Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Исследование лексики у детей со стертой дизартрией
Речевой материал подобран с учетом программы детского сада. Программа исследования: I. Исследование пассивного словаря: - существительные - глаголы - прилагательные II. Исследование активного словаря: - существительные - глаголы - прилагательные III. Исследование семантической структуры слова и лексической системности: 1. Классификация. 2. Группировка: - существительных - глаголов - прилагательных 3. Подбор синонимов. 4. Подбор антонимов. 5. Объяснение значения слов: - существительных - прилагательных - глаголов 6. Добавление одного общего слова к двум словам. 7. Дополнение к глаголу. 8. Дополнение последнего слова в предложении. IV. Исследование словообразования: 1. Образование уменьшительно-ласкательных существительных. 2. Образование прилагательных: - относительных прилагательных - качественных прилагательных - притяжательных прилагательных - уменьшительно-ласкательных прилагательных 3. Образование названий детенышей животных. 4. Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида. 5. Словообразование профессий женского рода. 6. Словообразование по дефиниционному типу. 7. Дифференциация глаголов, образованных префиксальным способом. Обследование словаря детей со стертой дизартрией I. Исследование пассивного словаря: Цель: определить объем пассивного словаря. Материал для исследования: предметные, сюжетные картинки, реальные предметы. Существительные 1. Инструкция: «Покажи, где нарисовано...?» (проверяется высокочастотная лексика)
Примечание: предлагают предметные картинки. 2. Инструкция: «Покажи, где нарисовано...?» (проверяется среднечастотная лексика)
Примечание: предлагают картинки 3. Инструкция: «Покажи, где нарисовано...?» (проверяется малочастотная лексика)
Примечание: предлагают сюжетные картинки. 4. Инструкция: «Покажи, где нарисовано...?» (проверяется знание времен года и суток, явлений природы)
Примечание: предлагают сюжетные картинки. 5. Инструкция: «Покажи, где нарисовано...?» (проверяется знание частей предмета)
Примечание: предлагают картинку с изображением рубашки, дерева. 6. Инструкция: «Покажи, где нарисовано...?» (проверяется знание названия жилищ)
Примечание: предлагают сюжетные картинки. 7. Инструкция: «Покажи на себе...?» (проверяется знание названий частей тела)
Критерии оценки: 4 балла - все задания выполнены правильно. 3 балла - задания выполнены в пределах 75%. 2 балла - задания выполнены в пределах 50%. 1 балл - задания выполнены в пределах 25%. 0 баллов - задания не выполнены. Глаголы 1. Инструкция: «Покажи, кто...?»
Примечание: предлагают сюжетные картинки с изображением действий. 2. Инструкция: «Покажи, кто...?»
Примечание: предлагают предметные картинки: голубь, воробей, петух, волк, курица, гусь, утка, лягушка, ворона, мышка, медведь, корова. 3. Инструкция: «Покажи, кто...?»
Примечание: предлагают сюжетные картинки с изображением профессий. 4. Инструкция: «Покажи, чем...?»
Примечание: предлагают предметные картинки с изображением соответствующих предметов, например: пила, иголка с ниткой, утюг, полотенце, нож, топор, карандаш, кисть, веник, расческа, молоток, лопата. Критерии оценки: 4 балла - все задания выполнены правильно. 3 балла - задания выполнены в пределах 75%. 2 балла - задания выполнены в пределах 50%. 1 балл - задания выполнены в пределах 25%. 0 баллов - задания не выполнены. Прилагательные 1. Инструкция: «Покажи, где...?» (проверяется понимание названий формы, цвета, величины и веса)
Примечание: предлагают картинки и реальные предметы из окружающей обстановки. 2. Инструкция: «Покажи, что бывает...?» (проверяют понимание названий вкусовых, температурных, тактильных ощущений)
Примечание: предлагают соответствующие картинки и реальные предметы например: лимон, мед, перец, огурец в банке, чайник, лед, снег, ежик, котенок, зонт, сено и др. 3. Инструкция: «Покажи, где...?» (проверяют понимание названий, обозначающих высоту, толщину, длину, ширину) высокий - низкий толстый - тонкий длинный - короткий широкий - узкий Примечание: предлагают парные картинки с предметами, отличающимися этими свойствами. Критерии оценки: 4 балла - все задания выполнены правильно. 3 балла - задания выполнены в пределах 75%. 2 балла - задания выполнены в пределах 50%. 1 балл - задания выполнены в пределах 25%. 0 баллов - задания не выполнены. II. Исследование активного словаря: Цель: Определить объем активного словаря. Материалом исследования служат предметные и сюжетные картинки, реальные предметы, окружающая обстановка и т.д. Существительные 1. Инструкция: «Скажи, кто это?» (темы: домашние животные и птицы, дикие животные и птицы)
1. Инструкция: «Назови, кто это?» (темы: рыбы, насекомые, морские животные)
3. Инструкция: «Назови, что это?» (темы: фрукты, ягоды, овощи, деревья, цветы)
4. Инструкция: «Назови, что это?» (темы: обувь, головные уборы, мебель, посуда)
5. Инструкция: «Назови, что это?» (темы: времена года, время суток, явления природы, транспорт)
6. Инструкция: «Назови, что это?» (темы: одежда, части тела человека)
Критерии оценки: 4 балла - все задания выполнены правильно. 3 балла - задания выполнены в пределах 75%. 2 балла - задания выполнены в пределах 50%. 1 балл - задания выполнены в пределах 25%. 0 баллов - задания не выполнены. Глаголы 1. Инструкция: «Скажи, кто что делает?»
2. Инструкция: «Скажи, кто как подает голос?»
3. Инструкция: «Скажи, что делают...?»
Критерии оценки: 4 балла - все задания выполнены правильно. 3 балла - задания выполнены в пределах 75%. 2 балла - задания выполнены в пределах 50%. 1 балл - задания выполнены в пределах 25%. 0 баллов - задания не выполнены. Прилагательные 1. Инструкция: «Скажи, этот предмет какой?» (темы: прилагательные, обозначающие вес, цвет,)му, величину предметов) геометрическая фигура - (треугольный) геометрическая фигура - (квадратный) кирпич - (прямоугольный)
2. Инструкция: «Скажи,... (лимон) какой?» (темы: прилагательные, обозначающие вкус, температуру, тактильные ощущения)
3. Инструкция: «Скажи, какой (какая)?» (темы: прилагательные, обозначающие высоту, толoщину, длину, ширину) дом (высокий - низкий) дерево (толстое - тонкое) карандаш (короткий - длинный) шарф (широкий - узкий) Критерии оценки: 4 балла - все задания выполнены правильно. 3 балла - задания выполнены в пределах 75%. 2 балла - задания выполнены в пределах 50%. 1 балл - задания выполнены в пределах 25%. 0 баллов - задания не выполнены. III. Исследование семантической структуры слова и лексической системности: Классификация 1. Классификация семантически далеких предметов. Материал для исследования: группы предметных картинок с изображением: 1 гр.: мебель - насекомые; II гр.: посуда - звери. Инструкция: «Разложи картинки на две группы и назови их».
2. Классификация семантически близких предметов. Материал для исследования: группы предметных картинок с изображением: I гр.: дикие животные - домашние животные; II гр.: птицы - насекомые. Инструкция: «Разложи картинки на две группы и назови их».
Критерии оценки: 4 балла - все задания выполнены правильно. 3 балла - задания выполнены в пределах 75%. 2 балла - задания выполнены в пределах 50%. 1 балл - задания выполнены в пределах 25%. 0 баллов - задания не выполнены. Группировка слов Существительные 1. Серии семантически далеких слов, по три слова в каждой: Материал для исследования: # стол, бабочка, диван # тигр, тарелка, ложка # береза, яблоко, рябина II. Инструкция: «Логопед будет называть по три слова, а ты скажи, какое слово лишнее». # стол, бабочка, диван II. Инструкция: «Объясни, почему это слово лишнее». 2. Серии семантически близких слов, по три слова в каждой: Материал для исследования: # волк, собака, лиса # лимон, свекла, яблоко # сорока, бабочка, скворец # тарелка, стол, стакан I. Инструкция: «Логопед будет называть по три слова, а ты скажи, какое слово лишнее». # волк, собака, лиса II. Инструкция: «Объясни, почему это слово лишнее». Критерии оценки (для всех заданий): 4 балла - все задания выполнены правильно. 3 балла - задания выполнены в пределах от 51% до 75%. 2 балла - задания выполнены в пределах от 26% до 50%. 1 балл - задания выполнены в пределах от 11% до 25%. 0 баллов - задания выполнены в пределах 10% или не выполнены. Глаголы Материал для исследования: серии слов, по три слова в каждой: # налил, насорил, вылил # подбежал, вошел, подошел # стоит, растет, сидит # идет, цветет, бежит # вошел, вылетел, выбежал I. Инструкция: «Логопед будет показывать по три слова, а ты скажи, какое слово лишнее». # налил, насорил, вылил II. Инструкция: «Объясни, почему это слово лишнее». Прилагательные Материал для исследования: серии слов, по три слова в каждой: # большой, желтый, маленький # хороший, деревянный, плохой # высокий, низкий, маленький # большой, маленький, низкий # желтый, длинный, зеленый # тяжелый, длинный, легкий # круглый, большой, овальный I. Инструкция: «Логопед будет называть по три слова, а ты скажи, какое слово лишнее». # большой, желтый, маленький II. Инструкция: «Объясни, почему это слово лишнее». 3. Подбор синонимов к словам: Материал для исследования: слова различных частей речи:
Инструкция: «Логопед скажет слова, а ты ответь, как это можно назвать другим словом. Например, здание = дом, строение; парк =...?» 4. Подбор антонимов к словам: Материал для исследования: слова и словосочетания: слова: день, горе, шум, поднимать, говорить, холодный, плохой, легкий, быстро, далеко и др. словосочетания: холодный зимний день, холодный день, холодная вода в реке, холодная вода в кастрюле, холодная вода. I. Инструкция: «Логопед скажет слово, а ты ответь «наоборот». Например, день - ночь».
II. Инструкция: «Замени в предложении слово «холодный» словом «наоборот»» холодный зимний день - холодная вода в реке - холодная вода в кастрюле - холодная вода - холодный день - 5. Объяснение значения слов: Существительные Материал для исследования: существительные, являющиеся обобщающими словами; существительные, обозначающие конкретные предметы. I. Инструкция: «Логопед скажет слово, а ты объясни, что это слово значит».
II. Инструкция: «Логопед скажет слово, а ты объясни, что это слово значит».
Прилагательные Материал для исследования: слова, обозначающие разные признаки предметов: высоты («низкий»), ширины («узкий»), веса («тяжелый»), длины («короткий»), цвета («желтый»), величины («маленький»), вкуса («соленый»), температуры («холодный»), формы («круглый»). Инструкция: «Логопед скажет слово, а ты объясни, что это слово значит».
Глаголы Материал для исследования: слова, обозначающие действия. Инструкция: «Логопед скажет слово, а ты объясни, что это слово значит».
6. Добавление одного общего слова к двум словам: Материал для исследования: пары слов и общий вопрос. Инструкция: «Логопед назовет два слова и вопрос, а ты ответь одним словом. Например, «дерево» - «цветы». Что делают? - «растут» (одно слово)». фрукты - овощи (какие?) кошка - собака (что делают?) дождь - снег (что делают?) сидит - стоит (кто?) льется - журчит (что?) шумит - дует (что?) светит - греет (что?) одевается - обувается (кто?) 7. Дополнение к глаголу: Материал для исследования: глаголы: «стучит, летит, плывет, бежит, сидит, растет, светит, умывается, идет, лежит». Инструкция: «Назови как можно больше слов к слову. Например, «идет»: «идет человек, идет поезд, идет снег, идет дождь» и т.п.
8. Дополнение последнего слова в предложении: Материал для исследования: незаконченные логопедом предложения. Инструкция: «Логопед начнет говорить предложение, а ты закончи это предложение». Из крана льется... Солнце светит... Лимон желтый, а помидор... Фрукты моют, а белье... Яйцо овальное, а шар... Кофта шерстяная, а шуба... Молоко жидкое, а сметана... Лимон кислый, а мед... IV. Исследование словообразования 1. Образование уменьшительно-ласкательных существительных: Материал для исследования: слова, предметные картинки. Инструкция: «Как назвать предмет, если он маленький?»
Критерии оценки (для всех заданий): 4 балла - все задания по словообразованию выполнены верно самостоятельно. 3 балла - задания по словообразованию выполнены правильно в пределах 75%, наличие самокоррекции. 2 балла - задания по словообразованию выполнены правильно в пределах 50%, после стимулирующей помощи. 1 балл - задания выполнены правильно в пределах 25%, после стимулирующей помощи. Большинство ответов - неверно образованная форма. 0 баллов - задания выполнены в пределах 10% или не выполнены, отказы выполнения задания. 2. Образование прилагательных. 2.1. Образование относительных прилагательных (из чего сделано?) Материал для исследования: словосочетания. Инструкция: «Если предмет сделан из..., например из стекла, то он какой? - стеклянный».
2.2. Образование качественных прилагательных. Материал для исследования: слова, словосочетания. Инструкция: «Какой,..., например, день, если днем жарко?»
Критерии оценки: 4 балла - все задания по словообразованию выполнены верно самостоятельно. 3 балла - задания по словообразованию выполнены правильно в пределах 75%, наличие самокоррекции. 2 балла - задания по словообразованию выполнены правильно в пределах 50%, после стимулирующей помощи. 1 балл - задания выполнены правильно в пределах 25%, после стимулирующей помощи. Большинство ответов - неверно образованная форма. 0 баллов - задания выполнены в пределах 10% или не выполнены, отказы выполнения задания. 2.3. Образование притяжательных прилагательных. Материал для исследования: слова, словосочетания, предметные картинки. I. Инструкция: «Как сказать: чьи ухо, нос, лапа у животных? Например, кошка - кошачье кошачий кошачья»
I. Инструкция: «Как сказать: чей дом? Чье гнездо? Чья вещь? Чей след? Например, гнездо орла - орлиное». # ружье охотника - # дупло белки - # клюв птицы - # берлога медведя - # хвост рыбы - # гнездо воробья - # яйцо курицы - # следы зайца - # следы волка - # свисток милиционера - 2.4. Образование уменьшительно-ласкательных прилагательных. Материал для исследования: словосочетания, предметные картинки с изображением одинаковых по цвету, но разных по величине предметов. Инструкция: «Как сказать про маленький предмет? Например, дом желтый, а домик? - желтенький». # Лиса рыжая, а лисенок - # Волк серый, а волчонок - # Шуба пушистая, а шубка - # Сапоги зеленые, а сапожки - # Звезда красная, а звездочка - # Машина белая, а машинка - # Огурец соленый, а огурчик - # Яблоко вкусное, а яблочко - 3. Образование названий детенышей животных. Материал для исследования: слова, предметные картинки с изображением животных и их детенышей. Инструкция: «Как назвать одного детеныша у животных? Как назвать если их несколько? Например, у овцы - ягненок, а если их несколько, то - ягнята».
4. Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида. Материал для исследования: парные сюжетные картинки с изображением действий: в стадии выполнения и в стадии завершения действия. Инструкция: «Посмотри на 2 картинки. Где ребенок выполняет действия (задания), а где уже закончил? Как сказать? Например, этот ребенок рисует, а этот уже нарисовал». # Этот пишет, а этот уже... # Этот снимает, а этот уже... # Этот вешает, а этот уже... # Этот стирает, а этот уже... # Этот режет, а этот уже... # Этот пилит, а этот уже... # Этот льет, а этот уже... # Этот ест, а этот уже... # Этот умывается, а этот уже... # Этот моет, а этот уже... 5. Словообразование профессий женского рода Материал для исследования: слова или предметные картинки с изображением разнообразных профессий. Инструкция: «Скажи, как будет называться профессия, если ее выполняет женщина?»
6. Словообразование по дефиниционному типу. Материал для исследования: словосочетания, которые нужно заменить одним словом. Например, «чинит сапоги - сапожник», «собирает грибы - грибник», «пилит дрова - пильщик». Инструкция: «Скажи, как называют человека, который...?» # водит машину -... # играет в теннис -... # водит поезд -... # ловит рыбу -... # подстригает волосы -... # сочиняет стихи -... # играет на скрипке -... # играет в футбол -... # чинит часы -... # ведет самолет -... 7. Дифференциация глаголов, образованных префиксальным способом. Материал для исследования: сюжетные картинки с изображением действий и пары слов (глаголов).
Инструкции: 1. Посмотри на картинку. 2. Послушай два слова. Одно из них подходит к картинке, например, на картинке девочка развесила белье. Два слова - «развесила» - «обвесила», какое слово подходит? 3. Назови слово. 4. Произнеси все предложение. Для иллюстрации результатов исследования словаря приводим график № 5, на котором отражается степень сформированности пассивного и активного словаря, состояние семантической структуры слова и лексической системности, а также специфика словообразовательных процессов у ребенка со стертой дизартрией и общим недоразвитием речи III уровня, обучающегося в логопедической группе по программе ОНР (возраст 6 лет 3 мес). Date: 2016-05-25; view: 381; Нарушение авторских прав |