Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пример написания введения по психологии





ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. Исследования учебной деятельности составляют обширную область педагогической психологии, что объясняется практической и теоретической значимостью данной темы. В ходе обучения происходит усвоение учащимся социального опыта, формирование жизненно необходимых умений, навыков. Результативность учебного процесса при этом зависит от сформированности учебной деятельности школьника. Для того чтобы правильно выстроить процесс обучения, педагогу необходимо знать основные механизмы развития и функционирования учебной деятельности на разных этапах развития школьника.

Средний школьный возраст является наиболее длительным на протяжении всего обучения в школе, однако исследований, посвященных особенностям учебной деятельности данной категории учащихся на сегодняшний день недостаточно. Основные модели структуры учебной деятельности подростков построены на анализе деятельности младших школьников. Выявленные в них закономерности, переносятся на учебную деятельность учащихся среднего звена, а это не всегда оправданно: учебная деятельность подростков, ее структура имеют свои специфические особенности, но они на сегодняшний день являются малоизученными.

Большинство работ, посвященных учебной деятельности учащихся среднего звена, затрагивают лишь отдельные компоненты (учебную мотивацию, действия контроля, учебные задачи и д.р.), в этих работах слабо учитывается влияние компонентов друг на друга. Широко освещена тема учебной мотивации учащихся в трудах А.К. Марковой, Г.И. Щукиной, В.А. Крутецкого, Л.И. Божович, и др. Вопросами целеполагания в подростковом возрасте занимались А.В. Запорожец, М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина, А.К. Маркова и др. Мало изученными на сегодняшний день остаются вопросы специфики учебных задач, учебных действий и действий оценки в среднем школьном возрасте.

Таким образом, на данный момент недостаточно изучены вопросы психологической структуры учебной деятельности учащихся среднего звена и особенности ее развития. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Цель исследования: выявить основные тенденции развития психологической структуры учебной деятельности школьников 5 – 9-х классов на основе анализа учебной мотивации, целеполагания, решения учебных задач, организации контроля и оценки.

Объект исследования: учащиеся 5 – 9-х классов.

Предмет исследования: психологическая структура учебной деятельности школьников 5 - 9-х классов.

Гипотеза:

- развитие отдельных компонентов учебной деятельности происходит неравномерно;

- в процессе обучения возможны качественные скачки в развитии отдельных компонентов;

- по мере обучения в школе происходит качественная и количественная перестройка учебной мотивации;

- в процессе обучения изменяется ведущая роль отдельных компонентов структуры.

В соответствии с целью, предметом, объектом, гипотезой исследования можно поставить следующие задачи:

- выявить основные подходы к проблеме структуры учебной деятельности в средней школе;

- проанализировать развитие учебной мотивации учащихся 5 - 9-х классов;

- рассмотреть особенности целеполагания учащихся 5 - 9-х классов;

- проследить развитие действия контроля учащихся 5 - 9-х классов;

- выявить закономерности развития учебных действий учащихся 5 - 9-х классов;

- проанализировать особенности развития действия оценки учащихся 5 - 9-х классов;

- разработать рекомендации по оптимизации и повышению эффективности учебной деятельности учащихся 5 - 9-х классов.

Методы и методики исследования. На разных этапах работы применялись следующие методы: теоретический анализ литературы, анкетирование, опросники, методы статистической обработки эмпирических данных, включающие в себя описательные статистики, сравнение зависимых и независимых выборок. Для изучения сформированности компонентов учебной деятельности использовалась методика оценки сформированности учебной деятельности Г.В. Репкиной и Е.В. Заики. Для изучения учебной мотивации школьников использовалась методика диагностики учебной мотивации школьников Н.Ц. Бадмаевой, а так же блок методик изучения мотивации учения обучающихся V – IX классов М.И. Лукьяновой, Н.В. Калининой.

Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников состоящий из 69 наименований и приложений.


ПРИЛОЖЕНИЕ Ж

Пример написания заключения

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ, ВЫВОДЫ

 

В результате проведенного теоретического и эмпирического исследований были получены следующие выводы:

Анализ психолого-педагогической и специальной литературы свидетельствует о том, что существует несколько подходов к пониманию структуры учебной деятельности:

- согласно В.Д. Шадрикову, структура учебной деятельности включает в себя следующие компоненты: мотивы деятельности, цели деятельности, программа деятельности, информационная основа деятельности, принятие решения, ПВК;

- по мнению таких ученых, как А.А. Леонтьев, Y. Galanter, G. Miller, К. Pribram, учебная деятельность имеет внешнюю структуру, состоящую из таких компонентов, как мотивация; учебные задачи; учебные действия; контроль, переходящий в самоконтроль; оценка, переходящая в самооценку;

- внешняя структура учебной деятельности, выделенная И.А. Зимней, включает такие основные компоненты, как: мотивация; учебные задачи в определенных ситуациях в форме задания; учебные действия; контроль, переходящий в самоконтроль; оценка, переходящая в самооценку;

- по В.В. Репкину, в структуру учебной деятельности входят: актуализация наличного теоретико-познавательного интереса; определение конечной учебной цели - мотивы; предварительное определение системы промежуточных целей и способов их достижения; выполнение системы собственно учебных действий, центральное место в которой занимают специфические преобразования предмета и построение модели; действия контроля; действия оценку;

- с точки зрения Д.Б. Эльконина, в структуру учебной деятельности входят такие компоненты как: учебная цель; учебные действия; действия контроля процесса усвоения; действия оценки степени усвоения;

- В.В. Давыдов считал, что структура учебной деятельности имеет следующий вид: учебные ситуации (или задачи); учебные действия; действия контроля и оценки.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в отечественной науке нет единого мнения о структуре учебной деятельности, однако многие авторы сходятся во мнении, что обязательными компонентами являются: учебная задача, учебные действия, действия контроля и оценки.

Эмпирическое исследование структуры учебной деятельности показало, что в пятых и шестых классах структура учебной деятельности еще не до конца сформирована. Ведущим компонентом в данный период является учебно-познавательный интерес, оказывающий влияние на остальные компоненты структуры, поэтому важную роль в учебной деятельности данного периода приобретает заинтересованность учащегося в выполнении заданий. К 7-му классу структура деятельности практически сформирована, однако связь между учебно-познавательным интересом к учебной деятельности и умением ставить цели, а так же между умением решать учебные задачи и способностью контролировать данный процесс еще не достаточно прочная. Окончательное формирование структуры учебной деятельности заканчивается к 8-му классу и сохраняется в 9-ом классе.

В процессе обучения в школе изменяется ведущая роль отдельных компонентов структуры учебной деятельности. В пятом классе наибольшее значение имеет учебно-познавательный интерес, поэтому большую роль в учебном процессе играет заинтересованность учащегося в выполнении деятельности. В шестом классе важную роль приобретает целеполагание, т.е. учащемуся важна не только привлекательность учебного материала, но и осознание конечного результата деятельности. В седьмом классе ведущее значение приобретают действия оценки и целеполагания. В 8 - 9-х классах все компоненты структуры взаимосвязаны и оказывают влияние друг на друга.

Исследование мотивационного компонента учения показало, что большое значение на протяжении среднего школьного возраста играют позиционный и учебный мотивы, отрицательно влияющие друг на друга. Наибольшее влияние на структуру мотивации позиционный мотив оказывает в 7-ых классах, что связано с усилением роли коллектива в жизни школьника. Кроме того, в процессе обучения изменяется выраженность различных мотивов учения подростков. Одним из основных мотивов учения является учебно-познавательный интерес. Эмпирическое исследование показало, что развитие учебно-познавательного интереса происходит равномерно на протяжении всего среднего школьного возраста, качественных сдвигов в его становлении не было выявлено.

Рассматривая целеполагание как компонент учебной деятельности можно отметить, что с 5 по 7-ой класс происходит его постепенное становление. Качественные сдвиги в формировании целеполагания приходятся на 8-ой класс, именно в это время происходит его интенсивное развитие.

При анализе учебных действий, было выявлено, что их становление происходит равномерно, без резких скачков.

Рассматривая становление действий контроля, было выявлено, что их развитие происходит равномерно на протяжении 5 – 7-х классов, качественный сдвиг наблюдается в 8 – 9-х классах в это время развитие данного показателя идет наиболее интенсивно.

Формирование оценочных действий, как показывают полученные данные, происходит равномерно на протяжении 5 – 7-го года обучения, качественный сдвиг в их развитии отмечается на восьмом году обучения.

При рассмотрении отдельных компонентов учебной деятельности было выявлено, что их развитие происходит неравномерно. Раньше остальных компонентов развивается учебно-познавательный интерес. Он формируется постепенно, без резких скачков. Таким же образом происходит и развитие учебных действий. При рассмотрении развития целеполагания была выявлена тенденция к снижению уровня в 5 – 7-х классах и резкий скачок в развитии в 8 – 9-х классах. Это объясняется тем, что период обучения в 6 – 7-х классах характеризуется снижением роли учения в жизни подростка, поэтому учебные цели становятся для них менее интересными и подросток не стремится к их осуществлению. В 8 – 9-х классах в связи с предстоящим выбором пути обучения, подросток начинает осознавать значимость учебной деятельности, стремится ставить перед собой цели и достигать их. Развитие действий контроля и оценки у учащихся 5 – 7-х классов происходит равномерно, качественный сдвиг наблюдается в 8 - 9-х классах: в это время формирование данного показателя идет наиболее интенсивно, что так же связано с усилением значимости учебной деятельности для подростка.

Практические результаты проведенного исследования воплощены в разработке рекомендаций для педагогов средних общеобразовательных школ системы образования. Разработанные материалы помогают оптимизировать процесс учебной деятельности подростков.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ И

Пример оформления списка литературных источников

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1 Анохин, П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. Философские аспекты теории функциональной системы: избр. труды. – М.: Наука, 1978. – 399 с.

2 Бадмаева, Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. – Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2004. – 280 с.

3 Балл, Г. А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект. – М.: Педагогика, 1990. – 184 с.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ К

Пример оформления названий глав и пунктов

В начале главы

 

Date: 2016-05-14; view: 478; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию