Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Создателями упорядоченной славянской азбуки были славянские просветители Кирилл (826-869) и его старший брат Мефодий (820-885)





В 863 г., Кирилл создал славянскую азбуку, с помощью которой оба брата перевели затем на славянский язык основные богослужебные книги. Сохранившиеся до нас древнейшие славянские надписи и рукописи выполнены двумя графическими разновидностями славянского письма. Одна их них — «кириллица», названа так в честь Кирилла (Константина Философа), вторая — «глаголица» (от старославянского «глагол», что значит «слово»). Кириллица имела изначально 43 буквы, а глаголица – 40 букв.

Наступил 988 год Древняя Русь приняла крещение. И перекочевало на нашу благодатную землю (через посредство южных и, в меньшей степени, западных славян) огромное книжное наследие, созданное Кириллом, Мефодием и их учениками в IX–X веках. Старославянское книжное богатство заложило основы нашей национальной культуры и духовности. С принятием христианства на Руси утверждается повсеместно единый для древнерусского государства кириллический алфавит. В то время древнеболгарский и древнерусский языки были столь близки, что переводить болгарский на русский не было необходимости. Болгарские книги просто переписывались и употреблялись в храмах Киева и других городов Древней Руси.

 

Официально история книжного дела на Руси принято считать началась в 1057 году, с создания первой, самой древней русской датированной книгой, которая целиком дошла до наших дней и была написана в Новгороде в 1056-1057 гг. кириллицей, Остромирово Евангелие. Вообще, первые русские рукописные книги, написанные в XI веке, убедительно свидетельствуют о том, что в это время на Руси была чрезвычайно развита деятельность книгописных мастерских и работали в них очень искусные писцы и художники. На самом деле история возникновения книг началась еще раньше. Книги были и до этого времени. Найденная запись новгородского священника Упыря Лихого о том, что в 1047 г. он переписал глаголическую рукопись, убедительно свидетельствует о том, что рукописные кожаные книги на Руси появились задолго до Остромирово Евангелия. Правда, к сожалению, до наших дней они не сохранились. И сам факт существования древнерусских книг до Остромирова Евангелия подтверждается многими фактами – например, знаменитым Реймсским Евангелием, которое является национальной французской реликвией (на этой Библии присягали короли Франции). Дочь Ярослава Мудрого Анна, которая была выдана замуж за французского короля, привезла из Киева во Францию в качестве приданого Евангелие, написанное кириллицей – дорогая книга, украшенная тисненным золотом. Часть этого Евангелия сохранилась в составе Реймсского Евангелия (Анна вышла замуж в 1051 г. - следовательно, привезенная ею книга была переписана на Руси как минимум до 1051 года).

 

Культура Древней Руси отличалась высоким уровнем развития. Большое влияние на нее оказали варяги, кочевые народы, принятие христианства, а также страны Западной Европы и, конечно, Византия. Влияние византийского искусства многогранно. Особенно оно ощутимо в XI—XII вв., когда традиции античности и христианства соединялись с духовной жизнью народа Древней Руси. Благодаря Византии Русь получила возможность познакомиться с христианской культурой в ее классической форме, воспринять зрелую технику церковного зодчества, иконописания. Несмотря на безвозвратные утраты, литература Древней Руси поражает своим богатством и разнообразием. Огромный ее пласт представляет переводная, прежде всего византийская, литература, особенно жития святых и исторические сочинения. Само восприятие восточного христианства и его образного художественного языка произошло творчески, без слепого копирования и продолжительного ученичества. Древняя Русь очень скоро сумела выработать свой стиль, в котором ярко отразились особенности национального самосознания. Обращение к русскому искусству XIIвв. позволило исследователям культуры говорить о том, что духовная жизнь древнерусского народа и разнообразные художественные формы ее выражения носили печать самобытного и своеобразного переживания христианства. Для культуры зрелой Византии свойствен суровый аскетизм, для древнерусского искусства - гармония и человечность. Культура Руси окрашена в иные, более мягкие и светлые тона. Связано это с особенностями культурного развития.

Самые древние русские книги, дошедшие до нашего времени, относятся к XI столетию. Но рукописные книги, конечно, существовали и раньше. Они пришли к нам вместе с принятием христианства. Государству требовалось хорошо подготовленное духовенство, а также нужны были грамотные люди и для дипломатической, хозяйственной и иной деятельности.

Уже первые созданные на Руси книги говорят о высоком уровне книжного дела, о незаурядном мастерстве книгописцев и оформителей. Начертания букв, изукрашенные буквицы, затейливые заставки и рисунки - все это показывает, как много заботы вкладывали древние мастера в создание книги.

 

Частые пожары, междоусобицы и нашествия кочевников, приводившие к разорению городов и сел, были причинами гибели древних русских книгохранилищ и замечательных памятников письменности.

По всем этим причинам немало ценных рукописных книг дошли до нас в испорченном виде и с трудом поддаются реставрации: отсутствуют многие листы, нет начала или конца, пергаменные листы прогнили, выцвели чернила и т.д. Однако каждый сохранившийся древний пергаменный лист рукописи или ветхая рукопись могут представлять собой огромную культурную и научную ценность и требуют самого бережного отношения и внимания.

На сегодня в России на государственном хранении находится 494 рукописные книги. Учитывая все древнейшие славянские старинные книги, собранные в зарубежных коллекциях, то в совокупности их около тысячи. Рукописных книг XI-XII вв. до наших дней сохранилось не столь уж много. По данным Археографической комиссии, от XI в. сохранились 33 рукописи, а от XII — 85, большинство из них — богослужебные или религиозно-нравоучительные, шесть Миней, четыре Евангелия, четыре Псалтыри; жития святых, сочинения отцов церкви. Хотя в то время их было, несомненно, значительное количество. По утверждению некоторых специалистов, в XI-XIII вв. на Руси имели хождение не менее 85 тыс. одних церковных книг.

 

Художественные изображения рукописных книг состояли из украшений и миниатюр. Украшения были орнаментальными (слово «орнамент» происходит от латинского ото — «украшаю») и сюжетно-шрифтовыми.

Уже первые созданные на Руси книги говорят о высоком уровне книжного дела, о незаурядном мастерстве книгописцев и оформителей. Начертания букв, изукрашенные буквицы, затейливые заставки и рисунки — все это показывает, как много заботы вкладывали древние мастера в создание книги.

 

Остроми́рово Ева́нгелие1056-1057 гг. — редчайший и драгоценнейший памятник древнего книгописания и старославянского языка русского извода. Рукопись хранится (с 1806 года) в Российской национальной библиотеке. Диакон Григорий на её страницах сообщает, что переписал это Евангелие по заказу именитого новгородского посадника (мэра) Остромира, в крещении Иосифа, в правление киевского князя Изяслава Ярославича (сына Ярослава Мудрого). На сегодняшний день это подлинный шедевр книжного дела Древней Руси!

В русской письменности слово «книги» встречается впервые как раз в Остромировом Евангелии (1056/1057), самом раннем из датированных рукописных памятников. Употребление слова «книга» в единственном числе появилось у нас значительно позже, в 1263 г., у одного из монастырских писцов.

Многие книги делались на заказ. До наших дней сохранились прекрасные образцы древнерусской рукописной книги, такие как «Остромировом Евангелии» и «Изборники Святослава» 1073- 1076 года. «Изборник Святослава» 1073 года — вторая из точно датированных дошедших до нас рукописных книг. Изборник 1076г. русский книжник Иоанн переписал так же для князя Святослава Ярославича.

"Изборники" были очень популярны на Руси. В них входили фрагменты из "священного писания", творения "отцов церкви", высказывания мудрецов, произведения античных и средневековых писателей. В них включали статьи о риторике, логике, поэтике, исторические сведения.

Кроме "Изборников" широко распространено было также Евангелие. Выделяется своим художественным оформлением Остромировом Евангелие (1056/1057 и Мстиславово Евангелие, написанное около 1115 года. Прекрасный пергамент, красивое письмо, выполненный золотом и разноцветными красками орнамент, роскошный переплет, покрытый серебром, с изящными золотыми бляхами и филигранью.

В те далекие времена были книги, запрещенные церковью. Первые списки "ложных" (запрещенных) сочинений появились уже в XI веке. В "Изборнике" Святослава, кроме списка "истинных" книг, рекомендуемых для чтения, приведены еще два. В первый список были помещены книги, имеющие ошибки при переписке. Такие книги разрешалось читать только особо сведущим читателям. В другой перечень вошли "ложные" или "отреченные" книги. Они подлежали уничтожению, а чтение их строжайше запрещалось. К ним относили языческую литературу, а позднее запреты распространились и на книги по разным отраслям "тайных" наук (астрономии, астрологии, космографии и т.п.), отвергающих учение церкви о сотворении мир. Сюда же причисляли "колдовские" книги, сборники заклинаний, сонники и подобные им. Чтение "ложных" книг считалось тяжким грехом.

 

Разнообразие переводной литературы стало стимулом для возникновения разных жанров в древнерусской литературе. Источником служили былины, сказки, исторические песни. Народные предания составили основу первых русских летописей. Возможно, тогда были записаны хранившиеся в народной памяти предания о первых киевских князьях Аскольде и Дире, о «вещем» Олеге.

 

Больших высот достигла и оригинальная древнерусская литература. В начале XII в. была создана знаменитая «Повесть временных лет» общерусский летописный свод. Ее создателем большинство историков считают монаха Нестора, для которого характерна и образованность, и широта кругозора. Позднее получило свое развитие и местное летописание новгородское, владимиро-суздальское, галицко-волынское и др. Появляется агиографическая литература -целые житийные циклы, посвященные русским святым Борису и Глебу, Феодосию Печерскому.

 

Житийный жанр имеет свои каноны: авторы рассказывали о праведной жизни будущих святых, о чудесах, происшедших после их смерти, и т. д. Тем не менее, жития дают возможность воссоздать отдельные картины древнерусской жизни, повествуя о взаимоотношениях внутри общества.

 

Любимы были читателями разнообразные поучения и наставления, среди которых особенно интересно «Поучение Владимира Мономаха», появившееся около 1117 г. Вершина древнерусской литературы знаменитое «Слово о полку Игореве», повествующее о неудачном походе новгород-северского князя Игоря Святославича на половцев в 1185 г. Частный случай выступление искавшего славы князя Игоря и его союзников -под пером гениального автора поэмы обрел эпическое значение: спасение Руси -в единстве действий ее правителей, которые должны «вступить в стремя за Русскую землю».

 

Письменность и просвещение. Принятие христианства способствовало распространению письменности и письменной культуры. Существенным было то, что православие допускало богослужение на национальных языках. Это и создавало благоприятные условия для развития письменности. Вместе с богослужебной литературой Русь восприняла и первый литературный язык - церковнославянский.

 

Письменность и, следовательно, грамотность была распространена среди самых различных социальных слоев населения Древней Руси. Грамотными были не только представители княжеской знати и духовенства. Сохранились памятники материальной культуры — гончарные изделия, колодки сапожников, шиферные пряслица (грузила для веретен) с надписями, сделанными простым ремесленным людом XI-XII вв. — сапожниками, гончарами. Грамотными были молодые церковные служки, воины, женщины.

Существовали различные учебные заведения. Естественно, образование находилось в руках церкви и школы возникали преимущественно при монастырях и церквях. «Книжность», как большую добродетель, поощряли и прославляли. «Велика ведь бывает польза от учения книжного!» -восклицал летописец. Источники называют имена таких книжников, как Ярослав Мудрый и его сын Всеволод, Ярослав Осмомысл. Надо, однако, заметить, что само отношение к книге в религиозной культуре было отлично от привычного нам. Книга предназначалась для душеспасительного чтения; ее не читали - «вкушали». Столь же трепетным было отношение к книге древнего переписчика: работа над книгой начиналась и кончалась омовением рук и чтением молитвы.

Об образованности городского населения свидетельствуют берестяные грамоты -уникальные источники для изучения Древней Руси (число найденных грамот в Новгороде перевалило за 750, всего же обнаружено более 800 грамот). Их разнообразие -бесспорное доказательство того, что грамотность была широко распространена среди различных слоев посадского населения, включая не только мужчин, но и женщин. В руки археологов попали даже ученические «тетради» новгородских школьников. Берестяные грамоты эти — не что иное, как частные письма, древнейшие из них относятся к XI-XII вв. Содержание писем разнообразно. В них говорится о разных сторонах жизни и быта Новгорода, затрагиваются некоторые юридические и экономические вопросы. Примечательная особенность новгородских писем на бересте — их язык, не книжный, не канцелярский, а разговорный, непринужденный. Берестяные грамоты широко употреблялись на Руси. Об этом говорят и раскопки в Смоленске, Пскове, Витебске. Все это свидетельствует о том, что грамотность русского народа уже в XI в. носила бытовой, житейский характер и не являлась привилегией духовенства, знати, как долгое время принято было считать.

 

Рукописная книга имела форму кодекса и состояла из сложенных вдвое листов пергамента. Сначала текст переписывался чернилами, а затем в оставленные пустые места вписывались красные строки. Особый мастер-художник украшал книгу заставками и миниатюрами (рисунками). После этого книга попадала в руки переплетчику, который сшивал листы и делал переплет. Книга составлялась из отдельных тетрадей, состоявших из четырех сложенных вместе листов. Формат книги определялся долей листа: в десть — в лист, в полдесть — в пол-листа, в четверть, восьмушку и т.д. Преобладали рукописи большого формата.

Все рукописные книги переплетались, или, как тогда выражались, «крылись». Переплетом служили две доски, обтянутые кожей, часто вместо кожи употребляли парчу, узорчатый бархат, атлас и другие дорогие ткани. Поверх кожи для предохранения переплета от порчи и для украшения прикрепляли металлические бляхи (из меди, золота или серебра) — жуки или жуковины, угольники, средники. Переплеты некоторых роскошных рукописей заключали в золотые и серебряные оклады — своего рода футляр. Верхнюю крышку переплета или оклада порою украшали драгоценными камнями, жемчугом. Книга получалась большой и тяжелой. Держать ее в руках было трудно, поэтому при чтении ее клали на стол. Естественно, что такие книги принадлежали богатым людям, монастырям и церквям. Создание рукописной книги занимало много времени, иногда несколько лет.

В русских рукописных книгах и в некнижной письменности до середины XIV в. (акты и т.п.) применялся типа письма устав.

Устав — древнейшая форма кириллического письма, характерная для рукописей XI-XIII вв. Буквы уставного письма отличались прямолинейностью и тщательностью написания. Одна буква писалась отдельно от другой, без разделения текста на отдельные слова. Форма букв древнейшего устава приближалась к квадрату. В уставе почти нет сокращений (аббревиатур) и надстрочных знаков.

 

Старинные книги были инструментом не только религиозной пропаганды – это был еще важнейший источник духовно-нравственного воспитания, а вместе с тем – основной, достоверный поистине бесценный источник изучения отечественной культуры. Хотя распространение книжности по всей Руси шло из монастырей. Между книжными центрами постоянно шел обмен книгами, да и мастера перекочевывали из одного монастыря в другой, передавая свой опыт. Нередко писцов и писателей приглашали из-за границы.

 

Книги, бытовавшие на Руси в домонгольское время, принадлежат к трем большим группам:

1. богослужебные книги;

2. религиозные «четьи»;

3. полусветская и светская литература.

 

Со времени Ярослава Мудрого большое распространение получает наиболее значительный вид повествовательной литературы Древней Руси, исторические произведения — летописи. Крупнейшим центром русского летописания в XI-XII вв. был Киево-Печерский монастырь, значительный в те времена очаг Русской культуры и просвещения. Летописцы Киево-Печерского монастыря создали обширные летописные своды — драгоценные свидетельства прошлого русской земли. На основе ранних летописных сводов был создан около 1113 г. общерусский летописный свод «Повесть временных лет». С большим искусством в торжественно-эпическом тоне автор «Повести...» летописец Нестор рассказывает о возникновении Руси, о ее историческом месте среди других государств мира. Поистине, бесценным памятником отечественной и мировой литературы явились «Повесть временных лет» и «Слово о полку Игореве» (XII век.). «Бесспорно, что ни одна славянская страна и ни одна страна Северо-Западной Европы не обладали в XI — начале XII в. таким превосходным «сочинением по истории своей Родины, каким была „Повесть временных лет “», — пишет академик Д.С. Лихачев.

 

 

Date: 2016-05-14; view: 688; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию