Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Справочно-информационный блок. Для правильной и эффективной организации учебно-воспитательного процесса учителю необходимо умение планировать и ана-Для правильной и эффективной организации учебно-воспитательного процесса учителю необходимо умение планировать и ана- лизировать собственную деятельность и работу своих коллег. Это касается уже проведенных (проводимых в данный момент) занятий и тех, которые разрабатываются. Постоянный анализ необходим для совершенствования педагогического мастерства, возможности увидеть ошибки и предвидеть результаты своих действий. Потребность в самосовершенствовании — одно из основных условий эффективности работы учителя. Выработав у себя привычку к постоянному, каждодневному психологическому осмыслению собственного педагогического труда, молодой учитель сформирует фундамент для достижения необходимого уровня профессионализма. Ученые и практики системы образования разработали и предложили несколько схем, характеризующих урок с различных сторон, с разных точек зрения. Мы считаем, что, при определенном различии, анализ урока по ним включает общие моменты: формулировка и обоснование целей и задач урока, предварительный анализ содержания учебного материала и организации урока, описание и анализ хода самого урока, подведение итогов. Для анализа уроков технологии нам представляется приемлемой схема Г. Ю. Пенкновича и В. П.Тигрова (Школа и производство. — 1987. — № 1). Очень полно охватывает анализ урока последовательность вопросов-заданий, предложенная А. Д.Тхоржевским [50. — С. 312 — 313]. Наиболее полно освещены вопросы системного подхода к анализу урока, Ю. А. Конаржевским (Анализ урока. — М., 2000). Для оценки психолого-педагогической деятельности мы рекомендуем схему, разработанную в Ярославском госпедуниверсите-те им. К.Д.Ушинского Н. П.Анисимовой (табл. 11). Начинающему учителю может оказать определенную помощь и предложенная В.Д. Златоустовым «Ключ-схема наблюдения и анализа занятий (план-конспекта)» [14]. Она сравнительно проста и достаточно универсальна. Выполняемая на отдельном листе, она позволяет сделать достаточно подробную запись урока при минимуме времени. Таблица 11 Анализ психолого-педагогической деятельности учителя технологии Школа ___________ Класс___________ Дата____________ Ф. И. О. учителя____________________________________ Тема урока ____________________________________________ Цели урока ____________________________________________
Продолжение табл.
Продолжение табл.
Окончание табл.
2. Четко представить себе, что требуется от учащихся для усвоения предлагаемого материала. 3. Уяснить для себя, соответствуют ли индивидуально-психологические особенности учащихся класса, где будет дан урок, этим требованиям. 4. Определить, чего больше при усвоении материала от учеников потребуется: зрительной образной памяти или абстрактного 5. Выяснить по расписанию, с какого занятия на урок технологии придут дети. Решить для себя, достаточно ли времени запланировано на этапы урока. На чем основан вывод? 6. Будут ли активизироваться учащиеся на уроке? Как это спланировано? 7. Что сделано для предупреждения возможных ошибок учащихся? Учтены ли учителем все опасные зоны и приемы? 8. Какие критерии для оценки деятельности и проведения учащихся могут быть положены для суждения о степени достижения 9. После уяснения для самого себя ответов на эти вопросы, письменно ответить по всем пунктам примерной схемы анализа урока. Литература: [10, 14, 23, 50]. Будущий учитель технологии и предпринимательства, изучающий большой блок психолого-педагогических дисциплин, должен будет во время педагогической практики выполнять схему психологического анализа урока. Она во многом перекликается с приведенной выше. Считаем полезным использовать вариант такого анализа (см. Приложение 2). Задание 1. Изучить методические рекомендации и схему анализа уроков 2. По заданию преподавателя: • выполнить анализ собственного план-конспекта; ■ выполнить анализ план-конспекта товарища по учебной группе; • посетить урок технологии в одной из школ и проанализировать его. Порядок выполнения работы 1. Выбрать вариант схемы анализа (если нет указания преподавателя).
Глава 21 ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ВЕДЕНИЮ УРОКОВ ТЕХНОЛОГИИ
|