Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Извлечение из ГОС ВПО
Клиническая и психолого-педагогическая характеристика группы детей с нарушениями функцийопорно-двигательного аппарата. Характер влияния двигательных нарушений на психическое развитие ребенка дошкольного возраста. Дети с детским церебральным параличом (ДЦП). Психолого-педагогическое изучение детей с ДЦП (содержание, организация). Характеристика психического развития детей раннего возраста с ДЦП. Особенности двигательного, интеллектуального, сенсорного, речевого, эмоционально-волевого и личностного развития дошкольников с ДЦП. Особенности становления разных видов детской деятельности (игровой, трудовой, изобразительной). Готовность к школьному обучению. Задачи и содержание психокоррекционной помощи детям с тяжелыми нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (ОДА). 1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина):
Содержание дисциплины
1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
Примечание: Вариант 1 для специальности 050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология» Вариант 2 для специальности 050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология» с доп. спец. Специальная психология Вариант 3 для специальности 050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология» (ЗФО)
Содержание разделов дисциплины Тема 1. Исторический аспект изучения лиц с нарушениями ОДА Эволюция отношения общества к лицам с нарушениями ОДА в России и за рубежом. Институт Г.И.Турнера. Определения типов нарушения ОДА. Подходы к оказанию помощи лицам с нарушениями ОДА. Распространенность ДЦП в современных условиях.
Тема 2. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика группы детей с нарушениями функции ОДА Определение понятия ДЦП, основные клинически симптомы. Вторичные нарушения. Характер влияния двигательных нарушений на психическое развитие детей дошкольного возраста. Этиология и патогенез ДЦП: пренатальные, перинатальные, постнатальные факторы. Структурные изменения мозга у детей с ДЦП. Клинические формы ДЦП. Ранняя диагностика ДЦП и прогноз. Дети с ДЦП. Психолого-педагогическое изучение детей с ДЦП.
Тема 3. Структурно-функциональная организация двигательных функций и нейрофизиологические механизмы ДЦП Роль движений в жизни человека. Дифференциация движений. Принцип обработки информации в нервной системе. Рецепторный и эффекторный уровни. Реципрокное торможение мышц. Иннервация скелетных мышц. Экстрапирамидная система. Мозжечок. Стриопаллидарная система. Теория функциональных систем. Становление двигательной функции в онтогенезе. Патогенез двигательных расстройств.
Тема 4. Характер влияния двигательных нарушений на психическое развитие ребенка дошкольного возраста Дефицитарность моторной сферы. Развитие произвольных движений. Патогенез нарушения познавательных процессов при ДЦП. Специфика двигательного развития при ДЦП. Структура двигательного дефекта при ДЦП. Паралич и парез. Нарушение мышечного тонуса. Повышение сухожильных и периостальных дефектов. Синкенезии. Недостаточное развитие цепных выпрямительных рефлексов. Несформированность рекций равновесия и координации движений. Кинестезии. Насильственные движения. Защитные рефлексы. Патологические рефлексы. Позотонические рефлексы.
Тема 5. Дети с детским церебральным параличом (ДЦП) Периоды течения ДЦП. Степени тяжести двигательного дефекта. Физические и моторыне особенности. Работоспособность. Уровень психического развития. Расстройства эмоционально-волевой сферы. Уровень развития интеллекта. Уровень развития речи.
Тема 6. Психолого-педагогическое изучение детей с ДЦП Раняя диагностика ДЦП. Психодиагностика в системе реабилитации детей с ДЦП. Принципы диагностики. Углубленное психодиагностическое обследование ребенка с ДЦП. Особенности психологического обследования детей с ДЦП. Психодиагностика двигательных функций детей с ДЦП. Психодиагностика сенсорно-перцептивных функций. Теоретические основы нейропсихологического исследования. Нейропсихологическое исследование при спастической диплегии, гемипаретической форме ДЦП, гиперкинетической форме ДЦП, сравнительный анализ.
Тема 7. Характеристика психического развития раннего возраста с ДЦП Особенности психического развития в первый месяц жизни ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Психическое развтие ребенка с месяца до 1 года с нарушениями опорно-двигательнго аппарата: поза и мышечный тонус, тонические шейные и лабиринтные рефлексы, безусловные рефлексы, голосовые реакции, эмоциональные и психические реакции. Особенности психического развития с года до трех лет детей с ДЦП: познавательное, эмоциональное, волевое развитие.
Тема 8. Особенности двигательного развития дошкольников с ДЦП Двигательные нарушения. Рефлексы. Условно-рефлекторные реакции. Реакции равновесия. Стояние и ходьба. Патология органов опоры и движения. Специфика двигательного развития дошкольника с ДЦП. Деформации в области нижних конечностей. Деформации в области верхних конечностей. Деформации в области туловища.
Тема 9. Особенности сенсорного и речевого развития дошкольников с ДЦП Сенсорное развитие дошкольников с ДЦП. Трудности восприятия. Особенности осязательного и зрительного восприятия. Нарушения тактильной чувствительности. Недостаточность стереогенеза. Нарушения видов слухового восприятия. Фонематическое восприятие. Нарушение зрительного восприятия. Нарушения зрительно-моторной координации. Особенности нарушения зрительно-моторных координации. Их связь с освоением самообслуживания, письменной речи, трудовой и учебной деятельности. Нарушения пространственного анализа и синтеза. Выраженность пространственных нарушений, их виды. Особенности ориентировки в пространстве. Проявления нарушения ориентировок в пространстве в разных видах деятельности. Классификация речевых нарушений у детей с ДЦП. Речевые нарушения у детей с ДЦП в раннем возрасте. Нарушения формирования артикуляции и орально-моторных рефлексов. Характеристика речевых расстройств. Дизартрия при различных формах ДЦП. Алалии при ДЦП. Нарушения письменной речи.
Тема 10. Особенности эмоционально-волевого развития дошкольников с ДЦП Механизмы патологического формирования личности. Классификация нарушений. Психопатологические варианты развития личности при ДЦП: невротическом церебрастеническом вариантах, органическом инфантилизме. Формирование личности при осложненных формах ДЦП. Нарушения коммуникативных функций, их типы. Нарушения «Я» концепции. Кризисные периоды формирования самосознания. Нарушения эмоционально-волевой сферы.
Тема 11.Особенности становления различных видов деятельности дошкольников с ДЦП Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Предметная деятельность дошкольников с ДЦП. Динамика развития игровой деятельности дошкольников с ДЦП. Трудовая деятельность дошкольников с ДЦП. Самообслуживание дошкольников с ДЦП.
Тема 12. Готовность к школьному обучению Готовность к школьному обчению. Компоненты психологической готовности к обучению в школе. Диагностика готовности к обучению в школе детей с ДЦП. Диагностический (подготовительный) класс. Специальное (коррекционное) обучение. Интегрированное обучение.
Тема 13.Психокоррекционная помощь детям с тяжелыми нарушениями функции ОДА Взаимосвязь медицинской, психологической и педагогической коррекции. Принципы психокоррекции нарушений при ДЦП. Коррекция поведенческих эмоциональных нарушений, нарушений интеллекта и речи. Пути реабилитации детей с ДЦП. Организация психологического сопровождения ребенка с ДЦП в детском саду и школе. 1.6.3 Темы для самостоятельного изучения
Примечание: Вариант 1 для специальности 050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология» Вариант 2 для специальности 050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология» с доп. спец. Специальная психология и 050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология» с доп. спец. Логопедия Date: 2016-05-25; view: 545; Нарушение авторских прав |