Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Практическое задание. 1. Развитие архивного дела в период феодальной монархии до конца 17 вСтр 1 из 20Следующая ⇒
БИЛЕТ № 2 1. Развитие архивного дела в период феодальной монархии до конца 17 в С первой половины XIV в. инициатива и главенствующая роль в объединении всех русских земель переходят на Северо-восток. На вторую половину XV - начало XVI в. приходится завершение объединения земель вокруг Москвы. В основу строительства нового государства легли деспотические традиции северо-восточной Руси. Новый период в становлении архивов и архивного дела в России связан с процессом создания Русского централизованного государства. Основой могущества московского князя являлось московское боярство, а его права полностью зависели от государя. За великим князем московским «и всея Руси» признавалось право свободного волеизъявления, он обладал всей полнотой законодательной и исполнительной власти. Государева Казна, выполнявшая роль общегосударственного административного органа, постепенно становится фактически государственной канцелярией, из которой позже выделились органы отраслевого управления — приказы. В Казне хранились документы великого князя. В этот период московские князья активно использовали архивные документы для обоснования тех или иных своих претензий в отношении соседних княжеств. После присоединения удельных княжеств в Москву практически в обязательном порядке перевозились и княжеские архивы. Например, великий князь Иван III активно использовал архивные документы в своих политических целях при присоединении Новгорода в 1478 г. и Твери в 1485 г., обвинив их правителей в тайных связях с польским королем. Наиболее важные письменные документы, отлагавшиеся в великокняжеской казне, в XVI в. составили так называемый Царский архив, который некоторые современные отечественные исследователи рассматривают в качестве первого государственного архива России. До середины XVI в. сложились и действовали два общегосударственных ведомства: Белый Дворец и Казна. Белый Дворец ведал личными землями великого князя, возглавлял его дворский (или «дворецкий»). В функции Дворца входило и управление отдельными отраслями княжеского хозяйства. По мере присоединения новых земель для управления ими создавались местные «дворцы», например Казанский дворец (после присоединения Казани) и др. Казенный двор (Казна) ведал финансовыми вопросами, а также государственным архивом и государственной печатью. Постепенно с увеличением и усложнением функций государственного управления возникла необходимость в создании специальных учреждений, которые руководили военными, иностранными, судебными и прочими делами. Так, в середине XVI в. возникают постоянно действующие приказы со своими штатами, внутренней структурой и специальным делопроизводством. Из большого числа приказов, создававшихся в разные годы, можно выделить несколько основных групп, объединенных по направлению деятельности: первая группа — военные (Разрядный, Поместный, Стрелецкий, Пушкарский, Оружейная палата); вторая группа — дворцовые приказы, заведовавшие отдельными отраслями великокняжеского, а затем (с 1547 г.) царского хозяйства (Казенный, Конюшенный, Ловчий, Сокольничий, Постельничий); третья группа — внешние сношения с иностранными державами (Посольский приказ); четвертая группа — финансовые, фискальные приказы для сбора налогов и податей (Приказ Большого прихода); пятая группа — судебно-полицейские приказы (Разбойный, Холопий, Земский); шестая группа — судебные приказы, которые заведовали судом на определенных территориях (Московский, Владимирский, Дмитровский, Казанский). Установлено, что во второй половине XVI в. в Царский архив в основном поступали материалы Боярской думы, личной канцелярии царя и Посольского приказа. Документы царского архива хранились особенно бережно. Для обеспечения сохранности наиболее важных документов «материалы помещались "в мешочках", "в сафьяновом меху", а потом уже складывались в ящики». В конце XVI в. большая часть документов царского архива была передана в архив Посольского приказа. Материалы, хранившиеся в Царском архиве, весьма сильно пострадали в годы Смутного времени. Многие документы погибли, ряд источников вместе с описью дел был захвачен и вывезен из России интервентами, некоторые дела попали в личные архивы. Кроме того, значительные объемы письменных документов создавались и передавались в архивы приказов – государственных учреждений, образованных в XVI в. и ведавших исполнением различных функций государственного управления. Наиболее значительными архивами, которые сложились в течение XVI – XVII вв., были архивы Поместного, Разрядного и Посольского приказов. Поместный приказ, возникший в середине XVI в., ведал распределением земель среди служилых людей. В его архиве в основном откладывались документы, характеризовавшие поземельные отношения того времени. В архиве Разрядного приказа, о существовании которого известно с 1531 г., хранились документы, содержавшие сведения о служебной деятельности бояр, дворян и других категорий служилых людей, а также именные войсковые списки и другие документы. Архив Посольского приказа содержал в основном документы, отражавшие дипломатические отношения России с другими странами. Однако не только центральные, но и многие местные учреждения образуют собственные хранилища письменных источников. После проведения Иваном IV в 30-е – 40-е гг. XVI в. реформы местного самоуправления, в результате которой были созданы земские и губные избы, введена выборная должность губного старосты, повсеместно при данных органах создаются архивы. В частности, до наших дней дошли дела Муромской и Каширской губных изб, образованных в 30-е гг. XVI в. Именно в это время, вследствие развития книгопечатания и роста объемов деловой документации, происходит отделение хранилищ письменных документов от библиотек. Начинают разрабатываться определенные правила хранения дел, использования архивных документов, составления архивных справочников. Значительный вклад в дело сохранения важнейших исторических источников внесли архивы церковных учреждений и монастырей. Документацию, сохранившуюся в архивах церквей и монастырей, условно можно разделить на две группы: религиозная и хозяйственная, составлявшая большую часть. В начале XVII в. в результате польско-литовской и шведской интервенций церковным архивам был нанесен серьезный урон. Поэтому судить об их былом составе в наши дни можно лишь по сохранившимся описям и копийным книгам (копии с наиболее важных документов). Кроме того, в архивах церквей и монастырей хранились документы светских феодалов, подтверждавшие их права на владение землей, крестьянами и другим имуществом. Ряд важнейших документов того времени сохранился именно в их хранилищах. Так, например, единственный список судебника Ивана III 1497 г. дошел до нас в составе кафедрального сборника епископа Крутицкого Нифонта Кормилицына, а духовная грамота Ивана III от 1504 г. – в единственной копии, выполненной в Троицко–Сергиевом монастыре В связи с ростом феодального землевладения, раздачей принадлежавших государству («черных») и царскому дворцу («дворцовых») земель в поместное и вотчинное владение важное значение приобретало ведение соответствующей документации. Поэтому в имениях светских и духовных феодалов (особенно монастырей), а также в государственных учреждениях, как центральных (приказах), так и местных (приказных воеводских и съезных избах), составлялись копийные и записные книги актов. В записных книгах регистрировались акты, устанавливающие формы зависимости крестьян от землевладельцев («порядные и ссудные записи»), акты на должников, отрабатывающих проценты со ссуды в хозяйстве землевладельцев («служилые кабалы» и т.д.). 2. Система научно-справочного аппарата (НСА) к архивным документам Система научно-справочного аппарата (СНСА) к документам архива — это комплекс взаимосвязанных и взаимодополняемых архивных справочников о составе и содержании архивных документов, создаваемых на единой методической основе для поиска архивных документов и архивной информации в целях эффективного использования. Работа по созданию научно-справочного аппарата к архивным документам представляет вид научного труда, направленный на обеспечение организаций и лиц необходимой документной информацией. Д о к у м е н т н а я и н ф о р м а ц и я — это сведения, различные данные, содержащиеся в документе. В практике информационной работы архивные документы, являющиеся первоисточниками сведений о предметах объективной действительности и мыслительной деятельности человека, получили название носителей первичной документной информации. Различные сообщения о документах, состоящие из описаний, специальных шифров и кодов, называются информацией об информации, или вторичной документной информацией. Все а р х и в н ы е с п р а в о ч н и к и, описывающие документную информацию, делятся на обязательные и дополнительные. Обязательные справочники существуют во всех государственных архивах. К ним относятся архивные описи и архивные каталоги, обзоры документов и другие архивные справочники. Дополнительные справочники создаются с учетом специфики документов архива, а также складываются исторически (поступившие на постоянное хранение делопроизводственные картотеки, картотеки и перечни документов, выявленных для публикации). К дополнительным справочникам относятся указатели, обзоры, тематические перечни, аннотированные каталоги. Принципы построения системы НСА. Основными принципами построения системы НСА являются: 1) взаимосвязь и взаимодополняемость информации различных справочников, описывающих первичную ретроспективную документную информацию на разных уровнях; 2) неповторяемость и недублированность информации различных видов справочников; 3) преемственность НСА ведомственных, государственных и муниципальных архивов. Система НСА структурно подразделяется на вертикальный и горизонтальный уровни. Г о р и з о н т а л ь ны й у р о в е н ь с и с т е м ы основан на функциональном различии справочников. По функциям справочники системы НСА подразделяются: на справочники по учету; справочники по раскрытию содержания документов (информационно-поисковые системы). В е р т и к а л ь н ы й у р о в е н ь с и с т е м ы основан на иерархии классов справочников к следующим комплексам архивных документов: АФ РФ в целом; сети архивов; архиву; фонду; делу или отдельному документу. В практической работе все справочники в результате их классификации по уровням документов получили названия: межархивные (на уровне АФ РФ и его части); внутриархивные и межфондовые (на уровне фондов или их частей); внутрифондовые (на уровне фонда или его части). В настоящее время создание и усовершенствование НСА в каждом архиве происходит дифференцированно. Это означает, что архивисты по-разному подходят к созданию и усовершенствованию справочников к фондам различной информативности. В зависимости от информативности архивные фонды подразделяют на три категории. Под категорией архивного фонда при этом понимают различную степень информативности материалов этого фонда. Так, к значимым, многоаспектным по содержанию и большим фондам, к которым часто обращаются исследователи, создаются сложные, высококачественные виды архивных справочников, отличающиеся глубиной и детализацией сведений о содержании документов. Такие справочники создаются к фондам I категории. Более упрощенный НСА создается к фондам II и III категорий. 3.Практическое задание:
БИЛЕТ № 3 1. Развитие архивного дела в период Российской империи в 18 веке Первую четверть XVIII в. отечественные исследователи характеризуют как начало нового этапа в развитии архивного дела в России. Преобразования Петра I в системе государственного управления привели к существенным изменениям в области архивного дела. Во-первых, в это время создаются архивы при новых учреждениях, входивших в систему государственного и местного управления. Во-вторых, была осуществлена реорганизация, переустройство архивных фондов упразднявшихся государственных учреждений, прежде всего приказов. В это время многие архивные фонды смешиваются, разъединяются, перевозятся в другие города и т.д. В-третьих, происходит более глубокая разработка правил работы архивов. Их деятельность получает законодательное оформление. Следует отметить, что в процессе реорганизации архивного дела в этот период, при разработке правил работы архивов, учитывался, брался в качестве ориентира опыт Западной Европы, но достаточно взвешенно и обдуманно В-четвертых, именно в это время происходит отделение архивов от канцелярий и превращение их в самостоятельные структурные части государственных учреждений. В 1717 г. вместо приказов для управления государством стали создаваться коллегии. В течение 1717 – 1720 гг. вместо приказов создано 12 коллегий. Их деятельность определялась регламентами. Согласно им в коллегиях должны были образовываться архивы, во главе которых ставились специальные должностные лица – заведующие архивами. Свое окончательное законодательное закрепление данное положение получило в Генеральном регламенте 1720 г. В этом документе архивам была специально посвящена 44-я глава. Кроме императорских указов, в течение XVIII в. выходит и ряд указов Правительствующего Сената, целью которых было стремление упорядочить ведение архивного дела, обеспечить сохранность архивных документов. В частности, Сенатский указ 1736 г. предписывал строить под архивы каменные здания с железными затворами и решетками на окнах, а Сенатский указ 1787 г. предписывал учреждениям передавать в архив дела в упорядоченном состоянии и в сопровождении реестров. Среди архивов, возникших во времена правления Петра I, прежде всего, следует упомянуть архивную коллекцию, сложившуюся при Кабинете Его Императорского Величества и просуществовавшую с 1704 по 1727 г. С образованием Сената начинает формироваться архив этого органа управления российским государством. Однако самостоятельной структурной его частью архив стал только в 1763 г.1. После перевода Сената из Москвы в Санкт-Петербург в 1713 г., помимо сенатского архива, действовавшего в северной столице, образуется и Московский сенатский архив, в котором хранились документы ликвидированных государственных учреждений и документация Сената второстепенного характера. В 1719 г. в Сенате (в одном из первых) учреждается должность архивариуса. В сенатский архив, помимо царских манифестов и указов Сенату, делопроизводственных материалов, поступали и архивы многих ликвидируемых государственных учреждений. Среди них документы Приказа тайных дел, Верховного тайного совета и др. Многие из архивов коллегий, образованных при Петре I, выросли в весьма значительные собрания архивных документов. Например, в архиве Ревизион-коллегии за весь период его существования с начала XVIII по начало XIX вв. (т.е. практически за век) скопилось около 3 млн дел. Среди наиболее важных документов этого архива можно выделить росписи государственных доходов и расходов за период с 1718 по 1805 гг. Помимо этого архива следует отметить и архивы других коллегий. В частности, архив Камер-коллегии содержит источники о сборе прямых и косвенных налогов с населения, данные переписей населения, проводимых в XVIII в. В архиве Юстиц-коллегии были собраны весьма богатые сведения о судебной деятельности правительственных учреждений с 1701 по 1787 гг. Среди документов архива Вотчинной коллегии наибольшую ценность представляли царские указы о раздаче земель и крестьян. Архивы Военной коллегии и Адмиралтейств-коллегии в течение всего срока своей деятельности активно пополнялись материалами, содержавшими сведения о строительстве армии и флота, о военных и морских походах. В архиве коллегии иностранных дел находятся весьма ценные экземпляры бумаг дипломатического характера, например, экземпляр договора о мире, заключенного в Ништаде между Россией и Швецией 30 августа 1721 г. Реформы Петра I затронули не только центральные органы управления государством, но и местные органы управления. В соответствии с ними на местах была создана достаточно разветвленная сеть государственных архивов. Архивы создавались в губерниях (при губернских канцеляриях), в провинциях (при провинциальных канцеляриях), в уездах (при земских комиссарах). В эти же архивы поступали документы упраздненных приказных и земских изб. Помимо архивов, входивших в структуру органов государственной власти и управления, в XVIII в. появляются и исторические архивы. Первым из них, как полагают исследователи, можно считать Московский архив Коллегии иностранных дел. В основе этого архива лежали документы Посольского приказа. В 1724 г. этот архив получает собственную печать. В 1763 г., в связи с реформой Сената, документы Московской конторы Сената были слиты с фондом Разрядного приказа и составили самостоятельный Разрядно-Сенатский архив. К концу XVIII в. этот архив стал одним из крупнейших хранилищ источников по истории России XVI – XVIII вв., содержа в своих фондах около 500 тыс. дел. В 1780 г. учреждается Петербургский, а в 1782 г. Московский архивы старых дел, в которые передавались на хранение материалы из текущих архивов коллегий. К 1830 г. только в Петербургском архиве старых дел хранилось свыше 1 млн дел, поступивших из 49 ликвидированных коллегий и других государственных учреждений. В январе 1786 г., в связи с упразднением Вотчинной коллегии в Москве был образован Поместно-Вотчинный архив. Его основу составили документы центральных поместно-вотчинных учреждений, осуществлявших свою деятельность в течение XVI – XVIII вв. Начиная с 1765 г. и до середины XIX в., в России проводилось Генеральное межевание земель, которое осуществлялось силами Межевой экспедиции Сената, преобразованной в 1794 г. в Межевой департамент. Документы, возникшие в результате деятельности этого учреждения, составили один из значительнейших и важнейших архивов своего времени. С 1768 г. архивные материалы содержались при Московской межевой губернской канцелярии межевом архиве и располагались в московском Кремле. В постановке архивного дела в начале XVIII века происходят изменения. Под влиянием развития книгопечатания и распространения определенных форматов книг уже с середины XVII века в российское делопроизводство входит практика ведения дел на листах книг и тетрадей. Ведение делопроизводства на отдельных листах в книгах и тетрадях позволяло перейти от хранения документов в сундуках, коробах, ящиках - к хранению их в шкафах. В первой половине XVIII века снимались копии с многих подлинных документов - эти мероприятия способствовали сохранению подлинников. Стали более строгими требования к порядку составления документов и дел. Остро стоял вопрос и с кадрами: чаще всего архивариус был единственной штатной единицей архива (однако он, как правило, имел и другие обязанности по учреждению). Когда в архиве начиналась разборка документов, их описание, то на это время к архиву прикомандировывались канцеляристы и копиисты. В этот исторический период архивные документы используются как исторические источники. Новое устройство сословий вызвало интерес к документам и материалам по истории сословий, об их военной службе, системе награждений за нее. Реорганизация управления обусловила внимание к поиску архивных материалов по истории и организации центральных и провинциальных учреждений XVII века. Для кодификации законов и переработки Соборного Уложения были привлечены материалы прежних указов. Состояние архивов во второй половине XVIII века оставляло желать лучшего. На них отпускалось мало средств. К концу века шкафы и полки имелись практически во всех архивах, но их не хватало. Это - как и нехватка приспособленных помещений, - приводило к порче и гибели документов. Date: 2016-05-25; view: 1282; Нарушение авторских прав |