Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Примечание Б: Схематический очерк системы типов в теории действия
В данной главе и на протяжении всей работы используется довольно сложная классификация типов теоретических систем в области действия. Для того чтобы помочь читателю более ясно представить себе связь отдельных типов друг с другом, по-видимому, лучше всего дать здесь схематическое изложение этой классификации. Вероятно, удобнее всего придать различным концептуальным элементам некоторые произвольно выбранные символы, так чтобы можно было совершенно недвусмысленно выражать соответствующими формулами, какие элементы включены в теоретическую систему данного типа, а какие в ней отсутствуют. Это примечание написано не для того, чтобы его «читать», а для того, чтобы можно было пользоваться им как справочным материалом, если в основном тексте встретится затруднение, связанное с уяснением значения или взаимосвязей различных терминов, применяемых в теориях, типы которых здесь нами рассматриваются. Это тем более необходимо, так как данная классификация и терминология, используемая для ее описания, в литературе до сих пор не применялись и, следовательно, не могут быть известны читателю. Мы стремились выбирать термины, которые не отклонялись бы больше, чем это необходимо, от установившегося в литературе словоупотребления, но в таком случае, как данный, где различения, сделанные нами, сами по себе не являются общепринятыми, часто бывает невозможно найти термины, точное значение которых было бы понятно без пояснений. Перед нами классификация подтипов теории действия. Под теорией действия здесь понимается любая теория, эмпирическим рефреном которой является конкретная система, которую можно рассматривать как состоящую из единиц, названных в нашей работе «единичными актами». В единичный акт включаются как минимум следующие характеристики: (1) цель; (2) ситуация, разлагаемая, в свою очередь, на следующие составные части: (а) средства и (б) условия; и, наконец, (3) некоторый нормативный стандарт выбора, в соответствии с которым цель связывается с ситуацией. Очевидно, что эти категории имеют смысл только в таких терминах, которые включают в себя субъективную точку зрения, т.е. точку зрения актора. Теория, которая, подобно бихевиоризму, занимается рассмотрением человеческих существ в терминах, исключающих этот субъективный аспект, не может быть теорией действия в том смысле, как она понимается здесь. Примем, что А — единичный акт. Единственный акт состоит из следующих элементов. S — ситуация. Ситуация, если ее рассматривать непосредственно в ее связи с действием, может включать в себя: С — условия, М — средства, i — нормативные или идеальные элементы, ie — символические выражения нормативных или идеальных элементов. Если анализировать субъективный аспект действия согласно методологическим критериям науки, ситуация и ее элементы могут субъективно представляться как Т — научно обоснованное знание, которым обладает актор. Оно, в свою очередь, содержит: F — констатацию верифицируемых фактов, L — логически правильные дедукции из F, t — элементы, которые в терминах знания, имеющегося у наблюдателя, могут быть объявлены подлежащими правильному научному определению, но на самом деле являются отклонениями от научного стандарта — их можно назвать ненаучными элементами. К последним относятся: f— утверждения, ошибочно принимаемые за факты, 1 — логически ошибочные выводы, 'g — невежественность, т.е. элементы, выявляемые объективно, но субъективно не обнаруживаемые, г — элементы, варьирующиеся произвольно относительно элементов, сформулированных как Т и t. Далее, кроме Т, в субъективном аспекте действия существуют: Е — цель (определение цели см. в предыдущем примечании) и N — стандарт выбора, связывающий Е и S. Примем, что Z — это система действия. Rel — элементарные отношения единичных актов в системе, т.е. отношения, которые в той мере, в какой система описывается в координатах действия, логически вытекают из понятия системы, содержащей множество таких единиц. Ri — отношения, проявляющиеся в системах такой степени сложности, что единичные акты в них группируются, образуя одну или множество более широких, организованных единиц на уровне актора (индивида), но еще не обладающих свойствами, вытекающими из отношений этих индивидов друг с другом. Re — отношения, возникающие на основе связей индивидов как членов социальных групп, «коллективов». Тогда наиболее общая формула для системы действия будет: А = S (М, проявляющиеся в T,t,r + С, проявляющиеся в T,t,r + ie, проявляющиеся в T,t,r) + Е + N (определенные через T,t,r,i или ie) + г (в другой роли, нежели та, где они являются одним из проявлений S; эта роль обозначается как ir). Общая формула, таким образом, будет выглядеть так: Z = (А, + А2 + Аз... + Ап) + Rel + R + Rc За исключением волюнтаристической теории действия, которая возникает из анализа, предпринятого в данной работе, все системы, которые нас здесь интересуют, характеризуются одним или более ограничениями, которые имплицитно или эксплицитно урезывают эту общую формулу. Эти ограничения, заключающиеся в отрицании роли некоторых элементов, здесь выраженных символами, могут производиться либо в анализе единичного акта, либо связей единиц в системе, либо того и другого вместе. Date: 2016-05-14; view: 331; Нарушение авторских прав |