Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Упражнения на развитие динамической
И ритмической организации Движений Упражнение 27 Удержание динамических программ. Упражнение состоит в многократном самостоятельном повторении ребенком действия после визуального предъявления инструкции взрослым. 1. Артикуляционные упражнения: — открыть рот, оскалить зубы, надуть щеки; — язык за правую щеку, губы трубочкой, язык на нижней губе; — втянуть щеки, пощелкать языком, подуть; — два раза пощелкать языком, один раз подуть; — беззвучно артикулировать гласные [и]—[у]—[а]; — беззвучно артикулировать согласные [п]—[н]—[м]. 2. Упражнения для рук: — большим пальцем поочередно касаться указательного, мизинца, среднего; — класть кисть руки на стол кулаком, ребром, ладонью; — показывать: кольцо из пальцев, ладонь вертикально, «уши зайчика»; — из и.п. «кулак на столе» поочередно показывать большой палец, мизинец, указательный палец. 3. Упражнения для тела: — наклониться вправо, сесть на корточки, встать, хлопнуть в ладоши; — помахать руками над головой, руки убрать за спину, прыгнуть на месте; — топнуть ногой, руки к плечам, вниз, поднять голову, опустить. Упражнение 28 Ребенок повторяет ритмические рисунки за взрослым — отстукивание, отхлопывание, притопывание: — сопряженно, затем отраженно; — одной, двумя руками, ногами. Чередуя право — лево, руки — ноги; — по визуально-акустическому образцу, затем только по акустическому; — с передачей ритма без учета громкости, затем с учетом ее, с чередованием громкости в одном ритмическом рисунке. медленное отстукивание образца, данного в быстром темпе. Затем точное его повторение РАБОТА НАД ГЛАСНЫМИ Точное восприятие и четкая артикуляция гласных обеспечивают правильную передачу слогового абриса слова, а также предупреждают замещение гласных и перестановку слогов. На этапе овладения артикуляционной гимнастикой следует приучать детей к ряду ручных поз, соответствующих гласным звукам (рис. 2—7). Так, традиционное упражнение «Окошко» (звук [а]) сопровождается показом открытой ладони, обращенной на ребенка (см. рис. 2).
Рис. 2. Ручная поза звука [а] Рис. 3. Ручная поза звука [у] «Окошко» «Трубочка» Поза «Трубочка» (напоминает артикуляцию звука [у]) — пальцы сближены «в щепотку», но не сомкнуты, и вытянуты к ребенку (см. рис. 3). Поза «Хоботок» (губы как при звуке [о]) — аналогично, но пальцы расположены шире (см. рис. 4). Поза «Заборчик» (звук [и]) — ладонь в кулак пальцами к ребенку, большой палец прижат, ногти видны (ассоциация с зубами) (см. рис. 5).
«Хоботок» «Заборчик» Дополнительно вводятся позы для звуков [ы] и [э]. Поза для [ы] — аналогична [и], но запястье сильнее продвинуто к ребенку (ассоциация с выдвинутой вперед нижней челюстью) (см. рис. 6). Поза для [э] — округленная ладонь, как будто сжимающая мячик (см. рис. 7). Двойные звуки букв «е», «ё», «ю», «я», также обозначаются мануально, двумя последовательными позами. «е» = [j] + [э] — сжатый кулак пальцами к ребенку, большой палец в сторону, ногти видны [j] (рис. 8) + поза звука [э] (см. рис. 7); Рис. 6. Ручная поза звука [ы] Рис. 7. Ручная поза звука [э]
Рис. 8. Ручная поза звука [j] «ё» = [j] (см. рис. 8)+ поза звука [о] (см. рис. 4); «ю» = [j] (см. рис. 8) + поза звука [у] (см. рис. 3); «я» = [j] (см. рис. 8) + поза звука[а] (см. рис 2). При выполнении поз предплечье располагается вертикально или под небольшим углом. Подобное ручное сопровождение во время артикуляционной гимнастики показывает объем позы («окошко»), подчеркивает контрастность («заборчик — трубочка», «трубочка — хоботок»). Впоследствии, при работе над слоговой структурой слов, чередование поз гласных облегчает ребенку переключение со слога на слог, предотвращает их пропуски и замены. Упражнения Упражнение 1 Ребенок повторяет пары, тройки и большее количество звуков от более контрастных к менее контрастным: — в сопровождении ручных символов; — без них; — без зрительной опоры. Предлагаются слоги: А — И А — И — О у _ а — И — О А —У У — А — И э — У — А — И И — О И — О — Ы А — И — О — Ы Ы — А Э — У — А И — Э — У - А У — Э А — Ы — О У — А — Ы — О А — О И — Ы — Э О — И — Ы — Э О — У О — У — А Э — О — У — А. Упражнение 2 Тренировка высоты, громкости, силы голоса и темпа произношения. Ребенок произносит ряд гласных: — на одном выдохе, при этом плавно (либо отрывисто); — громко (тише, совсем тихо); — чередуя громкость в пределах одного ряда; — со сменой высоты голоса (от лица разных членов семьи, разных животных); — быстро (либо медленно). Упразкнение 3 Дополнительные задания. Для закрепления работы над гласными ребенку предлагается: — сосчитать количество звуков, произнесенных учителем; — показать то же количество пальцев (выложить фишки); — отстучать звуки молча; — встать, когда прозвучит ряд из трех (или другого заданного количества) звуков; — назвать самостоятельно два (три, пять) гласных звука; — придумать столько звуков, сколько звездочек нарисовано; — угадать, символ какого гласного показывает рукой учитель или другой ребенок (то же — с двумя, тремя гласными); — загадать ряд звуков и изобразить ручными символами; — повторить звуки в обратном порядке. РАБОТА НАД СЛОГАМИ Всякий согласный звук изображают мануально кулаком, приближенным к плечу, например, звук [п] (рис. 9). Рис. 9. Ручная поза звука [п] При переходе к гласному звуку кулак продвигается вперед и превращается в символ гласного. В случае обратных слогов выполняется движение извне (гласный звук) к плечу (согласный звук). Закрытые слоги — это движение от плеча вперед (к позе гласного) и в исходное положение. Упражнения Упражнение 1 Упражнение состоит в повторении рядов, начиная с двух-трех слогов, вначале в сопровождении ручных символов, затем без них, в конце без зрительной опоры. Берутся слоги: — с общим согласным: МА — МО — МУ — МЫ — МЭ; — с общим гласным: БУ — КУ — ВУ — НУ - ДУ;
— обратные: АН — ЫН — ОН — ЭН — УН ОФ — ОП — ОХ — ОТ — ОМ; — закрытые слоги, их ряды и пары: КАП — ПАП ПЫХ — ТЫХ ТУК — МУК БОК — ВОК; — прямые и обратные слоги с твердыми и мягкими со БА — БЯ АП — АПЬ ВУ — ВЮ УФ — УФЬ МО - МЁ ЕН — ЕНЬ; Упражнение 2 Дополнительные задания. Для закрепления работы над слогами ребенку предлагается: — сосчитать количество слогов; — выложить кружки, палочки по количеству слогов: «Послушай, сколько яблок упало: бух, бух, бух, бух!» (выложить четыре кружка); «Сколько гвоздиков прибили? Тук, тук, тук!» (выложить три палочки); — сделать столько шагов, прыжков, сколько было слогов: «Топ, топ, топ!» (три шага); «Прыг, прыг, прыг, прыг!» (четыре прыжка); — определить одинаковый звук в ряду; — придумать слоги с одинаковым гласным (согласным); — угадать слоги с указанным согласным, изображенные ручными символами; — придумать и изобразить («загадать») слоги с данным согласным; — повторить ряд слогов в обратном порядке; — повторить только первый и последний слог ряда; — произнести слоги плавно (отрывисто), громко (тихо, чередуя громкость), разными по высоте, быстро (медленно); — выделить ударный слог (отраженно, затем по называнию позиции); — назвать первый (второй, третий) звук слога; — составить слог из заданных звуков (например, [к], [п], [а], чтобы в середине был гласный); — сравнить два слога: МА — AM, УТ — КУТ, КОП — ПОК, ВЫН — ПЫН. РАБОТА НАД СЛОГАМИ СО СТЕЧЕНИЯМИ СОГЛАСНЫХ Данный вид слогов требует отдельной отработки. Упражнения Упражнение 1 Упражнение проводится в сопровождении ручных символов затем без них, в конце без зрительной опоры. Предлагаются слоги: — открытые и закрытые: КНА - АКН ГНА — АГН ДМО — ОДМ ТМО — ОТМ ПТУ — УПТ БМУ — УБМ СКЭ — ЭСК СТЫ — ЫСТ — с оппозиционными согласными: ТКО - ТКЁ ТКО — ДГО КМУ - КМЮ КМУ — ГМУ СПЫ - СПИ СПЫ — ЗБЫ ПТЭ — ПТЕ ПТЭ - БДЭ; — цепочки слогов: МНА - MHO — МНУ - МНЫ — МНЭ ГВА — ГВО — ГВУ — ГВЫ — ГВЭ ХВА — ХВИ — ХВЫ — ХВЕ ГМЕ - ГМЫ — ГМИ - ГМУ; — слоги со сменой позиции согласного: СКО - КСО ХТУ — ТХУ ЗБЫ — БЗЫ ПНЭ — НПЭ. Упражнение 2 Дополнительные задания. Для закрепления работы над слогами со стечениями согласных ребенку предлагается: — проанализировать слог (назвать первый, третий, второй звуки); — составить слог из данных звуков, чтобы вначале шли согласные (либо гласный); — придумать слог из двух согласных и одного гласного; — сравнить слоги: НА —КНА, АС — АКС, ИНТ — ЫНТ, УБР — УПР. РАБОТА НАД СЛОВАМИ I ЭТАП Date: 2016-05-25; view: 800; Нарушение авторских прав |