Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ прибыли и рентабельности производства





Конечным положительным финансовым результатом хозяйственной деятельности предприятия является прибыль. Она представляет собой реализованную часть чистого дохода, созданного прибавочным трудом. Значение прибыли обусловлено тем, что, с одной стороны, она зависит в основном от качества работы предприятия, повышает экономическую заинтересованность его работников в наиболее эффективном использовании ресурсов, так как прибыль – основной источник производственного и социального развития предприятия, а с другой – она служит важнейшим источником формирования государственного бюджета. Прирост прибыли, может быть достигнут не только благодаря увеличению трудового вклада коллектива предприятия, но и за счет других факторов. Поэтому на каждом предприятии необходимо проводить систематический анализ формирования, распределения и использования прибыли. Этот анализ имеет важное значение и для внешних субъектов.

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние.

Анализ состава и динамики прибыли приведен в таблице 2.9.

Таблица 2.9 – Анализ состава и динамики прибыли

Показатель       Изменение
Сумма, млн. р. Сумма, млн. р. Сумма, млн. р. 2007 от 2006 2008 от 2007
           
Прибыль от реализации продукции, услуг 4320,0 5678,0 7202,0 1358,0 1524,0
Прибыль от операционных доходов и расходов -581,0 -988,0 -850,0 -407,0 138,0  
Прибыль от внереализационных доходов и расходов -807,0 -1000,4 -903,1 -193,4 97,3  
Итого прибыль 2932,0 3689,6 5448,9 757,6 1759,3  
Налог на прибыль и экономические санкции по платежам в бюджет 504,1 772,6 1100,0 268,5 327,4  
Чистая прибыль 2427,9 2917,0 4348,9 489,1 1431,9  

Как показывают данные таблицы, прибыль ОАО «Смолевичский молочный завод» за 2007 г. по сравнению с 2006 г. увеличилась на 757,6 млн. р., а в 2008 г. по сравнению с 2007 г. увеличилась на 1759,3 млн. р. Убыток от операционных доходов и расходов в 2007 году увеличился на 407 млм. р., а в 2008 г. по сравнению с 2007 г. снизился на 138 млн. р. В 2007 г. убыток от внереализационных доходов и расходов увеличился на 193,4 млн. р. по сравнению с 2006 г.; в 2008 г. увеличение убытка приостанавливается. Чистая прибыль с каждым годом увеличивается.

Прибыль от реализации в целом по предприятию зависит от четырех факторов: объема реализации продукции (VРП); ее структуры (УDi); себестоимость (Сi) и уровня среднереализованных цен (Цi):

П=∑ [VРПобщ ∙УDii - Сi)]. (2.7)

Расчет влияния этих факторов приведен в таблице 2.10.

 

Таблица 2.10 - Исходные данные для факторного анализа прибыли от

реализации продукции, млн. р.

Показатель 2007 г. Данные 2007 г. пересчитанные на объем продаж 2008 г. 2008 г.
Выручка от реализации продукции за вычетом НДС и др. отчислений из выручки (В) ∑VРПi0 ∙ Цi0 = 24494 ∑VРПi1 ∙ Цi0 = 30617,5 ∑VРПi1 ∙Цi1 = 25747
Полная себестоимость реализованной продукции (З) ∑VРПi0 ∙Сi0 = 18816 ∑VРПi1 ∙ Сi0 = 23520 ∑VРПi1 ∙ Сi1 = 24813
Прибыль от реализации продукции (П) 5678,0 7097,5 7202,0

Сначала найдем сумму прибыли при фактическом объеме продаж в 2008 году при величине остальных факторов в 2007 году. Для этого рассчитаем индекс объема реализации продукции (I vpп), а затем сумму прибыли 2007 года скорректируем на его уровень. На ОАО «Смолевичский молочный завод» индекс объема продаж составляет 1,0512 (25747/24494).

Если бы не изменилась величина остальных факторов, сумма прибыли должна была составить 5968,7 (5678∙1,0512). Затем определим сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции в 2008 году, но при уровне себестоимости и уровне цен 2007 года:

∑VРПi1 ∙ Цi0 - ∑VРПi1 ∙ Сi0 = 30617,5 – 23520 = 7097,5 млн. р.

Подсчитаем также, сколько прибыли предприятие получило бы при фактическом объеме реализации, структуре и ценах в 2008 году, но при уровне себестоимости продукции 2007 года. Для этого от фактической суммы выручки 2008 года вычтем условную сумму затрат:

 


∑VРПi1 ∙ Цi1 - ∑VРПi1 ∙ Сi0 = 25747 – 23520 = 2227 млн. р.

Всего прибыль от реализации продукции 2008 года увеличилась по сравнению с 2007 годом на 1524 млн. р. (7202-5678). По данным таблицы сумма прибыли изменилась за счет каждого фактора.

Изменение суммы прибыли за счет:

— объема реализации продукции

ДП vpп = Пусл1 - П0 =5968,7 – 5678=290,7 млн. р.;

— структуры товарной продукции

ДП стр = Пусл2 – Пусл1 = 7097,5 – 5968,7=1128,8 млн. р.;

— средних цен реализации

ДП ц = Пусл3 – Пусл2 =2227-70975= - 4870,5 млн.р.;

— себестоимость реализованной продукции

ДП с = П1 – Пусл3 =7202-2227=4975 млн. р.

Показатели рентабельности являются основными характеристиками эффективности хозяйственной деятельности предприятия. Они рассчитываются как относительные показатели финансовых результатов, полученных предприятием за отчетный период. Экономическое содержание показателей сводится к прибыльности деятельности предприятия. В процессе анализа рентабельности исследуются уровень показателей, их динамика, определяется система факторов, влияющих на их изменение, их количественная оценка.

Рентабельность – это степень доходности, выгодности. Прибыльность хозяйственной деятельности. Она измеряется с помощью целой системы относительных показателей, характеризующих эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности, выгодность производства отдельных видов продукции и услуг. Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина отражает соотношение эффекта с вложенным капиталом или потребительными ресурсами.

Рентабельность продукции (Rп) исчисляется путем отношения прибыли от реализации до выплаты налогов (Прп) и процентов к сумме затрат по реализованной продукции (Зрп):

Rп = Прп / Зрп. (2.8)

Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции.

Рентабельность продаж (оборота) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг до выплаты процентов и налогов на сумму полученной выручки (В):

Rоб = Прп / Врп. (2.9)

Таблица 2.12 - Анализ показателей рентабельности

Показатели     Изменения
1 Прибыль от реализации продукции (П), млн. р. 5678,0 7202,0 1524,0
2 Полная себестоимость реализованной продукции (З), млн. р. 18816,0 24813,0 5997,0
3 Выручка от реализации продукции за вычетом НДС и др. отчислений из выручки (В), млн. р. 24494,0 25747,0 1253,0
4 Рентабельность продукции, % (стр1/стр2) 30,2 29,0 -1,2
5 Рентабельность продаж, % (стр1/стр3) 23,2 28,1 4,9

Из таблицы видно, что рентабельность продукции 2008 г. на 1,2% ниже рентабельности продукции 2007 г., а рентабельность продаж 2008 г. выросла на 4,9% по сравнению с 2007 г.

Уровень рентабельности продукции (коэффициент окупаемости затрат), рассчитанный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов: изменения структуры реализованной продукции. Ее себестоимости и средних цен реализации.

Факторная модель этого показателя имеет вид:

R=П(при VРП общ, УDi, Цi, Сi)/З(при VРП общ, УDi, Сi). (2.10)


Расчет влияния факторов на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию выполним, использую данные таблицы:

R0 = П0 (при VРПобщ0, УD0, Ц0, С0) / З0 (при VРПобщ0, УD0, С0) = (5678/18816)∙100 = 30,2%;

Rусл1 = Пусл1(при VРП общ1, УD0, Ц0, С0) / Зусл1 (при VРП общ1, УD0, С0)= = ((5678∙1,0512)/(18816∙1,0512)) ∙100 = 30,2%;

Rусл2 = Пусл2 (при VРП общ1, УD1, Ц0, С0) / Зусл2 (при VРП общ1, УD1, С0) = = (7097,5/23520) ∙100 = 30,2;

Rусл3усл3 (при VРП общ1, УD1, Ц1, С0) / Зусл3 (при VРП общ1, УD1, С0)= =(2227/23520) ∙100 = 9,5;

R1 = П1 (при VРП общ1, УD1, Ц1, С1) / З1 (при VРП общ1, УD1, С1) = =(7202/24813) ∙100=29;

ДR=R1 -R0 =29-30,2=-1,2%.

Уровень рентабельности продукции в 2008 г. (коэффициент окупаемости затрат), рассчитанный в целом по предприятию снизился по сравнению с 2007 г. на 1,2%, в том числе за счет:

— за счет изменения объема реализации продукции

ДR vpп =Rусл1 -R0 =30,2-30,2=0;

— за счет изменения структуры продукции

ДR УD =Rусл2 -Rусл1 =30,2-30,2=0;

— за счет изменения отпускных цен

ДR Ц =Rусл3 -Rусл2 =9,5-30,2=-20,7%;

— за счет изменения себестоимости реализованной продукции

ДR С =R1 -Rусл3 =29-30,2=-1,2%.







Date: 2016-05-25; view: 503; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию