Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Оплата труда инженерно-технических работников и служащих⇐ ПредыдущаяСтр 59 из 59
Руководство строительной организации ежегодно утверждает штатное расписание квалификационного состава, численности и должностных окладов работников. При этом для разработки должностных инструкций можно руководствоваться тарифно-квалификационными характеристиками по должностям служащих, утвержденными Министерством труда и социального развития Российской Федерации в 1998 г. В этих документах перечислены общеотраслевые должности: • руководящий состав (директор, его заместители, главный инженер, главный бухгалтер, главный механик, мастер участка, начальник участка, прораб, начальник цеха); • специалисты (инженер, бухгалтер, экономист, техник, товаровед, технолог, диспетчер); • технические исполнители (секретарь, табельщик, чертежник, лаборант, машинистка, завхоз). Для каждой из перечисленных должностей перечислены следующие данные, например, для экономиста: • диапазон разрядов с 6-го по 11-й; • должностные обязанности; • обязательные знания работника; • требования к квалификации по разрядам оплаты: 6-й разряд - экономист, высшее профессиональное образование без ограничения по стажу работы; 7-й разряд экономист 2-й категории, высшее профессиональное образование, стаж работы не менее 3 лет; 8-9-й разряды - экономист 1-й категории, высшее профессиональное образование, стаж работы не менее 5лет; 10- 11 -и разряды главный экономист, высшее профессиональное образование, прохождение курсов повышения квалификации, стаж работы не менее 10 лет, Оклады устанавливаются и ежегодно корректируются руководством организации. С учетом накопления стажа работы, пополнения образования, выполнения дополнительных обязанностей, кроме типовых, разряды могут повышаться, чтобы была перспектива служебного роста. Каждая строительная организация в своем положении об оплате труда вправе установить порядок, при котором установленные по разрядам оклады не являются гарантированными, их нужно "заработать" 100%-ным выполнением плановых заданий (по объему работ, сдаче объектов, выпуску продукции). Руководители подразделений (филиалов, цехов, участков, крупных служб) могут создавать 5-10 %-ный резерв фонда оплаты труда, за счет которого можно повышать и снижать оплату на 20 % от оклада с учетом особых достижений или недостатков в работе служащего в тот или иной период, при этом перечень депремирующих факторов должен быть всем известен. Кроме таких возможностей поощрения за текущие результаты по основной деятельности, положение об оплате может предусматривать премирование инженерно-технических работников за выполнение плана по новой технике, инновации по совершенствованию организации труда и управления, за ввод объектов в срок и досрочно. Хорошим новшеством следует считать распространяющуюся практику найма специалистов на условиях индивидуальных трудовых контрактов, в которых можно оговорить любые обязанности, права и условия, показатели оценки эффективности труда, требования по повышению профессионализма, индивидуальный порядок оплаты. Этот способ особенно показан для высококвалифицированных специалистов на решающих для производства должностях главных инженеров, технологов и бухгалтеров, директоров филиалов, начальников планово-производственных и сметно-договорных отделов, начальников промышленных и подсобных производств в составе крупных строительных организаций и ДСК, труд которых будет достойно оцениваться но результатам деятельности руководимых ими подразделений. Расходы строительной организации на оплачу груда инженерно-технических работников и служащих ДОЛЖНЫ производиться за счет и в пределах сметных сумм нормативной заработной платы, выделяемой в локальных сметах отдельной строкой в процентах от величины накладных расходов. Сокращение затрат на заработную плату инженерно-технических работников и служащих возможно и желательно путем разумного сокращения численности и повышения производительности труда всего этого персонала в результате планируемого осуществления следующих организационно-технических мероприятий: • упрощения и сокращения вертикальной многозвенной структуры управления (директор начальник СМУ - главный инженер начальник производства - начальник участка - прораб -мастер-бригадир); • упрощения и сокращения внутреннего документооборота; • сокращения удельного веса непроизводственного, вспомогательного обслуживающего персонала; • внедрения управленческой техники, механизации и автоматизации расчетно-учетных рутинных работ; • сокращения продолжительности (сроков) строительства, при котором автоматически сокращается условно-постоянная часть накладных расходов, пропорциональная времени, в том числе и заработная плата служащих; • увеличения объемов работ при прежней численности служащих, создающих относительную экономию фонда оплаты труда; • совмещения профессий и выполнения дополнительных обязанностей за дополнительную плату. Последний способ является простым, эффективным, но малоизвестным и редко применяемым. Это тот случай, когда структурным отделам и службам положением об оплате труда дозволено самим определять фактическую численность работников и распоряжаться частью экономии фонда оплаты труда, образующегося за счет временного или постоянного отсутствия штатного работника. Проясним это на условном примере, представленном в табл. 11.1. Таблица 11.1 Возможность использования экономии фонда оплаты труда от снижения численности служащих
Табл. 11.1 отражает ситуацию, когда один из инженеров уволился на пенсию (или ушел в декретный отпуск), нужно брать нового работника. Начальник отдела в своем коллективе обсудит, нельзя ли выполнять прежний объем работ отдела оставшейся меньшей численностью с надбавками за дополнительные обязанности, распределяемые на всех от ушедшего инженера. Коллектив подумает, каждый оценит свои возможности: какие дополнительные обязанности он мог бы взять на себя физически, насколько адекватно они будут компенсироваться величиной предлагаемой надбавки, кто-то вообще по разными причинам может отказаться и останется на прежней должности с теми же обязанностями и окладом, это его право, дело сугубо добровольное, принцип демократический. Но большинство людей на возможность побольше поработать и побольше заработать в наше трудное время реагирует положительно, как и произошло в нашем условном примере.
По данным табл. 11.1 путем элементарных расчетов определяются все показатели эффективности принятого коллективом решения: Рост производительности труда на 25 % Рост средней заработной платы на 19 % (как прямое следствие роста производительности труда) Темп роста производительности труда опережает в сравнении с темпом роста средней заработной платы Экономия фонда оплаты труда на 6.3 % Высвобождение численности 1 чел. специалистов для работы в других организациях.
В данном примере нетрудно заметить одну "тонкость": обязанности ушедшего специалиста раскладываются на оставшихся полностью, а его оклад неполностью. В результате создается искусственная экономия фонда оплаты труда (гр. 10 табл. 11.1), что рекомендуется для обеспечения "здорового" роста заработной платы за счет опережающего роста производительности труда, для сокращения затрат по данной статье себестоимости и увеличения прибыли, для обеспечения единства интересов личности, организации и общества. Если данный способ по положению об оплате труда будет доступен всем без исключения подразделениям, то будет создан внутренний саморегулируемый механизм всеобщего стимулирования повышения производительности и эффективности труда всего административно-управленческого персонала.
Планирование фонда оплаты труда
Фонд оплаты труда строительной организации в целом является объектом планирования, анализа и контроля. Никаких предельных нормативов и лимитов численности работников теперь не существует, каждая организация, руководствуясь своим утвержденным положением об оплате труда, ежемесячно и нарастающим итогом планирует, начисляет, "зарабатывает" и расходует фонд оплаты труда. Исходными данными для планирования фонда оплаты труда являются плановая численность и квалификационный состав работников всех категорий в сфере производства и управления, необходимые для 100 %-ного выполнения собственных планов по объему работ, производству товаров и услуг. Для этого планируется не явочная (потребная по нормам), а списочная численность рабочих, учитывающая компенсацию планируемых невыходов (болезни, отпуска всех видов, прочие оплачиваемые невыходы), когда списочная численность получается умножением явочной на плановый процент невыходов от планового годового фонда рабочего времени. Основная заработная плата рабочих планируется по утвержденным в организации часовым тарифным ставкам на плановый календарный фонд рабочего времени месяца, по сдельным расценкам и калькуляциям на плановый объем работ товаров и услуг. Все эти расчеты начинаются с низовых подразделений (участки, производства, цеха, постоянные бригады), имеющих плановые задания по натуралу и знающих свой штатный состав рабочих всех категорий. К сумме плановой основной заработной платы рабочих добавляется вся ожидаемая, усредненная по прошлому году, дополнительная заработная плата, доплаты и премии из фонда оплаты труда, а также фонд оплаты труда административно-управленческих работников по штатному расписанию. Для отдельных работ, которые невозможно пронормировать (как для рабочих, так и для служащих), их численность планируется экстраполяцией от прошлого периода (год, квартал) с учетом реального планируемого сокращения от механизации работ, совершенствования организации труда и управления. Таким образом, отдел труда и зарплаты (в средних организациях экономист по труду) на планируемый по заключенным договорам объем работ, производства продукции и услуг подсчитает общий, в том числе по месяцам и кварталам, объем фонда оплаты труда по формуле
ФОТобщ = ФОТповр +ФОТсд + ДЗПр + ФОТобс + Дс + П + ФОТауп (11.1)
,где ФОТповр - фонд оплаты труда рабочих-повременщиков по их разрядам, тарифам и окладам; ФОТсд - фонд оплаты труда рабочих-сдельщиков по калькуляциям трудозатрат и заработной платы, составленным по сдельным расценкам для бригад и по видам работ; ДЗПр - вся дополнительная заработная плата рабочих по аналогии с платой предшествующего периода; ФОТобс - фонд оплаты труда рабочих обслуживающих, вспомогательных и подсобных производств, не занятых на строительных работах; Дс - доплаты рабочим за совмещение профессий и расширение зон обслуживания; П - средняя сумма премий из фонда заработной платы по опыту прошлого периода; ФОТауп - основная (по окладам) и дополнительная заработная плата всего административно-управленческого персонала. Плановый ФОТ подсчитывается вперед на плановые объемы работ и численность, на усредненные условия труда и их отклонения от нормальных. По прошествии каждого месяца опять "снизу", от подразделений, начинается начисление основной заработной платы по сдельным расценкам за выполненные и сданные работы, по часовым тарифным ставкам и окладам за фактически отработанное по табелям время, с доплатами за условия работы и заработанные по итоговым показателям премии и фонд оплаты труда административно-управленческого персонала по окладам за отработанное время. Итак, "снизу вверх" соберется общий начисленный, заработанный по первичному учету, фонд оплаты труда, который всегда будет отличаться от планового в любую сторону. Но идти в банк за этой общей суммой начисленной зарплаты еще рано. Нужно сверить ее с общими "зарплатообразующими" итогами на "выходе" строительной организации в целом. В целом "заработанный" организацией фонд оплаты труда будет состоять из трех частей: 1) ФОТ1 за сданные строительно-монтажные работы, принятые заказчиками.
ФОТ1 = Объем СМР в х Удельный вес планового х Региональный в ценах 1984г. фонда оплаты труда на индекс 100 %-ное выполнение увеличения плана работ заработной платы текущего месяца 2) ФОТ2 от выпуска продукции подсобных производств.
ФОТ2 = Выпуск продукции х Заработная плата по натур.ед. калькуляции за 1 ед.;
3) ФОТ3 от реализации прочих товаров и услуг
ФОТ3 = Объем услуг х Удельный вес в них заработной платы по калькуляциям
Весь коллектив, от генерального директора до уборщицы, за отчетный месяц "заработал" (условно) ФОТ = ФОТ1 + ФОТ2 + ФОТ3 = 245 тыс. р., который он и получит по своему чеку в банке. Из этой суммы на оплату отпусков будет выделено 12 тыс. р. и перечислено в резерв директора 10 тыс. р., итого к распределению подпишут 245 - 12 - 10 = 223 тыс. р. Общая сумма "снизу" начисленной заработной платы получилась 241 тыс. р. Это норма. Это значит, что начисленный каждым подразделением "снизу" фонд оплаты труда будет умножен на коэффициент 223: 241 = 0.93. Зато в следующем месяце ситуация по сдаче может улучшиться, досдадут работы прошлого месяца, организация "на выходе" заработает больше обычного, начисленного "снизу" ФОТ, и коэффициент может стать 255: 230 = 1.12. Тогда и расчетный, начисленный "снизу", индивидуальный ФОТ каждого подразделения будет ему выдаваться из центральной бухгалтерии с этим коэффициентом. Такой порядок убеждает каждого работника в том, что его заработок зависит не только от результатов его личного труда, но и от итогов хозяйственной деятельности строительной организации в целом.
Рекомендуемая литература 1. Грюнштам В. А. Оплата труда в строительстве. -СПб.: Питер, 2001. 2. Единая тарифная сетка по общеотраслевым должностям служащих / Минтруда РФ. - М., 1996. 3. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих. Вып. 3. Строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы. - М.: Стройиздат, 1989. 4. Коллективный договор на предприятии (практические рекомендации и зарубежный опыт) / Институт труда Минтруда РФ. - М., 1998. 5. Тарифно-квалификационные характеристики по должностям служащих. - М.: ИНФРА-М, 1998. 6. Трудовой договор (контракт). Практический комментарий / Институт труда Минтруда РФ. - М., 1998. 7. Казанский Ю.Н., Немчин A.M., Никешин СИ. Строительство в США и России. Экономика, организация и управление, -СПб.: Два-Три, 1995. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Учебники по техническим дисциплинам и естественным наукам живут долго, ибо законы Ома, формулы по физике и сопромату неизменны в течение долгого времени, при любой власти и общественном строе страны. В отличие от них учебники но экономике любой отрасли, в том числе по строительству, весьма динамичны по содержанию и отражают социально-экономическое устройство всего общества и формы собственности по действующей конституции и общероссийским законам. Отсюда необходимость чуткого и оперативного реагирования на происходящие в обществе изменения в связи с переходом от плановой к рыночной экономике. Многие специалисты и авторский коллектив данного учебника считают, что настоящей рыночной экономики в России еще не создано и мы находимся в некоем переходном периоде освоения новых форм хозяйствования, новой системы взаимоотношений субъектов рыночной экономики между собой и с государственными органами. В этот переходный период должен окончательно утвердиться выбор высшими органами государственной власти экономической стратегии общества: или согласно теории монетаризма по М. Фридману, или по теории Дж. Кейнса, основанной на активной роли государства по регулированию рыночных отношений. Оба этих на-правления имеют свои плюсы и минусы, при этом не исключена какая-то третья, российская, модель комбинация их положительных свойств. Рыночная экономика, основанная на здоровой конкуренции, формируется большим числом нормативных актов законодательных и исполнительных органов власти, и от их количества и качества во многом зависит состояние всей экономики и инвестиционно-строительной сферы. В настоящем учебнике авторский коллектив постарался учесть все эти нормативные акты по состоянию на начало 2003 г. При пользовании учебником студентам следует дополнительно изучать постоянное и естественное законотворчество федеральных и местных органов власти и Госстроя РФ. Изменения существующих и введение новых законов фиксируется в "Российской газете", еженедельнике "Экономика и жизнь" и "Строительной газете". Изучение этих источников студентами всех специальностей предусмотрено учебными программами. Экономика России, несмотря на некоторое конъюнктурное оживление в 2001-2002 гг. еще не вышла из затяжного кризиса, что особенно сказывается в инвестиционно-строительной сфере. Здесь проявляется недостаточная роль государства в поддержке предпринимательства и формировании благоприятного инвестиционного климата, что частично объясняется ошибочностью курса слепого следования теории монетаризма, и советам Сакса. В связи с этим полезно изучить опыт преодоления "великой депрессии" США в 1929-1933 гг., когда президент Ф. Рузвельт проявил высокую государственную мудрость в выборе правильного пути выхода из тяжелейшего кризиса на основе теории Кейнса. В рамках его "Нового курса" было принято и реализовано 70 федеральных законов, предусматривающих активнейшее участие государства, увеличение роли государственного сектора, реализацию широких социальных программ и оживление инвестиционно-строительного сектора экономики. На этом пути Ф. Рузвельту хватило воли преодолеть яростное эгоистическое сопротивление магнатов, но зато он заслужил признание народа, четыре раза подряд избиравшего его президентом, что не имеет прецендента во всей истории Америки. Для упорядочения и повышения эффективности деятельности инвестиционно-строительного комплекса государственными органами РФ (Госстрой, Минэкономики, Минфин и др.) разрабатывается ряд новых нормативных актов (законов), в частности (названия актов условные): • О холдингах; • Об инвестиционной деятельности в России (новая редакция существующего закона); • О планировании, финансировании и порядке реализации федеральных, региональных и отраслевых программ экономического развития (новая редакция устаревшего Постановления правительства РФ № 638); • О государственной гарантии иностранных инвестиций. Кроме того, на наш взгляд, необходим новый федеральный закон "О государственной поддержке строительных организаций, выполняющих наиболее крупные и важные проекты в сложных условиях" (субсидии, компенсации, льготы, гарантии, госзаказы). Таким образом, знания, почерпнутые студентами из работы с настоящим учебником, могут и должны ими оперативно пополняться с помощью преподавателей в ходе лекционных занятий и самостоятельной работы с литературой и первоисточниками. Дорогу осилит идущий.
Сведения об авторах
Барановская Наталия Игоревна - канд. экон. наук, профессор кафедры экономики строительства СПбГАСУ. Работает в СПбГАСУ с 1965 г., подготовила 10 кандидатов наук. Имеет более 120 печатных трудов, в том числе 3 монографии, 7 учебных пособий. Член Петровской академии наук и искусств. Казанский Юрий Николаевич - канд. экон. наук, профессор, член-корреспондент Международной академии инвестиций и экономики строительства, почетный работник высшего образования РФ. Работает в СПбГАСУ с 1964 г., подготовил 5 кандидатов наук; был консультантом у одного доктора наук. Имеет около 80 печатных трудов, в том числе 2 учебника, 2 учебных пособия, 5 монографий. Дважды проходил повышение квалификации в США. Клюев Александр Филиппович - канд. экон. наук, профессор кафедры экономики строительства СПбГАСУ, член Петровской академии наук и искусств. Подготовил двух кандидатов наук. Имеет более 90 печатных трудов, в том числе 12 книг, монографий и учебных пособий. Член ряда научных советов, ученый секретарь докторского совета СПбГАСУ, декан факультета повышения квалификации. Косолапов Леонид Александрович - канд. экон. наук, профессор кафедры экономики строительства СПбГАСУ. В конце 2002 г. успешно защитил докторскую диссертацию. Автор 2 монографий, более 70 научных статей, 4 учебных пособий. Любимов Илья Николаевич - канд. экон. наук, доцент, автор 12 научных работ. Панибратов Юрий Павлович -д-р экон. наук, профессор, заведующий кафедрой экономики строительства, ректор СПбГАСУ, заслуженный деятель науки РФ, член-корреспондент РААиСН (1999), действительный член 4 отраслевых академий. Под его руководством успешно защитили кандидатские диссертации 27 человек, он является научным консультантом 5 докторов наук. Автор более 150 научных и методических работ. Среди них 3 монографии, 5 учебников и 5 учебных пособий.
* Базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов. Коэффициенты, учитывающие экологические факторы. Утверждены 27.11.92 г. Минприроды России, Минфином России, Минэкономики России (уточнены в 1993 г.). ** Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия. Утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.92 г., № 632. [1] Рекомендован в СНиП 11-01-95. [2] Временной положение об оценке технического уровня и качества проектов на строительство, расширение и реконструкцию предприятии / Госстрой СССР и ГКНТ СССР.. 1985. [3] СН 547-82. Инструкция по определению эксплуатационных затрат при оценке проектных решений жилых и общественных зданий. - М.: Стройиздат, 1983; Руководство по определению стоимости эксплуатации промышленных зданий и сооружений на стадии проектирования. - М.: Стройиздат, 1977. [4] Приведены в ВСН 58-88(р). Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта «и технического обслуживания зданий, объектов коммунального хозяйства и социально-культурного назначения / Госкомархитектуры. - М., 1990. Date: 2016-05-25; view: 1241; Нарушение авторских прав |