Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оплата труда инженерно-технических работников и служащих





 

Руководство строительной организации ежегодно утверждает штатное расписание квалификационного состава, численности и должностных окладов работников. При этом для разработки долж­ностных инструкций можно руководствоваться тарифно-квалифи­кационными характеристиками по должностям служащих, утверж­денными Министерством труда и социального развития Российс­кой Федерации в 1998 г.

В этих документах перечислены общеотраслевые должности:

• руководящий состав (директор, его заместители, главный инженер, главный бухгалтер, главный механик, мастер участка, на­чальник участка, прораб, начальник цеха);

• специалисты (инженер, бухгалтер, экономист, техник, това­ровед, технолог, диспетчер);

• технические исполнители (секретарь, табельщик, чертежник, лаборант, машинистка, завхоз).

Для каждой из перечисленных должностей перечислены следу­ющие данные, например, для экономиста:

• диапазон разрядов с 6-го по 11-й;

• должностные обязанности;

• обязательные знания работника;

• требования к квалификации по разрядам оплаты:

6-й разряд - экономист, высшее профессиональное образова­ние без ограничения по стажу работы;

7-й разряд экономист 2-й категории, высшее профессиональ­ное образование, стаж работы не менее 3 лет;

8-9-й разряды - экономист 1-й категории, высшее профессио­нальное образование, стаж работы не менее 5лет;

10- 11 -и разряды главный экономист, высшее профессиональ­ное образование, прохождение курсов повышения квалификации, стаж работы не менее 10 лет,

Оклады устанавливаются и ежегодно корректируются руковод­ством организации. С учетом накопления стажа работы, пополне­ния образования, выполнения дополнительных обязанностей, кро­ме типовых, разряды могут повышаться, чтобы была перспектива служебного роста.

Каждая строительная организация в своем положении об оп­лате труда вправе установить порядок, при котором установленные по разрядам оклады не являются гарантированными, их нужно "за­работать" 100%-ным выполнением плановых заданий (по объему работ, сдаче объектов, выпуску продукции). Руководители подраз­делений (филиалов, цехов, участков, крупных служб) могут созда­вать 5-10 %-ный резерв фонда оплаты труда, за счет которого можно повышать и снижать оплату на 20 % от оклада с учетом особых до­стижений или недостатков в работе служащего в тот или иной пери­од, при этом перечень депремирующих факторов должен быть всем известен.

Кроме таких возможностей поощрения за текущие результаты по основной деятельности, положение об оплате может предусмат­ривать премирование инженерно-технических работников за выпол­нение плана по новой технике, инновации по совершенствованию организации труда и управления, за ввод объектов в срок и досрочно.

Хорошим новшеством следует считать распространяющуюся практику найма специалистов на условиях индивидуальных трудо­вых контрактов, в которых можно оговорить любые обязанности, права и условия, показатели оценки эффективности труда, требова­ния по повышению профессионализма, индивидуальный порядок оплаты. Этот способ особенно показан для высококвалифицирован­ных специалистов на решающих для производства должностях главных инженеров, технологов и бухгалтеров, директоров филиа­лов, начальников планово-производственных и сметно-договорных отделов, начальников промышленных и подсобных производств в составе крупных строительных организаций и ДСК, труд которых будет достойно оцениваться но результатам деятельности руково­димых ими подразделений.

Расходы строительной организации на оплачу груда инженер­но-технических работников и служащих ДОЛЖНЫ производиться за счет и в пределах сметных сумм нормативной заработной платы, выделяемой в локальных сметах отдельной строкой в процентах от величины накладных расходов.

Сокращение затрат на заработную плату инженерно-техничес­ких работников и служащих возможно и желательно путем разум­ного сокращения численности и повышения производительности труда всего этого персонала в результате планируемого осуществ­ления следующих организационно-технических мероприятий:

• упрощения и сокращения вертикальной многозвенной структуры управления (директор начальник СМУ - главный ин­женер начальник производства - начальник участка - прораб -мастер-бригадир);

• упрощения и сокращения внутреннего документооборота;

• сокращения удельного веса непроизводственного, вспомо­гательного обслуживающего персонала;

• внедрения управленческой техники, механизации и автома­тизации расчетно-учетных рутинных работ;

• сокращения продолжительности (сроков) строительства, при котором автоматически сокращается условно-постоянная часть накладных расходов, пропорциональная времени, в том числе и за­работная плата служащих;

• увеличения объемов работ при прежней численности слу­жащих, создающих относительную экономию фонда оплаты труда;

• совмещения профессий и выполнения дополнительных обя­занностей за дополнительную плату.

Последний способ является простым, эффективным, но малоизвестным и редко применяемым. Это тот случай, когда структур­ным отделам и службам положением об оплате труда дозволено са­мим определять фактическую численность работников и распоря­жаться частью экономии фонда оплаты труда, образующегося за счет временного или постоянного отсутствия штатного работника.

Проясним это на условном примере, представленном в табл. 11.1.

Таблица 11.1

Возможность использования экономии фонда оплаты труда от снижения численности служащих

Должности в производст- венно- техническом отделе по штатному расписанию Числен- ность ра- ботни- ков по штату Месяч- ные оклады работ- ников. р. Фонд оплаты труда. р. Новая (добро- вольная) числен- ность/оклады Первичная образовав- шаяся эко- номия фонда оплаты труда (гр. 4-5) Распреде- ление час- ти эконо- мии фонда оплаты труда на надбавки Новые оклады с над- бавками (гр. 4+7) Новый фонд оплаты труда (гр. 8) Конечная экономия фонда оплаты труда (итог гр. 4-9)
                   
Начальник отдела       1/1600 - +300     -
Старший инженер       1/1400 - +200     -
Инженер       1/1200 + 1200 +200      
Техник       1/1000 - + 100     -
Итого   -   4/5200 + 1200 +800 -   +400

Табл. 11.1 отражает ситуацию, когда один из инженеров уво­лился на пенсию (или ушел в декретный отпуск), нужно брать ново­го работника. Начальник отдела в своем коллективе обсудит, нельзя ли выполнять прежний объем работ отдела оставшейся меньшей численностью с надбавками за дополнительные обязанности, рас­пределяемые на всех от ушедшего инженера. Коллектив подумает, каждый оценит свои возможности: какие дополнительные обязан­ности он мог бы взять на себя физически, насколько адекватно они будут компенсироваться величиной предлагаемой надбавки, кто-то вообще по разными причинам может отказаться и останется на прежней должности с теми же обязанностями и окладом, это его право, дело сугубо добровольное, принцип демократический. Но большинство людей на возможность побольше поработать и поболь­ше заработать в наше трудное время реагирует положительно, как и произошло в нашем условном примере.

 

По данным табл. 11.1 пу­тем элементарных расчетов определяются все показатели эффектив­ности принятого коллективом решения:

Рост производительности труда на 25 %

Рост средней заработной платы на 19 %

(как прямое следствие роста

производительности труда)

Темп роста производительности труда опережает

в сравнении с темпом роста средней

заработной платы

Экономия фонда оплаты труда на 6.3 %

Высвобождение численности 1 чел.

специалистов для

работы в других организациях.

 

В данном примере нетрудно заметить одну "тонкость": обя­занности ушедшего специалиста раскладываются на оставшихся полностью, а его оклад неполностью. В результате создается ис­кусственная экономия фонда оплаты труда (гр. 10 табл. 11.1), что рекомендуется для обеспечения "здорового" роста заработной пла­ты за счет опережающего роста производительности труда, для со­кращения затрат по данной статье себестоимости и увеличения при­были, для обеспечения единства интересов личности, организации и общества. Если данный способ по положению об оплате труда будет доступен всем без исключения подразделениям, то будет со­здан внутренний саморегулируемый механизм всеобщего стимули­рования повышения производительности и эффективности труда всего административно-управленческого персонала.

 

Планирование фонда оплаты труда

 

Фонд оплаты труда строительной организации в целом явля­ется объектом планирования, анализа и контроля. Никаких предель­ных нормативов и лимитов численности работников теперь не су­ществует, каждая организация, руководствуясь своим утвержден­ным положением об оплате труда, ежемесячно и нарастающим ито­гом планирует, начисляет, "зарабатывает" и расходует фонд опла­ты труда. Исходными данными для планирования фонда оплаты труда являются плановая численность и квалификационный состав работников всех категорий в сфере производства и управления, не­обходимые для 100 %-ного выполнения собственных планов по объе­му работ, производству товаров и услуг. Для этого планируется не явочная (потребная по нормам), а списочная численность рабочих, учитывающая компенсацию планируемых невыходов (болезни, от­пуска всех видов, прочие оплачиваемые невыходы), когда списоч­ная численность получается умножением явочной на плановый про­цент невыходов от планового годового фонда рабочего времени.

Основная заработная плата рабочих планируется по утверж­денным в организации часовым тарифным ставкам на плановый календарный фонд рабочего времени месяца, по сдельным расцен­кам и калькуляциям на плановый объем работ товаров и услуг. Все эти расчеты начинаются с низовых подразделений (участки, произ­водства, цеха, постоянные бригады), имеющих плановые задания по натуралу и знающих свой штатный состав рабочих всех катего­рий. К сумме плановой основной заработной платы рабочих добав­ляется вся ожидаемая, усредненная по прошлому году, дополнитель­ная заработная плата, доплаты и премии из фонда оплаты труда, а также фонд оплаты труда административно-управленческих работ­ников по штатному расписанию. Для отдельных работ, которые невозможно пронормировать (как для рабочих, так и для служа­щих), их численность планируется экстраполяцией от прошлого

периода (год, квартал) с учетом реального планируемого сокраще­ния от механизации работ, совершенствования организации труда и управления.

Таким образом, отдел труда и зарплаты (в средних организа­циях экономист по труду) на планируемый по заключенным дого­ворам объем работ, производства продукции и услуг подсчитает общий, в том числе по месяцам и кварталам, объем фонда оплаты труда по формуле

 

ФОТобщ = ФОТповр +ФОТсд + ДЗПр + ФОТобс + Дс + П + ФОТауп (11.1)

 

,где ФОТповр - фонд оплаты труда рабочих-повременщиков по их разрядам, тарифам и окладам; ФОТсд - фонд оплаты труда рабо­чих-сдельщиков по калькуляциям трудозатрат и заработной пла­ты, составленным по сдельным расценкам для бригад и по видам работ; ДЗПр - вся дополнительная заработная плата рабочих по аналогии с платой предшествующего периода; ФОТобс - фонд оплаты труда рабочих обслуживающих, вспомогательных и подсобных про­изводств, не занятых на строительных работах; Дс - доплаты рабочим за совмещение профессий и расширение зон обслуживания; П - сред­няя сумма премий из фонда заработной платы по опыту прошлого периода; ФОТауп - основная (по окладам) и дополнительная заработ­ная плата всего административно-управленческого персонала.

Плановый ФОТ подсчитывается вперед на плановые объе­мы работ и численность, на усредненные условия труда и их откло­нения от нормальных.

По прошествии каждого месяца опять "снизу", от подразделе­ний, начинается начисление основной заработной платы по сдель­ным расценкам за выполненные и сданные работы, по часовым та­рифным ставкам и окладам за фактически отработанное по табе­лям время, с доплатами за условия работы и заработанные по ито­говым показателям премии и фонд оплаты труда административ­но-управленческого персонала по окладам за отработанное время.

Итак, "снизу вверх" соберется общий начисленный, заработан­ный по первичному учету, фонд оплаты труда, который всегда бу­дет отличаться от планового в любую сторону. Но идти в банк за этой общей суммой начисленной зарплаты еще рано. Нужно сверить ее с общими "зарплатообразующими" итогами на "выходе" строительной организации в целом.

В целом "заработанный" организацией фонд оплаты труда будет состоять из трех частей:

1) ФОТ1 за сданные строительно-монтажные работы, приня­тые заказчиками.

 

ФОТ1 = Объем СМР в х Удельный вес планового х Региональный

в ценах 1984г. фонда оплаты труда на индекс

100 %-ное выполнение увеличения

плана работ заработной платы

текущего месяца

2) ФОТ2 от выпуска продукции подсобных производств.

 

ФОТ2 = Выпуск продукции х Заработная плата по

натур.ед. калькуляции за 1 ед.;

 

3) ФОТ3 от реализации прочих товаров и услуг

 

ФОТ3 = Объем услуг х Удельный вес в них заработной

платы по калькуляциям

 

Весь коллектив, от генерального директора до уборщицы, за отчетный месяц "заработал" (условно)

ФОТ = ФОТ1 + ФОТ2 + ФОТ3 = 245 тыс. р.,

который он и получит по своему чеку в банке.

Из этой суммы на оплату отпусков будет выделено 12 тыс. р. и перечислено в резерв директора 10 тыс. р., итого к распределению подпишут 245 - 12 - 10 = 223 тыс. р.

Общая сумма "снизу" начисленной заработной платы получи­лась 241 тыс. р. Это норма. Это значит, что начисленный каждым подразделением "снизу" фонд оплаты труда будет умножен на ко­эффициент 223: 241 = 0.93.

Зато в следующем месяце ситуация по сдаче может улучшить­ся, досдадут работы прошлого месяца, организация "на выходе" заработает больше обычного, начисленного "снизу" ФОТ, и коэф­фициент может стать 255: 230 = 1.12.

Тогда и расчетный, начисленный "снизу", индивидуальный ФОТ каждого подразделения будет ему выдаваться из центральной бухгалтерии с этим коэффициентом.

Такой порядок убеждает каждого работника в том, что его за­работок зависит не только от результатов его личного труда, но и от итогов хозяйственной деятельности строительной организации в целом.

 

Рекомендуемая литература

1. Грюнштам В. А. Оплата труда в строительстве. -СПб.: Питер, 2001.

2. Единая тарифная сетка по общеотраслевым должностям служащих / Минтруда РФ. - М., 1996.

3. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих. Вып. 3. Строительные, монтажные и ремонтно-строительные ра­боты. - М.: Стройиздат, 1989.

4. Коллективный договор на предприятии (практические рекомендации и зарубежный опыт) / Институт труда Минтруда РФ. - М., 1998.

5. Тарифно-квалификационные характеристики по должностям служа­щих. - М.: ИНФРА-М, 1998.

6. Трудовой договор (контракт). Практический комментарий / Инсти­тут труда Минтруда РФ. - М., 1998.

7. Казанский Ю.Н., Немчин A.M., Никешин СИ. Строительство в США и России. Экономика, организация и управление, -СПб.: Два-Три, 1995.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Учебники по техническим дисциплинам и естественным наукам живут долго, ибо законы Ома, формулы по физике и сопромату неиз­менны в течение долгого времени, при любой власти и обществен­ном строе страны.

В отличие от них учебники но экономике любой отрасли, в том числе по строительству, весьма динамичны по содержанию и отра­жают социально-экономическое устройство всего общества и фор­мы собственности по действующей конституции и общероссийским законам. Отсюда необходимость чуткого и оперативного реагиро­вания на происходящие в обществе изменения в связи с переходом от плановой к рыночной экономике.

Многие специалисты и авторский коллектив данного учебни­ка считают, что настоящей рыночной экономики в России еще не создано и мы находимся в некоем переходном периоде освоения новых форм хозяйствования, новой системы взаимоотношений субъектов рыночной экономики между собой и с государственны­ми органами.

В этот переходный период должен окончательно утвердиться выбор высшими органами государственной власти экономической стратегии общества: или согласно теории монетаризма по М. Фрид­ману, или по теории Дж. Кейнса, основанной на активной роли го­сударства по регулированию рыночных отношений. Оба этих на-правления имеют свои плюсы и минусы, при этом не исключена ка­кая-то третья, российская, модель комбинация их положительных свойств.

Рыночная экономика, основанная на здоровой конкуренции, формируется большим числом нормативных актов законодатель­ных и исполнительных органов власти, и от их количества и каче­ства во многом зависит состояние всей экономики и инвестиционно-строительной сферы.

В настоящем учебнике авторский коллектив постарался учесть все эти нормативные акты по состоянию на начало 2003 г. При пользовании учебником студентам следует дополнительно изучать постоянное и естественное законотворчество федеральных и мест­ных органов власти и Госстроя РФ. Изменения существующих и введение новых законов фиксируется в "Российской газете", ежене­дельнике "Экономика и жизнь" и "Строительной газете". Изучение этих источников студентами всех специальностей предусмотрено учебными программами.

Экономика России, несмотря на некоторое конъюнктурное оживление в 2001-2002 гг. еще не вышла из затяжного кризиса, что особенно сказывается в инвестиционно-строительной сфере. Здесь проявляется недостаточная роль государства в поддержке предпри­нимательства и формировании благоприятного инвестиционного климата, что частично объясняется ошибочностью курса слепого следования теории монетаризма, и советам Сакса.

В связи с этим полезно изучить опыт преодоления "великой депрессии" США в 1929-1933 гг., когда президент Ф. Рузвельт про­явил высокую государственную мудрость в выборе правильного пути выхода из тяжелейшего кризиса на основе теории Кейнса.

В рамках его "Нового курса" было принято и реализовано 70 федеральных законов, предусматривающих активнейшее участие государства, увеличение роли государственного сектора, реализа­цию широких социальных программ и оживление инвестиционно-строительного сектора экономики.

На этом пути Ф. Рузвельту хватило воли преодолеть яростное эгоистическое сопротивление магнатов, но зато он заслужил при­знание народа, четыре раза подряд избиравшего его президентом, что не имеет прецендента во всей истории Америки.

Для упорядочения и повышения эффективности деятельности инвестиционно-строительного комплекса государственными орга­нами РФ (Госстрой, Минэкономики, Минфин и др.) разрабатыва­ется ряд новых нормативных актов (законов), в частности (назва­ния актов условные):

• О холдингах;

• Об инвестиционной деятельности в России (новая редакция существующего закона);

• О планировании, финансировании и порядке реализации федеральных, региональных и отраслевых программ экономичес­кого развития (новая редакция устаревшего Постановления прави­тельства РФ № 638);

• О государственной гарантии иностранных инвестиций.

Кроме того, на наш взгляд, необходим новый федеральный закон "О государственной поддержке строительных организаций, выполняющих наиболее крупные и важные проекты в сложных ус­ловиях" (субсидии, компенсации, льготы, гарантии, госзаказы).

Таким образом, знания, почерпнутые студентами из работы с настоящим учебником, могут и должны ими оперативно пополнять­ся с помощью преподавателей в ходе лекционных занятий и само­стоятельной работы с литературой и первоисточниками.

Дорогу осилит идущий.

 

Сведения об авторах

 

Барановская Наталия Игоревна - канд. экон. наук, профессор кафедры экономики строительства СПбГАСУ. Работает в СПбГАСУ с 1965 г., под­готовила 10 кандидатов наук. Имеет более 120 печатных трудов, в том числе

3 монографии, 7 учебных пособий. Член Петровской академии наук и ис­кусств.

Казанский Юрий Николаевич - канд. экон. наук, профессор, член-кор­респондент Международной академии инвестиций и экономики строитель­ства, почетный работник высшего образования РФ. Работает в СПбГАСУ с 1964 г., подготовил 5 кандидатов наук; был консультантом у одного докто­ра наук. Имеет около 80 печатных трудов, в том числе 2 учебника, 2 учебных пособия, 5 монографий. Дважды проходил повышение квалификации в США.

Клюев Александр Филиппович - канд. экон. наук, профессор кафедры экономики строительства СПбГАСУ, член Петровской академии наук и ис­кусств. Подготовил двух кандидатов наук. Имеет более 90 печатных трудов, в том числе 12 книг, монографий и учебных пособий. Член ряда научных советов, ученый секретарь докторского совета СПбГАСУ, декан факульте­та повышения квалификации.

Косолапов Леонид Александрович - канд. экон. наук, профессор кафед­ры экономики строительства СПбГАСУ. В конце 2002 г. успешно защитил докторскую диссертацию. Автор 2 монографий, более 70 научных статей, 4 учебных пособий.

Любимов Илья Николаевич - канд. экон. наук, доцент, автор 12 науч­ных работ.

Панибратов Юрий Павлович -д-р экон. наук, профессор, заведующий кафедрой экономики строительства, ректор СПбГАСУ, заслуженный деятель науки РФ, член-корреспондент РААиСН (1999), действительный член 4 от­раслевых академий. Под его руководством успешно защитили кандидатские диссертации 27 человек, он является научным консультантом 5 докторов наук. Автор более 150 научных и методических работ. Среди них 3 монографии, 5 учебников и 5 учебных пособий.

 


* Базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов. Коэффициенты, учитывающие экологические факторы. Утверждены 27.11.92 г. Минприроды России, Минфином России, Минэкономики России (уточнены в 1993 г.).

** Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия. Утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.92 г., № 632.

[1] Рекомендован в СНиП 11-01-95.

[2] Временной положение об оценке технического уровня и качества проектов на строительство, расширение и реконструкцию предприятии / Госстрой СССР и ГКНТ СССР.. 1985.

[3] СН 547-82. Инструкция по определению эксплуатационных затрат при оценке проектных решений жилых и общественных зданий. - М.: Стройиздат, 1983; Руководство по определению стоимости эксплуатации промышленных зданий и сооружений на стадии проектирования. - М.: Стройиздат, 1977.

[4] Приведены в ВСН 58-88(р). Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта «и технического обслуживания зданий, объектов коммунального хозяйства и социально-культурного назначения / Госкомархитектуры. - М., 1990.

Date: 2016-05-25; view: 1202; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию