Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Книга и книжное дело в Европе





 

В XIV—XV вв. в Европе изготовление книг вышло за стены монастырей. Теперь этим занимались ремесленники, а торговали книгами купцы. В середине XV в. по всей Западной Европе распространились дешёвые книги. Их печатали на бумажных листах с целых деревянных форм-матриц.

И наконец, Гутенберг, ювелир, гравёр, резчик по камню, изобрёл книгопечатание. Он первым применил разборный шрифт, хотя считается, что в Европе у него были предшественники.

Первые книги Гутенберга появились в Германии в 40-х годах XV в. Почва для этого изобретения была подготовлена и к концу 1500 г. книги выпускали уже в 200—300 городах Европы, где действовало 1100—1700 типографий.

В XV в. книгопечатание распространилось по всей Европе. В Восточной Европе одним из первых деятелей книгопечатания был Франциск Скорина. Он хорошо знал церковнославянский язык, учился в нескольких университетах Европы и вдохновлялся идеями просвещения народа. Славянские книги в Венеции печатали уже в XV в.

Открытое в середине 15в. книгопечатание стало одним из самых востребованных в истории человечества изобретений. Собственно, книгопечатание было открыто задолго до того, к этому времени по Европе ходило великое множество книг, отпечатанных ксилографическим способом, и количество их непрерывно возрастало.

Центрами изготовления ксилографических книг были Северная Германия и Голландия. Их читало простонародье, полуграмотные священники, школьники. Об этом говорит тематика выпускаемых книг: "Biblia pauperum" ("Библия бедняков") - пересказ Ветхого и Нового Завета с многочисленными иллюстрациями, "Exertitium super Pate oster" - "Отче наш" с разъяснениями и комментариями, издания более светского характера - "Басня о больном льве", "Календарь" Йоханна Региомонтана из Кенигсберга, "Хиромантия" доктора Хартлиба и т.д. Для школ выпускались азбуки и учебники латыни, называемые донатами. Печатались такие книги чаще всего на народном языке и, не попадая в библиотеки, передавались с рук на руки, пока не изнашивались.

Ксилографическая печать почти сошла на нет к 1530 г., но в отдельных местах она сохранялась до 19 в.

На первых порах из типографий выходили даже не сами книги в привычном для нас виде, а тетради из длинных листков, отпечатанных, с одной стороны. Иногда листы склеивали, но это было неудобно. Позже, после изобретения печатного станка (пресса), стало возможным печатание на двух сторонах листа.

В первой половине XVI в. печатная книга впервые становится орудием политической борьбы. Весь XVI в. наполнен ожесточенной непрекращающейся борьбой классов. В самом начале века, сначала в Германии, а затем и в других странах Западной Европы, возникает общественное движение, получившее в истории название Реформации. Широкие слои населения ведут борьбу против церковного феодализма и влияния духовенства в общественной жизни. Деятели и вожди Реформации в своей борьбе против католической церкви и в горячей полемике различных группировок и направлений широко использовали возможности печатного станка. Печаталось множество полемических сочинений, памфлетов, речей, воззваний, появились замечательные сочинения, направленные против ограниченности и невежества служителей церкви.

Просветительные тенденции эпохи Возрождения привели к сильному развитию светской науки — гуманистической философии и экспериментального естествознания. В большом числе издавались объемистые сочинения по математике, астрономии, зоологии, ботанике, по истории и филологии. Выходили новые издания античных и средневековых авторов с комментариями современных ученых, а также книги современных авторов.

В первой половине XVI в. книгопечатание сделалось общераспространенным и общедоступным, и все течения мысли, общественные и политические движения находили отражение в потоке выходящих книг.

Но и церковная цензура книг в этом столетии приобрела гораздо более универсальный и несравненно более суровый характер. Цензура, действуя рука об руку с церковными фанатиками, превратилась в грозный трибунал, уничтожавший неугодные книги на костре, а иногда вместе с книгами сжигавший и их авторов. В 1559 г. был издан папский «Указатель запрещенных книг», неоднократно переиздававшийся в дополненном виде вплоть до нашего времени. Кроме церковной цензуры в XVI в. возникает и светская. В некоторых городах издаются указы, запрещающие печатать книги, в которых могут содержаться высказывания против короля, церкви и городских властей.


В начале XVI в. возникают крупнейшие издательские и типографские предприятия, постепенно поглотившие мелкие типографии. Развитие книжной торговли делает ненужным существование сотен мелких типографий в городах и монастырях. Крупные издательские фирмы существуют долгие годы, переходя по наследству от отца к сыну; приобретают известность большие семьи печатников. Такими крупными издателями были семья Мануциев в Венеции, семья Джунта во Флоренции; наибольшую славу приобрели семья Этьеннов в Париже и семья Плантенов в Антверпене.

Наряду с Парижем крупным издательским центром стал город Лион. Крупнейшим типографом-издателем Лиона был Себастьян Грифиус (1493–1556). Замечательным лионским издателем был Этьенн Доле (1509–1546).

 

Большим событием в истории книгоиздания Англии было основание двух типографий при старейших университетах: в Кембридже в 1583 и в Оксфорде в 1585 году. По сравнению с другими странами Зап. Европы книжная продукция Англии в XVI в. была невелика. В 1557 г. было официально утверждено лондонское общество писчебумажников, которое возникло в 1404 г. как гильдия переписчиков и продавцов книг. В него могли вступать также переплетчики книг, иллюминаторы и другие лица, причастные к книжному делу.

В области книжного оформления XVI в. дал много замечательного. Возникла теория рисования шрифта, в разработке которой принимали участие крупные художники: итальянец Лука Пачиоли, немец Альбрехт Дюрер, француз Жоффруа Тори, ученик Тори Клод Гарамон, который целиком посвятил себя изготовлению шрифтов.

Во всех странах Западной Европы в XVI в. достигло высшего расцвета искусство иллюстрации. В течение первой половины века безраздельно господствовала гравюра не дереве; во второй половине XVI в. начинает распространяться гравюра на меди, более дорогая, потому что она требует печатания иллюстраций отдельно от текста, но зато и более богатая по изобразительным возможностям. Первым ее начал широко применять Христофор Плантен.

Что касается типографской марки, то она в XVI в. стала помещаться на титульном листе. Вплоть до 18 века почти никаких усовершенствований не было. Но уже начиная с середины 17 века начинаются дополнения, совершенствования печатного дела.

 

Книга 18-19 веков

18 век считается веком философов. В частности, основным идейно-философским влечением 18 века является Просвещение, которое «обслуживалось» печатным станком.

18 век внес в оформление книги новое течение. Книга приобретает меньший формат, становится более удобной, деловой. Несколько эстетических течений влияли на оформление и стилевое своеобразие книги:

Барокко – торжественный, «большой» стиль. Ему свойственна контрастность, яркость, напряженность. В книге проявляется иллюстрациями (стремление к мифологичности, библейским сюжетам, особенно у Плантена в его Библии).

Рококо – характеризовалось уходом в мир фантазий, театральные мотивы, нарочито театрализованные позы, сюжеты. Изысканная, прихотливая орнаментика, ассиметричность рисунка. Книга рококо – это очаровательные маленькие томики, часто золотой обрез.

Классицизм – направление 17- начала 19 вв. Обращение к античному наследию. Для этих иллюстраций характерна соразмерность, уравновешенность композиций, благородная простота.


 

Установление типографских мер.

До середины 18 века каждый словолитчик отливал шрифты по своим произвольным размерам, что создавало значительные неудобства. Была разработана типометрия - способ измерения шрифтов. За основу был взят королевский фут (нога короля около 32,4 см). Внутри этого фута выделяли дюймы, линии, фунты и самой мелкой единицей был – пункт (точка). Именно Фермен Дидо усовершенствовал систему измерения шрифтов и т. о. сейчас система типометрии действует и 1 пункт = 0,38мм. Именно в пунктах и измеряется кегль шрифта, размер пробельных элементов, форматы полосы набора, отступы, поля, межбуквенные/межстрочные разрядки и т. д.

Типометрическая система почти сразу была принята в Европе. В России типометрия стала использоваться с 1867 года.

18 век характеризуется как бы двумя взаимодополняющими течениями в области книгоиздания.

С одной стороны, дифференциация книжной продукции идет в направлении удешевления книги, т. е. это лаконичность, простота (учебная литература, сочинения классиков, политические, социальные трактаты). Она уравновешивалась другой стороной – книга блестяще иллюстрировалась лучшими художниками, которая предназначалась для состоятельных людей – книга роскошная, малого тиража. Именно в 18 веке создаются новые шрифты, которые уже развивают то, что было в 15-16 веках. Книги 18 века все чаще применяются гравированный фронтиспис. Та самая иллюстрация, которая смотрит на титульный лист слева (или портрет автора или иллюстрирующая картина).

В последней трети 18 века требуются все большие тиражи, развитие приобретает периодическая печать, высок спрос на книгу, часто необходимы переиздания популярных книг. Когда возникала такая необходимость стали использовать еще одно нововведение, разработанное Дидо – стереотипию.Стереотипный набор, стереотипная печать избавляет от удорожания работ: Делали гипсовый раствор, наносили его на готовый набор, разглаживали, при высыхании гипс расширялся (как бумага) и заполнял мельчайшие промежутки в наборной форме. Когда масса застывала ее было легко снять с наборной формы. Получалась гипсовая матрица в зеркальном и углубленном изображении. Эту матрицу высушивали и повернув лицом вниз дальше накладывали на форму с расплавленным металлом, притискивали. Металл заполнял углубления гипсовой формы, после его застывания, форму снимали и разбивали. Тем самым удавалось набирать дальнейшие тиражи уже с этой – стереотипной формы.

Уже в 19 веке вместо гипса стали использовать бумажную массу.







Date: 2016-05-14; view: 624; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию