Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технологической культуры





Образовательная область «Технология» заняла в новом учебном плане отечественной школы место, которое раньше отводилось предмету «Трудовое обучение». Но это не простая подмена, подре­тушированная некоторыми изменениями. Главная суть преобразо­вания — в объективных требованиях, обусловливающих необходи­мость разработки новых подходов к трудовой и технологической подготовке молодежи. Эти объективные требования вызваны из­менениями в мировом общественном производстве в связи с по­явлением новых технологий во всех сферах деятельности человека. Высокие технологии в промышленности, принципиально новые подходы к сельхозпроизводству, появление информационного мира резко меняют функции человека. Главными в современном произ­водстве становятся работа с новой информацией, черпаемой из единого мирового информационного пространства, и творческие решения постоянно возникающих производственных задач. Сегод­ня очевидно, что лидерами мирового развития становятся страны, поставившие целью и способные обеспечить высокий уровень об­разованности своего народа, гуманитарной, естественной и тех­нологической культуры молодежи, ведущую роль науки как сози­дательной силы общества. По существу, в обеспечении националь­ной безопасности ключевая роль отводится образовательной си­стеме как основе решения глобальных проблем, стоящих перед современной цивилизацией: экологией, энергетикой, информа­цией, развитием межнациональных отношений.

Само понятие «технология», введенное в название нового учеб­ного предмета, несет совершенно иное содержание, чем прежде (представление о способах получения и преобразования сырья, материалов и т.д.). Современное применение понятия «техноло­гия» охватывает как материальный, так и социальный, духовный аспекты человеческой деятельности, тесно взаимосвязанные меж­ду собой. Авторы «Концепции формирования технологической куль-


туры молодежи в общеобразовательной школе» (П.Р.Атутов, О.А.Кожина, В.П.Овечкин, В.Д.Симоненко, Ю.Л.Хотунцев) определяют технологию как область знаний, методов и средств, ис­пользуемых для оптимального преобразования и применения материи (материалов), энергии и информации по плану и в интересах челове­ка, общества, окружающей среды. Изучение средств и методов этих преобразований направлено в конечном счете на развитие лично­сти, ее преобразующего мышления.

Человечество подошло к черте, когда деятельность оценивается прежде всего по ее социальным, экологическим, экономическим и другим последствиям.

Для подобных комплексных подходов к выбору способа дея­тельности, для реализации именно такого, а не прежнего техно­кратического решения требуется иная идеология, другой взгляд на порядок вещей, если угодно — отличающееся мышление. Вот по­чему, не отвергая в принципе той базы, которую создала на осно­ве политехнического принципа прежняя система трудовой подго­товки, образовательная область «Технология» вносит целый ряд принципиальных новаций. Назовем их.

1. «Технология» как образовательная область синтезирует зна­ния математики, физики, химии, биологии, других научных дис­циплин. Но они, эти знания, рассматриваются как фактор разви­тия промышленности, энергетики, связи, сельского хозяйства,
транспорта и других сфер деятельности человека. Показ востребо­ванности этих знаний, их применяемости при трудовой деятель­ности очень важен: школьники проникаются пониманием значе­ния качества собственной подготовки.

2. Одной из задач обучения становится формирование творчески
думающей, активно действующей и легко адаптирующейся лич­ности. При этом, возможно, впервые в истории отечественной
школы, прямо заявляется, что эта задача перекладывается на са­мих школьников. Они должны осознать ответственность за собствен­ную подготовку к будущей жизни, за успешность самоопределе­ния в ней.

3. Когда ученик начинает понимать, где, как и почему исполь­зуемые им знания составляют требуемое целое, когда он ощущает
способность понять, проанализировать и интерпретировать факты
в области экономики и производства, у него появляются качества
активного участника процесса познания. Это уже не объект, пас­сивно воспринимающий информацию (что чаще всего имело мес­
то в традиционной системе трудовой подготовки), а индивидуум,
способный планировать и осуществлять свою деятельность в на­
правлении наивысшего личного результата, соответствующего его
потенциальным возможностям.

4. Принципиален подход к системе обучения: не узко-предмет­ный, а интегративно ориентированный, проектно-созидательный.


 


При этом включение учащихся в процессы проектирования, кон-структирования и моделирования, реализации проекта с последу­ющей оценкой достигнутого результата деятельности становится обязательным фактором взаимодействия учителя и учеников. Проектно-творческий метод следует рассматривать как основной свя­зующий элемент программы, ее сердцевину.

Таким образом, формирование технологической культуры пред­полагает сознательное овладение системой методов и средств пре­образовательной деятельности по созданию материальных и ду­ховных ценностей. Оно предусматривает изучение современных и перспективных энерго- и материалосберегающих, безотходных тех­нологий преобразования материалов, энергии и информации в сферах производства и услуг с использованием ЭВМ, учет соци­альных и экологических последствий применения принятой тех­нологии, использование психологии общения и культуры челове­ческих отношений в повседневной деятельности, определение потребностей в конкретной продукции и возможностей ее реали­зации. Тогда понятие «подготовка школьников к будущей самосто­ятельной трудовой жизни» приобретает требуемое наполнение и становится ясной стратегия единого образовательного простран­ства, ее нацеленность.

Date: 2016-05-24; view: 1385; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию