Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Моральная свобода и ответственность
Моральная свобода – это характеристика действия, совершаемого: – не по принуждению, а по собственному желанию; – со знанием и пониманием объективных ограничений; – на основании правильного (должного) выбора добра и отклонения от зла. Свобода человека обнаруживает себя, начиная со свободы выбора. Проблема свободы выбора была поставлена Аристотелем. Он различал действия на непроизвольные и произвольные. Непроизвольные действия – это те, которые совершаются по неведению, принуждению. Аристотель считал, что произвольные действия бывают двух типов: преднамеренные и непреднамеренные. Преднамеренные действия совершаются по выбору, сознательно. Сознательными действиями являются только те, которые исходят из желания, но осуществляются при этом с учётом направленности на высшие моральные ценности и адекватные им методы и средства. Только такого родадействия связаны с реализацией моральной свободы. Непреднамеренные действия, хотя и основываются на желании человека, но совершаются по незнанию того, какие результаты принесёт действие, какие средства потребуются (с моральной точки зрения) для его свершения. Свобода человека предполагает (наряду со свободой воли) также ограничение собственного своеволия, признания прав других людей, соблюдения справедливости по отношению к ним, содействия их благу. Другими словами, в морали свобода одного человека всегда ограничена свободой другого. Свобода человека как правильная, должная несёт в себе действительную нравственную ценность, определяющую, какие решения принимаются и какие действия совершаются. Моральная свобода – свобода позитивная, не позволяющая предаваться искушениям, не грешить (в христианском понимании), утверждающая возможность развития личности, способность делать выбор на основе различения добра и зла. Свобода предполагает наличие ответственности человека. Вести себя ответственно – это значит быть способным активно действовать со своего места, поступать согласно логике событий. Ответственность – это отношение зависимости человека от чего-либо (кого-либо) в принятии решений, в выборе средств деятельности. Ответственность сопровождается чувством ответственности. Важными условиями формирования моральной ответственности являются: – наличие ответственность за те действия, которые совершаются по его свободной воле; – наличие вменяемости человека, осознания происходящего (невменяемыми признаются психически больные люди); – влияние внешних обстоятельств на результат действия (при тоталитарном режиме возможности для моральной ответственности личности становятся минимальными, так как государство берёт на себя ответственность за жизнь общества и его членов).
Перед кем ответственен человек? 1. Перед другими людьми. Мы живём среди людей, и потому держим перед ними ответ: перед родственниками и друзьями, коллегами и соотечественниками, перед человеческим родом. 2. Перед Богом, собственной совестью. В христианстве образом Иисуса Христа был задан универсальный масштаб ответственности: ответственный образ жизни – это и упование на божественное милосердие.
Другой важный вопрос: за что ответственен человек? 1. Религиозная мысль придерживается идеи, что люди должны отвечать за состояние своей души, то есть за мысли и чувства. 2. Юридическая ответственность предполагает отвечать за поступки. 3.Моральная ответственность шире, чем юридическая. Она исходит из целостности личности, единства его душевной и поведенческой сторон. Отвечает ли человек за последствия своих действий? Этот вопрос в настоящее время занимает одно из самых значимых мест в профессиональной этике. Ответственны ли, в частности, наука и учёные за негативные социальные и человеческие последствия научно-технического прогресса? Если ответственны, то в какой мере? Начиная с Нюрнбергского процесса (1947г.), вопрос о моральной ответственности учёных регламентируется жёсткими ограничениями по проведению медицинских экспериментов на человеке, по поддержанию и укреплению доверия к науке.
Контрольные вопросы 1. В социальном взаимодействии другой человек может вкладывать в ваши слова и поступки другой смысл, чем вы полагаете. Несёт ли человек за это личную ответственность? 2. Верны ли следующие утверждения? человек отвечает за ближайшие последствия своего поведения, а не «отвечает за всё». никто не отвечает за всё, достаточно отвечать за то, на что ты можешь повлиять. нельзя отвечать за других, так как это превращает их в «оловянных солдатиков». 3. Э. Фромм утверждал, что многие люди пытаются уклониться от ответственности. Согласны ли вы с этим утверждением? 4. Можно ли согласиться с тем, что человек ответственен, в первую очередь, перед самим собой?
Правда и ложь Правда является одной из высших нравственных ценностей. Под правдой понимают: – образцовый порядок общественных отношений, которому надо следовать, чтобы между людьми воцарилась гармония. В этом значении правда совпадает с понятием справедливости. («Надо жить по правде», «правда восторжествует».) Жить по правде – значит руководствоваться моральными принципами, жить по совести;
– соответствие наших представлений объективному положению дел. В этом значении правда и истина совпадают. Тот, кто следует правде – не лжёт и не обманывает, а является правдивым человеком. Только честное, правдивое отношение к другим людям укрепляет межличностное общение. В общении между людьми правда выражается в открытости, честности, доверии, способствует взаимопомощи, отзывчивости; – выражение достоинства человека. Тот, кто уважает самого себя, не бывает низким лжецом. Вот почему обвинение во лжи воспринимается как посягательство на честь. В определённых границах у каждого правда своя (основана на практическом интересе, потребностях человека), это отличает её от истины. Частной правде противостоит правда других людей. Правда соединяет людей, делает их способными к коммуникации. Однако для этого необходимо принять «общую правду». Это достигается путём признания ценностей других людей, их прав, мнений, готовности к согласию, компромиссу. Правде противостоит ложь (обман). Она используется для достижения неморальными средствами: – профессиональногои иного успеха; – практической выгоды (материальных благ); – для оправдания безответственности. Обман – это намеренное искажение действительности, выдаваемое за правду, а также провозглашение обещаний, которые не выполняются. Существуют различные виды лжи: – клевета – это рассмотрение другого человека как препятствия на пути достижения собственных, эгоистических целей и стремление устранить его; – ханжество и лицемерие, являющиеся своего рода «масками» добродетельности и доброжелательности. Ханжа предаётся тайным порокам, прилюдно осуждая их. Лицемер притворно сочувствует, выражает радушие, а на самом деле злорадствует, раздражается, имеет злые намерения; – невыполнение обещаний. Важной этической проблемой является «добродетельная ложь» – ложь во имя спасения. В различных сферах жизнедеятельности человека возникают ситуации, в которых обман является, возможно, единственным выходом: – сокрытие информации больному с тем, чтобы не нанести вреда его здоровью и т. п.; – сохранение информации в сфере политики (внутренней и внешней), бизнеса, права и т. п. Однако существует иной взгляд в трактовке «добродетельной лжи»: И. Кант считал, что любой обман не может рассматриваться допустимым с точки зрения морали.
Контрольные вопросы 1. Проанализируйте высказывания: «Правду всегда трудно сказать, ложь всегда легко слушать»(С. Броан). «Две ненавидящие друг друга правды способны родить тысячи видов лжи» (В. Гжегорчик). 2. Можно ли с помощью хитрости достичь благих целей? 3. Принимаете ли вы «добродетельную ложь»? 4. В профессиональной деятельности специалиста по связям с общественностью допустим ли обман? 5. Что вы понимаете под хитростью? Можно ли хитрость оценивать как форму лживости? Честность Честность является одной из практических добродетелей человека. Честным называют совестливого, правдивого, добросовестного и верного человека. Честность также не совместима с воровством, мошенничеством.Честный человек, допустивший какую-либо ошибку, не прибегнет к оправданиям, разного рода хитростям, чтобы снять с себя ответственность. Честный человек – это ответственный человек. Слово «честность» используется также как синоним справедливости. Честный человек лишён субъективизма в оценке других людей, а также адекватно оценивает самого себя. Итак, честность – это интегральная характеристика человеческих добродетелей, характеризующая нравственную составляющую во взаимоотношениях человека с другими людьми. Она проявляет себя во всех видах человеческой жизнедеятельности, в том числе и профессиональной. Честность предполагает адекватную самооценку, не преувеличивающую своих профессиональных достоинств. Она является источником дальнейшего профессионального роста, самосовершенствования. Психологи утверждают, что важную роль в формировании честности (как правдивости) играет воспитание, благодаря которому у человека формируется так называемое базисное доверие к окружающим людям. Оно позволяет не только не испытывать недоверия к окружающим людям, а также самому быть открытым, правдивым человеком. Если с детства человек получает опыт злостного обмана, то его уделом может стать недоверие, одно из самых тяжёлых нравственных состояний.
Контрольные вопросы 1. На ваш взгляд, в каком случае в раннем возрасте развивается «базисное доверие» и «базисное недоверие»? Каких ошибок необходимо избегать родителям? 2. Если ребёнок сталкивается с ложью и коварством, то возможно ли у него сохранение позитивного мироощущения? 3. Что понимается под профессиональной честностью специалиста по связям с общественностью? 4. Какие смысловые аспекты можно выявить в понятии «честность»?
Достоинство В этической литературе начало рассмотрения проблемы достоинства связывают с И. Кантом. Достоинство человека, считает Кант, это то, что «поднимает» его над природой, которая подчиняется только законам природы. Человек же наделён разумом и свободой и должен на этом основании испытывать самоуважение. С точки зрения Канта, люди не могут различаться на «более значимых» и «менее значимых». Они принадлежат к единому человеческому роду, поэтому достоинство – их общее родовое качество. Человек как разумное существо, обладающее свободой воли, никогда не может выступать средством, а всегда является лишь целью. Итак, каждый человек обладает достоинством, являющимся его безусловной ценностью. Эта же мысль утверждается Всеобщей декларацией прав человека, где записано, что «все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах». Поэтому люди имеют право на достойную человека жизнь, которая предполагает реализацию права на получение работы, свободы выбора работы, получения достойной человека заработной платы, позволяющей жить и оказывать поддержку членам семьи. Право на медицинское обслуживание и на образование, жилище и хорошее питание – это также составляющие жизни человека, не унижающие его человеческого достоинства. Реализация этого принципа связана с необходимостью осмысления содержания этого понятия. Какой смысл несёт в себе «достоинство» как этическое понятие? В религиозной и философско-религиозной традициях достоинство человека связывается с его богоподобностью. Человек как духовное существо обладает бессмертной душой, свободой творчества. В других концепциях достоинство определяется как совокупность свойств личности, характеризующих её высокие моральные качества. Достойным человеком называют человека доброго, справедливого, честного и т. д. Достойный человек поступает только достойно, он уважает своё достоинство и не унижает достоинства других людей. Итак, достоинство человека в объективном смысле является характеристикой его внутренней ценности и представляет собою совокупность моральных, положительных качеств в профессиональной деятельности. Исходя из этого определения, неявно просматривается мысль о том, что не всякая личность обладает положительно значимыми качествами и, следовательно, не может быть достойна уважения. Это обстоятельство обусловливает в некоторых случаях возникновение затруднений в реализации этого принципа. В отношениях с людьми в профессиональной сфере, учёбе каждый человек должен признавать профессиональную подготовку, методы работы, наличие собственного мнения и т. д. Сотрудничество с людьми возможно только в случае признания правомерности наличия у них собственного мнения. Однако не всегда это признание «даётся» легко, потому что признание достоинства других людей тесно увязано с позицией о значимости своего мнения, своих методов работы и т. д. Рассмотрение достоинства как совокупности положительных моральных качеств не исчерпывает содержание этого понятия. Можно говорить о достоинстве не только в объективном значении, но и в субъективном. Во втором аспекте достоинство – это чувство самоуважения, понимание собственной значимости. Представляется, что признание достоинства других людей не отделимо от оценки своей значимости. В этом значении понятие «достоинство» близко понятию «гордость». Оно может быть определено как моральное чувство, выражающее высокую оценку своих достижений, самодостаточность и независимость личности. В этом смысле можно говорить о различных разновидностях достоинства (гордости). Применимо это понятие и к профессиональной гордости специалиста по связям с общественностью, отождествляющего свою профессиональную деятельность с профессией, имеющей высокую ценность в обществе. Это связано с осознанием такого факта, что Я, как специалист, являюсь частью этой профессии и, следовательно, причастен к тем достижениям, которые для неё характерны. Самоуважение играет большую роль во всех видах деятельности, оно сохраняет у человека ощущение своей значимости. Однако необходимо адекватно оценивать собственную значимость с тем, чтобы избежать иллюзии самомнения. Только умение реалистически оценивать себя позволяет признать профессиональную подготовку коллег, важность их мнения и т. п. Хотя перед нами не стоит задача категориального анализа этических категорий, тесно связанных с понятием «достоинство», но сложность практической реализации принципа, характеризуемого в этой главе, заставляет нас обратиться также к понятию «скромность». Дело в том, что с самоуважением тесно связано понятие «скромность». Скромным, как известно, называют сдержанного в обнаружении своих достоинств человека. Скромность – моральное качество человека; если оно проявляется в отношениях с другими людьми, то заключается в отказе от особых собственных претензий, подчёркивающих его внутренние достоинства. Скромность позволяет не только рассматривать свои достоинства чем-то естественным, но и увидеть достоинства других людей. Отсутствие скромности может привести к высокомерному, презрительно-надменному отношению к другим людям. Такие люди (высокомерные, чванливые, тщеславные) вряд ли способны уважать достоинство других людей. Итак, отметив роль самоуважения в жизни человека, необходимо: утверждать собственное достоинство по результатам своей деятельности, в самооценке собственной значимости учитывать мнение других людей; способствовать развитию чувства самоуважения у других людей в тех случаях, когда у них налицо неуверенность в собственной значимости; поддерживать чувство собственного достоинства людей, одобряя их успешные действия. Роль самоуважения в жизни каждого человека велика. Жить с самоуважением – значит уметь противостоять своим низменным, с точки зрения морали, влечениям, побуждениям. Жить с самоуважением – это умение стойко переносить житейские невзгоды, выпадающие на твою долю. Встретить такие испытания с достоинством – значит пытаться найти их эффективное решение. Человек, обладающий внутренним достоинством, испытывает ответственность перед самим собой и другими людьми за свои чувства и мысли. Контрольные вопросы 1. Почему достоинство является не только оценочным, но и императивным понятием? 2. Можно ли человека, не имеющего достоинства (в субъективном смысле), назвать жалким, а человека, не желающего иметь достоинство, – презренным? 3. Определяется ли достоинство происхождением, богатством? 4. Связано ли достоинство с социальным статусом личности? Честь Понятие «честь» отражает признание достоинства человека другими людьми. Такие высказывания, как «честь имею», «для меня большая честь», характеризуют принятие человеком этого признания. В понятии «честь» утверждается: – наличие норм, требований, которые предъявляются данным сообществом к человеку; – наличие поступков, позволяющих судить о степени соответствия этим требованиям; – зависимость человека от мнения сообщества и страх перед ним, заставляющие «умножать собственные силы». Исторически формирование понятия «честь» было связано с сословными представлениями о достойном. Честь приписывалась только определённым (высшим) сословиям. Задавались жёсткие стандарты поведения, так называемые кодексы чести. Таковым, например, в средневековой Европе являлся рыцарский кодекс чести. Он включал в себя следующие добродетели: смелость, постоянную готовность к смерти, верность, щедрость. В эпоху Нового времени понятие «честь» связывается с правилами и обязанностями граждан в государстве. Особое место принадлежит категории чести в протестантской этике, где она закрепляется за теми категориями людей, которые успешны, преуспевают в делах. Контрольные вопросы 1. Как связаны понятия «честь» и «ответственность»? 2. Применимо ли понятие «честь» в профессиональном сообществе? 3. Как связаны понятия «честь» и «слава»? 4. Проанализируйте высказывания: «Как не может человек сам поднять себя, так и возвеличить себя» (Л. Н. Толстой). «Человек прав, если верит тому, что нет на свете ни одного человека выше его; но он очень ошибается, если думает, что есть на свете хоть один человек, который хуже его» (Л. Н. Толстой). Date: 2016-05-24; view: 541; Нарушение авторских прав |