Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цель воспитания в современной школе





Цель воспитания – это мысленное, заранее определяемое представление о результате педагогического процесса, о качествах, состоянии личности, которые предполагается сформировать. Цель воспитания нельзя выдвинуть произвольно. Она должна соответствовать представлению общества об идеале человеческой личности.

Почему важно определить цели воспитания? Они оказывают влияние:

‒ на разработку педагогической теории (сказываются на характере воспитания, которое может быть авторитарным и гуманистическим);

‒ на содержание воспитания, систему изучаемых учебных предметов;

‒ на разработку методических основ воспитания. (В свое время воспитание преследовало цель формирования послушной, безропотно подчиняющейся установленному порядку личности и основывалось главным образом на понуждении детей к определенным формам поведения, к различным внешним воздействиям, вплоть до физических наказаний);

на практическую воспитательную деятельность учителя. «Что сказали бы об архитекторе, который, закладывая новое здание, не сумел бы ответить вам на вопрос, что он хочет строить... То же самое должны вы сказать и о воспитателе, который не сумеет ясно и точно определить вам цели своей воспитательной деятельности» (К.Д. Ушинский).

Выделяются: глобальная или идеальная цель, конкретно-историческая и цель деятельности учителя, воспитателя в конкретных условиях педагогического процесса, личная цель.

Глобальной (идеальной) целью является воспитание всесторонне гармонично развитой личности.

Конкретно-историческая цель – это цель, сформулированная с учетом особенностей конкретного исторического этапа развития общества. В настоящее время она направлена на формирование гражданской ответственности и правового самосознания; духовности и культуры; инициативности, самостоятельности; толерантности; способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Цель деятельности воспитателя конкретизирует обозначенные цели с учетом особенностей учащихся, личного опыта и возможностей конкретного учебно-воспитательного учреждения.

Личная (индивидуальная) цель отражает потребности каждой отдельной личности в саморазвитии.

Цели можно разделить на стратегические, тактические и оперативные.

Отсутствие стратегии обедняет учебно-воспитательный процесс, заставляет учителя двигаться на ощупь, доверяясь часто лишь собственной интуиции. Отказ от продуманной стратегии существенно сужает педагогический кругозор учителя и на каком-то этапе фактически заставляет его мыслить частно-методическими категориями.

Стратегия учебно-воспитательного процесса определяется социальным заказом школе, отображаясь в теории обучения и воспитания, учебных планах, конкретизируясь в объяснительных записках к программам, образовательным стандартам.

Цели тактического характера связаны с решением конкретных, близлежащих проблем учебно-воспитательного процесса. К тактическим целям будут относиться цели формирования вполне определенных научных понятий и законов, организации самостоятельной работы учащихся с определенным фрагментом учебного текста. Именно такие цели чаще всего встречаются в поурочных планах учителей и именно их часто называют основными дидактическими целями. Тактические цели могут корректироваться, уточняться, видоизменяться.

Цели, которые ставятся учителем в процессе реализации программы учебно-воспитательной работы в конкретных условиях данной школы и данного класса, можно назвать оперативными. Оперативные цели наиболее изменчивы и динамичны, так как строятся применительно к педагогическим ситуациям, с которыми имеет дело учитель.

Цели, преследуемые учителем в учебно-воспитательном процессе, можно делить на общие и частные. Деление это достаточно условно и близко к делению по масштабу, но оно имеет и свою специфику.

Общие цели можно связывать с воспитательными аспектами обучения, с общенаучными методами познания. Частные – с формированием, например, конкретных знаний и умений предметного характера. Общие цели, конечно, могут быть возведены и в ранг стратегии, определяющей генеральную линию всего обучения. Но они могут носить и сопутствующий характер. Частные цели могут быть и тактическими, и стратегическими.

Цель урока – это заранее запланированный результат, которого в процессе совместной деятельности должны достичь учитель и учащиеся. Цели урока – частный случай целей образования, целей педагогического процесса. Они отражают направленность педагогического процесса на стороны, свойства и качества личности; представляют собой единство целей обучения, воспитания и развития личности.

Традиционно цель урока формулируется как триединая, включающая обучающие, развивающие и воспитательные аспекты. Обучающий аспект цели касается усваиваемых знаний, умений и навыков. Развивающий – развития познавательных процессов (мышления, памяти, внимания, воображения), а также общеучебных умений и творческих способностей. Воспитательный – формирования отношений личности к окружающему миру и себе, её качеств.

Чем конкретнее и точнее будут определены цели урока с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, тем эффективнее будут результаты учебно-воспитательной работы, тем в большей степени педагог будет выступать в качестве организатора учебно-воспитательного процесса. В процессе планирования урока учитель, прежде всего, указывает тему занятия, дидактические и воспитательные цели, стоящие перед уроком, этапы урока. Каждый этап и каждый момент урока преследует одну определенную цель. Совокупность всех оперативных целей обычно приводит к достижению основной цели, стоящей перед уроком в целом.







Date: 2016-05-13; view: 1368; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию