Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Исследование возможности воспроизведения ритмического рисунка слова ударами
1) Инструкция: «Скажем вместе слово по частям (по слогам) и отхлопаем каждую часть (слог). Скажи, сколько частей (слогов)?»
Критерии оценки: 4 балла - сопряженно воспроизводит ритмическую структуру слов и правильно производит подсчет количества частей слова (слогов). 3 балла - сопряженно не воспроизводит ритмическую структуру слов 2 класса, но подсчет количества частей (слогов) осуществляет верно, ориентируясь на утрированное отхлопывание логопеда. 2 балла - сопряженно воспроизводит ритмическую структуру слов 1 класса, но подсчета количества частей (слогов) слов не производит. 1 балл - отхлопывает без учета ритмической структуры слов. Количество ударов не соответствует количеству слогов. Количество слогов не определяется. 0 баллов - не включается в сопряженную деятельность. Отказ от выполнения. 2) Инструкция: «Назови картинку, а потом отхлопай слово по частям (слогам)».
Критерии оценки: 4 балла - ритмическую структуру слов воспроизводит правильно. 3 балла - воспроизводит ритмическую структуру слов не синхронно с произнесением. 2 балла - воспроизводит ритмическую структуру только слов 1 класса. 1 балл - количество ударов не соответствует количеству слогов. 0 баллов - не воспроизводит ритмический рисунок слова после многократных попыток. 9. Исследование возможности произнесения предложений сословами сложной слоговой структуры Инструкция: «Повтори за логопедом предложения». Слова, сложные по семантике, поясняются, уточняются. Если слова отсутствуют в пассивном словаре ребенка, то предложения, включающие эти слова, исключаются из материала обследования. Слова, сложные по семантике, в тексте подчеркнуты. # Экскурсовод проводит экскурсию. # Водопроводчик чинит водопровод. # Регулировщик регулирует движение транспорта. # В аквариуме плавают разноцветные рыбки. # Строители работают на строительстве высотного дома. # Волосы подстригают в парикмахерской. # Весело журчат весенние ручьи. # На сковороде жарятся котлеты. Критерии оценки: 4 балла - слоговая структура слов в предложении воспроизводится правильно. 3 балла - замедленное, скандированное, послоговое воспроизведение слоговой структуры слов. 2 балла - искажает слоговую структуру в 2-3 предложениях после двукратного повторения. 1 балл - искажает слоговую структуру в 4-5 предложениях после двух- трехкратного повторения. 0 баллов - во всех ответах допускает грубые искажения слоговой структуры слов. Отказ от ответов. Исследование слоговой структуры слов при ответах на вопросы Инструкция: «Послушай и ответь на вопросы». Слова, сложные по семантике, уточняются, поясняются. Что жарят на сковороде? (котлеты) Кто чинит водопровод? (водопроводчик) Кто проводит экскурсию? (экскурсовод) Кто регулирует движение транспорта? (регулировщик) Кто подстригает волосы? (парикмахер) Как называют водный дом для рыб? (аквариум) Кто учит учеников? (учительница) Критерии оценки[9]: 4 балла - правильное воспроизведение слоговой структуры слов. 3 балла - замедленное, скандированное воспроизведение слоговой структуры слов. 2 балла - искажает слоговую структуру в 2-3 ответах. 1 балл - искажает слоговую структуру в 4-5 ответах. Допускает ошибки даже после двух- трехкратного повторения. 0 баллов - вовсех ответах допускает грубые искажения слоговой структуры слов, либо не отвечает. Отказывается от ответа: «Я так сказать не могу». В результате исследования слоговой структуры ребенка со стертой дизартрией можно составить профиль развития слоговой структуры ребенка. Профиль развития слоговой структуры слов ребенка со стертой дизартрией График № 5
Параметры обследования: 1) слоговая структура слов 1-3 классов;[10] 2) слоговая структура слов 4-6 классов; 3) слоговая структура слов 7-9 классов; 4) слоговая структура слов 10-13 классов; 5) слоговая структура слов повышенной слоговой сложности; 6) повторение разного типа слоговых рядов; 7) воспроизведение ритмических структур; 8) воспроизведение ритмического рисунка слов; 9) воспроизведение предложений со словами сложной слоговой структуры; 10) воспроизведение слоговой структуры слов при ответах на вопросы. На графике № 4 видно, что у ребенка затруднения в пробах 4, 5, 6, 9, полная несостоятельность определена в пробах 7, 8. Это говорит о серьезных трудностях в моторной сфере, плохой переключаемости движений. Кроме констатации наличия нарушений слоговой структуры, анализируется качественная сторона. Отмечают, какие классы слов наиболее искажаются, а какие относительно сформированы. Далее отмечают, при каких условиях заметно ухудшается звуконаполняемость. В итоге определяют вид поломок в слоговой структуре. Если опускается слог («сипед» - велосипед) или редуцируется гласный звук («платенце» - полотенце), то это элизии (усечение). Если повторяет слоги («бабабушка»), то это персеверации. Если уподобляет слог другому («пепенье» - печенье), то это антиципация. Если добавляет слогообразующую гласную в месте стечения согласных («тырава» - трава), то это итерация. Если слоги в слове меняются местами («ракатан» - таракан), то это перестановка слогов. Если склеиваются слоги из двух слов («трашет» - трактор пашет), то это контаминация. Такой анализ результатов обследования поможет определить приоритетные направления коррекционной работы по формированию слоговой структуры слов у детей со стертой дизартрией. Так, в нашем примере (график № 4) видно самое слабое звено, связанное с ритмизацией движения и их переключаемостью. Эти данные помогут выбрать оптимальный набор коррекционных мероприятий. Выводы 1. При овладении слоговой структурой ребенок научается воспроизводить слоги слова в порядке их сравнительной силы; сначала из всего слова передается только ударный слог, затем появляется первый предударный и, наконец, слабые безударные слоги. Опускание слабых безударных слогов препятствует усвоению входящих в них звуков, и поэтому судьба разных звуков и звукосочетаний связана с усвоением слоговой структуры. Сравнительную силу слогов А.Н. Гвоздев называет «главной причиной, влияющей на сохранение одних слогов в слове и на пропуск других». 2. Гвоздев считает, что в передаче ребенком звукового состава слова прежде всего следует рассмотреть усвоение им слоговой структуры слова, т.к. с этим связана судьба разных звуков и сочетаний звуков. Как известно, слова состоят из нескольких слогов, имея своим центром ударный слог, характеризуемый наибольшей силой и четкостью произношения, к нему примыкают безударные слоги, обладающие меньшей силой. Для слоговой структуры русских слов характерно, что сила безударных слогов неодинакова: среди них наиболее сильным является первый предударный слог. Эти особенности слоговой структуры слова очень отчетливо сказываются на воспроизведении слов ребенком. 3. Ребенок не сразу овладевает умением воспроизводить все слоги слова: в течение известного периода наблюдается пропуск (элизия) слогов. Главной причиной, влияющей на сохранение одних слогов в слове и на пропуск других, является их сравнительная сила. Поэтому ударный слог, как правило, сохраняется. Это особенно отчетливо сказывается в том, как сокращаются ребенком до одного слога двусложные и трехсложные слова. 4. А.К. Маркова определяет слоговую структуру слова как чередование ударных и безударных слогов различной степени сложности, предлагает четыре параметра слоговой структуры: ударность, количество слогов, линейная последовательность слогов и модель самого слога. 5. Процесс усвоения слогового состава слова тесно связан с речевым развитием в целом, в частности, с состоянием фонематических и моторных возможностей ребенка. 6. Недостаточность фонематического слуха у детей со стертой дизартрией тормозит созревание фонетического слуха, призванного следить за последовательностью слоговых рядов в речи ребенка. 7. Е.Н. Винарская отмечает, что у детей по-разному даже в норме формируется слоговая структура. Одни дети раньше усваивают ритмическую структуру слова, у других сначала появляются слова-корни. 8. Маркова выделяет тринадцать классов слов разной слоговой структуры. 9. У детей с преобладающей кинестетической чувствительностью раньше усваивается ритмическая структура слова; у детей с ведущей слуховой чувствительностью раньше формируются слоговые контрасты. 10. Характер слоговой структуры слова влияет на звуконаполняемость слова и на особенности звукопро-изношения. Чем сложнее слоговые структуры слов, тем многочисленнее и значительнее виды искажения звуков. 11. Нарушения речевой структуры слов у детей со стертой дизартрией коррелируют с общемоторными и общеритмическими нарушениями. 12. У детей со стертой дизартрией определена высокая степень взаимозависимости между состоянием артикуляционной моторики, звукопроизношением, сформированностью слоговой структуры и фонематическим слухом. Учебные вопросы и задания 1. Какие этапы формирования слоговой структуры слова определяет А.Н. Гвоздев? 2. Согласно схеме системного развития нормальной детской речи, составленной Н.С. Жуковой по материалам книги А.Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи», в каком возрасте в основном формируется слоговая структура слов? 3. Каковы взгляды И.А. Сикорского на процесс формирования слоговой структуры слов в онтогенезе? 4. В чем заключаются нарушения слоговой структуры, определяемые как элизия? 5. Какие типы слогов встречаются в русском языке? 6. Какими параметрами характеризуется слоговая структура слова? 7. Как называется нарушение слоговой структуры слова, проявляющееся в увеличении числа слогов в слове? 8. Как выражается нарушение слоговой структуры слова у детей с ОНР I, II, III, IV уровней развития? 9. Как объясняют Е.Н. Винарская и Г.М. Богомазов тот факт, что встречаются две категории детей в норме: у первой - формируется раньше ритмическая структура слова («титити» - кирпичи), у другой - сначала появляются слова-корни («ки» - кирпичи)? 10. Составьте альбом для обследования 13 классов слов, подобрав к каждому классу слов соответствующие картинки, 11. Обследуйте слоговую структуру слов у ребенка-дошкольника. 12. Составьте график - профиль сформированности слоговой структуры слова. Проанализируйте допущенные ребенком ошибки. ГЛАВА VI Date: 2016-05-25; view: 388; Нарушение авторских прав |