Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные навыки и умения, отрабатываемые в ходе первой части тренинга 4 page





Обсуждение. Участники возвращаются в круг и делятся своими впечатлениями — сначала в свободной форме, затем тренер просит их ответить на вопросы. Что бы вы хотели улучшить (сделать более ярким, интересным, правдоподобным и т. д.) в каждой из скульптур? Можно ли создать скульптуру клиента, который бы был идеален для каждого консультанта, или понятие «идеального клиента» носит субъективный характер? Можно ли воссоздать образ среднестатистического клиента для всех консультантов или у каждого консультанта будет свой «среднестатистический» клиент? С чем это связано?


232 Глава 4. Программа тренинга

Комментарии для тренера. Данное упражнение может носить как серьезный, так и шуточный характер. В любом случае в процессе обсуждения делаются серьезные выводы, касающиеся взаимоотношений между клиентом и консультантом. Так, например, для начинающих консультантов, скорее всего, большинство клиентов попадут в разряд «неудобных» и лишь незначительная часть — в разряд «идеальных», в то время как для опытных специалистов картина может оказаться диаметрально противоположной.

Упражнение «Карта тренинга»

Цель. Подведение итогов тренинга.

Содержание. Упражнение состоит из двух этапов.

Этап 1. Индивидуальная работа каждого участника. Перед началом упражнения каждый участник получает бланк, на котором обозначены все занятия данного тренинга, — это пустая карта тренинга. Затем тренер просит участников обозначить на карте те события, которые являются значимыми для каждого участника, и оценить степень их значимости, располагая их в соответствующем прямоугольнике.

Образцы чистого и заполненного бланков «Карты тренинга» даны в приложении 20.

Этап 2. Проходит в парах в форме психологического консультирования. Один из участников пары (клиент), используя записи, сделанные в его бланке, в свободной форме рассказывает второму участнику (консультанту) о тех событиях, которые он считает наиболее значимыми. Каким образом эти события повлияли на состояние, эмоции или мысли клиента? Чему он научился? Какой положительный и отрицательный опыт приобрел? Почерпнул ли что-то для себя лично? Насколько оправдались или не оправдались его ожидания по поводу тренинга?

Консультант слушает, используя нерефлексивное и рефлексивное слушание, техники постановки вопросов и при необходимости дает обратную связь. В конце сессии делается резюмирование. Затем участники пар меняются ролями.

Время. По 5—10 минут на каждую сессию (по усмотрению тренера).

Обсуждение. Группа возвращается в круг и в свободной форме делится полученным в ходе упражнения опытом. Если кто-то из участ-


Часть II. «Структура сессии»



ников хочет рассказать группе о значимом событии, которое произошло с ним на тренинге, он может это сделать.

Комментарии для тренера. Перед началом заполнения бланка тренер предупреждает участников о том, что их записи никто, кроме них, читать не будет, поэтому можно использовать любые обозначения, сокращения и символы. После заполнения бланков участники будут рассказывать только о тех событиях, о которых посчитают нужным рассказать.

Второй этап упражнения — консультирование — должен быть регламентирован. Тренер либо сам решает вопрос о том, сколько времени отвести на каждую сессию, либо совещается с участниками. Но в любом случае перед началом сессии время должно быть установлено для всех одинаковое.

Упражнение «Пророчества, которые сбудутся»

Цель. Отработка умения давать и получать положительную обратную связь.

Содержание. Перед началом упражнения стулья расставляются так, чтобы образовался большой полукруг. Все участники садятся на стулья лицом в полукруг, а один из участников садится напротив всех остальных, но спиной к полукругу и закрывает глаза.

После того как пространство организовано, участник, сидящий напротив остальных, произносит свое краткое предсказание на будущее относительно той цели, которую он поставил перед собой, придя на тренинг, и кратко объясняет, почему его «пророчество», скорее всего, сбудется. Произнося свои слова, он должен использовать следующую формулу: «Я знаю, что буду (смогу, сделаю и т. д.)... потому что я...» Все «предсказание» должно уместиться в одно предложение.

После того как участник, сидящий напротив полукруга, сообщил группе свое предсказание, остальные участники по очереди или в любой другой последовательности (можно передавая мяч желающему высказаться) говорят участнику, сидящему на стуле напротив, свое напутствие, используя следующую формулу:


П «Я знаю...»

О «Я верю...»


234 Глава 4. Программа тренинга

П «Я надеюсь, что ты (слова участника, сидящего напротив), потому что...» О «Я считаю...» П «Я полагаю...» П «Я уверен...»

Например: участник, сидящий перед полукругом, произнес следующую фразу: «Я знаю, что буду настоящим консультантом, потому что я понял, как надо слушать клиента». После этого следующий участник (участник полукруга) продолжает: «Я верю, что ты будешь настоящим консультантом, потому что ты очень внимательно относишься к своим клиентам». Следующий участник: «Я уверен, что ты будешь хорошим консультантом, потому что ты умеешь быть самим собой» и т. д.

После того как все участники выскажутся, участник, сидящий напротив полукруга, благодарит их и предоставляет место следующему желающему получить положительную обратную связь от группы. Таким образом, в ходе упражнения каждый участник должен выслушать предсказания своих товарищей и узнать, какие его положительные черты, по мнению группы, должны помочь ему в дальнейшем профессиональном росте.

Обсуждение. Как правило, данное упражнение наполнено глубоким эмоциональным смыслом и не требует специального обсуждения. Однако если участники хотят высказаться, не стоит препятствовать их желанию и нужно предоставить им возможность сделать это в свободной форме.

Комментарии для тренера. Для данного упражнения можно использовать уютное кресло или большой стул с подлокотниками для участника, который принимает обратную связь от своих коллег. Также для усиления эмоционального эффекта можно включить негромкую спокойную музыку, которая бы не заглушала слова участников.

Обратная связь

По аналогии с предыдущими встречами.


Часть II. «Структура сессии»




Основные навыки и умения, отрабатываемые в ходе второй части тренинга

Дополнительные темы для консультирования (работа в парах: консультант, клиент)

Цель. Развитие умения слушать и понимать свою персональную историю и свои индивидуальные особенности. П «Как я строю деловые отношения с людьми». П «Что значит для меня дружба и что я от нее получаю». П «Люди, которые помогли мне стать тем, кто я есть сейчас. Как они смогли повлиять на мою персональную историю».



Глава 4. Программа тренинга


П «Люди, которым я хотел бы сказать спасибо».

П «Люди, которым я всецело доверяю».

П «Вещи, которые дороги мне».

П «Во что я верю».

П «Печальный опыт, который я приобрел однажды».

П «Люди, с которыми мне трудно общаться».

П «Что я получаю от общения с участниками данного тренинга».

О «Что бы я хотел еще узнать об участниках тренинга».

О «Каким меня видят другие».

О «Вещи, которые меня раздражают, и как я справляюсь со своим

раздражением». О «Мои планы на будущее». П «Мой идеальный клиент/клиент, с которым легко и интересно

работать». О «Клиент, который мне не подходит/клиент, с которым трудно

и неинтересно работать».

Дополнительные темы для консультирования (работа в тройках: консультант, клиент, супервизор)

Цель. Развитие эмпатического понимания и навыков работы с различными категориями клиентов.

Клиент говорит от имени человека, который ненавидит людей других национальностей.

Темы:

П Клиента раздражает, что люди говорят с акцентом.

П Клиент хотел бы жить в районе, где проживают только люди его национальности.


Клиент говорит от имени человека противоположного пола.

Темы:

П Клиент жалуется на то, что его жена тратит слишком много

времени на болтовню по телефону. О Клиент жалуется, что в квартире полный беспорядок.


Часть II. «Структура сессии» 237

П Клиентка жалуется, что муж пьет и не приносит домой зарплату. О Клиентка жалуется, что муж ревнует ее к другим мужчинам без всякого повода.

Клиент говорит от имени человека, который на 30лет старше его.

Темы:

П Проблема со здоровьем.

П Трудно устроиться в этом возрасте на новую работу.

Клиент говорит от имени подростка.

Темы:

П Конфликт с учителем.

П Родители не разрешают поздно приходить домой.

«,

Клиент говорит от имени знаменитости, которую знает весь мир.

Г VJ Г

Темы:

П Нет никакой личной жизни. П Невыгодные контракты.

Клиент говорит от имени человека, у которого проблемы с речью и который не может ясно выражать свои мысли. Темы:

О Соседи избегают его/ее компании. П Родственники не хотят говорить по телефону.

Клиент говорит от имени человека, который только что вышел из тюрьмы. Темы:

О Трудности в адаптации в обществе. П Не устроиться на работу. П Не создать семью.


238__________________________________________ Глава 4. Программа тренинга

Дополнительные игры и упражнения

Упражнение-приветствие «Сладкое знакомство» (модификация упражнения Э. Клиэр и Д. Kappa [Clear A., Carr D. Disability Equality Training])

Вариант 1

Цель. Проведение знакомства в нетрадиционной форме.

Содержание. Тренер выносит тарелку или поднос с различными конфетами (различной формы и в различных по цвету обертках) и предлагает участникам выбрать по одной конфете, которая отражала бы одно или несколько его личностных качеств. В ходе представления участников по кругу каждый называет свое имя, цель посещения тренинга и объясняет, почему он выбрал именно эту конфету (как она отражает его личностные качества).

Обсуждение. Как правило, не требуется.

Т> 1

Вариант 2

Цель. Выявление общего состояния настроения группы перед началом тренинга или после его проведения.

Содержание. Данный вариант упражнения проводится в начале любого дня тренинга. Тренер предлагает участникам выбрать конфету, которая бы отражала его состояние на данный момент. Затем участники по кругу объясняют, почему был сделан такой выбор, каким образом данная конфета отражает их состояние или настроение. Чтобы выявить общее состояние группы, тренер предлагает участникам сложить бумажки от конфет в центре круга (кто не съел конфету, может на время положить ее в круг, а после окончания упражнения снова ее взять). В этом случае группа анализирует, какой цвет преобладает в центре круга и как это можно проинтерпретировать.

Обсуждение. Данное упражнение не требует специального обсуждения, однако, если участники группы желают высказать свое мнение или обобщить состояние группы в целом, они могут сделать это в свободной форме.


Вариант 3

Цель. Отслеживание динамики состояния группы на протяжении всех дней тренинга.


Часть II. «Структура сессии» 239

Содержание. Данный вариант упражнения проводится в начале или в конце последнего дня тренинга. Как и в двух предыдущих вариантах, тренер предлагает каждому участнику по очереди выбрать конфету, которая бы отражала его состояние на данный момент. Затем он просит вспомнить, какой выбор был сделан в предыдущие дни, и проанализировать динамику состояния участника на протяжении тренинга.

Обсуждение. Проводится по желанию участников или по усмотрению тренера. В ходе обсуждения можно подвести итог динамики состояния группы от первого до последнего дня.

Комментарии для тренера. При проведении данного упражнения тренер должен быть уверен, что количество конфет значительно превышает число участников в группе, с тем чтобы у последнего участника тоже был выбор.

Упражнение «Консультирование — это..., консультирование — это не...»

Цель. Предоставление участникам возможности выявить основные моменты, присущие психологическому консультированию и противоречащие принципам психологического консультирования, используя готовые высказывания.

Содержание. Данное упражнение является модификацией и эквивалентом упражнения с одноименным названием, рекомендованное нами в первом дне тренинга. Отличие состоит лишь в том, что в данном варианте приводится список утверждений, которые участники должны разложить на две группы: «Консультирование — это...», «Консультирование — это не...».

В колонку «Консультирование — это...» участники помещают те карточки, которые имеют отношение к консультированию, а в колонку «Консультирование — это не...» — карточки, которые противоречат правилам консультирования.

Ниже приводится список утверждений к упражнению, которые тренер печатает на карточках в 3-4 экземплярах (по количеству подгрупп). Перед началом упражнения каждый набор карточек тщательно перемешивается.

Завершить данное упражнение можно по-разному. Можно объяснить участникам, что такое консультирование, а можно просто оста-



Глава 4. Программа тренинга


вить вариант группы как есть и обращаться к нему по мере продвижения по курсу, предоставляя участникам возможность поменять мнение о том, что такое консультирование.

Комментарии для тренера. Данное упражнение является более легким для выполнения по сравнению с одноименным упражнением, представленным в первом дне тренинга.

Это упражнение мы рекомендуем использовать в следующих случаях:

П для непрофессиональной аудитории (не психологов и не будущих консультантов);

П в случае нехватки времени на проведение упражнения, описанного в первом дне тренинга;

П в случае, если тренер не очень уверен в том, что может прокомментировать любое высказывание участников относительно моментов, присущих и не присущих психологическому консультированию.

Список утверждений к упражнению «Консультирование — это..., консультирование — это не...»

 

Консультирование — это... Консультирование — это не...
Внимательное слушание клиента консультантом Безграничная дружба клиента с консультантом
Концентрация внимания консультанта на том, что волнует и беспокоит клиента Совет
Наблюдение консультанта за вербальным и невербальным языком клиента Наставления и напутствия
Направление клиента к другим специалистам, если консультант не может справиться с проблемой клиента Обучение клиента
Принятие и понимание клиента Выявление недостатков клиента, с тем чтобы в дальнейшем над ними работать
Особые взаимоотношения между клиентом и консультантом, которые предполагают наличие определенных границ Полная, стопроцентная конфиденциальность
Внимание к клиенту Умение консультанта постоянно испытывать те же самые чувства, что испытывает его клиент

Часть II. «Структура сессии»



Окончание таблицы

 

Консультирование — это... Консультирование — это не...
Искренность консультанта и его умение оставаться самим собой Умение консультанта быть хорошим артистом, с тем чтобы скрывать свои истинные чувства
Предоставление клиенту возможности самому принимать решения Отношение к клиенту как к больному, которого надо обязательно вылечить
  Правосудие и направление клиента на «истинный» путь
  Интервьюирование клиента, с тем чтобы выявить все его текущие проблемы и узнать о нем как можно больше
  Убеждение клиента поступать определенным образом

Игра «Яков-кот...»

(модификация детской английской игры)

Цель. Развитие наблюдательности и внимания участников тренинга в слуховой модальности.

Содержание. Группа делится на подгруппы по 3-4 человека. Подгруппы садятся так, чтобы образовался круг, но между подгруппами было свободное пространство, как показано на рисунке ниже.

Тренер, начиная игру, оповещает участников о том, что речь пойдет о коте, о его особенностях, которые будут называться в зависимости от определенных правил. О каждом из этих правил будет знать только один человек — ведущий (или подгруппа участников, на которую будет возложена роль ведущих). Остальным участникам предстоит разгадать правило, и та подгруппа, которая сделает это первой, становится ведущей. Правила записываются на карточках. Отгадывая признаки Якова-кота, участники используют следующую формулу: «Яков-кот... (и называют два признака в зависимости от задания, указанного в карточке)».

Чтобы наглядно объяснить, как играть в игру, тренер показывает участникам обратную сторону карточки с первым правилом, которое он читает молча, и после этого начинает игру. Например, на карточке



242 Глава 4. Программа тренинга

написано: «Все признаки Якова-кота должны указывать на его цвет». Тренер громко произносит: «Яков-кот белый и коричневый», затем слово передается первой подгруппе. Кто-либо из участников, пытаясь отгадать правило, говорит: «Яков-кот смешной и полосатый». Тренер: «Нет, вы не угадали. Я повторю еще раз другими словами: "Яков-кот серый и зеленый" и передает слово второй подгруппе. Кто-либо из участников второй подгруппы произносит: «Яков-кот грустный и задумчивый» Тренер: «Нет. Послушайте еще раз. Яков-кот коричневый и синий». Кто-либо из участников следующей по очереди подгруппы говорит: «Яков-кот фиолетовый и желтый». Тренер: «Правильно! Кто из представителей данной команды может назвать правило для определения признаков Якова-кота?» Кто-либо из участников данной команды называет правило: «Все признаки указывают на цвет кота». Тренер: «Верно! Ваша команда становится ведущей. Я передаю вам следующую карточку с признаками Якова-кота. После того как вы молча прочитаете ее, представитель вашей команды назовет для всех следующие признаки. Если команда, сидящая рядом с вами, не разгадает их, вы можете повторить снова, но другими словами и так до тех пор, пока кто-либо не разгадает ваш замысел», и игра продолжается.

Обсуждение. Сначала участники делятся своими впечатлениями в свободной форме, после этого тренер может предложить им ответить


Часть II. «Структура сессии»



 


на вопросы: что помогало и что мешало им быть успешными в этой игре; чему они научились?

Комментарии для тренера. Игру следует начинать с более простых заданий и можно закончить в любой момент, как только тренер почувствовал, что участники устали либо начали терять интерес.

Легкие задания

П Все признаки Якова-кота должны указывать на его цвет.

П Признаки Якова-кота должны быть противоположными по смыслу. Например: «Яков-кот глупый и умный», «Яков-кот белый и черный», «Яков-кот тихий и шумный» и т. д.

П Признаки Якова-кота указывают на его характер. Например: «Яков-кот веселый и дружелюбный», «Яков-кот злой и ворчливый», «Яков-кот сердитый и ласковый» и т. д.

П Признаки Якова-кота начинаются на гласную букву. Например: «Яков-кот активный и энергичный», «Яков-кот умный и организованный», «Яков-кот яркий и инициативный», «Яков-кот оранжевый и остроумный» и т. д.

Усложненные задания

П Признаки Якова-кота указывают на цвет одежды говорящего. Например: участник в белой блузке и синей юбке говорит: «Яков-кот белый и синий», участник в черном платье с фиолетовым рисунком продолжает: «Яков-кот черный и фиолетовый» и т. д.

П Все признаки Якова-кота произносятся в алфавитном порядке. Например, первый участник произносит признаки, начинающиеся на две первые буквы алфавита А и Б: «Яков-кот агрессивный и быстрый», второй участник должен произнести признаки на следующие две буквы В и Г: «Яков-кот высокий и гладкий», следующий участник: «Яков-кот дерзкий и ершистый», далее: «Яков-кот жизнерадостный и злой», «Яков-кот игривый и красивый», «Яков-кот ленивый и медлительный», «Яков-кот наивный и опрятный», «Яков-кот приятный и рассудительный», «Яков-кот синеглазый и таинственный» и т. д.

П Все признаки Якова-кота начинаются на букву имени участника, который называет эти признаки. Например, Таня может назвать следующие признаки: «Яков-кот таинственный и тихий»,


244 Глава 4. Программа тренинга

Марина может сказать: «Яков-кот маленький и малиновый», Оля: «Яков-кот оливковый и обманчивый», Сергей: «Яков-кот серый и синеглазый» и т. д.

Упражнение «Позвольте вас спросить»

Цель. Отработка техники постановки различных типов вопросов.

Содержание. Каждый участник получает по карточке с перечнем основных типов специальных вопросов. Данный перечень записан дважды в разных колонках. Затем группа разбивается на две подгруппы. Одна из подгрупп получает какой-либо опознавательный знак -повязка на руке определенного цвета, бейдж и т. д. Эта подгруппа будет исполнять роль консультантов. Участники другой подгруппы -клиенты.

По команде тренера подгруппы начинают передвигаться по аудитории в свободном направлении. Время от времени каждый клиент находит себе пару из противоположной подгруппы — консультанта и рассказывает ему короткую историю, состоящую из 1—2 предложений. Например: «Вчера мой сын разбил хрустальную вазу. Я была очень расстроена». После этого консультант задает ему один из вопросов и отмечает в своей карточке тип вопроса, который он сумел задать. Например: «И что вы чувствуете сейчас?» (ставит любой значок в строчке «Вопросы эмоционального характера»). Клиент может не отвечать на вопрос, но он также отмечает в своей карточке тип заданного ему вопроса. При желании клиент и консультант могут совещаться между собой при определении типа вопроса.

После этого клиент находит новую пару и рассказывает своему партнеру либо то же самое, либо что-либо другое, по своему усмотрению. Например: «Я с ужасом думаю о том, что сегодня я обязательно должна приготовить на обед котлеты с макаронами. Мой муж сказал, что он больше ничего не хочет есть». Консультант может спросить: «Что произойдет, если вы приготовите что-либо другое?» (клиент и консультант ставят значок в графе «Гипотетические вопросы») и т. д. После смены 4—5 пар подгруппы меняются ролями и упражнение продолжается. На этот раз участники ставят пометки в другой колонке. Бланк с таблицей к упражнению приводится ниже.


Часть II. «Структура сессии»



Обсуждение. После того как участники снова вернутся в круг, тренер просит каждого из них просмотреть свои записи и выделить типы вопросов:

П которые они сумели задать свои клиентам;

П которые они не сумели задать;

П которые задали им, когда они находились в роли клиентов.

Затем участники по очереди делятся приобретенным опытом, анализируя свои пометки в карточках. Каждый из участников отмечает для себя типы вопросов, которые он или она усвоили хорошо, и те, которые ему или ей следует еще отработать на практике.

Комментарии для тренера. Если участники устанут долго ходить в процессе упражнения, пары при желании могут присесть на стулья.

Данное упражнение также можно проводить и в парах (по аналогии с проведением практикума по консультированию), но при этом оно менее эффективно, поскольку не происходит смены клиентов.

Бланк к упражнению «Позвольте вас спросить»

 

Типы вопросов, которые я задал Пометки участника Типы вопросов, которые задали мне Пометки участника
Вопросы эмоционального характера   Вопросы эмоционального характера  
Переломные вопросы   Переломные вопросы  
Уточняющие вопросы   Уточняющие вопросы  
Поисковые вопросы   Поисковые вопросы  
Гипотетические вопросы   Гипотетические вопросы  

Упражнение «Мои откровения»


 


Цель. Расширение скрытой зоны модели «Окно Джохари» для каждого участника тренинга, развитие умения безусловного принятия клиента, подготовка участников к овладению техникой самораскрытия.

Содержание. Перед началом упражнения участники вспоминают модель «Окно Джохари». Затем тренер объявляет, что данное упражнение направлено на расширение скрытой зоны «окна Джохари». Ка-


246 Глава 4. Программа тренинга

ждому участнику будет необходимо поделиться своими откровениями — мыслями и чувствами, связанными с тем, что происходит на тренинге. Все высказывания должны начинаться со следующих слов: «Я никогда не говорил об этом раньше, но я скажу об этом сейчас...»

Каждый участник должен придерживаться следующих правил: откровение должно касаться его/ее мыслей, чувств и эмоций, связанных с ситуацией данного тренинга. Оно не должно быть обращено персонально к одному человеку, а в случае, если оно обращено к группе людей, то их имена не должны называться. Нельзя перебивать друг друга и задавать вопросы, поэтому говорить будет только тот, кто держит в руках мяч. Все остальные в это время внимательно слушают, используя нерефлексивное слушание. Желательно, чтобы все участники высказали свои «откровения», так как это поможет каждому из них получить определенный опыт, необходимый в практической деятельности.

Например:

Тренер. Я никогда не говорила об этом раньше, но я скажу это сейчас. Перед каждым моим новым тренингом я волнуюсь так, как будто бы я иду сдавать государственный экзамен. Иногда я даже не могу долго уснуть. Это мое откровение. Кто хочет продолжить? Я передам мяч.

Участник 1. Я никогда не говорила об этом раньше, но я скажу это сейчас. Когда я вошла в аудиторию в первый день тренинга и все сидели на своих местах, я подумала: какие неинтересные люди. Сейчас, конечно, я думаю по-другому.

Тренер. Спасибо, Катя. Кто желает продолжить?

Участник 2. Я никогда не говорил об этом раньше, но я скажу об этом сейчас. Меня раздражает, когда некоторые участники приходят в аудиторию позже, а потом отнимают у всех драгоценное время, задавая вопросы.

Обсуждение. После того как участники в свободной форме поделятся своими впечатлениями от упражнения, тренер просит их подумать над тем, возможно ли использование приема самораскрытия в психологическом консультировании и если да, то с какой целью.

Комментарии для тренера. Во время высказывания «откровений» тренер следит за тем, чтобы остальные участники не делали никаких


Часть II. «Структура сессии» 247

комментариев, а просто внимательно слушали. Это очень важно, так как в противном случае упражнение может превратиться в дискуссию. В процессе обсуждения также важно говорить о содержании упражнения, а не о содержании отдельных высказываний. Если группа не готова к серьезной работе, связанной с самосовершенствованием, данное упражнение лучше заменить на какое-то другое или исключить из тренинга.

Упражнение «Конфронтация или...»

Цель. Отработка техники конфронтации.

Содержание. Группа делится на подгруппы по четыре человека: один клиент, два консультанта и один супервизор.

Клиент довольно агрессивен и ведет себя вызывающе. Его невербальные сигналы противоречат вербальным, и к тому же он постоянно противоречит сам себе. Оба консультанта это заметили. Первый консультант после реплики клиента использует технику конфронтации, второй консультант либо использует технику обратной связи, либо задает вопрос, чтобы выяснить несоответствия клиента. Клиент отвечает одному из консультантов по своему выбору.

После этого супервизор дает обратную связь консультантам. Клиент сообщает обоим консультантам о том, какие чувства у него возникли при получении ответа на его реплику и с чем связан его выбор консультанта.







Date: 2016-05-25; view: 418; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.039 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию