Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Упражнения на различение длинных и коротких слов





Упражнение 1

У ребенка фишки, перед ним на столе — длинная и ко­роткая полоски бумаги. Логопед предлагает послушать слово и определить, длинное оно (звучит долго) или короткое (зву­чит недолго). Услышав слово, ребенок кладет фишку соот­ветственно под длинную или короткую полоску.

Слова:

сук, милиционер, велосипедист, лак, пирамида, щит, учитель­ница, балерина, суп, жук, библиотека, мухоморы, шар.

Упражнение 2

Перед ребенком набор картинок с односложными и много­сложными словами. Требуется разделить их на две группы.

Упражнение 3

Из группы детей выбираются двое. Один ребенок ^ищет в комнате предметы с короткими названиями, другой — с длинными. Найдя предмет, играющий называет его, ос­тальные проверяют.

II ЭТАП

Далее слова отрабатываются в соответствии с усложне­нием звуко-слогового состава. Мы придерживаемся следу­ющего порядка в работе.

Упражнения на объяснение значений малознакомых слов

Поскольку знание лексического значения необходимо для овладения правильным произношением, логопеду следует уточ­нить значение слова (например, включив его в предложения).


Упражнения на отраженное

Скандированное повторение слов

Изучаемого типа

Упражнение 4

Тренировка умения делать паузы между слогами.

После того как учитель назовет слово, ребенок должен по­вторить и отстучать его по столу сопряженно. При этом, если взрослый поднимает и удерживает руку вверху, нужно держать паузу, пока рука не опустится. Приведем пример:

БУ.... СЫ, НЕ..... БО, ЛЮ..... ДИ

КО..... ЛЕ-НО (КО-ЛЕ...... НО)

О-ЛЕ.... НИ (О...... ЛЕ-НИ)

СИ..... НИ-ЦА (СИ-НИ....... ЦА).

Далее ребенку предлагается после называния каждого сло­га делать поворот к другому углу комнаты (или на 360°) и пос­ле этого произнести следующий слог.

Упражнение 5

Звуковой анализ и синтез.

1. Подсчет слогов, называние одного, двух и т.д. слогов подряд, либо вразнобой по просьбе логопеда.

2. Выкладывание полосок, палочек по количеству слогов.

3. Выбор подходящей схемы слова.

4. Анализ каждого слога (подсчет и перечисление звуков).
Данный вид работы особенно важен при изучении слов

со стечениями согласных. Эта группа слов требует специ­ального внимания. Предлагается следующий порядок осво­ения:

1) двусложные слова со стечением в середине слова: вна­чале даются слова, начинающиеся на гласный звук (игла, овцы, елка, яхта, очки), затем — слова, начинающиеся на со­гласный звук (пятка, ногти, кухня, сумка, метла, полка, сосна, свекла, пушка, сундук, козлик, винтик, воздух, компот, лыж­ник, ландыш), после этого — слова с двумя стечениями со­гласных (ласточка, солнышко, бадминтон, листочки, кустар­ник, картинка);

2) стечение в конце слова (кость, мост, бинт, волк,
дождь, тент, кисть).

3) стечение в начале слова (слон, ткань, стол, шлем, пляж, глаз, стул, плот, квас, джем, ключ, плащ);

4) односложные слова с двумя стечениями (столб, шланг, хвост, кремль, гвоздь);

5) многосложные слова со стечениями (скворечник, на­персток, кастрюля, лекарство, отвертка, библиотека, стро­ительство, открывашка, салфетница, перекресток, демон­страция).

Упражнение 6

Изолированное проговаривание слов «Идем по лесен­ке». Игра проводится с одним ребенком либо с группой в виде соревнования «Кто поднимется выше?» Ребенок дол­жен, повторяя за логопедом слово по слогам, поднимать­ся пальчиками по ступенькам игрушечной лесенки. На каждой ступеньке — остановка. Если ребенок ошибается, то повторяет слово с более низкой ступеньки.

Упражнение 7

Вариант игры «Идем по лесенке». Можно предложить ребенку повторить серии из двух-трех односложных слов из закрытого слога: в прямом порядке, с подъемом по ле­сенке вверх, либо в обратном, со спуском вниз:

СУП — ДЫМ

ГУСЬ — КОТ

ДОМ — НОС

МЕХ - СОН - ЛОБ

ДУШ — ЛОСЬ — МЫШЬ

КУБ - ЛЕС — ФЕН.

Упражнение 8

Повторение рядов слов, близких по звуковому составу: — отличающихся гласными звуками: СУК — СОК МЕХ — МАХ — МОХ

МЯЧ — МЕЧ ДОМ — ДЫМ — ДАМ

КИТ - КОТ БЫК - БОК — БАК — БУК

ЛЕС — ЛИС ТОК — ТУК — ТИК — ТАК

САМ — СОМ

НОС - НЁС ДЫНЯ — ДАНЯ

СОН — СЫН ЛЫЖИ — ЛУЖИ

ТИР — ТЁР РУКИ — РЕКИ

ГОЛ — ГУЛ РАКИ — РУКИ

МЫЛО — МАЛО

ЮЛА — ЮЛЯ

ЛУНА - ЛЕНА; — отличающихся согласными звуками:

СУК - СУП ДУБ — КУБ — СУП — ЗУБ

НОС — НОЖ КОНЬ — КОМ — КОТ — КОЛ

МЕХ — МЕЛ МАК — МАЙ — МАХ — МАЛ

ВОТ - ТОТ — КОТ — ГОД

ЛЕС — ЛЕВ — ЛЕЙ МЁД — ГОД — КОТ — ЛЁД

КИТ — ВИД — ЩИТ СОМ — КОМ — ДОМ — ТОМ

СОМ — СОК — СОН ЛУК — БУК — ТУК — СУК

КОЛ - ГОЛ — ПОЛ МАК — ТАК — БАК — ЛАК

БОК - ТОК - СОК

ЛОСЬ - ЛОБ - ЛОМ

ЛЫЖА — ЖИЖА РОЗА — ПОЗА

СОВА — СОФА ШАРЫ — ДАРЫ

КОЗА - КОСА НОТЫ - СОТЫ

Куча — ТУЧА МУКА — РУКА

РУКИ — ЩУКИ ЗУБЫ — ШУБЫ

МЫЛО — БЫЛО ТИНА — ТИМА

ДЕТИ - СЕТИ НИНА - ТИНА;

— отличающихся согласным звуком и местом ударения:
ВОДА — СОДА КОЗА — РОЗА

ЛУНА — ЛУПА КОЖА — КОЗА

ВАТА — ФАТА ПОЗА — КОЗА

УШИ — УЖИ РУКИ — ЖУКИ.







Date: 2016-05-25; view: 815; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию