Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Анализ прибыли и рентабельности производства
Конечным положительным финансовым результатом хозяйственной деятельности предприятия является прибыль. Она представляет собой реализованную часть чистого дохода, созданного прибавочным трудом. Значение прибыли обусловлено тем, что, с одной стороны, она зависит в основном от качества работы предприятия, повышает экономическую заинтересованность его работников в наиболее эффективном использовании ресурсов, так как прибыль – основной источник производственного и социального развития предприятия, а с другой – она служит важнейшим источником формирования государственного бюджета. Прирост прибыли, может быть достигнут не только благодаря увеличению трудового вклада коллектива предприятия, но и за счет других факторов. Поэтому на каждом предприятии необходимо проводить систематический анализ формирования, распределения и использования прибыли. Этот анализ имеет важное значение и для внешних субъектов. Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние. Анализ состава и динамики прибыли приведен в таблице 2.9. Таблица 2.9 – Анализ состава и динамики прибыли
Как показывают данные таблицы, прибыль ОАО «Смолевичский молочный завод» за 2007 г. по сравнению с 2006 г. увеличилась на 757,6 млн. р., а в 2008 г. по сравнению с 2007 г. увеличилась на 1759,3 млн. р. Убыток от операционных доходов и расходов в 2007 году увеличился на 407 млм. р., а в 2008 г. по сравнению с 2007 г. снизился на 138 млн. р. В 2007 г. убыток от внереализационных доходов и расходов увеличился на 193,4 млн. р. по сравнению с 2006 г.; в 2008 г. увеличение убытка приостанавливается. Чистая прибыль с каждым годом увеличивается. Прибыль от реализации в целом по предприятию зависит от четырех факторов: объема реализации продукции (VРП); ее структуры (УDi); себестоимость (Сi) и уровня среднереализованных цен (Цi): П=∑ [VРПобщ ∙УDi (Цi - Сi)]. (2.7) Расчет влияния этих факторов приведен в таблице 2.10.
Таблица 2.10 - Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции, млн. р.
Сначала найдем сумму прибыли при фактическом объеме продаж в 2008 году при величине остальных факторов в 2007 году. Для этого рассчитаем индекс объема реализации продукции (I vpп), а затем сумму прибыли 2007 года скорректируем на его уровень. На ОАО «Смолевичский молочный завод» индекс объема продаж составляет 1,0512 (25747/24494). Если бы не изменилась величина остальных факторов, сумма прибыли должна была составить 5968,7 (5678∙1,0512). Затем определим сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции в 2008 году, но при уровне себестоимости и уровне цен 2007 года: ∑VРПi1 ∙ Цi0 - ∑VРПi1 ∙ Сi0 = 30617,5 – 23520 = 7097,5 млн. р. Подсчитаем также, сколько прибыли предприятие получило бы при фактическом объеме реализации, структуре и ценах в 2008 году, но при уровне себестоимости продукции 2007 года. Для этого от фактической суммы выручки 2008 года вычтем условную сумму затрат:
∑VРПi1 ∙ Цi1 - ∑VРПi1 ∙ Сi0 = 25747 – 23520 = 2227 млн. р. Всего прибыль от реализации продукции 2008 года увеличилась по сравнению с 2007 годом на 1524 млн. р. (7202-5678). По данным таблицы сумма прибыли изменилась за счет каждого фактора. Изменение суммы прибыли за счет: — объема реализации продукции ДП vpп = Пусл1 - П0 =5968,7 – 5678=290,7 млн. р.; — структуры товарной продукции ДП стр = Пусл2 – Пусл1 = 7097,5 – 5968,7=1128,8 млн. р.; — средних цен реализации ДП ц = Пусл3 – Пусл2 =2227-70975= - 4870,5 млн.р.; — себестоимость реализованной продукции ДП с = П1 – Пусл3 =7202-2227=4975 млн. р. Показатели рентабельности являются основными характеристиками эффективности хозяйственной деятельности предприятия. Они рассчитываются как относительные показатели финансовых результатов, полученных предприятием за отчетный период. Экономическое содержание показателей сводится к прибыльности деятельности предприятия. В процессе анализа рентабельности исследуются уровень показателей, их динамика, определяется система факторов, влияющих на их изменение, их количественная оценка. Рентабельность – это степень доходности, выгодности. Прибыльность хозяйственной деятельности. Она измеряется с помощью целой системы относительных показателей, характеризующих эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности, выгодность производства отдельных видов продукции и услуг. Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина отражает соотношение эффекта с вложенным капиталом или потребительными ресурсами. Рентабельность продукции (Rп) исчисляется путем отношения прибыли от реализации до выплаты налогов (Прп) и процентов к сумме затрат по реализованной продукции (Зрп): Rп = Прп / Зрп. (2.8) Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Рентабельность продаж (оборота) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг до выплаты процентов и налогов на сумму полученной выручки (В): Rоб = Прп / Врп. (2.9) Таблица 2.12 - Анализ показателей рентабельности
Из таблицы видно, что рентабельность продукции 2008 г. на 1,2% ниже рентабельности продукции 2007 г., а рентабельность продаж 2008 г. выросла на 4,9% по сравнению с 2007 г. Уровень рентабельности продукции (коэффициент окупаемости затрат), рассчитанный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов: изменения структуры реализованной продукции. Ее себестоимости и средних цен реализации. Факторная модель этого показателя имеет вид: R=П(при VРП общ, УDi, Цi, Сi)/З(при VРП общ, УDi, Сi). (2.10) Расчет влияния факторов на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию выполним, использую данные таблицы: R0 = П0 (при VРПобщ0, УD0, Ц0, С0) / З0 (при VРПобщ0, УD0, С0) = (5678/18816)∙100 = 30,2%; Rусл1 = Пусл1(при VРП общ1, УD0, Ц0, С0) / Зусл1 (при VРП общ1, УD0, С0)= = ((5678∙1,0512)/(18816∙1,0512)) ∙100 = 30,2%; Rусл2 = Пусл2 (при VРП общ1, УD1, Ц0, С0) / Зусл2 (при VРП общ1, УD1, С0) = = (7097,5/23520) ∙100 = 30,2; Rусл3 =Пусл3 (при VРП общ1, УD1, Ц1, С0) / Зусл3 (при VРП общ1, УD1, С0)= =(2227/23520) ∙100 = 9,5; R1 = П1 (при VРП общ1, УD1, Ц1, С1) / З1 (при VРП общ1, УD1, С1) = =(7202/24813) ∙100=29; ДR=R1 -R0 =29-30,2=-1,2%. Уровень рентабельности продукции в 2008 г. (коэффициент окупаемости затрат), рассчитанный в целом по предприятию снизился по сравнению с 2007 г. на 1,2%, в том числе за счет: — за счет изменения объема реализации продукции ДR vpп =Rусл1 -R0 =30,2-30,2=0; — за счет изменения структуры продукции ДR УD =Rусл2 -Rусл1 =30,2-30,2=0; — за счет изменения отпускных цен ДR Ц =Rусл3 -Rусл2 =9,5-30,2=-20,7%; — за счет изменения себестоимости реализованной продукции ДR С =R1 -Rусл3 =29-30,2=-1,2%. Date: 2016-05-25; view: 503; Нарушение авторских прав |