Целеполагание как вид деятельности педагога
Целеполагание в педагогике – сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности.
Целеполагание – это вид духовной активности, опирающийся на знание об объекте деятельности и методику применения средств.
В педагогической литературе целеполагание характеризуется как трёхкомпонентное образование, включающее: обоснование и выдвижение целей; определение путей их достижения; проектирование ожидаемого результата.
Если генеральные или общие задачи или задачи курса формулируются в учебной программе, государственном образовательном стандарте, то частные цели и задачи, в т. ч. для конкретного урока, конструируются и корректируются учителем с привлечением учеников.
Ориентируясь на педагогические запросы общества, потребности ребенка и его родителей, собственные возможности, педагог организует целеполагание.
Выделяют свободное, жесткое и интегрированное целеполагание. При свободном целеполагании организуется совместное (педагог и воспитанники) конструирование, определение целей воспитания. При жестком – цели и программа действий задается школьникам самим педагогом. При интегрированном целеполагании цели могут быть заданы извне педагогом, а программа действий по их достижению определяется совместно.
Педагогическое целеполагание включает следующие этапы: 1) диагностика учебно-воспитательного процесса и анализ его результатов; 2) проектирование педагогом воспитательных целей и задач; 3) организация коллективного целеполагания; 4) уточнение целей и задач, внесение корректив, составление программы педагогических действий.
Целеполагание предполагает выделение перспективных и промежуточных целей (А.С. Макаренко определял эти цели как близкие, средние и дальние перспективы), а также постановку конкретных воспитательных задач как путей их достижения.
Для того чтобы учебно-воспитательные цели достаточно полно отражали специфику педагогического процесса, в их формулировке должны в явном виде отображаться деятельность учителя как организатора деятельности учащихся, деятельность учащихся и тот объект, на который направлена деятельность учащихся.
Планирование рассматривают как систему мероприятий по достижению заранее поставленной цели, оно основано на знаниях о возможных будущих ситуациях и событиях, о способах и методах соединения цели со средствами. Соотношение между целеполаганием и планированием имеет диалектический характер. Целеполагание предшествует планированию, задает направленность и общий характер планирования, планирование конкретизирует и уточняет целеполагание с учетом объективных условий.
Date: 2016-05-13; view: 2235; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|