Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные навыки и умения, отрабатываемые в ходе первой части тренинга 5 page





Например:

Клиент. Я уважаю только Марью Васильевну, она неплохая женщина (при этом клиент невербально демонстрирует полное неприятие Марьи Васильевнысжимает руки в кулаки, скрещивает ноги, делает напряженное выражение лица, закрывает рот рукой и т. д.).

Первый консультант. Вы сказали, что хорошо относитесь к Марье Васильевне, но я заметила, что при этом ваши жесты и поза стали закрытыми, а на лице появилось напряжение. Не могли бы вы пояснить, с чем это связано?

В то рой консультант. Не могли бы вы рассказать о том, как вы проявляете ваше уважение?


248 Глава 4. Программа тренинга

Клиент (второму консультанту). Ну я иногда здороваюсь с ней, а иногда — нет... Когда она в плохом настроении.

Супервизор. Мне показалось,что реплика Марины (второго консультанта) звучит мягче и в большей степени демонстрирует клиенту его безусловное принятие...

Клиент. Да, я согласна. Мне почему-то не очень захотелось отвечать Дарье. Я почувствовала, что она мне не доверяет, а голос Марины звучал более дружелюбно. Но, если бы я ответила Дарье, я бы все ей рассказала о том, какая Марья Васильевна подлая женщина.

Затем участники меняются ролями и упражнение продолжается. После того как каждый участник побывал в роли клиента, супервизора и консультантов (в одном случае используя технику конфронтации, в другом — вопрос или обратную связь), группа возвращается в круг.

Обсуждение. Тренер предлагает участникам обсудить возможности техники конфронтации, задавая следующие вопросы:

О В чем преимущества и недостатки техники конфронтации?

П Насколько легко или трудно использовать ее в практике консультирования?

П Насколько эта техника может быть эффективной?

Комментарии для тренера. Проводя это упражнение, тренер должен быть уверен в том, что участники поняли, что им следует делать. Для этого приведенный пример желательно разобрать в кругу, выслушать все вопросы участников. Если тренер чувствует, что участники не готовы работать в подгруппах, можно разобрать еще один пример. Варианты ситуаций для упражнения, которые клиент может развивать в любом направлении, приводятся ниже.

Варианты ситуаций для упражнения

Клиентка. Я ненавижу этого человека, я проклинаю его... он испортил мне всю жизнь. Он постоянно обещал развестись с женой и жениться на мне... и до сих пор все обещает и обещает... Но вот уже прошло три года, а воз и ныне там... (клиентка говорит без всякой злобы в голосе и при этом улыбается).

Клиентка. Я никогда в жизни никому не врала, и я не знаю, почему мне никто не доверяет на работе. Если я обещаю что-то


. «Структура сессии» 249

сделать, все думают, что я шучу, ну после этого у меня, конечно, пропадает желание делать людям добро. Может быть, вы подскажете, как завоевать доверие в коллективе (закрывает лицо руками, прячет взгляд, отворачивается от консультанта, говорит очень неуверенно и т. д.).

Клиент. Все... я ухожу с этой работы и ищу себе другое место. Завтра же я скажу начальнику, что это мой последний день в его фирме. Работа-то неплохая, но я не могу больше работать за гроши... Я бы уже давно ушел, но только нигде больше не платят, никто не хочет платить за мой труд...

Клиент. У нас собака вчера убежала... (посмеивается). Да, жалко собачонку, хоть и хлопот с ней много, но все-таки жалко, привыкли к ней... (посмеивается). Дочка плачет... Теперь в семье не до смеха...

Клиентка. Я могу сказать, что я счастлива, я сама стремилась к такой жизни... к независимости....Это блаженство — чувствовать себя независимой женщиной... (вытирает слезы руками).

Клиентка. Мне все нравятся на работе... сотрудники все замечательные. Все прекрасно понимают, что я жена директора, и все стараются угодить мне... Наташка, правда, иногда сплетничает и Екатерина Серафимовна всегда с «дежурной улыбкой». Честно говоря, это немного раздражает... а так все хорошо...

Упражнение «Что мне нравится в тебе»

Цель. Отработка навыка подачи положительной обратной связи.

Содержание. Группа делится на две подгруппы. Одна подгруппа ставит стулья (по числу человек в подгруппе) в круг на некотором расстоянии друг к другу. В это время вторая подгруппа убирает лишние стулья. Участники первой подгруппы садятся на свои стулья спиной в круг и закрывают глаза. Каждый участник второй подгруппы находит себе пару среди сидящих на стульях и встает рядом, при этом образуется внешний круг.,

Когда все готовы, по команде тренера каждый участник второй подгруппы говорит своему напарнику о его положительных качествах, которые тот реализует в ходе консультирования. Все высказывания произносятся по следующей схеме: называется имя участника и то



250 Глава 4. Программа тренинга

качество, которое нравится говорящему. Например: «Оля, мне нравится твой спокойный, мягкий тембр голоса, который ты используешь в общении с клиентом», или «Александр, мне нравится, как ты используешь эхо-технику в процессе консультирования», или «Даша, мне нравится, как ты слушаешь клиента» и т. д. Сказав это, каждый участник внешнего круга перемещается на один стул вправо и говорит следующему сидящему на стуле то, что ему нравится в его работе.

Упражнение продолжается до тех пор, пока каждый участник из внешнего круга не выскажет свое утверждение каждому участнику, сидящему на стуле. После этого участники меняются местами -участники, сидящие на стульях, встают и образуют внешний круг, а участники из внешнего круга садятся на стулья, и упражнение продолжается от начала до конца.

Обсуждение. После этого участники возвращаются в один большой круг, и тренер спрашивает их о том, есть ли необходимость обсуждать данное упражнение. Если кто-то из участников хочет высказаться, тренер предоставляет ему слово.

Комментарии для тренера. При выполнении данного упражнения тренер может предложить и другую формулу для подачи обратной связи своим коллегам. Так, например, если группа не выполняла упражнение «Чему я научился от тебя», можно использовать следующую формулу: «(Имя), я научился от тебя...» и т. д.

Чтобы усилить эмоциональный эффект упражнения, можно включить негромкую спокойную классическую музыку без слов.

Упражнение «Техники, которые я знаю»

Цель. Повторение техник, тактик и стратегий, пройденных во время тренинга.

Содержание. Как отмечалось выше, отработка техник психологического консультирования не входит в число первоочередных задач данного тренинга, тем не менее, если группа способна продвигаться в довольно быстром темпе и хорошо освоила базовые навыки и умения, можно предложить участникам упражнение по отработке техник консультирования.

Перед началом упражнения группа делится на подгруппы по 3—6 человек. Каждая подгруппа получает набор карточек, на которых даны


Часть II. «Структура сессии»



 


реплики консультанта. Участникам каждой подгруппы необходимо прочитать каждую реплику и определить, какую технику или стратегию использовал консультант. После этого следует разложить карточки по группам в зависимости от используемых техник. Обсуждая каждую технику, участники также должны сказать, для чего, по их мнению, консультант использовал ту или иную технику и что могло происходить на сессии до того, как консультант использовал соответствующую технику.

Когда участники закончат работу, группа собирается в круге. Тренер зачитывает реплики консультанта, а участники называют технику, которая была использована, и свои домыслы о том, с какой целью она была использована и что могло происходить на тренинге до того, как консультант сделал это выказывание. При этом, если есть необходимость, участники могут отстаивать свою точку зрения и спорить друг с другом. Последнее слово остается за тренером, который разрешает все споры (если они возникают).

Например, тренер зачитывает реплику:


Консультант. Должен признаться, я тоже люблю носить старую обувь, если она, конечно, достаточно мягкая и удобная.

Участник. Консультант использовал технику самораскрытия. Возможно, он сделал это потому, что клиент чувствует неловкость оттого, что любит носить старые ботинки. Может быть, его начальник или жена сказали ему что-то обидное по этому поводу и клиент чувствует смущение или обиду. Консультант поддержал его в этом случае.

Образцы карточек приводятся ниже (после описания упражнения). Названия техник, тактик и стратегий даны перед репликами консультанта. При подготовке раздаточного материала реплики следует давать без названия техник, тактик и стратегий. Откопированные реплики вырезаются и тщательно перемешиваются перед началом упражнения.

Обсуждение. Проходит по обычной схеме, если тренер или участники видят в этом необходимость.

Комментарии для тренера. Данное упражнение можно проводить по-разному. Если тренер считает, что участникам стоит поработать в одной большой группе, его можно проводить по аналогии с «Большим контейнером». Тренер раскладывает на полу или на столах названия


252 Глава 4. Программа тренинга

техник и просит участников классифицировать все карточки с репликами консультанта в зависимости от использованной техники. В этом случае необходимо увеличить количество карточек с репликами консультанта примерно вдвое, а после проведения упражнения, скорее всего, понадобится обсуждение.

Другой вариант проведения упражнения. Тренер зачитывает реплики консультанта, а участники, сидя в кругу, называют техники и стратегии без предварительного обсуждения в подгруппах.







Date: 2016-05-25; view: 394; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию