Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Типичные ошибки учителейЛюбой опытный усыновитель скажет, что самое страшное домашнее задание для усыновленного ребенка – это рисование семейного дерева (обычно его задают в третьем классе). Ребенок, как правило, получает это задание в возрасте, когда он уже достаточно развит, чтобы понимать, чтo такое усыновление, и как может получиться так, что он родился у одних родителей, а его воспитанием занимаются другие. В это время ребенка начинает волновать вопрос о «настоящих родителях», и необходимость рисовать семейное дерево вызывает у него чувства смятения и тревоги и провоцирует конфликт лояльности. С другой стороны, если к этому заданию подойти тактично и творчески, оно может помочь ребенку лучше понять роль всех важных людей в его прошлом (что, собственно, и является главной целью задания). Например, в процессе рисования семейного дерева учитель может подчеркнуть, что у дерева – как и у семьи – много ветвей. Ребенок должен иметь возможность представить все важные «ветви» так, как он их понимает. Например, некоторые усыновленные дети представляют биологических родителей в качестве корней, замещающих родителей в качестве ствола, а усыновителей в качестве листьев.
Такой гибкий подход хорошо работает не только с усыновленными и приемными детьми, но и с детьми, воспитанием которых занимаются отчимы, мачехи, дедушки, бабушки, другие родственники и родители одиночки. Собственно, проблемы с этим заданием возникают только в том случае, если учитель пытается вогнать детские работы в прокрустово ложе своих узких представлений, объявляя все, что не вписывается в рамки этих представлений, «неправильным». Если от усыновленного или приемного ребенка ожидают, чтобы он изобразил на своем дереве только одну семью, у него, естественно, возникают проблемы с тем, какую из семей выбрать. Это может спровоцировать совершенно ненужный конфликт лояльности. И дома, и в школе в общении с детьми должна последовательно проводиться одна и та же мысль: ребенок вправе любить все семьи, в которых ему довелось жить.
У подростков проблемы возникают и тогда, когда их просят принести свои детские фотографии, например, для выполнения какого-нибудь задания или для школьного альбома. Когда дети пытаются угадать, кто изображен на коллаже в школьном альбоме, учителя и редакторы альбомов находят это весьма забавным. Между тем, у некоторых усыновленных и приемных детей детских фотографий нет, и подобные задания лишний раз напоминают им о том, что в их прошлом есть зияющие провалы.
Учителя начальных классов часто дают детям задание написать сочинение о своей семье. Это может вызвать трудности у некоторых детей, если они плохо знают свое прошлое, или если это прошлое слишком неприглядно, чтобы рассказывать о нем другим людям. Родители и учителя должны помочь таким детям лучше понять свое прошлое, решить, чтo можно рассказать, а о чем лучше умолчать. Они должны составить короткие «легенды», с помощью которых дети в случае необходимости смогут рассказать правду о себе и о своей семье, сохраняя при этом возможность скрыть некоторые моменты от одноклассников или учителей.
Наконец, учителя должны научиться подбирать слова для обсуждения вопросов, так или иначе связанных с темой усыновления. В том, что касается усыновления, в учительской среде (как в и обществе в целом) порой бытуют взгляды и убеждения, которые не соответствуют действительности, а в некоторых случаях даже способны причинить вред детям, проживающим в усыновительных и замещающих семьях. Учителям и школьным психологам следует при помощи усыновителей и замещающих родителей решить, какие термины приемлемы в общении с детьми на тему усыновления и замещающего ухода. Эти термины должны затем использоваться в беседах с отдельными детьми. Например, когда ребенку нужно выразить чувства, связанные с усыновлением, когда на перемене происходит ссора, во время которой усыновленного ребенка дразнят и обзывают плохими словами и со всем классом (например, во время беседы о том, как возникают семьи).
Дополнительную информацию о «языке усыновления», который должен использоваться в общении с усыновленными детьми и подростками, можно найти в главе «Правила для учителей».
В следующей таблице представлены некоторые правила, призванные помочь учителям более тактично подходить к обсуждению вопросов, связанных с усыновлением.
|