Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Книга и книжное дело в России 17в





 

Влияние внешних факторов не могло не сказаться на развитии образования, науки и культуры. Большинство населения страны было безграмотным, отсутствовало женское образование, в школе обучали лишь азам грамоты и основам православия. Но, несмотря на все это, в XVII веке не умирает книжное дело - продолжается создание рукописей и выпуск печатных книг.

 

Следует отметить, что в целом тенденция развития печатного дела в России носила противоположный характер от тенденции европейской. Если в Европе превалировала деятельность частных типографий, то в России монополистами книжного издательства были государство и церковь.

Еще одной особенностью развития книжного дела стало и то, что заметную роль в начале XVII века играла ещё рукописная книга.

 

Традиции, заложенные первопечатниками и успешно развивавшиеся их последователями, прервались бурными политическими и военными событиями, происходившими в Русском государстве в начале XVII века. В связи с бурными политическими событиями начала 17-го века московские печатники были вынуждены переехать в Нижний Новгород, где за все время напечатали лишь одну 12-страничную брошюру на деньги Минина и Пожарского.

 

С момента возвращения типографии в Москву начинается новый этап в деятельности Печатного двора.

Московский Печатный двор ранее размещался в Кремле, затем переехал на Никольскую улицу и размещался в здании, построенном в 1620 г. В 70-е годы уже сложился в мануфактуру с четким разделением труда. Всей деятельностью там распоряжался патриарх. Перед началом печати каждой книги служили молебен.

 

С увеличением количества оборудования в Печатном дворе рос и штат сотрудников и к середине 17 века достиг 150 человек (мастер, столяры, кузнецы, резчики, наборщики). Попасть в штат было довольно трудно. Работа считалась престижной, однако работа там шла довольно медленно.

 

Всей деятельностью печатного двора распоряжался патриарх – без его дозволения книги не выпускались из печати.

 

Особое место в деятельности типографии занимала переплетная мастерская. Сюда поступали отпечатанные листы, которые частично переплетались, хранились в тетрадях. В основном книги переплетались в доски, обтянутые кожей, украшались наугольниками и застежками.

 

Переплетная мастерская – сюда поступали печатные листы, которые либо хранились в тетрадях, либо сразу переплетались. В основном переплетали досками, обтянутыми кожей, украшали наугольниками и застежками. Книги для царской семьи славились особой роскошью, а книги для масс простыми переплетами, а иногда даже продавались потетрадно. К переплетным работам также привлекались церкви, выдавались расходные материалы, а платили им чаще всего книгами.

 

Важным подразделением Печатного двора была Правильная палата – своего рода редакторский и корректорский отдел (справщики, чтецы, писцы) из духовных и светских лиц. Сверка рукописей шла по древним книгам и греческим источникам, имевшимся в монастырских библиотеках. Была открыта специальная школа изучения греческого для справщиков. Для наведения справок пользовались типографской библиотекой.

 

Производительность типографии за четыре года была не велика – всего семь книг.

Распространением книг занималась Книгохранительная палата – своего рода книжный склад, где собирались отпечатанные книги. Отсюда же рассылались книги по торговым рядам. Книги продавались на московских рынках – Арбатском, Никитском, Покровском и т.д. Уже в 30 – е годы встречаются частные торговцы.

 

Специально для эксклюзивных экземпляров, предназначенных для царской семьи, была создана царская типография Симеона Полоцкого «Верхней» (1678), которая выпускала светские книги, неподвластные церковной цензуре. Эти книги являлись образцами нравственно-познавательной литературы. «Верхняя» типография Симеона Полоцкого.

 

Настоящее имя – Самуил Емельянович Ситнианович-Петровский. Семеоном стал в монашестве. В 1660 году впервые приезжает в Москву и читает перед царским семейством (Алексей Михайлович) свои стихи. Вскоре переезжает в Москву. Любое событие в царской семье давало Полоцкому повод к сочинению нового стиха. Полоцкий произносит перед царем речь о необходимости улучшения системы образования. В начале 68 года от имени царя был напечатан труд «Жезл правления». Полоцкий воспитывал царских детей: царевича Алексея, царевну Софью. Он занимался также и астрономией и многими другими науками. Также Полоцкий предсказал точную дату рождения Петра Первого и именно он настоял на том, чтобы сына называли Петром. Для детей царя Полоцкий написал несколько сочинений, в основном сборники стихотворений; житие и учение Христа. 1678 Полоцкий организовал при дворе типографию, выпускавшую светские книги. Типография получила название Верхняя, т. к. помещалась в верхних покоях царя.


Первым был издан букварь, а затем Рифмологион (сборник стихов). Симеон Полоцкий был очень трудолюбивым, старался на каждый повод написать стих, или торжественную речь. Сочинял и для себя, и для других по заказу в подарок. Он внедрил в культуру Московской Руси западных влияний. Вокруг него сложился кружок подражателей. Его оппозицией были представители греческой учености.

Верхняя типография была необычна для того времени. Во-первых, она находилась в царских покоях и была запущена одновременно с деятельностью Печатного двора. Типография была свободна от цензуры и от царской, и от церковной.

После смерти царя Алексея Михайловича на Полоцкого начались гонения и обвинения в западничестве.

 

Тематика и типы книг в России в 17 веке (печатная и рукописная книга)

Главенство духовной литературы на книжном рынке обусловило нехватку книг светского содержание, которая восполнялась рукописно. Правда, и в духовную литературу проникали моменты светскости, так стали выпускать азбуки, учебные псалтыри, сборники, календари. Переиздают Федоровскую Азбуку.

 

С началом печати светских книг российская типография сталкивается с необходимостью нового оформления изданий. Появляются титульный лист, наборный орнамент. Вместе с тем убранство книг отличается простотой.

 

В 1649 году появляются гравюры на меди, в том же году напечатали первую печатную книгу государственного назначения «Соборное Уложение» царя Алексея Михайловича.

Заметно тяготение к западноевропейской традиции. Отдельные буквы напоминают антикву, усиливаются декоративные элементы в украшении книг.

 

Однако, как и прежде основным источником светских знаний являлась рукописная книга.

Переписка велась в монастырях (Чудов, Антониев-Сийский, Соловецкий). Производительность была по 17 книг от 300 до 1200 листов. Переписывали монахи, иногда жители посадов и холопы. В Москве на Ивановской площади за небольшую плату дьяки переписывали и продавали тетради с текстами.

 

В 17 веке сложилось жанровое содержание рукописей.

В 1627 году впервые была составлена сводная карта Русского государства «Большой чертеж» с подробным рукописным комментарием.

Всевозможные книги по различным наукам: от медицины, до астрономии, исторические сочинения, повести, рассказы.

Крупным центром производства рукописных книг был Посольский приказ. Книги по истории, геометрии, космографии, артиллерии, географии для лиц царской фамилии. Особую роль играли книги естественнонаучной и военной тематики.

С 1620 Посольский приказ выпускал первую русскую газету «Вести-Куранты».

 







Date: 2016-05-14; view: 1124; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию