Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исследование лексики у детей со стертой дизартрией





Речевой материал подобран с учетом программы детского сада.

Программа исследования:

I. Исследование пассивного словаря:

- существительные

- глаголы

- прилагательные

II. Исследование активного словаря:

- существительные

- глаголы

- прилагательные

III. Исследование семантической структуры слова и лексической системности:

1. Классификация.

2. Группировка:

- существительных

- глаголов

- прилагательных

3. Подбор синонимов.

4. Подбор антонимов.

5. Объяснение значения слов:

- существительных

- прилагательных

- глаголов

6. Добавление одного общего слова к двум словам.

7. Дополнение к глаголу.

8. Дополнение последнего слова в предложении.

IV. Исследование словообразования:

1. Образование уменьшительно-ласкательных существительных.

2. Образование прилагательных:

- относительных прилагательных

- качественных прилагательных

- притяжательных прилагательных

- уменьшительно-ласкательных прилагательных

3. Образование названий детенышей животных.

4. Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.

5. Словообразование профессий женского рода.

6. Словообразование по дефиниционному типу.

7. Дифференциация глаголов, образованных префиксальным способом.

Обследование словаря детей со стертой дизартрией

I. Исследование пассивного словаря:

Цель: определить объем пассивного словаря.

Материал для исследования: предметные, сюжетные картинки, реальные предметы.

Существительные

1. Инструкция: «Покажи, где нарисовано...?»

(проверяется высокочастотная лексика)

мяч дерево
ручка пирамида
кружка блюдце

 

Примечание: предлагают предметные картинки.

2. Инструкция: «Покажи, где нарисовано...?»

(проверяется среднечастотная лексика)

колено форточка
ресницы локоть
подоконник плечо

 

Примечание: предлагают картинки

3. Инструкция: «Покажи, где нарисовано...?»

(проверяется малочастотная лексика)

клумба памятник
клубок табуретка
торшер половник

 

Примечание: предлагают сюжетные картинки.

4. Инструкция: «Покажи, где нарисовано...?»

(проверяется знание времен года и суток, явлений природы)

осень утро облако
зима вечер молния
лето день луна
весна ночь туча

 

Примечание: предлагают сюжетные картинки.


5. Инструкция: «Покажи, где нарисовано...?»

(проверяется знание частей предмета)

воротник карман ствол листья
петля рукав ветки плоды
манжета пояс корни почки

 

Примечание: предлагают картинку с изображением рубашки, дерева.

6. Инструкция: «Покажи, где нарисовано...?»

(проверяется знание названия жилищ)

дупло будка
нора берлога
гнездо скворечник

 

Примечание: предлагают сюжетные картинки.

7. Инструкция: «Покажи на себе...?»

(проверяется знание названий частей тела)

лоб колено
брови грудь
щеки спину
подбородок плечо
ногти локоть

 

Критерии оценки:

4 балла - все задания выполнены правильно.

3 балла - задания выполнены в пределах 75%.

2 балла - задания выполнены в пределах 50%.

1 балл - задания выполнены в пределах 25%.

0 баллов - задания не выполнены.

Глаголы

1. Инструкция: «Покажи, кто...?»

скачет стирает вяжет
прыгает причесывается рубит
ползет моется моет
летает подметает режет

Примечание: предлагают сюжетные картинки с изображением действий.

2. Инструкция: «Покажи, кто...?»

воркует кудахчет каркает
чирикает гогочет пищит
кукарекает крякает рычит
воет квакает мычит

 

Примечание: предлагают предметные картинки: голубь, воробей, петух, волк, курица, гусь, утка, лягушка, ворона, мышка, медведь, корова.

3. Инструкция: «Покажи, кто...?»

варит (повар) пашет (тракторист)
учит (учитель) летает (летчик)
работает (рабочий) лечит (врач)
шьет (портниха) продает (продавец)

 

Примечание: предлагают сюжетные картинки с изображением профессий.

4. Инструкция: «Покажи, чем...?»

пилят вытираются подметают
шьют рубят причесывают
гладят рисуют прибивают
режут красят копают

 

Примечание: предлагают предметные картинки с изображением соответствующих предметов, например: пила, иголка с ниткой, утюг, полотенце, нож, топор, карандаш, кисть, веник, расческа, молоток, лопата.


Критерии оценки:

4 балла - все задания выполнены правильно.

3 балла - задания выполнены в пределах 75%.

2 балла - задания выполнены в пределах 50%.

1 балл - задания выполнены в пределах 25%.

0 баллов - задания не выполнены.

Прилагательные

1. Инструкция: «Покажи, где...?»

(проверяется понимание названий формы, цвета, величины и веса)

круглый красный большой
овальный синий средний
квадратный зеленый маленький
прямоугольный желтый легкий
треугольный черный тяжелый

 

Примечание: предлагают картинки и реальные предметы из окружающей обстановки.

2. Инструкция: «Покажи, что бывает...?»

(проверяют понимание названий вкусовых, температурных, тактильных ощущений)

кислым горячим пушистым
сладким холодным теплым
горьким колючим мокрым
соленым гладким сухим

 

Примечание: предлагают соответствующие картинки и реальные предметы например: лимон, мед, перец, огурец в банке, чайник, лед, снег, ежик, котенок, зонт, сено и др.

3. Инструкция: «Покажи, где...?»

(проверяют понимание названий, обозначающих высоту, толщину, длину, ширину)

высокий - низкий

толстый - тонкий

длинный - короткий

широкий - узкий

Примечание: предлагают парные картинки с предметами, отличающимися этими свойствами.

Критерии оценки:

4 балла - все задания выполнены правильно.

3 балла - задания выполнены в пределах 75%.

2 балла - задания выполнены в пределах 50%.

1 балл - задания выполнены в пределах 25%.

0 баллов - задания не выполнены.

II. Исследование активного словаря:

Цель: Определить объем активного словаря.

Материалом исследования служат предметные и сюжетные картинки, реальные предметы, окружающая обстановка и т.д.

Существительные

1. Инструкция: «Скажи, кто это?»

(темы: домашние животные и птицы, дикие животные и птицы)

ласточка лошадь лев олень гусь голубь
воробей собака тигр еж утка сорока
снегирь корова волк лиса петух цапля
галка коза кабан белка курица  
  кошка лось заяц    
  свинья зебра      

1. Инструкция: «Назови, кто это?»

(темы: рыбы, насекомые, морские животные)

щука паук муха
сом оса муравей
рак жук кузнечик
лещ комар стрекоза
акула кит дельфин

 

3. Инструкция: «Назови, что это?»

(темы: фрукты, ягоды, овощи, деревья, цветы)

яблоко клубника картофель сосна мак
груша малина морковь ель ромашка
лимон арбуз капуста дуб роза
виноград смородина помидор береза колокольчик
слива клюква огурец клен ландыш
апельсин   лук    
    тыква    

 

4. Инструкция: «Назови, что это?»

(темы: обувь, головные уборы, мебель, посуда)

ботинки шляпа стул ложка
туфли шапка стол вилка
тапочки кепка кресло тарелка
валенки   торшер чашка
сапоги   диван сахарница
    шкаф сковорода

 

5. Инструкция: «Назови, что это?»

(темы: времена года, время суток, явления природы, транспорт)


лето день дождь снег автобус
осень утро гроза луна поезд
зима вечер туча молния корабль
весна ночь облако месяц самолет

 

6. Инструкция: «Назови, что это?»

(темы: одежда, части тела человека)

рубашка воротник шея ресницы
брюки петля волосы губы
пальто манжеты лицо подбородок
шарф карман лоб плечо
кофта рукав брови локоть
костюм пояс щеки ногти

 

Критерии оценки:

4 балла - все задания выполнены правильно.

3 балла - задания выполнены в пределах 75%.

2 балла - задания выполнены в пределах 50%.

1 балл - задания выполнены в пределах 25%.

0 баллов - задания не выполнены.

Глаголы

1. Инструкция: «Скажи, кто что делает?»

лошадь - (скачет) строитель - (строит)
гусеница - (ползает) врач - (лечит)
птица - (летает) продавец - (продает)
рыба - (плавает) солдат - (служит)
собака - (бегает) спортсмен - (соревнуется)
повар - (варит) учитель (учит)
рыбак - (ловит рыбу)  

2. Инструкция: «Скажи, кто как подает голос?»

голубь - (воркует) курица - (кудахчет)
лягушка - (квакает) воробей - (чирикает)
медведь - (рычит) кукушка - (кукует)
ворона - (каркает) волк - (воет)
мышка - (пищит) петух - (кукарекает)
собака - (лает) соловей - (поет)

3. Инструкция: «Скажи, что делают...?»

пилой - утюгом - молотком -
иглой - ножницами - ложкой -
ручкой - топором - ножом -
краской - карандашами - расческой -

 

Критерии оценки:

4 балла - все задания выполнены правильно.

3 балла - задания выполнены в пределах 75%.

2 балла - задания выполнены в пределах 50%.

1 балл - задания выполнены в пределах 25%.

0 баллов - задания не выполнены.

Прилагательные

1. Инструкция: «Скажи, этот предмет какой?»

(темы: прилагательные, обозначающие вес, цвет,)му, величину предметов)

геометрическая фигура - (треугольный)

геометрическая фигура - (квадратный)

кирпич - (прямоугольный)

мяч - (круглый)  
цветок - (красный) перо - (легкое)
кружок - (синий) камень - (тяжелый)
лист - (зеленый) корабль - (большой)
лимон - (желтый) палец - (средний)
фломастер - (черный) гриб - (маленький)

2. Инструкция: «Скажи,... (лимон) какой?»

(темы: прилагательные, обозначающие вкус, температуру, тактильные ощущения)

лимон - (кислый) чайник - (горячий)
варенье - (сладкое) лед - (гладкий)
перец - (горький) ежик - (колючий)
огурец - (соленый) снег - (холодный)

 

3. Инструкция: «Скажи, какой (какая)?»

(темы: прилагательные, обозначающие высоту, толoщину, длину, ширину)

дом (высокий - низкий)

дерево (толстое - тонкое)

карандаш (короткий - длинный)


шарф (широкий - узкий)

Критерии оценки:

4 балла - все задания выполнены правильно.

3 балла - задания выполнены в пределах 75%.

2 балла - задания выполнены в пределах 50%.

1 балл - задания выполнены в пределах 25%.

0 баллов - задания не выполнены.

III. Исследование семантической структуры слова и лексической системности:

Классификация

1. Классификация семантически далеких предметов.

Материал для исследования: группы предметных картинок с изображением:

1 гр.: мебель - насекомые; II гр.: посуда - звери.

Инструкция: «Разложи картинки на две группы и назови их».

I гр. стол диван
  бабочка паук
  шкаф жук
II гр. тигр волк
  тарелка чашка
  заяц кастрюля

2. Классификация семантически близких предметов.

Материал для исследования: группы предметных картинок с изображением:

I гр.: дикие животные - домашние животные;

II гр.: птицы - насекомые.

Инструкция: «Разложи картинки на две группы и назови их».

I гр. лиса медведь
  кошка собака
  заяц корова
II гр. бабочка синица
  пчела стрекоза
  воробей снегирь

 

Критерии оценки:

4 балла - все задания выполнены правильно.

3 балла - задания выполнены в пределах 75%.

2 балла - задания выполнены в пределах 50%.

1 балл - задания выполнены в пределах 25%.

0 баллов - задания не выполнены.


Группировка слов

Существительные

1. Серии семантически далеких слов, по три слова в каждой:

Материал для исследования:

# стол, бабочка, диван

# тигр, тарелка, ложка

# береза, яблоко, рябина

II. Инструкция: «Логопед будет называть по три слова, а ты скажи, какое слово лишнее».

# стол, бабочка, диван

II. Инструкция: «Объясни, почему это слово лишнее».

2. Серии семантически близких слов, по три слова в каждой:

Материал для исследования:

# волк, собака, лиса

# лимон, свекла, яблоко

# сорока, бабочка, скворец

# тарелка, стол, стакан

I. Инструкция: «Логопед будет называть по три слова, а ты скажи, какое слово лишнее».

# волк, собака, лиса

II. Инструкция: «Объясни, почему это слово лишнее».

Критерии оценки (для всех заданий):

4 балла - все задания выполнены правильно.

3 балла - задания выполнены в пределах от 51% до 75%.

2 балла - задания выполнены в пределах от 26% до 50%.

1 балл - задания выполнены в пределах от 11% до 25%.

0 баллов - задания выполнены в пределах 10% или не выполнены.

Глаголы

Материал для исследования: серии слов, по три слова в каждой:

# налил, насорил, вылил

# подбежал, вошел, подошел

# стоит, растет, сидит

# идет, цветет, бежит

# вошел, вылетел, выбежал

I. Инструкция: «Логопед будет показывать по три слова, а ты скажи, какое слово лишнее».

# налил, насорил, вылил

II. Инструкция: «Объясни, почему это слово лишнее».

Прилагательные

Материал для исследования: серии слов, по три слова в каждой:

# большой, желтый, маленький

# хороший, деревянный, плохой

# высокий, низкий, маленький

# большой, маленький, низкий

# желтый, длинный, зеленый

# тяжелый, длинный, легкий

# круглый, большой, овальный

I. Инструкция: «Логопед будет называть по три слова, а ты скажи, какое слово лишнее».

# большой, желтый, маленький

II. Инструкция: «Объясни, почему это слово лишнее».

3. Подбор синонимов к словам:

Материал для исследования: слова различных частей речи:

здание - глядеть -
парк - шагать -
улица - огромный -
боец - радостный -
доктор - торопится -

Инструкция: «Логопед скажет слова, а ты ответь, как это можно назвать другим словом. Например, здание = дом, строение; парк =...?»

4. Подбор антонимов к словам:

Материал для исследования: слова и словосочетания:

слова: день, горе, шум, поднимать, говорить, холодный, плохой, легкий, быстро, далеко и др.

словосочетания: холодный зимний день, холодный день, холодная вода в реке, холодная вода в кастрюле, холодная вода.

I. Инструкция: «Логопед скажет слово, а ты ответь «наоборот». Например, день - ночь».

горе - говорить -
шум - холодный -
поднимать - плохой -
быстро - легкий -
далеко - утро -

 

II. Инструкция: «Замени в предложении слово «холодный» словом «наоборот»»

холодный зимний день -

холодная вода в реке -

холодная вода в кастрюле -

холодная вода -

холодный день -

5. Объяснение значения слов:

Существительные

Материал для исследования: существительные, являющиеся обобщающими словами; существительные, обозначающие конкретные предметы.

I. Инструкция: «Логопед скажет слово, а ты объясни, что это слово значит».

овощи дерево
мебель одежда
посуда обувь
фрукты животные
цветы насекомые

 

II. Инструкция: «Логопед скажет слово, а ты объясни, что это слово значит».

свекла стол
яблоко вилка
астра шуба
паук сапоги
береза собака

 

Прилагательные

Материал для исследования: слова, обозначающие разные признаки предметов: высоты («низкий»), ширины («узкий»), веса («тяжелый»), длины («короткий»), цвета («желтый»), величины («маленький»), вкуса («соленый»), температуры («холодный»), формы («круглый»).

Инструкция: «Логопед скажет слово, а ты объясни, что это слово значит».

высокий тяжелый
маленький круглый
желтый легкий
короткий низкий
длинный широкий
соленый холодный

Глаголы

Материал для исследования: слова, обозначающие действия.

Инструкция: «Логопед скажет слово, а ты объясни, что это слово значит».

идти летать
ползти тащить
ехать торопиться
нести светить
везти лезть

 

6. Добавление одного общего слова к двум словам:

Материал для исследования: пары слов и общий вопрос.

Инструкция: «Логопед назовет два слова и вопрос, а ты ответь одним словом. Например, «дерево» - «цветы». Что делают? - «растут» (одно слово)».

фрукты - овощи (какие?)

кошка - собака (что делают?)

дождь - снег (что делают?)

сидит - стоит (кто?)

льется - журчит (что?)

шумит - дует (что?)

светит - греет (что?)

одевается - обувается (кто?)

7. Дополнение к глаголу:

Материал для исследования: глаголы: «стучит, летит, плывет, бежит, сидит, растет, светит, умывается, идет, лежит».

Инструкция: «Назови как можно больше слов к слову. Например, «идет»: «идет человек, идет поезд, идет снег, идет дождь» и т.п.

сидит = светит = стучит =
растет = умывается = летит =
лежит = бежит = плывет =

 

8. Дополнение последнего слова в предложении:

Материал для исследования: незаконченные логопедом предложения.

Инструкция: «Логопед начнет говорить предложение, а ты закончи это предложение».

Из крана льется...

Солнце светит...

Лимон желтый, а помидор...

Фрукты моют, а белье...

Яйцо овальное, а шар...

Кофта шерстяная, а шуба...

Молоко жидкое, а сметана...

Лимон кислый, а мед...

IV. Исследование словообразования

1. Образование уменьшительно-ласкательных существительных:

Материал для исследования: слова, предметные картинки.

Инструкция: «Как назвать предмет, если он маленький?»

таз - ухо - лист - снег -
гриб - лиса - дом - окно -
грузовик - солнце - кружка - кольцо -
одеяло - береза - дерево - стакан -

 

Критерии оценки (для всех заданий):

4 балла - все задания по словообразованию выполнены верно самостоятельно.

3 балла - задания по словообразованию выполнены правильно в пределах 75%, наличие самокоррекции.

2 балла - задания по словообразованию выполнены правильно в пределах 50%, после стимулирующей помощи.

1 балл - задания выполнены правильно в пределах 25%, после стимулирующей помощи. Большинство ответов - неверно образованная форма.

0 баллов - задания выполнены в пределах 10% или не выполнены, отказы выполнения задания.

2. Образование прилагательных.

2.1. Образование относительных прилагательных (из чего сделано?)

Материал для исследования: словосочетания.

Инструкция: «Если предмет сделан из..., например из стекла, то он какой? - стеклянный».

компот из яблок - лист клена -
горка изо льда - кубик из дерева -
салат из моркови - шишка ели -
суп из грибов - куртка из кожи -
варенье из малины - стакан из стекла -

 

2.2. Образование качественных прилагательных.

Материал для исследования: слова, словосочетания.

Инструкция: «Какой,..., например, день, если днем жарко?»

жарко - мороз -
душно - снег -
солнце - дождь -
ветер - туман -
холодно - пасмурно -

 

Критерии оценки:

4 балла - все задания по словообразованию выполнены верно самостоятельно.

3 балла - задания по словообразованию выполнены правильно в пределах 75%, наличие самокоррекции.

2 балла - задания по словообразованию выполнены правильно в пределах 50%, после стимулирующей помощи.

1 балл - задания выполнены правильно в пределах 25%, после стимулирующей помощи. Большинство ответов - неверно образованная форма.

0 баллов - задания выполнены в пределах 10% или не выполнены, отказы выполнения задания.

2.3. Образование притяжательных прилагательных.

Материал для исследования: слова, словосочетания, предметные картинки.

I. Инструкция: «Как сказать: чьи ухо, нос, лапа у животных?

Например, кошка - кошачье кошачий кошачья»

  ухо нос лапа
медведь -
волк -
белка -
собака -
лиса -
заяц -
лев -

 

I. Инструкция: «Как сказать: чей дом? Чье гнездо? Чья вещь? Чей след? Например, гнездо орла - орлиное».

# ружье охотника -

# дупло белки -

# клюв птицы -

# берлога медведя -

# хвост рыбы -

# гнездо воробья -

# яйцо курицы -

# следы зайца -

# следы волка -

# свисток милиционера -

2.4. Образование уменьшительно-ласкательных прилагательных.

Материал для исследования: словосочетания, предметные картинки с изображением одинаковых по цвету, но разных по величине предметов.

Инструкция: «Как сказать про маленький предмет? Например, дом желтый, а домик? - желтенький».

# Лиса рыжая, а лисенок -

# Волк серый, а волчонок -

# Шуба пушистая, а шубка -

# Сапоги зеленые, а сапожки -

# Звезда красная, а звездочка -

# Машина белая, а машинка -

# Огурец соленый, а огурчик -

# Яблоко вкусное, а яблочко -

3. Образование названий детенышей животных.

Материал для исследования: слова, предметные картинки с изображением животных и их детенышей.

Инструкция: «Как назвать одного детеныша у животных? Как назвать если их несколько? Например, у овцы - ягненок, а если их несколько, то - ягнята».

  один несколько   один несколько
у кошки - ... ... у коровы -
у собаки - ... у козы -
у курицы - ... ... у льва -
у утки - ... у волка -
у лисы - ... ... у птицы -

 

4. Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.

Материал для исследования: парные сюжетные картинки с изображением действий: в стадии выполнения и в стадии завершения действия.

Инструкция: «Посмотри на 2 картинки. Где ребенок выполняет действия (задания), а где уже закончил? Как сказать? Например, этот ребенок рисует, а этот уже нарисовал».

# Этот пишет, а этот уже...

# Этот снимает, а этот уже...

# Этот вешает, а этот уже...

# Этот стирает, а этот уже...

# Этот режет, а этот уже...

# Этот пилит, а этот уже...

# Этот льет, а этот уже...

# Этот ест, а этот уже...

# Этот умывается, а этот уже...

# Этот моет, а этот уже...

5. Словообразование профессий женского рода

Материал для исследования: слова или предметные картинки с изображением разнообразных профессий.

Инструкция: «Скажи, как будет называться профессия, если ее выполняет женщина?»

# учитель -... # крановщик -...
# певец -... # каменщик -...
# воспитатель -... # артист -...
# портной -... # повар -...
# продавец -... # проводник -...

 

6. Словообразование по дефиниционному типу.

Материал для исследования: словосочетания, которые нужно заменить одним словом. Например, «чинит сапоги - сапожник», «собирает грибы - грибник», «пилит дрова - пильщик».

Инструкция: «Скажи, как называют человека, который...?»

# водит машину -...

# играет в теннис -...

# водит поезд -...

# ловит рыбу -...

# подстригает волосы -...

# сочиняет стихи -...

# играет на скрипке -...

# играет в футбол -...

# чинит часы -...

# ведет самолет -...

7. Дифференциация глаголов, образованных префиксальным способом.

Материал для исследования: сюжетные картинки с изображением действий и пары слов (глаголов).

Сюжетные картинки: Пары слов:
мальчик залез на дерево залез - облез
мальчик перешел дорогу перешел - обошел
заяц обогнал волка прогнал - обогнал
мальчик разбил вазу разбил - пробил
птичка вылетела из клетки влетела - вылетела
дети поливают огород заливают - поливают
мальчик порвал рубашку порвал - сорвал
мама пришила пуговицу пришила - вышила
мама стирает белье моет - стирает
мальчик спускается по лестнице поднимается - спускается

Инструкции:

1. Посмотри на картинку.

2. Послушай два слова. Одно из них подходит к картинке, например, на картинке девочка развесила белье. Два слова - «развесила» - «обвесила», какое слово подходит?

3. Назови слово.

4. Произнеси все предложение.

Для иллюстрации результатов исследования словаря приводим график № 5, на котором отражается степень сформированности пассивного и активного словаря, состояние семантической структуры слова и лексической системности, а также специфика словообразовательных процессов у ребенка со стертой дизартрией и общим недоразвитием речи III уровня, обучающегося в логопедической группе по программе ОНР (возраст 6 лет 3 мес).







Date: 2016-05-25; view: 381; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.118 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию