Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 7. Зарождение и формирование теорий и школ менеджмента (первая половина ХХ в.)
Школа научного менеджмента Ф. Тейлора Первой теорий менеджмента, сформулированной в начале XX века стала «Школа научного менеджмента Ф. Тейлора». Основополагающем моментом позиции Тейлор являлось следующее: легитимность менеджмента основывается на его способности максимизировать благосостояние как работодателей, так и персонала. В длительной перспективе нельзя иметь одно, не имея другого. Если от работников ожидается максимальная продуктивность, то они должны выполнять работу по возможности наилучшим образом, а для этого необходимо, чтобы менеджеры подвергли трудовой процесс научному исследованию и обучили работников оптимальным приемам выполнения задания. В то же время, исходя из практики, Тейлор считал, что выполняя в течение многих лет работы одним и тем же старым способом, человек довольно трудно идет на перемены. Работники часто считают, что в их интересах увиливать от работы, т. е. работать в далеко не оптимальном темпе. Наиболее эффективными системами управления времен Тейлора были те, которые предусматривали вознаграждение за наивысшие показатели в работе. Тейлор называл это менеджментом инициативы и поощрения. Проблема таких систем заключалась в том, что ответственность за выработку возлагалась исключительно на работника. Тейлор считал, что и менеджеры должны разделять эту ответственность. Менеджеры должны были собирать, объединять в таблицы и классифицировать информацию, пользуясь научными методами, сводить ее в принципы, правила, законы и формулы, которые обобщали бы весь накопленный рабочими опыт и могли быть использованы в качестве руководства для достижения более высоких результатов. Тейлор был не единственным, кто выступал за приложение науки к проблемам менеджмента. Одним из его приверженцев был Г.Л. Гантт. Он разработал собственную систему заданий и премий, при которой рабочие получали премию в дополнение к своей регулярной дневной оплате в том случае, если они следовали инструкциям и выполнили свое задание в рамках установленного времени. Мастера также получали премиальные вместе со своими рабочими, кроме того, предусматривалось вознаграждение за рационализаторские предложения, ведущие к повышению производительности труда. Гантт уважал демократию как в правительстве, так и на рабочем месте. На него оказали влияние цели, которые поставило перед собой правительство Советской России. Еще большее значение имели его идеи в отношении социальной ответственности бизнеса и менеджмента. Гантт приходит к убеждению, что менеджменту следует сосредоточить внимание на своих «широких обязательствах» перед обществом. Другим распространителем идей Тейлора был инженер Ф. Гилбрет. У Гилбретов (он работал вместе с женой) научный менеджмент базировался на измерении. Его задачей было устранение производственных потерь и уменьшение усталости, которую рабочий испытывает при выполнении задания. Измерялось влияние на них независимых переменных, которые оказывают влияние на состояние рабочих (мускульная сила, опыт, усталость и т. д.), состояние окружающей среды, оборудования и инструментов (одежда, освещенность, профсоюзные правила и т. д.), а также на скорость трудовых движений. Школа научного менеджмента исходила из того, что самым важным элементом в современном научном менеджменте является идея задания. Эта идея включала по возможности полное планирование труда каждого работника, по меньшей мере на один день вперед, и выдачу письменных инструкций, подробно описывающих задание, а также средств, необходимых для выполнения этого задания. Научный менеджмент появился в ответ на призыв применять научные методы при решении проблем фабричной системы. С самого начала наука была признана в качестве единственно реального подхода для достижения легитимности и профессионализма. В рамках шкалы научного менеджмента работал и Х. Эмерсон. При всей приверженности идеям Тейлора, его выводы существенно отличались. Это касается идеи Эмерсона о зависимости эффективности от размеров организации и ее организационной структуры. Вывод его исследований таков: экономия от операций в больших масштабах, или увеличение отдачи от масштаба, имеет предел, после которого наступает неэффективность, или уменьшение отдачи от масштаба, а причиной неэффективности производства является неэффективная структура организации (или неэффективность структуры относительно запланированных масштабов производства). Для оценки результатов труда Эмерсон предлагал использовать профессиональные стандарты (в большей мере, чем задания), имея в виду «предварительно установленные наборы правил, которые признаны большинством в данной сфере производства». Особое внимание он уделял стандартизации учета издержек, зная из собственного опыта, что в этом заложен большой потенциал повышения эффективности. Обобщение полученных результатов исследований и жизненного опыта было приведено во второй работе Эмерсона «Двенадцать принципов эффективности» (1912). Принципы эффективности заключаются в следующем: · четко сформулированные идеалы и цели организации; · здравый смысл в принятии решений; · привлечение экспертов по принимаемым решениям; · дисциплина в работе; · честность в ведении дел; · прямой, адекватный и постоянный учет; · диспетчеризация (или календарное планирование); · использование стандартов и графиков; · стандартизация условий, операций и инструкций. По мнению Эмерсона, неэффективность и потери в организации любой работы могут быть устранены только тогда, когда действуют одновременно все 12 принципов. Максимальная неэффективность может иметь место по одной из двух причин: либо эти принципы неизвестны на данном предприятии, либо известны, но не практикуются. Основатели научного менеджмента понимали важность анализа и синтеза для создания науки управления. Однако они намного лучше владели анализом, или разделением комплексных процессов (например, труда) на отдельные составные элементы, чем синтезом. Разработка единой теории, построенной на анализе и синтезе, стала задачей другой группы авторов, которые способствовали развитию организационного, или функционального, взгляда на менеджмент. А. Файоль родился в 1841 г. В 19 лет он стал работать инженером во французской горнодобывающей компании. Последние годы жизни А.Файоль посвятил организации французского Центра административных исследований и стал основателем так называемой «Административной школы менеджмента». Файоль доказал, что для построения науки управления необходимо наладить наблюдение не столько за деятельностью работника, которым управляют, сколько за деятельностью управляющего, менеджера. Он создал обобщенный образ менеджера как плановика, организатора, координатора и контролера, который впоследствии стал известен как функциональный образ менеджера. Файоль считал, что прогнозирование и планирование следует рассматривать как составные части более широкой функции, называемой предвидение. Предвидение охватывает прогнозирование, или видение будущего, но не только это. Сюда входит также систематическая подготовка этого будущего, которое открывается в процессе прогнозирования. Организовывать - значит проектировать деятельность компании, определять эффективное соотношение людских и материальных ресурсов. Организационная деятельность предполагает выработку структуры, которая будет способствовать достижению цели. Координация - это объединение всех видов деятельности в рамках организационной структуры. Координация и организация позволяют менеджеру мобилизовать ресурсы данной организации на достижение цели. Руководство - это функция, которая обеспечивает возможность работы организации в соответствии с ее намерениями. В самом общем смысле руководство включает попытки стимулировать действия персонала и лидеров в направлении реализации целей организации. Контроль подразумевает выполнение целей в соответствии с планом, который был принят согласно отданным распоряжениями, и с принципами, которые были положены в основу плана. Когда указанные функции надлежащим образом выполняются, рациональный и расчетливый менеджер добивается единства в рамках своей организации, которое позволяет ей осуществлять целесообразные и эффективные операции. Файоль считал, что лицо, выполняющее чисто управленческие функции, может применить свои способности в других отраслях хозяйствования и даже в иных сферах деятельности (то есть использовать управленческий опыт). Руководитель компании может использовать свой управленческий опыт и сделать карьеру политика, главного врача больницы, декана факультета или военного. До поры до времени в науке менеджмента господствовало мнение Тейлора, который отождествлял по складу ума неквалифицированных рабочих и буйволов. Но в 20-е годы XX в. резко усилилась критика школы научного менеджмента. Постепенно исследователи подошли к пониманию того факта, что работа, даже в самые тяжелые времена, представляет собой больше, чем процесс зарабатывания на жизнь, рабочие получают от работы еще и существенные социальные выгоды. Фактически рабочий коллектив представляет собой социальную ячейку, которая может ограничить выработку каждого отдельного рабочего, установить собственную норму дневной производительности и даже эффективно использовать свое влияние для того, чтобы люди получали вознаграждение пропорционально количеству и качеству выполненной работы. Первые идеи о социальных факторах повышения производительности труда были опубликованы в работах М.П. Фоллетт. Призывая комплексно подходить к анализу процессов управления, М. Фоллетт критиковала тейлоризм за механицизм и игнорирование психологических аспектов. Теория управления, доказывала она, должна базироваться на достижениях научной психологии, а не на интуитивных, рутинных представлениях о природе человека и мотивах его поведения. Фоллетт доказывала, что по мере укрупнения организации происходит своеобразная диффузия авторитета внутри нее вследствие необходимости обладания специальными знаниями, которыми в силу их разнородного характера могут располагать лишь разные по своему положению и подготовке работники. В результате на смену прежним концепциям «окончательного» и «центрального» авторитета приходят теории «функционального» и «плюралистического» авторитета. Одной из первых Фоллетт выдвинула идею участия рабочих в управлении. По ее мнению «прогрессивное руководство» должно развивать у рабочих чувство не только индивидуальной, но и, самое главное, совместной ответственности. Фоллетт призывала создавать на предприятиях атмосферу «подлинной общности интересов», на основе которой может быть обеспечен максимальный вклад всех рабочих и служащих в эффективность организационной деятельности. Фоллетт много раз обращалась к теме формального руководства с помощью приказов. Не отрицая необходимости их выполнения, она настаивала на учете психологических и других факторов. В частности, она обращала внимание на важность учета времени, места и обстоятельств, в которых отдаются приказы. Она полагала, что отдаленность исполнителя от инстанции, от которой исходит приказ, снижает эффективность последнего, поскольку вообще действенность положительной реакции на приказы обратно пропорциональна расстоянию, которое они проходят. Чтобы избежать обеих крайностей - излишнего увлечения приказами или практического отсутствия их, Фоллетт предлагала обезличить отдачу распоряжений: необходимо объединить всех заинтересованных лиц для изучения той или иной ситуации. Работа, должна быть организована таким образом, чтобы вместо отдачи приказов и начальник, и подчиненный следовали тому, чего требует ситуация. Тогда место «личного контроля» займет «контроль фактов». Возникновение концепцию «человеческих отношений» чвязывают как правило не с именем Фоллетт, а с именем Мэйо. Все проблемы Мэйо изучал на фоне общесоциальных проблем индустриального общества. Он выдвинул один из основополагающих принципов всех теорий человеческих отношений - принцип индивидуальных различий: «Все индивиды различаются между собой. Что надоедает одному, стимулирует другого». Он считал, что гипотеза «невидимой руки» (характерная для классической политэкономии), уже не в состоянии обеспечить добровольное сотрудничество. Менеджмент должен быть сверхактивным, чтобы сотрудничество стало реальностью. Суть концепции Мэйо состоит в том, что сама работа, сам производственный процесс и «чисто физические требования» к нему имеют относительно меньшее значение, чем социальное и психологическое состояние рабочего в процессе производства. Поэтому все проблемы производства должны рассматриваться с позиций человеческих отношений, с учетом социального и психологического факторов. Современные теоретики управления сводят суть школы человеческих отношений к 3 положениям: · Человек представляет собой «социальное животное». · Жесткая иерархия подчиненности, формализация организационных процессов несовместимы с природой человека. · Решение проблемы человека - дело бизнесменов. Идеи основоположников школы человеческих отношений получили дальнейшее развитие в работах профессора Массачусетсского технологического института Д. Макгрегора, профессора Йельского университета К. Арджириса, директора Института социальных исследований Мичиганского университета Р. Ликерта. Следующей школой менеджмента XХ века стала так называемая «Эмпирическая школа». Эта школа наиболее многочисленна, испытывает постоянное влияние других течений, концепций, теорий. Но именно примыкающие к данной школе исследователи претендуют на роль создателей всеобщей науки управления, или менеджеризма. Сторонников данной школы характеризует откровенно прагматическая ориентация, которая основывается на изучении практики управления с целью обоснования рекомендаций, имеющих, как правило, непосредственное практическое значение. Хотя представители этой школы обычно подчеркивают, что не следует пренебрегать достижениями математики, кибернетики и других наук, они тем не менее склонны придавать решающее значение непосредственному опыту организационного управления. Менеджеристы провозглашают необходимость создания единой теории управленческой деятельности. Они считают, что в рамках науки управления происходит обособление экономических, инженерно-технических, психологических, социологических и иных аспектов, тогда как на практике управление - это единый процесс. В настоящее время деятельность эмпирической школы развивается в двух относительно независимых друг от друга направлениях. Это, с одной стороны, конкретные, организационно-технические, экономические исследования тех или иных аспектов управления предприятием, а с другой - собственно социологические изыскания в основном прикладного характера, однако с ярко выраженной идеологической функцией, которая реализуется в форме общесоциологических выводов и различных концепций современного капитализма. Большинство теоретиков эмпирической школы разграничивали понятия «научный менеджмент», или «научное управление» (Scientific Management), и «наука менеджмента», или «наука управления» (Management Science). Наука менеджмента является частью научного знания, которое систематизировано и сформулировано в соответствии с установленными общими истинами или общими закономерностями. По сути - часть социологии. Научный менеджмент рассматривался как практика управления, осуществляемая на научной основе. В этом смысле менеджмент можно определить как совокупность методов, с помощью которых устанавливаются, выясняются и реализуются цели и задачи той или иной человеческой группы. Соответственно выделяется государственный, военный, ассоциированный (клубный) и бизнес менеджмент. Ряд исследователей сводят менеджмент к психологическим межличностным отношениям. По их мнению, менеджмент можно определить как психологический процесс осуществления руководства подчиненными, посредством которого удовлетворяются главные человеческие стремления. Другого мнения придерживался известный теоретик и консультант управления П. Дракер. Он считает, что его следует относить только к деловому предприятию, осуществляющему производство товаров или предоставляющему различные экономические услуги. Хотя Дракер и признавал наличие общих принципов управления, он считал, что менеджмент - это искусство или способ управления бизнесом. Эмпирическая школа обосновывает идею профессионализации менеджмента, т. е. превращения функции менеджера в самостоятельную профессию, но П. Дракер, отмечал, что в любом случае менеджмент никогда не станет точной наукой. Критерием качества менеджмента всегда будет практический успех в деловой деятельности. Иными словами, менеджмент является скорее практикой, чем наукой или профессией, хотя содержит в себе элементы того и другого. Идеи и разработки П. Дракера и других представителей эмпирической школы о природе и особенностях менеджмента в настоящее время получили широкое признание среди теоретиков и практиков управления.
Date: 2016-05-25; view: 634; Нарушение авторских прав |