Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Трактовка культуры в русской общественной мысли: Н. Данилевский, Н. Бердяев





Культурологическая концепция русского естествоиспытателя, философа, социолога, видного публициста, последовательного сторонника славянофильского течения в отечественной общественной мысли Николая Яковлевича Данилевского (1822-1885) была изложена в его фундаментальном труде «Россия и Европа» (1868). Этот оригинальный мыслитель одним из первых подверг сомнению европоцентристский подход к трактовке культуры. Отвергая «линейное» понимание истории, он обосновал идею существования культурно – исторических типов, обособленных, локальных цивилизаций.

В ходе истории эти культурно – исторические типы, подобно живым организмам, находятся в непрерывной борьбе как друг с другом, так и с внешней средой. Они проходят те же стадии, что и биологические особи – зарождаются, развиваются, эволюционируют, достигают расцвета, а затем постепенно «сворачиваются» и отмирают, уступая место молодым и сильным.

Культурообразующую состоятельность культурно – исторических типов он определял таким показателем, как самобытность, не подлежащая передаче другому «типу» или заимствованию у него. Культуры сохраняют неповторимую индивидуальность и проявляют себя в разной степени зрелости в четырех сферах (видах деятельности): религиозной, собственно культурной, политической и общественно – экономической.

Почти все культурно исторические типы, считал Данилевский, одноосновны, т. е. в них при сочетании элементов преобладает один. Например: в романо-германском – общественно- экономический; в античном – культурный, в европейском – религиозный. И лишь славянскому типу - с его православием, культурной самобытностью, самодержавием и крестьянской общиной – предначертано стать полным четырехосновным культурно - историческим типом.

Говоря о мессианском характере славянских народов, ученый подчеркивал, что «Европа не только нечто нам чуждое, но даже враждебное, что ее интересы не только не могут быть нашими интересами, но в большинстве случаев прямо им противоположны».

Культурные образования человечества не могут развиваться однородно, поскольку само человечество состоит из отдельных национальных организмов. Каждый из них развивается по собственным, только ему присущим законам, считает Данилевский. В реальности каждая культура имеет свою судьбу и свое лицо.

Важную роль в русской философии, в русской культуре ХХ века сыграли идеи Николая Александровича Бердяева (1874-1948). Свои философские идеи Бердяев изложил в работах «Смысл творчества», «Кризис искусства», «Воля к жизни и воля к культуре», «О культуре», «Философия свободного духа», «О назначении человека» и др. Эти идеи стали поворотом в рамках русской философии к экзистенциальному пониманию культуры.

Бердяев обратил внимание на личностный характер существования культуры. Вне человека, обладающего правом на духовную свободу и независимость от общества, культуры нет. Основные ценности культуры – это свобода, личное достоинство, творчество, духовность. Философ ратовал за возрождение духовной православной культуры и считал, что только религиозное преображение жизни выведет культуру из кризиса, связанного с вытеснением культуры цивилизацией.

Бердяев полагал, что личностное начало раскрывается лишь в культуре, которая имеет «благородное» духовное происхождение и является результатом работы духа над природными стихиями. Цивилизация же, провозглашая освобождение человека, на самом деле обезличивает его, лишает оригинальности. И если культура имеет «душу», то цивилизация имеет лишь методы и орудия.

Философ выступал за признание абсолютной ценности любой личности. Каждая человеческая личность представляет собой нечто единственное и неповторимое. Ее уникальность не может быть объяснена ни из природной, ни из социальной реальности. Человек как личность имеет гораздо большую ценность, чем нация, государство, поэтому у него есть право и долг защищать свою духовную свободу и независимость от них.

Для Н. А. Бердяева весь мир – ничто по сравнению с человеческой личностью, с единственной ее судьбой. Человеческая личность детерминирована изнутри, следовательно, быть личностью, индивидуальностью – значит определить свое особое предназначение в мироздании, утвердить полноту единственного бытия в бытии вселенском.

Бердяев считал творчество сутью и целью человеческого бытия. Именно свободный человеческий дух является творцом культуры. Человек же становится способным к подлинному творчеству лишь в результате обретения свободы. Свобода духа является источником и механизмом любой творческой активности.

По мысли Бердяева, приоритет свободы над бытием изменяет судьбу культуры, вдохновляя тем самым человека на новое понимание мира и самого себя. Бердяев определял культуру как «творчество человеком самого себя из бездны свободы».

 

Date: 2016-05-25; view: 597; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию