просит одну подгруппу проанализировать стадию «Фокус на эмоциях клиента», а вторую подгруппу проанализировать стадию «Фокус на мыслях клиента». В анализ входит обсуждение удачных и неудачных моментов в работе начинающего консультанта, выявление знакомых техник и приемов и т. д. Если позволяет время, можно попросить каждую подгруппу ответить на следующие вопросы: П Какие техники были представлены в каждом отрывке и насколько удачно? П Какие типы вопросов использовал консультант и насколько удачно? О Какие вопросы можно было бы заменить техниками рефлексивного слушания или обратной связью клиенту? а Каких результатов достиг консультант в конце каждого этапа сессии и что можно было бы сделать еще? П Какие положительные моменты из сессии можно взять на вооружение начинающим консультантам? 222 Глава 4. Программа тренинга Обсуждение. Проходит в круге в свободной форме. Тренер также предлагает участникам ответить на вопрос о том, насколько легко или трудно было анализировать сессию коллеги, какой опыт приобрели участники в ходе такой работы. Практикум по консультированию (работа в тройках) Цель. Отработка навыков, необходимых на стадии «Фокус на поведении клиента». Время. Продолжительность каждой сессии 15 минут без обратной связи, обратная связь супервизора 2—3 минуты. Таким образом, на каждую сессию вместе с обратной связью уйдет 17-18 минут. Тема. Разыгрывается одна из предложенных ниже ситуаций. П На предыдущей стадии клиент осознал, что его раздражительность связана с тем, что он очень устал и ему нужен серьезный отдых. Клиент пытается принять решение, что ему делать дальше. П На предыдущей стадии клиент осознал, что его конфликты с ребенком связаны с тем, что клиент перестал уделять ему должное внимание. Клиент думает над тем, где взять время на общение с ребенком и как эффективно его использовать. П На предыдущей стадии клиент пришел к решению, что ему нужно поменять свой имидж для того, чтобы быть более успешным в бизнесе. Он думает о том, как это сделать. Содержание. Группа делится на тройки. Клиент выбирает одну из предложенных ситуаций и начинает свой рассказ. В ходе размышлений он может прийти к каким-либо решениям, а может и остаться при своем. Консультант слушает клиента, задает ему соответствующие вопросы, с тем чтобы помочь исследовать различные варианты решения проблемы. В конце сессии делает резюмирование. Супервизор, наблюдая за консультантом, отмечает используемые им стратегии и степень их эффективности. Обсуждение. Проходит в кругу. Часть II. «Структура сессии» 223 Упражнение «Большой контейнер» (модификация упражнения Э. Клиэр и Д. Kappa [Clear A., Carr D. Disability Equality Training]) Цель. Повторение и закрепление участниками пройденного материала. Предоставление возможности работы в одной большой команде. Содержание. Для данного упражнения потребуется пять больших столов или пространство на полу, разделенное на пять секторов. В середину каждого сектора (или на каждый стол) тренер кладет большую карточку с названием одной из стадий сессии. Чуть поодаль ставится большой, но невысокий контейнер с карточками меньшего размера. На каждой карточке обозначена одна из техник, стратегий или один из основных навыков консультанта. Некоторые обозначения написаны на карточках несколько раз, так как одни и те же стратегии могут повторяться на разных стадиях. Тренер объявляет участникам, что пришло время подводить итоги и сейчас будет необходимо всем вместе подумать над тем, какие основные техники, стратегии, типы вопросов и навыки использует консультант на каждом этапе сессии. Для этого участники все вместе подходят к большому контейнеру, каждый берет по 1-2 карточке и кладет их в соответствующем секторе (или на определенном столе), затем возвращается к контейнеру и снова берет карточки из оставшихся и т. д. При этом участники могут совещаться друг с другом, обсуждать, спорить и т. д. Это групповая работа, в ходе которой вводятся только два запрета: 1) нельзя просматривать свои записи; 2) нельзя совещаться с тренером. Все остальное можно! В конце упражнения все карточки должны быть распределены по секторам (по столам). Следует помнить, что на каждом этапе сессии мы выделяем не все используемые стратегии, а только самые основные. Когда все карточки разложены, тренер предлагает участникам подойти к первому сектору (столу): «Активное слушание» и обсудить, насколько правильно подобраны карточки, все ли согласны с данным раскладом. Какие еще техники могут быть использованы на этой стадии с меньшей вероятностью? Затем группа перемещается к следующему сектору (столу) и т. д. 224 Глава 4. Программа тренинга Обсуждение. Обсуждение может быть проведено в свободной форме. Подводя итог, тренер обращает внимание участников на то, что группа составила макет того, чему научилась за время совместной работы. Комментарии для тренера. Мы предлагаем выполнить это упражнение именно в одной большой группе, чтобы предоставить участникам возможность почувствовать себя в команде своих коллег. Каждый консультант работает отдельно, но, вместе с тем, если ему нужна помощь, он может обратиться за ней к своим коллегам. Для удобства тренера мы предлагаем набор карточек, который дан в таблице (см. приложение 19). При желании тренер может составить свой набор. Э. Клиэр и Д. Карр предлагают прикреплять карточки к большим фланелеграфам, которые вывешиваются на стенах аудитории. Если у тренера есть такая возможность, он может воспользоваться ей. В этом случае фланелеграфы можно оставить на стенах до последнего дня тренинга. Обратная связь По аналогии с предыдущими встречами. Встреча 15 «Окончание сессии» План ^ 1. Обратная связь. 2. Мини-лекция: «Окончание сессии». 3. Практикум по консультированию (работа в тройках). 4. Мини-лекция «Продвигаясь от сессии к сессии». 5. Практикум по консультированию (работа в парах). 6. Упражнение «Хвосты» (модификация упражнения К. Фо- пеля). ' 7. Практикум по супервизии. 8. Обратная связь. Часть II. «Структура сессии» 225 Обратная связь По аналогии с предыдущими встречами. Мини-лекция «Окончание сессии» Цель. Подготовка участников к освоению навыков, необходимых на завершающем этапе сессии. Содержание. Тренер знакомит участников с общими правилами завершения сессии, обращая внимание на то, с какими проблемами могут столкнуться начинающие консультанты на завершающем этапе сессии. Тренер также может привести в пример отрывок из сессии начинающего консультанта, который демонстрирует, как можно направить клиента к другому специалисту, придерживаясь этических норм. Материалы к данной мини-лекции представлены в разделе «Окончание сессии». Практикум по консультированию (работа в тройках) Цель. Отработка навыков проведения заключительной сессии с клиентом. Время. По десять минут на каждую сессию (восемь минут говорит клиент, две минуты — обратная связь супервизора). Тема для ролевой игры. Заключительная сессия. Клиент выбирает любую тему по своему усмотрению. Содержание. Работа проходит в тройках. Каждая тройка разыгрывает последнюю встречу. Клиент должен представить, что это его последняя сессия по какой-либо проблеме, которая была разрешена в ходе общения с консультантом. Клиент говорит о том, какие изменения произошли в его жизни, как он использует стратегии, выработанные в ходе совместных сессий с консультантом, и с какими трудностями он еще продолжает сталкиваться. Консультант слушает клиента, задает ему вопросы, с тем чтобы удостовериться в результативности выработанных стратегий, а за три Ак. 4148
226 Глава 4. Программа тренинга минуты до окончания сессии предупреждает клиента, делает резюмирование, дает обратную связь и прощается с клиентом. Супервизор наблюдает за консультантом, а по окончании сессии дает ему обратную связь по типу «сэндвича». Обсуждение. В кругу участники делятся своими трудностями и находками, сделанными в процессе консультирования и наблюдения. Далее тренер может предложить участникам поразмыслить над тем, какой могла бы быть последняя сессия в случае, если клиент не удовлетворен совместной работой. Мини-лекция «Продвигаясь от сессии к сессии» Цель. Структурирование и обобщение материала, полученного в ходе тренинга. Содержание. Тренер рассказывает участникам об отличиях и сходствах первой и последующих сессий, для наглядности используя схемы, приведенные в теоретическом разделе книги. В ходе данной мини-лекции появляется уникальная возможность обобщить и структурировать полученный в ходе тренинга теоретический материал, поэтому, если у участников появятся какие-либо вопросы, не стоит их откладывать на последний день тренинга, а лучше отойти от основной темы и дать содержательный ответ. Материалы к данной мини-лекции можно взять из раздела «Продвигаясь от сессии к сессии». Схему «Структура сессий» можно либо изобразить на доске или в блокноте, либо сделать ее в виде раздаточного материала. Практикум по консультированию (работа в парах) Цель. Обобщение опыта, полученного в ходе тренинга. Время. По 20 минут на каждую сессию, по 3 минуты на обратную связь клиента консультанту. Тема. Любая по усмотрению клиента. Содержание. Консультант и клиент разыгрывают первую встречу. Клиент выбирает любую тему по своему усмотрению и после составления контракта начинает свой рассказ. Часть II. «Структура сессии» 227 Консультант составляет контракт с клиентом, отвечает на его вопросы (если в этом есть необходимость), начинает с первой стадии и проходит столько стадий, сколько успеет. За пять минут до окончания сессии предупреждает клиента, в конце сессии делает резюмирование. По окончании сессии клиент дает консультанту обратную связь и участники меняются ролями. Обсуждение. Проходит в кругу в свободной форме. Упражнение «Хвосты» (модификация упражнения К. Фопеля) ' Цель. Подготовка участников к подведению итогов работы в группе. Содержание. Упражнение проходит в кругу. Тренер зачитывает или пишет на доске (в блокноте) вопросы для участников и просит ответить на них в свободной форме, записывая ответы на листе бумаги. Ответы участников не будут зачитываться вслух, поэтому можно использовать любые символы и сокращения. Список вопросов может быть примерно следующим: П Какие планы я строил перед началом тренинга? О Что из этого мне удалось осуществить? О С кем я работал вместе чаще всего? О Кто из участников задел меня сильнее всех? П Кто подарил мне самую большую радость? П В какой момент я переживал самый сильный кризис з группе? П В какой момент вся группа переживала самый серьезный кризис? О Какой момент был для меня «переломным» и с чем это связано? П Что я до сих пор не высказал, но хотел бы высказать? П Кого из участников группы меня бы хотелось поблагодарить и за что? П С кем из участников группы мне хотелось бы обсудить все или некоторые из ответов на вопросы? После того как.участники ответят на вопросы, они разбиваются на пары и обсуждают ответы на те вопросы, на которые считают нужным. Обсуждение проходит в форме психологического консультирования. Один из участников пары — клиент, другой — консультант. Клиент говорит в свободной форме, консультант слушает, демонстрируя все 228 Глава 4. Программа тренинга навыки, которыми он овладел в процессе тренинга. По окончании сессии клиент дает консультанту обратную связь по поводу того, насколько ему было комфортно делиться с консультантом своими мыслями и информацией. Затем участники меняются ролями. Обсуждение. Участники возвращаются в круг и делятся полученным опытом. Тренер может предложить им ответить на следующие вопросы: О Какой из вопросов списка показался вам наиболее значимым? О На какие вопросы вам хотелось отвечать, а на какие нет? Комментарии для тренера. На каждую сессию тренер может отвести 5—10 минут. Также перед началом сессий он может спросить у участников группы, сколько времени, по их мнению, может занять одна сессия, таким образом вовлекая участников в процесс планирования тренинга. Практикум по супервизии Цель. Развитие умения анализировать сессии начинающих консультантов. Повышение степени уверенности участников в своей профессиональной компетентности. Содержание. Группа разбивается на подгруппы по 3—5 человек. Тренер раздает подгруппам отпечатанный текст отрывка из сессии, которая рассматривалась в первой части тренинга, и просит еще раз ознакомиться с ним. (Образец текста дан в приложении 10.) После прочтения отрывка каждая подгруппа должна обсудить следующие моменты: П Какие стадии консультирующего процесса представлены в этом отрывке? П Насколько удачно была осуществлена работа на данных стадиях? П Что можно было бы сделать лучше на каждой стадии? О Что удалось консультанту? О Как можно было бы продолжить сессию дальше? Для обсуждения можно использовать бланк для проведения практикума по супервизии, который предоставлен в приложении 17. Часть II. «Структура сессии» Далее работа продолжается в кругу. Сначала тренер предлагает каждой подгруппе по очереди высказать свое мнение по поводу первого из предложенных вопросов, затем обсуждается второй вопрос, третий и т. д. Обсуждение. В ходе обсуждения упражнения тренер предлагает участникам ответить на вопросы о том, насколько легко или трудно было анализировать сессию коллеги; что новое (положительное или отрицательное) в работе консультанта было выявлено сейчас и осталось незамеченным во время первой части тренинга; почувствовали ли участники свой профессиональный рост с момента окончания первой части тренинга до сегодняшнего дня. Обратная связь По аналогии с предыдущими встречами. Встреча 16 «Обобщение полученного опыта» План 1. Обратная связь. 2. Практикум по консультированию (работа в парах). 3. Любое упражнение по усмотрению тренера и/или группы. 4. Упражнение «Скульптуры клиентов». 5. Карта тренинга. 6. Упражнение «Пророчества, которые сбудутся». 7. Обратная связь. , Обратная связь По аналогии с предыдущими встречами.
230 Глава 4. Программа тренинга Практикум по консультированию (работа в парах) Цель. Предоставление участникам возможности подумать над тем, как они смогут применять полученный опыт на практике. Время. По десять минут на каждого участника. Тема. «Как я собираюсь использовать опыт, полученный в тренинге». Содержание. Клиент рассказывает консультанту в свободной форме о том: П какой опыт он приобрел в тренинге и как может использовать его в будущем; П может ли он использовать полученный опыт в повседневной жизни и каким образом; П собирается ли он развивать и совершенствовать навыки консультанта и как он собирается это делать. Консультант внимательно слушает, используя всевозможные техники психологического консультирования. Когда до окончания сессии останется две минуты, он предупреждает клиента об этом и делает резюмирование. По окончании сессии клиент кратко дает консультанту обратную связь о том, какие эмоции он испытывал на протяжении сессии, что было удачным в процессе консультирования, а что можно было бы сделать лучше. Затем участники меняются ролями. Обсуждение. Участники делятся своими впечатлениями от прошедшей сессии. После этого тренер предлагает им подумать над тем, как можно повышать уровень профессионального мастерства после окончания обучения. Материал для обсуждения можно взять в теоретической главе (см. раздел «Профессиональный рост консультанта»). Любое упражнение по усмотрению тренера и/или группы В зависимости от особенностей группы и используя дополнительные материалы, представленные в книге, тренер может подобрать любое упражнение. Предварительно он может обсудить с группой, чем бы им хотелось заняться в последний день: может, кто-то недостаточно хорошо отработал определенные навыки, может быть, у группы Часть II. «Структура сессии» 231 накопилось большое количество вопросов или кто-то из участников хочет продемонстрировать свое упражнение и группа приветствует эту инициативу и т. д. Таким образом, группа составляет заявку на определенный вид деятельности, а тренер подбирает соответствующее упражнение. Упражнение «Скульптуры клиентов» Цель. Осознание участниками тренинга невозможности создания образа клиента, «идеального» для всех. Содержание. Группа делится на три подгруппы. Тренер, знакомя участников с ходом упражнения, просит их представить следующую ситуацию. Международная ассоциация консультирования и психотерапии объявила конкурс на лучшую скульптуру клиента. Скульптура должна быть символической. С помощью невербальных средств общения, воплощенных в скульптуре, следует отразить сущность и внутреннее состояние клиента, его мотивацию к изменению и отношение к консультанту Каждая подгруппа выбирает по одному участнику и «лепит» из него скульптуру. Сначала подгруппы создают образ клиента, а затем просят участника, исполняющего роль скульптуры, воплотить этот образ в застывшей позе. Первая подгруппа лепит скульптуру, идеального клиента, вторая — неудобного клиента, третья — среднестатистического клиента. Затем проходит презентация скульптур, когда один представитель первой подгруппы изображает скульптуру, а второй представитель комментирует, остальные участники наблюдают за происходящим. Потом слово предоставляется второй и третьей подгруппам (по очереди). Date: 2016-05-25; view: 391; Нарушение авторских прав |