Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диалектика идеи гармонического и всестороннего развития личности в истории педагогики





Впервые цель воспитания всесторонне и гармонично развитой личности была сформулирована в трудах выдающихся мыслителей прошлого (Аристотель, Конфуций и др.). Научное обоснование этой цели было сделано в XIX в.

Необходимость всестороннего развития личности обусловлена высоким уровнем требований социально-экономического развития к личностным качествам, а также потребностью самого человека в развитии своих задатков с целью выживания в условиях борьбы за существование в быстро меняющемся мире.

В истории педагогики и образования выделялись разные подходы к определению сущности данной цели. В настоящее время она ориентирует на всестороннее развитие задатков и способностей ребенка, раскрытие его творческих возможностей, формирование общественно и личностно значимых качеств.

Наличие социальных групп, общественных классов привело к появлению различий в характере цели воспитания. Она становится дуалистической. Так, целью воспитания детей рабовладельцев была подготовка их к роли господ, порабощающих народы и наслаждаю­щихся искусствами; воспитание же детей рабов заключалось в подготовке их к выполнению приказаний господ. При феодализме в Средние века – разная цель для воспитания феодала (овладение «рыцарскими добродетелями» или подготовка религиозного служителя) и трудовое воспитание для крестьянина и ремесленника. В буржуазном обществе характер развития производства, для которого требуются уже более образованные работники, вынуждает правящий класс создавать систему учебных заведений, дающих знания рабочим. Одновременно с этим буржуазия дает хорошее воспитание сво­им детям в частных привилегированных учебных заведениях, чтобы они были в состоянии осуществлять управле­ние государством, направлять развитие экономики, общественных процессов.

Развитие машинного производства требовало соединения физического и интеллектуального труда. Сама природа крупного промышленного производстваобусловливает необходимость перемены труда, быстрого приобщения рабочего к новым производственным технологиям, совмещения профессий, ставит задачу замены частичного рабочего широко развитым индивидуумом. Трудовая деятельность рабочих все более интеллектуализируется, что предъявляет все возрастающие требования к подготовке рабочих. Это в конечном итоге привело к тому, что объективной общественной потребностью выступило формирование всесторонне и гармонично развитой личности. (Хотя сама идея возникла еще в Древней Греции, потом варьировалась в разное время педагогами-гуманистами, социалистами утопистами, педагогами-марксистами.)

В последнее время понятие всестороннее и гармоническое развитие личности иной раз трактуется как разностороннее развитие, поскольку всестороннее развитие по разному трактуется и осуществляется не в полной мере. Однако подобная подмена устоявшихся понятий вряд ли является обоснованной. Необходимость всестороннего развития личности выступает как воспитательный идеал общества с высокоразвитым техническим базисом, как его педагогическая тенденция. Борьба за осуществление идеала делает человеческую жизнь осмысленной, а самого человека – человечным. Кроме того, в преобразующей мир человеческой деятельности происходит самореализация личности, ее творческое самосозидание. С этой точки зрения назначение, задача каждого человека заключается в том, чтобы всесторонне развить свои многообразные способности и творческие задатки. Таким образом, и объективные потребности общества, и интересы самой личности обусловливают необходимость ее всестороннего и гармонического развития. Поэтому современная школа так или иначе решает эту проблему.

В качестве составных частей всестороннего развития личности выступают: умственное воспитание, техническое (политехническое) образование, физическое воспитание, нравственное воспитание, эстетическое воспитание, которые необходимо сочетать с развитием творческих способностей и задатков учащихся и вовлечением последних в посильную трудовую деятельность.

Но всестороннее развитие должно носить гармонический (согласованный) характер. Это значит, что полноценное воспитание должно основываться на одновременном и взаимосвязанном развитии всех указанных выше сторон личности. Если же та или иная сторона, например физическое или нравственное развитие, осуществляется с определенными издержками, это неизбежно будет негативно сказываться на формировании личности в целом.

Гармоническое воспитание и развитие предполагает соразмерное и стройное сочетание следующих качеств и характеристик личности: тела и души; ума и сердца; внутреннего и внешнего; вечного и преходящего; отношения индивида с природной и социальной средой; общечеловеческого и индивидуального, личного; национального и интернационального; субъекта и объекта воспитания; свободы и необходимости в воспитании. Говоря обобщенно, речь идет о гармонии отношений индивида с окружающим миром, природной и социальной средой и с самим со­бой.







Date: 2016-05-13; view: 3633; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию