Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мероприятия по повышению эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия





3.1 Выбор и обоснование стратегии развития ОАО «Смолевичский молочный завод»

В рыночной экономике ОАО «Смолевичский молочный завод», руководствуясь потребностями рынка, само формирует программу своей работы. В общем виде постановку целей можно определить как процесс принятия решений, который предшествует будущему действию.

Поэтому цели деятельности всех уровней управления увязывают между собой, что позволяет избежать серьезных проблем, возникающих в результате ненадлежащего внимания с различных сторон.

Цели предприятия определяются после получения формулировки миссии и проведенного анализа потенциала предприятия. В узком смысле миссия раскрывает: для чего существует организация, при этом должно проявляться ее отличие от подобных организаций. Таким образом, то, что компания делает и чем хочет стать в общем случае и есть ее миссия.

Сформулированные миссии реализуются через ключевые цели. Включающие общие цели организации, а также цели входящие в нее структурных подразделений и функциональных подсистем логически вытекающих из общей цели. Миссию предприятия можно сформулировать следующим образом: деятельность направлена на завоевание прочного и ведущего положения по производству и реализации молочной продукции на отечественном и российском рынке.

Главная цель ОАО «Смолевичский молочный завод» - хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли и удовлетворении растущих потребностей покупателей за счет постоянного улучшения потребительских свойств молочной продукции, ее адекватной стоимости и эффективной системы распределения.

Стратегические цели:

— Выход на новые рынки сбыта Республики Беларусь, присутствие продукции во всех областях не менее 30% от общего объема выпуска. Задачи: провести маркетинговые исследования на рынке новых областей и анализ конкурентов; обновить ассортимент выпускаемой продукции на 30%; увеличить объем производства ежегодно на 10%; найти необходимый специализированный транспорт; создать дилерскую либо представительскую товаропроводящую сеть; создание базы хранения и реализации в г. Минске; участие в выставках.

— Увеличение объема продаж на зарубежных рынках. Выручка должна составлять ежегодно 4 млн. долларов США. Задачи: работать по направлению Интернет-маркетинг; принимать участие в международных выставках; работать с партнерами в России по увеличению объема продаж.

— Обновить ассортимент выпускаемой продукции на 30%. Задачи: осуществить техническое перевооружение; разработать либо купить технологии производства; диверсифицировать производство (вода, кетчуп); производство обогащенного функционального питания.

— Улучшение качества, выпускаемой продукции. Задачи: переход на международную систему качества ИСО 9001:2008, систему ХАССП; получение международного сертификата качества ИСО – 14000; обучение персонала и рабочих системе качества; контроль за исполнением требований, предусмотренных сертификатами качества.

По времени достижения цели следует распределить по трем категориям: долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные.

При этом кратко- и среднесрочные отчасти будут служить достижению долгосрочных целей.

Долгосрочные цели:

— завоевание и удержание позиций лидера на местном рынке;

— стать крупнейшим производителем и поставщиком продукции на рынке Беларуси;

— завоевание доминирующей (значимой) позиции на прилегающих рынках;

— наиболее полное удовлетворение потребностей покупателей;

— выход и закрепление на мировом рынке;

— нивелировать сезонные колебания спроса готового продукта;

— расширение дистрибьюторской сети в областях;

— статус предпочтительного переработчика молока для поставщиков сырья;

— создание положительного имиджа на рынке.

Среднесрочные цели:

— разработка и вывод собственной конкурентной торговой марки;

— создание сети собственных дистрибьюторов в областных центрах;

— увеличение объема продаж;

— снижение себестоимости продукции;

— продвижение собственных брендов;

— оптимизация ассортимента;

— перевод всех подразделений на единую систему компьютерной обработки данных.

Краткосрочные цели:

— разработка маркетинговой политики предприятия;

— разработка системы мотивации, поощрений и санкций персонала;

— тестирование и аттестация персонала;

— более четкое позиционирование компании;

— улучшение информационного обмена между производственными и сбытовыми подразделениями предприятия;

— использование сезона «большого молока», с максимальной выгодой для предприятия;


— добиться стабильности поставок сырья;

— повышение качества работы с клиентами.

На основании поставленных целей предприятие должно выбрать стратегию развития. Выработка стратегии осуществляется на высшем уровне управления. Задача разработки стратегии состоит в том, чтобы определить альтернативы, оценить и сопоставить возможности и риски каждой из них, потребные ресурсы и готовность персонала к изменениям. В этом, собственно, и состоит сложность задачи выбора и обоснования развития общества.

Выбранная стратегия должна воплощать наиболее рациональный подход к будущему развитию организации, определять ее долгосрочную позицию и конкурентоспособность и, в конечном счете, быть направленной на воплощение ее миссии. Она служит основой для детальной разработки и постановки стратегических целей каждой функциональной сферы управления предприятием: маркетинга, производства, персонала, финансов, инноваций и т.д. Цели этих подсистем должны быть подчинены общей стратегии развития организации, ее практической реализации.

В основу выбора и обоснования стратегии развития организации положен анализ факторов внешней и внутренней среды, позволяющий определить сильные и слабые ее стороны, соответствующие угрозы и возможности развития. Так как выбранная стратегия подразумевает под собой поддержку и укрепление существующих направлений бизнеса, то для ОАО «Смолевичский молочный завод» наиболее актуальной составной частью стратегии управления производственной деятельностью является повышение качества продукции, повышение эффективности использования основных и оборотных средств, а также персонала организации.

Из проведенного ранее SWOT-анализа видны основные направления для разработки стратегии.

Завод может загрузить производственные мощности до 100% за счет расширения ассортимента продукции. После этого вырастут объемы поставок на внешний и внутренний рынок, увеличатся показатели работы (рентабельность, прибыль), позволит в меньшей степени использовать кредиты банков. Но рынок насыщен продукцией мясомолочной промышленности, вследствие чего оборудование частично простаивает. Более того, низкая прибыльность не позволяет компании закупить более новое оборудование, ввести новейшие технологии и более емко удовлетворить персонал.

В организации проводятся слабые маркетинговые исследования, что тормозит процесс завоевания зарубежного рынка, а также это может повлечь за собой нереагирование на изменение вкусов потребителей. В результате организация будет производить продукт, и предоставлять услуги, на которые не будет спроса на данном рынке.

Следует осуществить стратегию по снижению управленческого и прочего персонала за счет более рационального использования трудового потенциала, внедрения комплекса организационно-технических мероприятий, добить загрузки производственных мощностей до 100%, провести модернизацию оборудования, расширять рынки сбыта, повышать качество производимой продукции, а также необходимо пригласить специалистов, которые занимались бы обучением персонала.

Также, важно проводить маркетинговую стратегию. Отделом продаж ОАО «Смолевичский молочный завод» производится систематический анализ деятельности конкурентов. В ходе анализа изучается ассортиментная политика, уровень спроса потребителей, ценовая политика, вид и качество продукции предприятий-конкурентов. Однако, работа отдела материально-технического снабжения настроена недостаточно хорошо. Они взаимодействуют с поставщиками, контролируют работу транспортных перевозчиков и т.д. Но их работа по определению не должна быть лишь наблюдательной, фиксирующей. Предлагаю создать отдел маркетинга на базе имеющегося отдела продаж. Отдел маркетинга собирает информацию об удовлетворенности покупателей продукцией. Покупатели высказывают свои предложения условиям эксплуатации, техническим характеристикам, качеству продукции. Также предлагается нанять на работу рекламного агента, который будет заниматься непосредственно продвижением продукции, осуществлением создания рекламных роликов, дизайна этикеток и созданию брендовой компании.


Главная задача – разработка тщательно взвешенного и обоснованного предложения, которое способствовало бы достижению наибольшей эффективности работы предприятия, повышению ее рыночной доли и получению преимуществ перед конкурентами.

Также совершенствование управления товародвижением, создание интегрированной эффективной системы регулирования и контроля материальных, финансовых и информационных потоков. Необходимо переходить на качественно другой уровень - создание хорошей логистической цепи и управление ею.

Вопросы повышения финансовой устойчивости производственно-хозяйственной деятельности предприятия

Для дальнейшего успешного развития необходимо стабилизировать финансовое состояние предприятия (таблица 3.1).

Руководствуясь мероприятиями по стабилизации финансовой устойчивости ОАО «Смолевичский молочный завод» может значительно сократить издержки производства, тем самым снизить себестоимости и следовательно иметь преимущества в ценовой политике. Данные мероприятия отразятся и на повышении эффективности производственной деятельности, показатели, приведенные в таблице 2.29 значительно улучшатся.

 

Таблица 3.1 - Мероприятия по стабилизации финансового состояния ОАО «Смолевичский молочный завод» на 2009 г.

Наименование мероприятий Срок внедрен. Сумма эконом. эффекта Снижение себестоимости,% Ответст-венные
Анализ внутривидового ассортимента: - выпуск продукции с наибольшим выходом с 1 тн сырья; - выпуск продукции с наивысшим абсолютным уровнем прибыли Еже-месячно 10% -0,2 Главный экономист, начальник производст-ва
Изменение структуры переработки сырья в сторону увеличения ЦМП и, соответственно, снижения сырья направленного на выпуск масла животного I - IV кв. года Не менее 60% -0,09 Главный инженер, начальник производ., начальник ОМТСиС
Целенаправленная работа по углубленной переработке получаемых отходов производства; достичь удельного веса промпереработки обрата не менее 90%. Принципиальное решение вопроса использования сыворотки. Постоянно Не менее 90% -0,05 Главный инженер, началник производства
Стабилизация сырьевой зоны; недопущения вывоза молочного сырья хозяйствами района на другие предприятия. Постоянно 18% -0,2 Руководство комбината, технолог по сырью
Удешевление стоимости транспортно-заготовительных расходов за счет совершенствования технической базы собственного транспортного участка, внедрение рациональных графиков доставки молока и, как следствие, увеличение количества молока доставленного собственным транспортом. Постоянно не менее 14% -0,3 Заместительдиректора, начальник транспорт-ного уч.,
Дифференциация уровня закупочных цен на сырье в зависимости от сезонности производства молока. II - III кв. 23% Руководство завода  
Разработка и освоение новых видов ассортиментов продукции; расширение нетрадиционных видов продукции (майонезы, соусы, кетчупы). Постоянно 75% -0,15 Начальник производст-ва, технологи
Освоение и реализация плана «Техническое перевооружение ОАО «Смолевичский молочный завод»        
Выполнение разработанных мероприятий по экономии тепло- и энергоресурсов. I - IV кв. 16% Главный инженер, главный энергетик  
Проведение на конец 2010г. инвентаризации основных средств, выявление неиспользуемого оборудования и его консервация. I кв. -0,1 Главный инженер, главны энергетик, главный механик, начальник производст., главный бухгалтер  
Расширение географии продаж ЦМП за счет поэтапного перехода к выпуску продукции под торговым знаком «Смолянка» в принципиально новой, современной упаковке. I кв. +9% -0,4 Начальник производст., технолог, начальник ОМТСиС
Снижение затрат за счет сокращения услуг сторонних организаций, заемных средств и процентов банкам за представленные кредиты. Постоянно -0,4 Главный бухгалтер, главный экономист  
Завершение работы по переводу работающих предприятия на контрактную форму найма. I кв. В целях усиления трудовой дисцип-лины, повышение ответственности за конечный результат труда, материальная заинтересованность Ведущий специалист по кадрам
Сведение до минимума убыточные экспортные поставки масла животного, творога нежирного; изыскание каналов реализации масла животного, СОМа, творога нежирного внутри республики. II - III кв. Начальник ОМТСиС    
Организация и открытие оптового склада-магазина, расширение форменной торговли. I - II кв. Начальник ОМТСиС    
Проведение тендеров под закупки основных, вспомогательных материалов, компонентов, тары и упаковочных средств. I кв. Начальник ОМТСиС    

Организационные вопросы повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности


Следует помнить, что немаловажное значение для реализации выбранной стратегии имеет организация производства. ОАО «Смолевичский молочный завод» для эффективной организации производства должно придерживаться определенных принципов, которые отражают возможности воздействия организации производства на степень эффективности функционирования производственных систем и представляют собой основные правила, исходные положения, на основе которых осуществляется построение, функционирование и совершенствование эффективно работающих предприятий.

В качестве высшего принципа предлагаемой концепции совершенствования организационно-управленческой деятельности следует предложение о том, что эффективная организация производства не должна базироваться лишь на снижении производственных затрат, а призвана наряду с ресурсосбережением ориентироваться на достижение устойчивой работы предприятия, высокого качества продукции, упрощение производственных и управленческих процедур, ускорение процесса производства продукции. Сосредоточение внимания в работе по повышению эффективности производства исключительно на снижении затрат может привести к тому, что достижения предприятия не окажутся устойчивыми и долговременными. Более целесообразно рассматривать деятельность по повышению эффективности производства как средство дальнейшего развития и расширения присутствия предприятия на рынке товаров и услуг.

Следующим принципом успешной работы по формированию эффективной организации производства является поддержка высшего руководства предприятия. Такая поддержка оказывается самым различным образом, но в любом случае она должна обеспечивать: постановку задачи повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности и ее интеграцию в качестве высокоприоритетной цели в процессе принятия управленческих решений; выделение ресурсов целевого назначения, т.е. направленных на реализацию мер по повышению эффективности производственно-хозяйственной деятельности.

Постоянную борьбу со всеми видами потерь следует также считать одним из основных принципов предлагаемой концепции. Для реализации этого принципа не требуется массированных инвестиций в машины и оборудование. Ставка должна делаться на каждодневные улучшения производственного потенциала предприятия. Нужно постоянно искать и находить источники потерь, изыскивать возможности их минимизации. Реализация такого курса требует вовлечения в работу по устранению потерь работников предприятия всех уровней, включая рядовых рабочих и специалистов. Наихудшим видом потерь специалисты считают производственные запасы. Запасы не только определяют собой ухудшение экономических показателей, но и маскируют плохое управление производством, нерешенности внутрипроизводственных проблем.

Особым принципом эффективной организации производства является ускорение производственных процессов. Речь идет, в первую очередь, о сокращении времени транспортных и контрольных операций.

К числу принципов эффективной организации производства следует отнести принцип гибкости. Производство должно быть динамичным, т.е. способным практически мгновенно реагировать на изменяющиеся потребности рынка. Для целей ускорения процессов производства и повышения гибкости следует использовать возможности саморегулирования производственных систем: переход на ячеистую структуру производственных подразделений, резервирование элементов производственного процесса, введение группового производства, формирование самоуправляемых бригад, введение рациональной технологии наладки и переналадки оборудования, повышение гибкости трудового потенциала предприятия.

Политика ресурсосбережения должна ориентироваться на соблюдение принципа выделения наиболее существенных факторов, определяющих издержки производства. В современных условиях, когда доля живого труда в себестоимости продукции неуклонно снижается, а удельный вес материальных и энергетических затрат возрастает, в качестве важнейшей задачи выдвигается экономия материальных и энергетических ресурсов. В условиях, когда издержки на заработанную плату становятся равными размеру амортизационных отчислений традиционная точка зрения о безоговорочной замене ручного труда машинным будет оправданной не во всех случаях. Также не безусловной является погоня за самым сложным в техническом отношении оборудованием, как решающим средством повышения эффективности производства. В мировой практике ведущие фирмы прибегают к автоматизации лишь тогда, когда они уже исчерпали другие средства повышения эффективности и качества продукции.

В качестве существенного источника ресурсосбережения следует рассматривать измерение стоимости качества продукции и снижение доли затрат на качество в стоимости продукции.

Принципом эффективной организации производства должен стать подход, согласно которому перестройка методов и систем организации и управления производством должна производиться не после, а до приобретения новой техники и технологии и даже до принятия решения о том, какое оборудование предстоит приобрести. Внедрение средств автоматизации без предварительной организационной подготовки оборачивается чаще всего убытками и бесполезной тратой сил и ресурсов. Сегодня необходимо отдавать себе отчет в том, что даже самая современная техника и самая квалифицированная рабочая сила не гарантирует ни высокой производительности, ни высокого качества продукции. Внедряя в производство современные подходы в организации и управления производством, можно достигнуть впечатляющих успехов, используя при этом не самое совершенное оборудование.

Важным направлением создания эффективной организации производства является переоценка принципов достижения высокого качества продукции. Первостепенное значение следует придавать формированию на предприятиях комплексной внутрифирменной системы обеспечения качества продукции, ориентированной на создание необходимых условий для выпуска продукции, отвечающей требованиям потребителей.

Решающим условием и важным принципом эффективной организации производства является привлечение работников к решению производственных задач, поощрение группового и индивидуального рационализаторства, передача рабочим функций контроля за производственными процессами. Следует также идти по пути реформирования методов экономической мотивации труда, внедряя фиксированное вознаграждение в зависимости от квалификации и ответственности работы и обеспечивая связь с результатами труда посредством выплат работникам групповых или индивидуальных премий по итогам работы года и участия работников в прибылях.

Что же касается самого производственного процесса, предлагаю объединить производство творога и творожных десертов в отдельный цех (сейчас творог производится в цехе молочных продуктов). Это даст предприятию конкретные преимущества: лучший контроль качества и больший ассортимент предлагаемой продукции, т.к. в цехе будут работать люди, специализирующиеся на данном виде производства. На данный момент производится творог 9% жирности, продукт творожный «Любительский» 10% жирности, кварк «Творожок нежный» 4% жирности и 11% жирности, масса творожная сладкая с наполнителями (изюм, ванилин), десерты творожные взбитые 7% жирности с фруктовыми и вкусовыми наполнителями (карамель, капучино, шоколад-лесной орех); планируется внедрить в производство творог 10% жирности (расфасованный под вакуумом). Всего 6 видов. Конкуренты же производят продукцию (из творога) 10 наименований, которая востребована потребителями. Для увеличения спроса в этом сегменте предлагаемой продукции необходимо увеличить рекламный фонд. Новый цех по производству творога будет возглавлять начальник производства. Персонал цеха: непосредственное производство - пять человек, расфасовка продукции - три человека, обслуживающий персонал: уборка территории - один человек, один слесарь-электрик, один учетчик. Следовательно, в смену работают 11 человек. К этому необходимо добавить двоих специалистов по контролю качества и разработке новых видов продукции. В целом, мероприятия по улучшению стратегии развития ОАО «Смолевичский молочный завод» можно свести в таблицу 3.2.

Таблица 3.2 - Мероприятия по улучшению стратегии развития ОАО «Смолевичский молочный завод»

Наименование мероприятий Методы осуществления мероприятий Достигаемые цели Показатели эффективности, характеризующие результат
Лучше организовать сбыт продукции. Привлечение квалифицированных логистов, поиск надежных поставщиков и оптовых потребителей Увеличение объема продаж и выход на новые рынки сбыта в РБ Прибыль - 30% рентабельность продаж
Увеличение расходов на рекламу Вложение дополнительных денежных средств Увеличение объема продаж. Большая узнаваемость торговой марки Прибыль (возможно увеличение при грамотной организации продвижения товара на рынок) - 10%
Производство
Производить продукцию высокого качества Соответствовать мировым стандартам качества (качественное сырье+постоянный контроль качества продукции собственного производства) Большее доверие к продукции у потребителей. Возможность поставок по системе - Just-in-time. Количество постоянных оптовых потребителей
Производить новые виды продукции закупка нового оборудования, обучение основных рабочих Завоевание новых рынков сбыта Объем произведенной продукции
Персонал
Обучение персонала Повышение квалификации и обучение основного персонала Увеличение объема производства, улучшение качества продукции. При правильном подборе руководящего персонала перед предприятием открываются новые возможности Трудоемкость изготовления продукции. Производительность труда. Повышение эффективности производственно-хозяйственной деятельности
Стимулирование персонала экономическими и неэкономическими методами Премии, оплачиваемые отпуска, курсы повышения квалификации, Большая вовлеченность персонала в производственный процесс Трудоемкость изготовления продукции. Производительность труда






Date: 2016-05-25; view: 1506; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию