Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Предмет профессиональной этики
Мораль (нравственность), как было отмечено, является одним из нормативных способов регуляции действий человека в обществе. Мораль регулирует поведение и сознание человека во всех сферах общественной жизни. Одной из областей общественной жизни, в которой предъявляются особые моральные требования к человеку, является труд. Наряду с общечеловеческими моральными принципами, к трудовой деятельности человека формируются особые моральные требования, так называемая трудовая мораль. Под понятием «трудовая мораль» понимают совокупность общих моральных требований (норм), выработанных в процессе жизненного опыта людей, позволяющих трудовую деятельность делать общественно значимой. Трудовая мораль получает реальное воплощение в профессиональной деятельности. Поэтому длительное время происходило отождествление трудовой и профессиональной морали не только в массовом сознании, но и в этической литературе. В общем смысле всякая профессиональная мораль является и трудовой моралью, так как основополагающие трудовые моральные заповеди обращены ко всем профессиям: добросовестность, дисциплинированность, ответственность, творческая инициативность в труде. Однако понятие «профессиональная мораль» не сводится абсолютно к трудовой морали. Это объясняется тем, что в некоторых профессиях существуют специфические проблемы морального порядка, которые несут на себе «печать» той или иной профессии (медицинской, педагогической и др.). Формирование профессиональной морали (для некоторых профессий) имеет длительную историю. Некоторые профессии ещё в эпоху древности имели свои профессиональные моральные кодексы. Например, в Древней Греции при храмах существовали медицинские школы асклепиадов (Асклепий у древних греков – бог врачевания), в которых достигла высокого совершенства греческая медицина. Врачи, оканчивающие школу асклепиадов, принимали клятву, которая была дополнена в клятве Гиппократа. Требования медицинской морали, предъявляемые к врачам в Древней Греции, мало изменились по сравнению с Женевской клятвой, принятой на Всемирной ассоциации врачей. В них регламентируются профессиональные моральные нормы отношения врачей к пациентам: соблюдать врачебную тайну, делать всё необходимое для пользы больного и др. Красной нитью через все нормы проходит требование «не навреди». Также ещё в Древней Греции предъявлялись моральные требования к учителю: любовь к детям, строгий самоконтроль за своим поведением в отношении с учениками, имеющий целью избегать крайностей: «не раздавать легко ни наград, ни наказаний». Если медицинская и педагогическая мораль, складывавшаяся в Древней Греции, была обращена на других людей (пациентов, учеников), то некоторые профессиональные группы вырабатывали свои профессиональные кодексы, которые должны были регулировать отношения между представителями одной и той же профессии. Отдельные ремесленные цехи в эпоху средневековья вырабатывали правила взаимоотношений внутри профессии: не зазывать покупателя, громко расхваливая свой товар или развешивая его таким образом, чтобы закрывать товар соседей, не переманивать покупателя, если он остановился перед товаром соседа. Итак, в некоторых профессиях с давних времён создавались профессиональные моральные кодексы с повышенными моральными требованиями, призванные: – регламентировать обязанности представителей профессии по отношению к людям, на которых направлена их деятельность; – регулировать отношения внутри профессиональной группы. Зададимся вопросом: почему к отдельным профессиям, в частности врача, учителя, предъявлялись всегда особые требования? Объяснить этот факт важностью или сложностью данных профессий вряд ли покажется убедительным. Хотя вполне правомерно вести речь об особой сложности и важности этих профессий, но этот признак характерен и для многих других профессий. Например, труд инженера, программиста, рабочего-станочника можно отнести к категории сложного и важного. Если рабочий по своей халатности, из-за несоблюдения инструкции выведет из строя станок, то на нём будет лежать моральная вина, которую можно описать через понятие «трудовая мораль». Но всё это не будет иметь отношения к профессиональной морали. Требования, предъявляемые к этим профессиям, не являются специфическими. Они не несут в себе черты профессий, так как работники всех профессий должны добросовестно выполнять свой профессиональный долг, осознавать свою моральную ответственность за выполняемую работу. Какими особенностями должны обладать профессии, функционирование которых нуждается в профессиональной морали? Возьмём, к примеру, деятельность врача, учителя. Объектом их труда является живой человек, а не растение (как в труде агронома), не технологический процесс (как в труде инженера). В этих профессиях, помимо отношений между субъектами труда (учитель – учитель, врач – врач), существуют отношения между субъектами труда и объектами труда (учитель – ученик, врач – пациент и пр.). Эти обстоятельства существенно усложняют нравственную жизнь представителей данных профессий, повышают их моральную ответственность перед обществом. Поэтому к людям этих профессий предъявляются не только требования обычной трудовой морали, но и требования профессиональной морали. Профессий, где объектом труда выступают живые люди, достаточно много. По содержанию труда эти профессии различаются между собой. Итак, кодексы с повышенными моральными требованиями складываются в профессиях, объектом которых является человек. Есть смысл разделить их по характеру воздействия на человека как на объект труда. Целесообразно выделить, во-первых, профессии обслуживающего труда (портной, водитель троллейбуса, парикмахер, продавец); во-вторых, профессии, в труде которых осуществляется непосредственное воздействие на личность человека (труд педагога, журналиста, работника правоохранительных органов); в-третьих, профессии, в которых субъект труда не только воздействует на личность человека, но и принимает непосредственное участие в изменении его судьбы в социальном плане (труд врача, юриста, но в большей степени это находит выражение в труде социального работника). Очевидно, что профессиональная мораль имеет более выраженный характер в профессиях второй и третьей групп. В профессиях обслуживающего труда также присутствуют элементы профессиональной морали, удельный вес которых увеличивается в последнее время в связи с возрастанием требований к работникам этих профессий. Однако профессиональная мораль имеет более выраженный характер в профессиях второй и третьей групп, но особенно значимо нравственное начало в профессиях третьей группы. Не случайно данные профессии называют «помогающими» (helping professions). Эффективность деятельности работников одной и той же профессии, принадлежащих к профессиям второй и третьей групп, может различаться не только уровнем их профессиональных знаний и умений, но и тем, насколько профессионалы обладают необходимыми для данной профессии нравственными качествами. Однако профессиональная мораль является не только характеристикой моральных качеств её представителей, но и выражает совокупность моральных норм (обязанностей, стандартов, требований), которые общество предъявляет к той или иной профессии. Профессиональные моральные нормы призваны регулировать как отношения внутри профессии, так и отношения между профессиональной группой и частью общества, на которую направлена деятельность той или иной профессиональной группы. Итак, профессиональная мораль обеспечивает общественно-значимое поведение в рамках определённой профессии.
Контрольные вопросы 1. Каков смысл понятия «трудовая мораль»? Подберите пословицы, поговорки, афоризмы, в которых утверждаются принципы трудовой морали. 2. Каков смысл понятия «профессиональная мораль»? 3. Каково соотношение между трудовой и профессиональной моралью? 4. Какие отношения в профессии регулирует профессиональная мораль? 5. К какой группе профессий относится профессия специалиста по связям с общественностью? 6. Какие отношения в деятельности специалистов по связям с общественностью регулирует профессиональная мораль?
КАТЕГОРИИ ЭТИКИ
Добро и зло Очень многие мыслители во все времена придавали большое значение раскрытию понятия добра. В. С. Соловьёв отмечал, что необходимо иметь представление о понятии добра, и это поможет обрести силы «для исполнения добра». Ложное понимание добра может привести к неправедным действиям, к ужасным поступкам. Возможность таких действий содержится и в любой профессиональной деятельности. Более того, идея добра, по меткому замечанию Л. А. Попова, упорядочивает, объединяет всю духовную жизнь человека. Во всех формах деятельности всегда содержится основание для вопроса: добро ли то, что я делаю? Проявления добра настолько многогранны в реальной человеческой жизни, что, опираясь только на этот опыт, невозможно дать всеобъемлющее определение добра. Мир разделён в моральном сознании на добрый и злой. Добро и зло – это фундаментальные характеристики морального сознания. Добро и зло – это понятия высокой степени абстрактности. Добро и зло являются диаметрально противоположными понятиями, выражающими важнейшие установки морального сознания. Поэтому в первом приближении очень трудно определить эти понятия. То есть добро – это добро, мы стремимся к нему, а зло – это зло, и мы его не хотим. Если определять добро как отсутствие зла и наоборот, то при таком определении также нельзя продвинуться далеко. Поэтому обоснование добра и его определение является важнейшей проблемой на всём протяжении развития теоретической этической мысли. В истории этики были попытки определить добро с различных позиций. Исторический процесс формирования этого понятия был и процессом становления и развития самой морали. Хотя, как уже отмечалось, во все исторические эпохи существовали скептические утверждения о невозможности дать определение понятию «добро», параллельно с ними возникали различные подходы в трактовке этого понятия. Гедонистические и эвдемонистические учения понятия добра связывали его с наслаждением и счастьем. Добро в этих учениях – это получение различных удовольствий и достижение счастья (Эпикур, Аристотель). В воззрениях утилитаризма добром является то, что приводит к счастью большое количество людей, и поэтому может быть действительно полезным (Бентам, Милль). Религиозные мыслители утверждают, что Бог является воплощением добра. Отсюда только те действия являются добрыми, которые соответствуют воле Бога. В религиозных учениях добро рассматривается в онтологическом смысле: Бог есть Благо. Люди не должны измысливать свои представления о добре, а считать добро как «объективно существующее», и тогда они обязательно придут к Богу. Бог есть добро. Существуют также иные определения добра: – добро – это всё то, что способствует сохранению и развитию жизни. Зло – то, что уничтожает жизнь или препятствует её развитию (А. Швейцер); – добро – то, что стремится к идеалу. Зло – то, что отдаляется от идеала; – добро – важное и значимое для жизни человека и общества; – добро – то, что позволяет человеку и обществу жить, развиваться, благоденствовать, достигать гармонии и совершенства. Несмотря на различие этих подходов, добро, с точки зрения различных мыслителей, выражает установку, нацеленность человеческого поведения на идеал, на реализацию гуманистических ценностей. Зло – то, что отдаляется от идеала. Понятие добра соотносимо с понятиями доброты и добродетели. Добрым называют отзывчивого человека, который делает добро другим людям. Доброта свойственна целостной, неэгоистичной личности и находит выражение не только в мыслях, но и практической жизни. Понятие «добродетель» выражает положительные нравственные качества, нравственное совершенство. В различные исторические эпохи, в разных культурах культивировались различные добродетели (долг, гордость, смирение, мужество, счастье и т. д.). Добродетель одной системы могла быть пороком в другой. Основными христианскими добродетелями являются: – смирение (подчинение воле Божьей, принятие бед и испытаний, того места в мире, которое дано Богом); – вера в Бога; – надежда на милосердие Божье; – любовь к Богу и ко всем людям, для которой характерны бескорыстие, милосердие и равное отношение ко всем людям. Нельзя отождествлять понятия добра и пользы. Согласно этике утилитаристов и прагматистов, добро есть всё то, что полезно и, следовательно, служит удовлетворению человеческой потребности. Сведение добра к пользе отдельного человека может размыть критерии между добром и злом. Богатство и власть могут для отдельного человека быть полезны, но можно ли считать их добром? Говоря о пользе, мы всегда спрашиваем «для кого?» и «для чего?». В реальной жизни для конкретного человека они могут и совпадать. Однако эгоистические интересы не могут являться моральным добром. Зло – это то, что разрушает жизнь и благополучие человека. Зло – это уничтожение, подавление, унижение. Зло, существующее в мире, можно разделить на три вида: Физическое, природное зло (землетрясения, наводнения, вулканы, болезни, эпидемии и т. д.). В современном мире многие проявления природного зла связаны с деятельностью человека. Это находит проявление, прежде всего, в сфере решения экологических проблем. Другой вид зла – это зло в социальных процессах. Будучи нравственным человеком, можно оказаться в эпицентре социального зла, когда человек втягивается в противостояние интересов. Третий вид зла – собственно нравственное зло. Нравственным злом называют то зло, которое совершается по осознанному решению самого человека. Современные исследователи выделяют два вида морального зла: враждебность и распущенность. Враждебность – это насилие, ненависть, гнев, стремление к подавлению других, сознательное стремление нанести другим вред, страдание. В ХХ в. многие философы и психологи исследовали проблему истоков зла. Фрейд считал, что наряду с инстинктом жизни (Эрос) в человеке также существует инстинкт смерти (Танатос). Инстинкт смерти заставляет человека стремиться к разрушению. Если эта энергия не направлена на других, то она разрушает самого человека. В теории «фрустрации-агрессии» утверждается, что поведение человека обусловливается также блокированием, невозможностью осуществления какой-либо цели. Помеха, ставшая на пути удовлетворения потребности, осуществления цели, приводит не только к состоянию подавленности, но и к различным формам агрессии. Э. Фромм считает, что «злокачественная агрессия» – это страсть к разрушению, явившаяся следствием неправильно проживаемой жизни, когда не реализуются сущностные силы человека. Человек, который не понимает, как продуктивно жить, как выйти из скуки, как научиться получать удовольствие от жизни, становится носителем «злокачественной агрессии». Распущенность – это общее название человеческих пороков: трусости, лени, неумения управлять своими желаниями и страстями. Распущенные люди не гнушаются никаких аморальных поступков. По вопросу о происхождении зла существуют различные теории. Т. Гоббс и И. Кант считали, что человек является эгоистичным и злым по своей природе, так как ему приходится конкурировать с другими людьми. Для Ф. Ницше жестокость, агрессивность, безжалостность – нормальное проявление «воли к власти», следовать христианскому милосердию – значит идти по пути вырождения. По Марксу, преодоление морального и социального зла возможно лишь с преодолением частной собственности. Date: 2016-05-24; view: 427; Нарушение авторских прав |