![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Порядок выполнения работы. 1.Для избранной (на лабораторно-практической работе № 4) темы своего урока уточнить место и значение планируемого занятия в общей системе уроков конкретной
1. Для избранной (на лабораторно-практической работе № 4) 2. Выбрать из комплекса учебно-воспитательных задач те, которые должны и могут быть решены на данном занятии. 3. Сформулировать цели урока: а) для сообщения ученикам; б) для записи в план-конспект. 4. Наметить пути решения отобранных задач. 5. Использовать материалы настоящей лабораторно-практической работы для подготовки плана-конспекта по лабораторно-практической работе № 8. Литература: [117, 21, 22, 35, 48].
ЛАБОРАТОРИО-ПРЛКТИЧЕСКЛЯ РАБОТА № 6 РАЗРАБОТКА СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ВВОДНОГО, ТЕКУЩЕГО И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ИНСТРУКТАЖЕЙ Цели работы: • научить будущих преподавателей технологии разрабатывать и • прививать будущим преподавателям умения психологически Справочно-информационный блок Инструктажи проводятся учителем технологии перед началом, во время выполнения и после окончания практической работы учащихся. Каждый из них характеризуется специфическими особенностями, хотя в целом они создают стройную канву урока, достигающего поставленную цель. Наиболее распространенной ошибкой молодого учителя является включение в вводный инструктаж нового теоретического материала. Разъясняем: вводный инструктаж — это конкретный рассказ о технологической последовательности изготовления конкретного изделия или содержание конкретных действий, которые будут выполняться учащимися при самостоятельной работе. Конечно, учитель справе проверять, в том числе и в ходе вводного инструктажа, как ученики готовы реализовать теоретические знания на практике, но у вводного инструктажа строго конкретная направленность. При проведении вводного инструктажа перед учащимися ставится отчетливо, ясно цель предстоящей работы и пути ее достижения. Здесь важно соблюсти несколько условий. 1. Зная индивидуальные свойства личности каждого своего ученика, так построить объяснение технологических (или иных аспектов) приемов работы, чтобы каждый учащийся проникся уверенностью в посильности задания и четким представлением о последовательности своих действий при его выполнении. Если так провести объяснение, то учащиеся психологически будут настроены на активную реализацию установок учителя. 2. Непременное условие вводного инструктажа — предупреждение о типичных ошибках, которые могут быть допущены в процессе самостоятельной работы. Ведь все работы по программе — типовые, а следовательно, из года в год ученики испытывают примерно одни и те же трудности и допускают одинаковые ошибки, которые учитель способен предвидеть. Предупреждение о них сти- мулирует мотивацию качественного выполнения приемов, стремления к технологической дисциплине. 3. Обязательным элементом вводного инструктажа должно быть обращение к безопасному выполнению приемов, сознательному соблюдению правил безопасности труда. Предупреждая детский травматизм, следует подробно рассказать, какие последствия влечет за собой небрежность, невнимательность, шалость во время работы и т.п. На вводном инструктаже закладывается фундамент успеха (или неудачи) вашего урока. Вводный инструктаж учащихся на занятиях технологии является обязательным и может включать следующие вопросы: • назначение изделия и значение деятельности по его выпол-нению; • технология изделия и ее особенности в данном случае; • правила пользования оборудованием и инструментами (демонстрация, показ); - показ наиболее рациональных приемов и способов выполнения учебно-производственного задания; ■ правила техники безопасности при выполнении данного изделия; • организация рабочего места для данного случая работы; • основные критерии оценки качества (годности) данного изде-лия и др. Текущий инструктаж по времени совпадает с самостоятельной работой учащихся и проводится во время работы. Он может быть фронтальным, групповым, индивидуальным и имеет свои особенности. 1. Его содержание исходит из условий необходимости. Это значит, что корректируются те действия учащихся, ошибочное выполнение которых было обнаружено при целевых обходах. Например, обнаружены типовые ошибки у многих учащихся. Вывод — необходимо провести дополнительный инструктаж для группы (или ее части). 2. Это часть урока, где учитель при обходе рабочих мест ставит 3. Это часть урока, на которой индивидуальный подход учителя 4. В холе целевых обходов учитель уясняет степень овладения
Заключительный инструктаж проводится после выполнения практической работы. Традиционно он включает в себя: • подведение итогов занятия; • разбор допущенных ошибок и анализ причин, их вызвавших; • разъяснение возможностей применения полученных знаний, Вместе с тем имеется ряд моментов этого этапа урока, на которые молодой учитель должен обратить внимание. 1. Подведение итогов и оценка работы каждого ученика требуют от учителя глубокого психологического проникновения в индивидуальность, так как от умения (даже при допущенных ошибках) вселить в ученика уверенность в том, что он не хуже других 2. Выделив при подведении итогов и анализе работы умения 3. Наконец, есть очень важный для учителя психологический Задание Для своего выбранного занятия (на лабораторно-практической работе № 4) разработать ход проведения вводного, текущего и заключительного инструктажей. Порядок выполнения работы 1. Продумать, как ознакомить учащихся: а) с содержанием работы и средствами, с помощью которых ее б) с технической документацией и требованиями к изделию; в) с последовательностью выполнения отдельных элементов и г) с возможными затруднениями, ошибками; д) с предупреждением возможных нарушений правил безопасности труда. 2. Представить, как лучше провести показ приемов работы. 3. Продумать, возможна ли активизация познавательной деятельности учащихся в ходе вводного инструктажа и как ее обеспечить. Записать вводный инструктаж в план-конспект. 4. Продумать, как обеспечить целенаправленное, дифференцированное наблюдение за работой каждого учащегося и всей группы в целом. С этой целью: а) записать целевые обходы, их содержание; б) предусмотреть формирование навыков самоконтроля за выполняемой работой; в) учесть, какие из выполняемых операций активизируют знания учащихся по основам наук, наполняют физический труд интеллектуальным смыслом, могут стимулировать творческий поиск. 5. Продумать возможность письменного инструктирования. 6. Записать текущий инструктаж в план-конспект. 7. Выделить для себя, какие дидактические и воспитательные цели целью: а) продумать критерии объективной оценки результатов труда; б) установить, какие из возможных ошибок могут быть исправлены на следующем занятии; в) наметить, какие стороны анализа могут касаться формирования ответственности за качество труда; экономического мышления; чувства удовлетворения от выполняемой работы; г) предложить литературу для внеклассного чтения по теме (про 8. Записать заключительный инструктаж в план-конспект. Литература: [3, 15, 22, 28, 35, 45, 46, 50, 53]. ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКЛЯ РАБОТА №7 ВЫБОР ОПТИМАЛЬНЫХ МЕТОДОВ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ Цели работы: - получение начальных умений выбора методов для проведения занятий; - углубление знаний по особенностям использования методов обучения. Справочно-информационный блок Одной из сторон, характеризующей профессионализм и педагогическое мастерство учителя технологии, является знание им методов обучения и умение отбора этих методов для проведения конкретных занятий. Метолы обучения — это характер взаимодействия педагога и обучаемых. Поэтому правомерно рассмотреть их с двух сторон: и как методы преподавания — со стороны педагога, и как методы учения — со стороны обучаемых. Деятельность ученика в процессе обучения в основном и планируется как отражение деятельности учителя. Она может носить репродуктивный или продуктивный характер, причем в первом случае самостоятельность ученика незначительна. Во втором случае от учащегося требуется самостоятельное приобретение, добывание знаний и умений. Такой подход к обучению часто называют проблемным. При проблемном обучении воспитывается творческая активность учащихся, прививается умение самостоятельной подготовки и решения жизненно важных практических и теоретических задач. Единой классификации методов обучения в педагогике нет. При выборе методов обучения необходимо помнить, что каждый из них имеет свои сильные и слабые стороны и может быть применим в определенных конкретных условиях. Нет универсальных методов. Речь может идти о правильном и умелом сочетании методов обучения в зависимости от поставленных учебных задач. Варианты записи методов обучения в планах-конспектах уроков технологии приведены в разделе 8.2. Выбор методов в общем случае определяется: • принципами обучения; • целями и задачами обучения; •содержанием предмета вообще и конкретной темы, раздела — в частности; • учебными возможностями школьников (возраст, степень развития и т.п.); • возможностями учебно-материальной базы, применяемой системы трудового (производственного) обучения; • возможностями самого учителя, его личностными качествами, опытностью и т.п. Умение подобрать оптимальный (для данного случая) метод (или их сочетание) значительно повышает качество учебно-воспитательного процесса, позволяет учителю гарантированно достигать поставленной цели. Задание Для избранного занятия (см. лабораторно-практическую работу № 4) подобрать и продумать целесообразность методов решения основных задач, намеченных к реализации на уроке. Порядок выполнения работы Предварительно (исходя из опыта и здравого смысла) определите методы, которые будут применены на уроке. Проверьте правильность выбора, используя приведенную ниже «Примерную алгоритм-схему проверки целесообразности выбираемого метода». 1. Какой путь к решению данной задачи целесообразнее: индуктивный или дедуктивный? 2. Обеспечивает ли выбранный метод проблемную постановку 3. Каков возможный уровень проблемы? Соответствует ли он
4. Имеются ли в наличии средства, необходимые для достижения решения данным способом? 5. Насколько деятельность учащихся будет самостоятельной? 6. Насколько характер деятельности учащихся будет продуктивным? 7. Согласуется ли с данным методом выбранная форма организации труда учащихся для успешного решения задачи? 8. Будет ли обеспечен само- и взаимоконтроль учащихся? 9. Возможны ли другие сочетания видов деятельности учеников и 10. Будет ли стимулироваться творческая активность учащихся 11.Достаточно ли учебного времени при использовании данного метода? Рационально ли оно используется? 12. Какие вспомогательные методы могут быть применены для повышения продуктивности познавательно-практической деятельности учащихся? После выполнения проверки записать обоснованные методы для проведения занятий в план своего урока. Сдать полностью оформленный план-конспект после занятия по лабораторно-практиче-ской работе № 8. Литература: [21, 22, 26, 35, 50]. ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 8 ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К УРОКУ. ТЕКУЩЕЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ. СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА-КОНСПЕКТА УРОКА Цели работы: • получение первоначальных умений определения структуры занятия; • ознакомление с порядком составления плана-конспекта урока. Справочно-информационный блок Успешность обучения зависит не только от методов обучения, как бы осознанно и продуманно они не подбирались учителем. В значительной степени на достижение результата влияет функционирование различных форм деятельности учителя и учащихся на уроке. А все формы взаимодействия на занятиях технологии отражены в структуре комбинированного урока — наиболее распространенного типа урока, лежащего в основе конструкции всех остальных типов уроков. Все чаще в научной и методической литературе упоминают о разновидности комбинированного урока, названного синтетическим. В учебнике «Педагогика школы» под ре-
Академик М. И. Махмутов выделил главную сущностную черту синтетического урока — в его основе лежит чаще всего самостоятельная поисковая деятельность учащихся. Это обстоятельство в полной мере характерно для занятий по технологии с использованием проектно-творческого метода обучения, а поэтому должно быть отражено в составлении планов уроков, т.е. при текущем планировании своей работы. Вместе с тем ряд ученых (Ю. А, Конаржевский, И. Ф. Харламов и др.), рассматривая все типы уроков, полагают, что все они ни что иное, как различные структурные сочетания этапов комбинированного урока. Естественно, у каждого типа урока имеются различия по его построению, поэтому ниже приведена структура занятия по трудовому обучению для общего случая. 1. Организационно-подготовительная часть: а) контроль посещаемости и подготовки к уроку; б) раздача инструментов и заготовок или (при необходимости) в) здесь же могут быть доведены до школьников порядок работы, ход урока и т.п. 2. Теоретическая часть: а) подготовка учащихся к самостоятельному усвоению новых б) обобщение изученного материала, разъяснение нового мате в) контроль теоретического усвоения учащимися нового мате 3. Практическая часть: а) вводное инструктирование учащихся, выдача заданий; б) обобщение и анализ ошибок, допущенных на прошлых занятиях, установление причин и путей их устранения; в) формирование умений и навыков учащихся в процессе самостоятельной работы под контролем и наблюдением преподавателя: г) текущее инструктирование (целевые обходы), контроль понимания учащимися нового материала. 4. Организационно-заключительная часть: а) опенка результатов работы учащихся, заключительный инструктаж, подведение итогов урока; б) установка на следующее занятие; в) уборка рабочих мест и мастерской. План урока удобнее составлять на отдельных листах. На первом — тема, цели (обучающая, воспитательная, развивающая, проф-ориентационная), методы проведения, материальное обеспечение и т.д. На втором — ход урока с указанием этапов, решаемых вопросов, проблемных и поисковых ситуаций и т. п. Третий лист — только для краткого конспекта, который дается учащимся для записи на уроке. Времени на длительное конспектирование не выделяется, поэтому сжатости и продуманности таких записей учитель должен уделять достаточно внимания. При этом может оставляться место для рисунков, схем и др., что может быть перенесено на домашнее задание. В зависимости от опыта запись этапов и элементов урока может быть более или менее подробной. Канонизированной формы планов урока нет, но при разнообразии форм план-конспект урока обязательно должен отражать тему, цель, оснащение, ход. Наличие плана перед началом занятия — обязательное и непременное условие работы учителя технологии. Задание 1. Определить структуру одного из уроков по материалам, по 2. Получить представление о составлении плана-конспекта урока. Порядок выполнения работы 1. Установить дату проведения, класс, номер урока. 2. Уточнить тему, цели и основные задачи занятия. 3. Уточнить тип и структуру урока. 4. Определить основные этапы, наметить методы их проведения. 5. Произвести предварительное распределение времени по этапам (время, необходимое для выполнения изделия учащимися, 6. Уточнить материально-техническое и дидактическое оснащение урока. 7. Продумать и кратко записать содержание каждого этапа занятия и провести проверку нормирования этапов урока. Если желаемая план-структура не может быть реализована за 80 мин, то, а) пересмотреть содержание каждого этапа с целью изыскания резервов времени — возможно, этапы можно уплотнить;
б) провести перегруппировку или разбивку отдельных этапов на в) подобрать для проведения того или иного этапа более эффективный метод или технологический прием. 8. Расписывается ход урока с указанием всех конкретных моментов (вопросы для повторения, краткое содержание плана-объяснения, целевые обходы, предупреждение типичных ошибок и т.п.). 9. Окончательно оформленный план-конспект должен быть готов до начала выполнения лабораторно-практической работы № 9. Литература: [IS, 22, 23, 26, 35, 45, 50]. ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА N9 9 СОСТАВЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ И ИНСТРУКЦИОННЫХ КАРТ НА ИЗГОТОВЛЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ, УЗЛОВ И ИХ ЭЛЕМЕНТОВ. РАЗРАБОТКА КАРТОЧЕК-ЗАДАНИЙ Цели работы: • получение практических навыков составления учебной технологической документации; • формирование системы инженерных знаний у будущего учи Date: 2016-05-24; view: 1233; Нарушение авторских прав |