Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Схема системного развития нормальной детской речи
Предложения из аморфных слов-корней
|
| Возраст
| Развитие предложения (фразы)
| Усвоение частей речи
| Слоговая структура
| Усвоение звуковой стороны языка
| Отдельные наблюдения ребенка над явлениями языка
| Объем и типы предложений
| Грамматический строй
| Существительные
| Глаголы
| Прилагательные
| Местоимения, наречия
| Служебные слова
| Звуки
| Стечение согласных
| Однословное
| 1 г. 3 мес. - 1 г. 8 мес.
| Отдельные аморфные слова в роли предложения (29 слов)
| Нет
| Названия лиц, предметов (22 слова)
| Несколько позже существительных появляются названия действий: «ди», «бух» (5 слов)
| Нет
| Нет
| Нет
| Часто воспроизводится один слог в слове (ударный) или два одинаковых слога: «га-га», «ту-ту».
| Ударные гласные:
[а], [о]
[у], [и];
согласные
[м], [п],
[б]; [к], [д];
[т'], [л'],
[с'], [х]
[п], [й].
| Нет
| Нет
|
| Двухсловное
| 1 г. 8 мес. - 1 г. 10 мес.
| Объединяет в одном предложении два аморфных слова (87 слов)
| Нет
| Несклоняемые
| Неспрягаемые формы слова во 2-м лице ед. числа повелительного наклонения:
«ди»,
«дай»
| Нет
| Нет
| Нет
| Воспроизводятся двусложные слова. В трехсложных словах часто опускается один из слогов: «мако» (молоко).
| Часто в слове опускается начальный звук или конечный согласный.
| Появляются в середине некоторых слов: [льк], [ськ], [пк], [цък].
| Нет
|
Продолжение таблицы
Структуры предложения
|
| Возраст
| Развитие предложения (фразы)
| Усвоение частей речи
| Слоговая структура
| Усвоение звуковой стороны языка
| Отдельные наблюдения ребенка над явлениями языка
| Объем и типы предложений
| Грамматический строй
| Существительные
| Глаголы
| Прилагательные
| Местоимения, наречия
| Служебные слова
| Звуки
| Стечение согласных
| Первые формы слов
| 1 год 10 мес. - 2 года 1 мес.
| Рост предложения до 3-4 слов
| Появляются первые грамматические отношения между словами: согласование именительного падежа с глаголом, развиваются разные типы подчинения глаголу (сказуемому). Многие предложения строятся аграмматично. Появляется словоизменение.
| Начинают разграничено употребляться следующие падежи: винительный с окончанием
-у, именительный мн. числа с окончанием -ы, -и, иногда предложный с окончанием
-е, суффиксы уменьшительности
| Первые грамматические формы у 18 глаголов: повелительное наклонение 2-го лица мн. числа, инфинитив, настоящее и прошедшее время 3-го лица ед. числа (окончания - ет,
- и, - а). Часто опускаются приставки. Первые возвратные глаголы.
| Появляются с двух лет без согласования с существительными, чаще в именительном падеже ед. числа мужского и женского рода.
| Вот, там, где («де»), еще, хорошо («ла-со»), не надо и др. Большинство личных местоименных форм употребляется правильно с момента своего появления. Иногда смешиваются личные местоимения (о себе говорит в 3-м лице).
| Нет предлогов и союзов. Частицы: «ка», «да», «то», «не».
| В трехсложных словах все еще опускается слог чаще предударный: «кусу» (укушу); может сохраняться количество слогов в четырехсложных словах.
| К двум годам твердые [п], [т], [д].
| Большинство стечений согласных замещаются одним звуком.
| Нет
|
Продолжение таблицы
Структуры предложения
|
| Возраст
| Развитие предложения (фразы)
| Усвоение частей речи
| Слоговая структура
| Усвоение звуковой стороны языка
| Отдельные наблюдения ребенка над явлениями языка
| Объем и типы предложений
| Грамматический строй
| Существительные
| Глаголы
| Прилагательные
| Местоимения, наречия
| Служебные слова
| Звуки
| Стечение согласных
| Усвоение флективной системы языка
| 2 года 1 мес. - 2 года 3 мес.
| Дальнейший рост простого предложения до 5-8
слов. Появляются
бессоюзные сложносочиненные предложения, затем с союзами
| Дальнейшее морфологическое членение слов. Употребление одних окончаний на месте других в пределах одного синтаксического значений: «лоском» (ложкой), «вилком» (вилкой), «сипут» (сыпят). Суффиксы
- ок, -чик и др.
| Усваиваются дательный и творительный падежи. Усваиваются «главенствующие» падежные окончания в ед. числе:
-у, -е, -а -ом, реже
- ой. Во мн. числе с окончанием -ы (фонетически
- и).
| Усваивается число в изъявительном наклонении, изменение по лицам (кроме 2-го лица мн. числа). Разграничивается настоящее и прошедшее время. В прошедшем времени смешивается род.
| 23 прилагательных. Нарушается согласование с существительными. Употребляются преимущественно после существительных мн. числа только в именительном падеже.
| Личные местоимения усвоены. Наречия: больше, меньше, короче, скорее.
| Появляются предлоги: в, на, у, с. Союзы: и, то, а, потому что, тогда, когда.
| В многосложных словах чаще опускается предударный слог, иногда приставки: «ципилась» (зацепилась), «линулись» (оглянулись).
| Твердые
[с], [л], затем [ы], [в], [р], [з]. Смешение артикуляционно близких
звуков:
[ч],[ш], [ж], [щ]; твердый [ц].
| Все еще не усвоены, хотя некоторые группы согласных произносятся правильно.
| Нет
|
Продолжение таблицы
Усвоение грамматической системы языка
|
| Возраст
| Развитие предложения (фразы)
| Усвоение частей речи
| Слоговая структура
| Усвоение звуковой стороны языка
| Отдельные наблюдения ребенка над явлениями языка
| Объем и типы предложений
| Грамматический строй
| Существительные
| Глаголы
| Прилагательные
| Местоимения, наречия
| Служебные слова
| Звуки
| Стечение согласных
| Усвоение служебных слов
| 2 года 3 мес. - 3 года
| Развитие сложного предложения
| Появляются сложноподчиненные предложения. Усваиваются служебные слова, остается неусвоенной категория рода. К трем годам усвоен в основных чертах грамматический строй родного языка. Дальнейший темп его формирования замедляется.
| Усвоены «главенствующие» падежные окончания мн. числа:
- ов,
-ами,
-ах. Начинается влияние окончания - ов на слова других склонений: «лампов». Начинают усваиваться другие падежные окончания: - а (рога), - я (стулья). Суффиксы увеличительности, принадлежности.
| Усваиваются все формы возвратных глаголов и большинство приставок, на месте одних приставок употребляются другие: «искрасил» (выкрасил), «растемнело», унификация приставок.
| С трех лет устанавливается согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах, Появляются краткие причастия.
| Отмечается смешение рода у местоимений: «майя папа» (мой папа), он, она (о яблоке, свинье).
| Появляются предлоги: в, на, у, с, в. Союзы: и, то, а, потому что, тогда, когда.
| Нарушается редко, главным образом в малознакомых словах.
|
| Заканчивается усвоение групп согласных.
| Нет
|
Продолжение таблицы
Усвоение морфологической системы языка
|
| Возраст
| Развитие предложения (фразы)
| Усвоение частей речи
| Слоговая структура
| Усвоение звуковой стороны языка
| Отдельные наблюдения ребенка над явлениями языка
| Объем и типы предложений
| Грамматический строй
| Существительные
| Глаголы
| Прилагательные
| Местоимения, наречия
| Служебные слова
| Звуки
| Стечение согласных
|
| 3-4 года
| Дальнейшее развитие сложноподчиненного и сложносочиненного предложения
| Разграничение однозначных морфологических элементов по типам склонения и спряжения, например: -
- ов, -ев, -ей - нулевая флексия. Собственные словоформы, словотворчество («ежинята» - ежата, «водопадит» - сильно течет вода).
| Продолжается влияние окончания - ов на слова других склонений. Иногда сохраняется неподвижное ударение при словоизменении, ошибки в использовании чередования и ударения. При словоизменении сохраняется основа: «пени» (пни), «левы» (львы).
| Часто нарушается чередование в основах «ачисту» (почищу) Частицы не опускаются. Неологизмы с использованием приставок: «намокрил» (намочил),
«искомочил» (смял в комок).
| Имеет место нарушение согласования в среднем роде. Усваиваются сравнительные степени прилагательных.
| Усваиваются сравнительные степени наречий.
| Предлоги: по, до, вместо, после. Союзы что, куда, сколько, столько. Частица «бы» в условном наклонении.
| -
| Звуковая структура усвоена (верхняя граница нормы).
| -
| После трех лет оценка чужого и своего произношения.
Вопросы о значении слов.
|
Продолжение таблицы
|
| Возраст
| Развитие предложения (фразы)
| Усвоение частей речи
| Слоговая структура
| Усвоение звуковой стороны языка
| Отдельные наблюдения ребенка над явлениями языка
| Объем и типы предложений
| Грамматический строй
| Существительные
| Глаголы
| Прилагательные
| Местоимения, наречия
| Служебные слова
| Звуки
| Стечение согласных
|
| 4 года - 7 лет
| Иногда затрудняется в построении придаточных предложений с союзным словом «который».
| Начинают усваиваться все частные грамматические формы, детали морфологического выражения грамматических категорий (правильное чередование ударения, употребление рода, редких оборотов речи, числительных).
| Окончательно овладевает всеми типами склонения. Имеют место нарушения согласования числительного с существительным в косвенных падежах.
| Нарушается чередование в основах глаголов при создании новых форм. После 5 лет - самостоятельное образование глаголов от других частей речи.
| Усваивается согласование прилагательных с другими частями речи во всех косвенных падежах.
| Употребляется одно деепричастие «сидя».
| Предлоги употребляются в самых разнообразных значениях.
| -
| -
| -
| С 4 лет 6 месяцев попытка объяснить слова на основе их значения (детская этимология). С пяти лет размышления по поводу рода существительных, наблюдения над синонимами.
|
Первые слова детей многозначны и могут обозначать как предмет, так и признак, действие с предметом. Слова дополняются выразительными жестами, мимикой, т.е. широко используются паралингвистические средства для уточнения значения слов.
Постепенно слова кроме предметной[11] соотнесенности приобретают и понятийную[12] соотнесенность. Путь от конкретной предметной соотнесенности проходит к формированию обобщенного понятийного соотнесения слова и предмета, т.е. определяются ведущие признаки предмета и далее, но уже к концу дошкольного возраста вырабатывается контекстуальное значение слов, переносное их значение.
Таким образом, можно выделить следующие основные компоненты значения слова:
- Денотативный компонент, т.е. отражение в значении слова особенностей предмета (денотата);
- Понятийный, или лексико-семантический компонент, отражающий формирование понятий, связи слов в языковой системе, т.е. сигнификата;
- Коннотативный компонент, определяющий эмоциональное отношение ребенка к значению слова;
- Контекстуальный компонент, обусловлен различными типами ситуаций, контекстов. (А.А. Леонтьев, Н.Г. Комлев, Н.Я. Уфимцева и др.)
В процессе развития значения слова, в основном у детей от 2 до 2,5 года, отмечаются явления «сверхгенерализации». Ребенок вычленяет признак знакомого ему предмета и распространяет его название на другой предмет, обладающий тем же признаком. Так, словом «киса» может быть и кошка, и меховой воротник, и меховая шапка, и даже целая шуба. Но это явление в детской речи, если речевое развитие укладывается в нормативные сроки,
долго не задерживается. По мере роста активного словаря сверхгенерализация достаточно быстро сокращается.
В процессе развития ребенка слово изменяет свою смысловую структуру, обогащается системой связей и становится обобщением более высокого типа. При этом значение слова развивается в двух аспектах: смысловом и системном. Смысловое развитие значения слова заключается в том, что в процессе развития ребенка изменяется отнесенность слова к предмету, системе категорий, в которую включается данный предмет. Системное развитие значения слова связано с тем, что меняется система психических процессов, которая стоит за данным словом. Для маленького ребенка ведущую роль в системном значении слова играет аффективный смысл, для ребенка дошкольного и младшего школьного возраста - наглядный опыт, память, которая воспроизводит определенную ситуацию. Для взрослого же человека ведущую роль играет система логических связей, включение слова в иерархию понятий. Значение слова, таким образом, развивается от конкретного к абстрактному, обобщенному. «Слова не являются изолированными единицами, а соединяются друг с другом разнообразными смысловыми связями, образуя сложную систему семантических полей» (А.Р. Лурия).
По мере развития ребенка лексика не только обогащается, но и систематизируется. Слова как бы группируются в семантическое поле. Семантическое поле - это функциональное образование, группировка слов на основе общности семантических признаков. Слова не только объединяются, но и распределяются внутри семантического поля. Формируется ядро и периферия. Ядро составляют наиболее частотные слова, обладающие выраженными семантическими признаками, а периферия - малочастотные слова.
Маленькие дети объединяют слова преимущественно на основе тематического принципа («санки - горка», «чайник - стол»).
А.И. Лаврентьева, изучая особенности лексико-семантической системы у детей от 1 года 4 месяцев до 4 лет, выделяет четыре этапа развития системной организации детского словаря.
На первом этапе словарь ребенка представляет собой бессистемный набор лексем.
На втором этапе формируется система слов, относящихся к одной ситуации, образуются их группы - ситуационные поля.
На третьем этапе ребенок осознает сходство определенных элементов ситуации и объединяет лексемы в тематические группы. Это вызывает развитие лексической антонимии («большой - маленький», «хороший - плохой»). Эти противопоставления на данном этапе заменяют все варианты качественно-оценочных прилагательных.
На четвертом этапе происходит преодоление этих замен, а также возникновение синонимии.
По мнению ряда авторов, организация лексической системности и семантических полей связана с развитием логических операций классификации, сериации, которые интенсивно формируются в 6-8 лет. Слова в процессе развития ребенка группируются, объединяются в семантические поля.
Date: 2016-05-25; view: 1011; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|