Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Власть и властные отношения 57






ные образовательные и просветительские учреждения, а также че­рез средства массовой информации. Информационная власть мо­жет служить разным целям: не только распространению объектив­ных сведений о деятельности правительства, положений общества, но и манипулированию, основанному на специальных методах обма­на, на управлении сознанием и поведением людей вопреки их инте­ресам, а нередко и воле.

В зависимости от субъектов власть делится на партийную, профсоюзную, военную, семейную и др.

По широте распространения выделяются мегауровень —-международные организации (ООН,-НАТО); макроуровень — цент­ральные органы государства; мезоуровень — подчиненные центру организации (областные, районные) и микроуровень — власть в пер­вичных организациях и малых группах.

Есть классификация власти по функциям ее органов; законо­дательная, исполнительская и судебная. По способам взаимодейст­вия субъекта и объекта власти существуют демократическая, авто­ритарная и т.п. власти.

Различные общественные власти находятся в сложном взаи­
модействии. Многие политологи важнейшей считают экономичес­
кую власть. "■■-■.

Политическая власть, испытывая сильное воздействие со сто­роны власти экономической, достаточно самостоятельна и способна иметь над ней первенство, подчинять ее своим целям.

В определенных условиях доминирующее влияние на общест­во может оказывать власть информационная (например, в период избирательных компаний).

Слияние политической, экономической, социальной и духов­но-информационной властей при командной роли политики наблю­дается в тоталитарных государствах. Демократический строй пред­полагает разделение властей, а также сфер влияния внутри этих властей.

Власть в нормальном цивилизованном обществе должна обла­дать легитимностью. Это понятие возникло в начале XIX в. и обозна­чало политическое движение во Франции, ставившее своей целью восстановить власть короля как единственно законную в отличие от власти узурпатора Наполеона.

Легитимная власть характеризуется обычно как правомерная и справедливая. Легитимность связана с верой подавляющего боль­шинства населения, что существующий порядок является наилуч­шим для данной страны.

Сам термин «легитимность» переводят с французского как «законность». Но перевод не совсем точен. Законность отражается термином «легальность». «Легитимность» и «легальность»—близ­кие, но не тождественные понятия. Первое носит более оценочный, этический характер, а второе—юридический;


Известный немецкий социолог М. Вебер выделил три способа
достижения легитимности, отражающих особенности мотивов под­
чинения....;.. ■;■...,, ■■.....-.■ ■■.:.. ■ ■

1. Традиционная легитимность. Она возникает благодаря
обычаям, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость
и священность издавна существующих порядков. Традиционное
господство присуще монархиям. Подавляющая тяжесть традиции
приводит к тому, что люди вновь и вновь воспроизводят отношения
власти и подчинения на протяжении многих поколений. По своей
мотивации традиционная легитимность во многом схожа с отноше­
ниями в патриархальной семье, основанными на беспрекословном
повиновении старшим и на личном, неофициальном характере вза­
имоотношений. Власть традиции такова, что когда лидеры нару­
шают ее, они могут потерять легитимность в f лазах масс, В этом
смысле власть элиты жестко ограничена той же традицией, кото­
рая придает ей легитимность. Традиционная легитимность отлича­
ется прочностью. Поэтому, как считал М. Вебер, для стабильности
демократии полезно сохранение наследственного монарха, под­
крепляющего авторитет государства многовековыми традициями
почитания власти.

2. Легальная или рационально-правовая легитимность. Она
основывается на добровольном признании установленных юриди­
ческих норм, направленных на регулирование отношений управле­
ния и подчинения. Наиболее развитой формой этого типа власти яв­
ляется конституционное государство, в котором беспристрастные
нормы четко обозначают правила его функционирования. С другой
стороны, эти нормы открыты изменениям, для чего имеются уста­
новленные законом процедуры. В системах подобного вида власть
политической элиты легитимируется «царством закона». Для обос­
нования своей власти элита обращается к действующему законода­
тельству (Конституции).

3. Харизматическая легитимность. Она основана на вере в ис­
ключительные качества руководителя, которыми он наделен Богом,
т. е. вера в его харизму. Поэтому он иногда даже обожествляется,
создается культ его личности. Харизматическая власть является
относительно нестабильной по сравнению с традиционной и легаль­
ной. Харизма тесно связана с качествами личности, в то время как
традиция и закон являются фактами общественной жизни. Хариз­
матический способ легитимации часто используется в периоды ре­
волюционных перемен, когда новая власть для признания населе­
нием не может опереться на авторитет традиций или же демокра­
тически выраженную волю большинства. В этом случае сознатель­
но культивируется величие самой личности вождя, авторитет кото­
рого освящает институты власти, способствует их признанию и
принятию населением. Харизматическая легитимность базируется
на эмоциональном, личностном отношении вождя и массы







Date: 2016-05-14; view: 362; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию